Нитйа-дхарма о самбандхабхидхея прайоджана прамана-вичара о прамея арамбха — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Нитйа-дхарма о самбандхабхидхея прайоджана прамана-вичара о прамея арамбха

2022-09-01 31
Нитйа-дхарма о самбандхабхидхея прайоджана прамана-вичара о прамея арамбха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Наступил поздний вечер следующего дня — время, называемое го-дхули. В этот час, когда воздух Шри Навадвипы становится тяжелым от пыли, поднятой копытами коров, возвращающихся с пастбищ, Враджанатх, войдя во двор Шривасангама, сел на возвышение, расположенное у подножия дерева бакула, и стал ждать, когда почтенный Бабаджи Махарадж закончит свои вечерние обязанности и явит ему свой даршан.

Следуя настроению своего сердца, святой бабаджи с родительской любовью и теплотой (ватсалья-бхавой) думал о Враджанатхе и тоже ожидал встречи с ним. Услышав едва различимые звуки за стеной своей хижины, бабаджи быстро вышел во двор и, увидев Враджанатха под деревом бакула, радостно заключил его в свои теплые отцовские обьятия. Взяв Враджанатха за руку, бабаджи провел его в глубину двора. Там, в зарослях жасмина, чьи гибкие ветви сплетались в уютную и прохладную беседку, располагалась его скромное жилище. Бабаджи усадил гостя на подушку и сам опустился рядом с ним.

Поместив крупицы пыли, которой коснулись стопы святого бабаджи, себе на голову, Враджанатх почувствовал себя благословленным. Сложив ладони, он смиренно сказал: «О великая душа, вчера ты обещал наставить меня в возвышенных принципах «Даша-мулы», в которых заключена сама суть учения Нимай Пандита. Сегодня я пришел, чтобы у твоих стоп выслушать объяснения. Будь же милостив, открой мне это сокровенное знание».

Когда Бабаджи Махашая услышал просьбу, достойную серьезного ученика сердце его наполнилось радостью. С готовностью он ответил: «Мой дорогой сын, я объясню тебе «Даша-мула». Сегодня мы обсудим первый, вводный стих, в котором в сжатой форме описаны десять онтологических истин. Поскольку ты образованный человек, тебе не составит труда понять смысл этой шлоки:

амнайах праха таттвам харим иха парамам сарва-шактим расабдхим
тад-бхиннамшамш ча дживан пракритикавалитам тад-вимуктамш ча бхавад
бхедабхеда-пракашам сакалам апи харех садханам шуддха-бхактим
садхйам тад-притим эветй упадишати джанан гаурачандрах свайам сах

«Амная — это учение Вед, которое нисходит через гуру-парампару.

1. Прамана — это авторитетное свидетельство истинности того или иного утверждения, опирающееся на авторитет шрути (Вед и Упанишад) и смритишастр, таких, как «Шримад-Бхагаватам». Праманой также может быть пратьякша — свидетельство, получаемое в виде прямого восприятия таттвы очищенными трансцендентными чувствами (духовного опыта), которое есть божественное откровение, доступное тем, кто строго следует руководству Вед. Итак, эта прамана, выступая в качестве первого положения Даша-мулы, утверждает следующие девять фундаментальных истин:

2. Хари — единственный Всевышний Господь, Верховная Абсолютная Истина (парама-таттва).

3. Он — повелитель безграничных разнообразных непостижимых энергий (сарва-шактиман).

4. Он — океан полных сладостного нектара божественных настроений любовной преданности (акхила-расамрита-синдху).

5. Все освобожденные (мукта) и обусловленные (баддха) дживы есть Его неотъемлемые частицы, вечно существующие как отдельные индивидуумы (вибхинамша-таттва).

6. Обусловленные души (баддха-дживы) — это дживы, которые попали во власть материальной энергии, и будучи пограничной энергией Господа, казалось бы, утратили свою независимость.

7. Освобожденные души (мукта-дживы) — это дживы, которые избежали чар материальной энергии или же освободились от ее влияния.

8. Вся вселенная, состоящая из обладающих сознанием живых существ (чит) и бесчувственной материи (ачит) есть непостижимое проявление энергий Шри Хари, которые одновременно едины с Ним и отличны от Него (ачинтья-бхедабхеда-пракаша).

9. Чистое преданное служение (шуддха-бхакти) есть единственный верный способ обретения духовного совершенства (садхана) для живого существа.

10. Трансцендентная любовь и преданность Шри Кришне (кришна-прити) есть высшая и единственная цель жизни дживы (садхья-васту)».

Сваям Бхагаван Шри Гаурангадев посвятил всех верующих людей мира в тайну этих десяти аспектов Абсолютной Истины. Первое из этих положений называется прамана-таттва, а остальные — прамея-таттва. В первую очередь тебе необходимо понять смысл и значение слов прамана и прамея. Термин прамея указывает на то или иное философское положение, которое необходимо утвердить, а термин прамана означает «авторитетное свидетельство, которое должно стать опорой для обоснования прамеи». В только что приведенном мной стихе в сжатой форме изложена вся «Даша-мула». Следующая шлока является первым стихом «Даша-мула», и она раскрывает первое из десяти ее положений, т.е. представляет авторитетное свидетельство истины, содержащееся в ведической литературе (амная или прамана-таттва). Шлоки со второй по восьмую описывают самбандха-таттву; шлока девятая описывает абхидхеятаттву, которая является методом (садхана), с помощью которого джива может достичь высшей цели; шлока десятая описывает прайоджана-таттву — высшую цель жизни (садхья) дживы».

Выслушав вводный стих и его объяснение из уст бабаджи, Враджанатх сказал: «О Бабаджи Махараджа, сейчас у меня нет вопросов к тебе. Пожалуйста, произнеси первый стих, и если в моем уме возникнут какие-либо сомнения или вопросы, я обращу их к тебе».

Бабаджи одобрительно кивнул: «Хорошо. Слушай же внимательно первый стих:

сватах-сиддхо ведо хари-дайита-ведхах-прабхрититах
праманам сат-праптам прамити-вишайан тан нава-видхан
таттха пратйакшади-прамити-сахитам садхайати нах
на йуктис таркакхйа правишати татха шакти-рахита

Даша-мула 1

«Самоочевидные Веды, которые низошли в этот мир из мира духа через посредство гуру-парампары (ученической преемственности) и были сохранены и переданы человечеству в наставлениях святых махаджан (Брахмаджи и его преемников в шуддха-вайшнава-сампрадае, уполномоченных милостью Бхагавана), известны как амная-вакья. Амная-вайкья призвана утвердить истинность девяти философских положений (нава-прамея-таттва). Пратьякша — непосредственное чувственное восприятие, также может использоваться для достижения той же цели и считается авторитетной праманой, но только в том случае, если она применяется в строгом соответствии с принципом методологии Вед. Что же касается размышлений, опирающихся на мирскою логику (тарка), то их всегда следует считать несовершенными и недостаточными инструментами для постижения трансцендентных истин. Абстрактные философские рассуждения (анумана) не могут помочь человеку в его стремлении прикоснуться к непостижимым категориям духа».

Враджанатх: «Содержат ли Веды свидетельство того, что Брахмаджи передал трансцендентное наставление (шикша) своим последователям в ученической преемственности (гуру-парампара)?»

Бабаджи: «Да, такое свидетельство существует. В «Мундака-упанишаде» (1.1.1) говорится:

брахма деванам пратхамах самбабхува
вишвасйа картта бхуванасйа гопта
са брахма-видйам сарва-видйа-пратиштхам
атхарвайа джйештха-путрайа праха

«Господь Брахма, создатель материальной Вселенной и тот, кто поддерживает все три мира, есть ади-девата, первый из полубогов. На заре творения Брахмаджи наставил своего старшего сына Атхарву в возвышенных принципах науки о Брахмане (брахма-видья). Эта наука является основой и источником всего знания».

Далее, «Мундака-упанишад» (1.2.13) говорит:

йенакшарам пурушам веда сатйам
провача там таттвато брахма-видйам

«Брахма-видья — это знание, посредством которого джива обретает божественное откровение, позволяющее ей познать истинную природу Парабрахмана — вечной Верховной Личности, Пурушоттамы».

Враджанатх: «Существует ли свидетельство того, что великие риши, составившие смрити-шастры, представили миру правильное толкование Вед?»

Бабаджи: «Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам» (11.14.3), который является драгоценной жемчужиной в короне ведической литературы:

шри бхагаван увача

калена нашта пралайе ванийам веда-самджнита
майадау брахмане прокта дхармо йасйам мад-атмаках
тена прокта сва-путрайа манаве пурва-джайа са
тато бхригв-адайо ’грихнан сапта брахма-махаршайах

«Верховный Господь сказал: «В момент разрушения Вселенной Веды, содержащие наставления о бхагавата-дхарме, были утрачены. Это произошло по воле калы — непреодолимой силы времени. В следующем цикле творения (в начале очередной брахма-кальпы) Я передал те же, неотличные от Меня Самого, поучения Вед Брахме. Брахмаджи передал наставления Вед своему сыну Ману, а Ману в свою очередь передал науку брахма-видьи семи великим мудрецам (сапта-брахма-риши) во главе с Бхригу Муни».

Враджанатх: «Чем обусловлена необходимость существования сампрадаи (ученической преемственности)?»

Бабаджи: «В большинстве своем люди этого мира, обманутые проповедями учителей философии майявады и других форм имперсонализма, оставили принципы истинной религии и слепо следуют по неблагоприятному пути, лишенному бхакти. Если бы в такой ситуации шуддха-вайшнавы, исповедующие шуддха-вайшнава-дхарму, свободную от скверны имперсонализма, не имели бы своей сампрадаи, какова была бы участь этих несчастных людей, и где бы они смогли обрести общение с чистыми преданными Господа (сат-сангу)? Поэтому в «Падма-пуране» говорится:

сампрадайа-вихина йе мантрас те випхала матах
шри-брахма-рудра-санака ваишнавах кшити-паванах

«Вайшнавы-ачарьи четырех сампрадай, а именно: Шри Рамануджачарья в Шри-сампрадае, Шри Мадхвачарья в Брахма-сампрадае, Вишнусвами в Рудра-сампрадае и Нимбадитья в Чатухсана-сампрадае, очищают своим присутствием всю Вселенную. Никакие мантры, кроме тех, что получены в процессе духовного посвящения (дикши) от учителей этих сампрадай, не принесут желанного плода».

Из четырех вышеперечисленных сампрадай Брахма-сампрадая самая древняя. Преемственность учителей, составляющая ее основу, была начата в момент творения и продолжается до сегодняшнего дня. Эти четыре вайшнавасампрадаи, строго следующие принципам гуру-парампары, передают в неизменном виде знание, содержащееся в Ведах, «Веданте», Ведангах и всей теистической литературе, находящейся в гармонии с божественной шрути. Они являются гарантом того, что изначальное знание не остается неизменным, не было добавлений или искажений. Поэтому несмотря на то, что истоки брахмавидьи уходят в незапамятные времена, не должно быть никаких сомнений в аутентичности священных писаний, на которых основываются эти авторитетные традиции. Сампрадая есть несомненно прекрасная и абсолютно необходимая для человечества форма сохранения и передачи трансцендентного знания. По этой причине система сат-сампрадаи существует в этом мире, и все великие мудрецы и святые с древних времен разделяют ее возвышенные принципы устройства и методологии, сами становясь ее участниками и приверженцами».

Враджанатх: «Существуют ли списки имен всех ачарьев, становившихся звеньями в ученических преемственностях на протяжении всей истории существования четырех сампрадай?»

Бабаджи: «Сохранились имена только наиболее значимых ачарьев, которые появлялись в различные периоды истории и вносили наибольший вклад в развитие сампрадаи. Их имена мы и можем видеть в известных нам списках.

Враджанатх: «Я хотел бы услышать имена ачарьев гуру-парампары Брахма-сампрадаи».

Бабаджи: «Хорошо, слушай:

пара-вйомешварасйасич чхишйо брахма джагат-патих
тасйа шишйо нарадо ’бхуд вйасас тасйапа шишйатам

«Повелитель вселенной Господь Брахма — непосредственный ученик Всевышнего Господа Парамешвары Шри Нараяны, Нарададжи — ученик Брахмаджи. Шри Вьясадева принял своим учителем Шри Нараду.

шуко вйасасйа шишйатвам прапто гйанавародханат
вйасал лабдхо кришна-дикшо мадхавачарйо махайашах

Шри Шукадева-джи стал учеником Шри Вьясадевы для того, чтобы остановить распространение имперсонального знания (нирвишеша-гьяны). Прославленный Мадхвачарья получил кришна-дикшу от Шри Вьясадевы. Нарахари стал учеником Шри Мадхавы.

тасйа шишйо нарахарис тач-чхишйо мадхаво двиджах
акшобхйас тасйа шишйо ’бхут тач-чхшйо джайатиртхаках

Мадхава-двиджа принял посвящение у Нарахари. Учеником Мадхавадвиджи стал Акшобхья, а Акшобхья принял в ученики Джаятиртху.

тасйа шишйо гйанасиндхус тасйа шишйо маханидхих
видйанидхис тасйа шишйо раджендрас тасйа севаках

Учеником Джаятиртхи стал Гьянасиндху. Гьянасиндху был учителем Даянидхи (Маханидхи). Видьянидхи стал учеником Маханидхи, а Раджендра — учеником Видьянидхи.

джайадхармо мунис тасйа шишйо йад-гана-мадхйатах
шримад-вишнупури йас ту бхакти-ратнавали критих

Учеником Раджендры был Джаядхарма-муни, одним из учеников которого, был Шри Вишну Пури — видный ачарья и автор «Бхакти-ратнавали».

джайадхармасйа шишйо ’бхуд брахманйах пурушоттамах
вйаса-тиртхас тасйа шишйо йаш чакре вишну-самхитам

Учеником Джаядхарма-муни был Брахманья Пурушоттама. Учеником Пурушоттамы стал Вьясатиртха, автор «Вишну-самхиты».

шримал-лакшмипатис тасйа шишйо бхакти-расашрайах
тасйа шишйо мадхавендро йад-дхармо ’йам правартитах

Учеником Вьясатиртхи стал Лакшмипати Тиртха. Великий Шрила Мадхавендра Пури, обитель бхакти-расы и проповедник религии бхакти, принял Лакшмипати Тиртху своим учителем. Так следует понимать ученическую преемственность, идущую от Господа Брахмы (Брахма-сампрадаю)».

Враджанатх: «В первой шлоке «Даша-мулы» утверждается, что Веды являются высшим и единственным авторитетным свидетельством (праманой), тогда как другие праманы, такие как пратьякша (непосредственное чувственное восприятие), принимаются в качестве свидетельства только в том случае, если следуют методологии Вед. Однако философские школы ньяя и санкхья принимают и другие виды авторитетных свидетельств. Знатоки Пуран принимают восемь видов праман: 1) непосредственное восприятие (пратьякша); 2) логические умозаключения, основанные на чувственном опыте (анумана); 3) сравнение или аналогия (упамана); 4) богооткровенное знание (шабда); 5) традиционное представление (аитихия); 6) случайное доказательство (артхапатти);

7) гипотеза (самбхава) и 8) понимание сути предмета на основе факта его отсутствия или невозможности его восприятия с помощью чувств (анупалабдхи). Почему же существует так много категорий праман и почему «Даша-мула» считает некоторые виды свидетельств более ценными, чем остальные? Если пратьякшу и ануману нельзя считать авторитетными свидетельствами, т.е. совершенными праманами, не зависящими от каких-либо других свидетельств, тогда какой вид знания достижим с их помощью? Пожалуйста, объясни мне, как человек может обрести истинное знание?»

Бабаджи: «Непосредственное восприятие (пратьякша) и другие виды праман находятся в зависимости от материальных чувств и информации, которую можно получить с их помощью. Чувства баддха-дживы всегда подвержены четырем недостаткам: 1) обусловленная душа находится в иллюзии (бхрама);

2) она склонна совершать ошибки (прамада); 3) она вольно или невольно обманывает других (випралипса); 4) ее чувства несовершенны и ограничены (каранапатава). Как же человек, при всех этих недостатках, сможет обрести истинное знание, если будет полагаться только на собственные силы?

В чистых сердцах великих святых и мудрецов, погруженных в самадхи бхакти-йоги, полностью независимый обладатель всех энергий, Бхагаван Шри Кришна, являет Себя в форме трансцендентного знания (Веда). Это знание абсолютно чистое, совершенное и, вследствие своей самоявленной природы, не требует никаких дополнительных свидетельств или доказательств».

Враджанатх: «Пожалуйста, помоги мне более ясно понять упомянутые тобой термины: бхрама, прамада, випралипса и каранапатава. Что собой представляют эти четыре недостатка обусловленной души?»

Бабаджи: «1. Бхрама (иллюзия) означает ложное восприятие баддха-дживой окружающего ее мира. Несовершенные чувства, приходя в соприкосновение с чувственными объектами, становятся источником искаженного знания и ложного опыта. К примеру, в жаркий солнечный день лучи Солнца, отражаясь в пустыне от раскаленного песка, создают в горячем воздухе иллюзорную картину (мираж), которую легко принять за действительность. Взору уставшего путника может предстать прохладный оазис и источник воды, но все, увиденное им будет несуществующей иллюзией.

2. Материальный интеллект обусловленной души всегда ограничен; если баддха-джива пытается понять безграничную Абсолютную Истину (пара-таттва), она не может избежать ошибок. Эта склонность совершать ошибки называется прамада. Пример тому — размышления человека, который, опираясь на материальный интеллект, ограниченный пространством и временем, пытается понять, каким образом Верховная Личность, Всевышний Господь, смог создать материальный мир, обладающий теми же простанственно-временными характеристикам.

3. Склонность обманывать других называется випралипса. Випралипса рождается из сомнений, характерных для баддха-дживы, не позволяющих ей уверовать во всемогущество непостижимых энергий Господа.

4. Четвертый недостаток, каранапатава, означает, что чувства обусловленной души являются несовершенными инструментами для обретения трансцендентного знания. По этой причине джива, если полагается только на собственные силы, будет на каждом шагу совершать ошибки. К примеру, неожиданно увидев какой-либо объект, мы можем перепутать его с другим и придти к неправильному умозаключению».

Враджанатх: «Следует ли из этого вывод, что пратьякша и другие праманы не имеют ценности в качестве авторитетных свидетельств?»

Бабаджи: «Подумай сам — сможем ли мы получить знание об этом мире каким-либо способом, кроме как посредством чувственного восприятия (пратьякша), рассуждений (анумана) и других названных тобой праман? Очевидно, что у нас нет для этого иных методов. Однако все эти виды свидетельств имеют ограниченную ценность, поскольку они бессильны помочь нам в осознании трансцендентных истин. Опираясь на эти праманы, невозможно прикоснуться к духовному миру (чит-джагат) или обрести какое-либо знание о нем. Вследствие этого Веды, несомненно, являются единственным авторитетным свидетельством, высшей праманой, источником знания о мире духа. Пратьякша, анумана и другие виды праман имеют ценность только в том случае, если следуют методологии Вед. В противном случае знание, обретаемое с их помощью, должно быть отвергнуто. Самоочевидные Веды являются единственным авторитетным свидетельством, а пратьякша и другие праманы должны считаться вспомогательными и зависящими от Вед».

Враджанатх: «Что ты можешь сказать о «Бхагавад-гите», «Шримад-Бхагаватам» и других подобных писаниях? Являются ли они авторитетными источниками знания?»

Бабаджи: ««Бхагавад-гита» была произнесена Верховным Господом. Она известна как «Гита-упанишад» и в этом качестве также считается Ведой. Аналогично этому, «Даша-мула» — бхагавата-вани, слова Всевышнего, поскольку она содержит в себе наставления Шри Чайтаньи Махапрабху, неотличные от Вед.

«Шримад-Бхагаватам» можно назвать антологией трансцендентных истин; он — прамана-широмани, «драгоценный камень в короне всех авторитетных свидетельств», поскольку содержит в себе глубинное значение Вед. Наставления различных священных писаний (смрити-шастр) считаются авторитетными свидетельствами только в том случае, если следуют учению Вед.

Слово тантра происходит от глагольного корня тан (расширять); поэтому тантра-шастры также принято считать источниками знания. Все тантрашастры делятся на три категории: 1) предназначенные для людей, находящихся в гуне добродетели (саттвика); 2) предназначенные для людей, находящихся в гуне страсти (раджасика); 3) предназначенные для людей, находящихся в гуне невежества (тамасика). Относящиеся к первой категории (саттвика)

«Панчаратра» шастра и подобные ей писания принадлежат к числу авторитетных свидетельств, поскольку содержат в себе эзотерический смысл Вед.

Враджанатх: «Ведическая литература очень обширна. Какие из книг, относящихся к традиции Вед, могут быть признаны авторитетным свидетельством, а какие нет?»

Бабаджи: «Несмотря на совершенный характер Вед, на протяжении человеческой истории многие беспринципные, нечестные люди в корыстных интересах добавили новые мантры, главы и мандалы (разделы) к изначальному своду Вед. Те части ведической литературы, которые позже были добавлены таким образом, называются пракрипта, и они не могут быть приняты в качестве авторитетных свидетельств. Неправильно думать, что любая часть Вед является аутентичным источником знаний. Только те грантхи, которые признаны в качестве сат-праманы ачарьями сат-сампрадаи, могут быть приняты в качестве авторитетного свидетельства. Они — истинная Веда, а все изменения и добавления должны быть отвергнуты».

Враджанатх: «Пожалуйста, назови те книги, авторитет которых принимают ачарьи сат-сампрадаи».

Бабаджи: «Ачарьи признают в качестве сат-праманы одиннадцать саттвика-упанишад: «Иша», «Кена», «Катха», «Прашна», «Мундака», «Мандукья»,

«Таиттирия», «Аитарея», «Чхандогья», «Брихад-араньяка» и «Шветашватара». Кроме того, в их число входит «Гопала-тапани-упанишад», «Нрисимха-тапаниупанишад» и некоторые другие тапани-упанишады, которые играют вспомогательную роль в арчане. Ачарьи считают авторитетными источниками знания брахманы, мандалы и другие дополнительные разделы «Риг», «Яджур», «Сама» и «Атхарва-веды», призванные расширить их значение и практическое применение.

Все эти книги переданы ачарьями в цепи ученической преемственности, поэтому мы принимаем их аутентичность в качестве источников истинного знания».

Враджанатх: «Ты сказал, что с помощью мирской логики невозможно проникнуть в тайны трансцендентного мира. Существует ли какое-либо свидетельство в ведической литературе, которое бы служило доказательством этого утверждения?»

Бабаджи: «Известное изречение «Катха-упанишады» (1.2.9) гласит:

наиша таркена маттирапанейа

«О Начикета! Трансцендентный разум, обретенный тобой и открывший тебе знание о душе (атма-таттву), не должен быть разрушен аргументами сухой логики (тарка)».

Также «Веданта-сутра» (2.1.11) утверждает:

тарка апратиштханат

«Аргументы логики являются ненадежным основанием для умозаключений и тем более они недостаточны для утверждения трансцендентной истины, поскольку то, что утверждает один человек сегодня завтра может быть опровергнуто другим человеком, который более разумен и учен».

В «Махабхарате» (Бхишма-парва 5.22) говорится:

ачинтйах кхалу йе бхава на тамс таркена йоджайет
пракритибхйах парам йач ча тад ачинтйасйа лакшанам

«Трансцендентная истина (пара-таттва) непостижима, ибо находится за границами материального мира. Никакие рассуждения, основанные на мирской логике и осуществляемые посредством материальных ума и разума, не смогут вывести человека за пределы материи, и потому метод логических доказательств применим только при осмыслении доступных чувственному восприятию мирских тем. Логика не позволит человеку даже приблизиться к трансцендентным таттвам, не говоря уже о том, чтобы воспринять их. Поэтому разумному человеку надлежит оставить этот несовершенный инструмент, если он стремится познать трансцендентное».

Эта шлока из «Махабхараты» устанавливает границы познания, доступные мирской логике. Шрила Рупа Госвами, ачарья бхакти-марга, в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.32) написал следующее:

свалпапи ручир эва сйат бхакти-таттвавабодхика
йуктис ту кевала найва йад асйа апратиштхата

«Обретя даже небольшой вкус (ручи) к изучению «Шримад-Бхагаватам» и других бхакти-шастр, утверждающих принципы преданного служения, человек с легкостью сможет понять возвышенное положение бхакти-таттвы. Однако для того, кто полагается на мирскую эрудицию и сухую логику, возвышенные истины преданного служения останутся труднопостижимыми».

Материалистическая логика и мирские рассуждения не могут привести человека к правильным выводам. Об этом говорится в следующем стихе «Бхактирасамрита-синдху» (1.1.33):

йатненопадито ’пй артхах кушалаир ануматрибхих
абхийуктатараир анйаир анйатхайвопападйате

«Философ, искушенный в знании законов логики, может доказать верность любой истины, умело используя аргументы. Однако, более искусный философ опровергнет его выводы посредством того же самого метода. Если сегодня ты утверждаешь верность сиддханты, а завтра все твои доказательства будут сведены на нет тем, кто более опытен в логике, какая же тогда ценность этой науки?»

Враджанатх: «О святой Бабаджи, теперь мне стало понятно, что Веды, будучи самоочевидным источником знания, являются высшим и единственным авторитетным свидетельством, а все так называемые знатоки логики, которые возражают выводам Вед, лишь впустую тратят свое время. Все их усилия бесполезны, и их ограниченные методы не помогут им постичь Абсолютную Истину. Теперь, будь добр, милостиво поведай мне значение второго стиха «Даша-мула»».

Бабаджи: «Второй стих звучит следующим образом:

харис тв экам таттвам видхи-шива-суреша-пранамитах
йад эведам брахма пракрити-рахитам тат тв анумахах
паратма тасйамшо джагад-анугато вишва-джанаках
са ваи радха-канто нава-джалада-кантиш чид-удайах

Даша-мула 2

«Бхагаван Шри Хари, которому Брахма, Шива, Индра и другие полубоги постоянно поют возвышенные гимны, есть единственный Верховный Господь, Высшая Абсолютная Истина. Лишенный разнообразия и личностных черт Брахман — это сияние, исходящее от трансцендентного тела Шри Хари, а Параматма, всепроникающая Сверхдуша, пронизывающая своим сознанием всю материальную вселенную, — Его частичное проявление. Бхагаван Шри Хари есть высшая трансцендентная форма бытия, чье божественное тело цветом напоминает грозовую тучу; Он — повелитель духовного мира и возлюбленный Шри Радхи (Радха-Валлабха)».

Враджанатх: «Упанишады учат тому, что высшая истина — это нирвишешабрахман, который пребывает вне сфер материального бытия. Однако из твоих слов я понял, что по мнению Шримана Гаурахари Брахман представляет из себя сияние тела Бхагавана. Пожалуйста, объясни, какие доказательства Он использовал для того, чтобы утвердить это положение?»

Бабаджи: «Нет никаких сомнений в том, что Шри Хари есть Сам Бхагаван, Верховная Личность Бога. Природа Бхагавана объясняется в «Вишну-пуране» (6.5.74) следующим образом:

айшварйасйа самаграсйа вирйасйа йашасах шрийах
гйана-ваирагйайош чаива шаннам бхага итингана

«Бхагаван — это Верховная Абсолютная Истина, Всевышний Господь, который в полной мере обладает шестью непостижимыми достояниями: Он владеет всеми богатствами (айшварья); Он наделен всей силой (вирья); Ему принадлежит вся слава (яша); Он воплощение высшей красоты (шри); Он имеет полное знание (гьяна) и Он в высшей степени отрешен (вайрагья). Таковы шесть исключительных достояний Всевышнего».

Между этими шестью проявлениями величия Бхагавана можно проследить внутреннюю взаимосвязь, подобную той, что существует между частями тела (анга) и самим телом (анги). Вопрос состоит в следующем: какие из этих качеств есть анги, а какие анга? Анги (тело) есть то, с чем соединены его части (анга). Например, тело человека — это целое (анги), тогда как руки, ноги и другие органы есть его составляющие (анга). Или же дерево — это анги, тогда как листья и ветки дерева — это его составные части (анга). Таким образом, главное свойство, характеризующее тело (анги-гуна) — это то, с чем соединены все его части. Анги-гуна трансцендентной формы Бхагавана есть Его ни с чем не сравнимая красота (шри), а три качества: богатство (айшварья), сила (вирья) и слава (яша) — это Его части (анга). Оставшиеся два трансцендентные достояния Бхагавана — знание (гьяна) и отречение (вайрагья) представляют из себя сияние Его славы (яша). Это несомненно так, поскольку ни гьяна ни вайрагья не могут считаться самостоятельными достояниями (качествами) того или иного объекта, а только характеристиками (атрибутами) определенного аспекта его существования. Таким образом, гьяна и вайрагья означают нирвикара-гьяну; иными словами, они указывают на бесформенный, лишенный разнообразия Брахман, который представляет из себя сияние, излучаемое духовным миром. Неизменный, неподвижный, однорородный нирвишеша-брахман, который не имеет тела или формы, составных частей и тому подобных качеств, не является завершенной в себе и независимой ни от чего таттвой; правильнее будет сказать, что Брахман находится в зависимости от Бхагавана.

Было бы ошибкой принимать Брахман в качестве верховного васту (категории, личности или объекта), который бы существовал сам по себе; скорее наоборот, Брахман есть качество, характеристика васту. Бхагаван — это васту, а Брахман — Его качество, точно так же, как сияние пламени нельзя считать независимой, самостоятельной таттвой, но только качеством или характеристикой пламени, не существующей отдельно от него».

Враджанатх: «Безличный Брахман описывается во многих местах ведической литературы, и в конце подобных описаний, как правило, приводится мантра «ом шанти шанти хари ом», которая указывает на высшую онтологическую истину, Шри Хари. Скажи, кто такой Шри Хари?»

Бабаджи: «Шри Хари — это Шри-югал, божественная чета Шри Шри Радха-Кришна, которые вечно наслаждаются Своими трансцендентными играми любви (чит-лила-митхуна)».

Враджанатх: «Чуть позже я задам вопросы, чтобы глубже понять эту тему. А сейчас, пожалуйста, объясни мне, какое положение занимает Параматма — Сверхдуша и творец Вселенной; каким образом Она является частичным проявлением Бхагавана?»

Бабаджи: «Бхагаван Шри Хари пронизывает все творение посредством двух Своих качеств: айшварья и вирья. Силой этих божественных достояний Он творит мир майи с его бесчисленными вселенными. Затем, чтобы поддержать мироздание, Он Сам входит в каждую вселенную, принимая образ Вишну, Своего частичного проявления (амша). Следует иметь в виду, что когда Господь распространяет Себя в экспансии, каждая из них — совершенное и полное целое. Об этом говорит «Брихад-араньяка-упанишад» (5.1) и «Шри Ишаупанишад»:

пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате

«Пуруша, источник всех экспансий (кала или амша) и воплощений (аватара), всесовершенен и полон в Самом Себе, и поскольку Он обладает этим абсолютным совершенством, все экспансии и аватары, исходящие от Него, также наделены этими качествами. Хотя Пуруша является источником полных и совершенных категорий, Сам Он остается неизменным, полным и совершенным».

Поэтому полное целое, Господь Вишну, который входит в эту вселенную и поддерживает ее Своей энергией, есть Сверхдуша, Параматма. Этот Господь Вишну имеет три ипостаси (три функциональные формы): Каранодакашаи Вишну, Кширодакашаи Вишну и Гарбходакашаи Вишну. Причинный океан (карана-джала), известный также как река Вираджа, представляет из себя границу между духовным миром (чит-джагат) и миром материальным (майикаджагат). Возлежа на его водах, Каранодакашаи Вишну (Маха-Вишну), частичное проявление Шри Бхагавана, бросает трансцендентный взгляд на пракрити (майя-деви), которая находится на большом расстоянии от Него, и силой Своего взгляда посвящает ее в процесс творения материальных вселенных. Бхагаван Шри Кришна описывает этот божественный акт в следующем стихе «Бхагавадгиты» (9.10):

майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам
хетунанена каунтейа джагат випариварттате

«О сын Кунти, по Моей воле и под Моим контролем материальная энергия (майя-шакти) создает бесчисленные вселенные, заполняющие космическое пространство, и проявляет на свет все движущиеся и неподвижные живые существа. Повинуясь Моему желанию, она творит и разрушает материальный мир вновь и вновь».

В Ведах говорится:

са айкшата

Айтарейа-упанишад 1.1.1

«Он (Маха-Вишну) бросил взгляд (на материальную природу)». Далее говорится следующее:

са имал локан асриджата

Айтарейа-упанишад 1.1.2

«Верховная Личность Бога создал весь материальный мир после того, как Его взгляд привел в возбуждение творческие механизмы материальной энергии».

Гарбходакашаи Вишну олицетворяет собой силу этого взгляда Каранодакашаи Вишну. Он входит в лоно материальной энергии как Сверхдуша творения. Взгляд Маха-Вишну подобен лучу света, который наполнен крошечными корпускулами, индивидуальными дживами. Затем Господь в образе Кширодакашаи Вишну, известного также как Хираньягарбха, входит в сердце каждой баддха-дживы, и пребывает в нем в форме, не превышающей размер большого пальца руки. «Шветашватара-упанишад» (4.6) утверждает:

два супарна сайуджа сакхайа

«Индивидуальная джива и Параматма располагаются в каждом сердце, подобно двум птицам, сидящим на ветке дерева. Одна из этих птиц — Ишвара, дарующая результаты всех действий, другая птица — джива, наслаждающаяся их плодами».

Шри Бхагаван объяснил эту таттву в следующих словах «Гитопанишад»:

йад йад вибхутимат саттвам шримад урджитам эва ва
тад тад эвавагаччха твам мама теджо ’мша-самбхавам

Бхагавад-гита 10.41

«Знай, что все величественные, блистательные и наделенные особым могуществом явления в этом мире возникают всего лишь из части Моих божественных достояний».

атхава бахунайтена ким гйатена таварджуна
виштабхйахам идам критснам экамшена стхито джагат

Бхагавад-гита 10.42

«А потому, о Арджуна, стоит ли пытаться познать в деталях и подробно все Мои бесчисленные достояния? Пойми одно: всего лишь крошечной частицей Себя я пронизываю и поддерживаю все мироздание».

Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным, что Параматма, Сверхдуша творения, Тот, кто вначале создает материальный мир, а затем лично входит в него, чтобы поддерживать все созданное и контролировать его разнообразные функции, есть частичное проявление (экспансия) Верховной Личности Бога, амша-сварупа парама-пуруши Бхагавана».

Враджанатх: «Я хорошо понял, что Брахман — это сияние тела Шри Хари, а Параматма — это Его экспансия. Тем не менее, я хотел бы услышать ответ на такой вопрос: каковы свидетельства того, что Господь Шри Кришна и есть этот изначальный Бхагаван?»

Бабаджи: «Верховный Господь вечно проявляет Себя в двух аспектах: одно из Его проявлений — это богатство и величие (айшварья); другой Его аспект — сладость (мадхурья). В Своем аспекте айшварья Он — Господь Нараяна, повелитель планет Вайкунтхи и источник Маха-Вишну. В Своем аспекте мадхурья Господь проявляет Себя как Шри Кришна. Шри Кришна есть наивысшее и полное проявление сладости, которая столь велика, что ее сияние скрывает от глаз все богатства и величие Бхагавана. Сиддханта (высшее заключение шастр) утверждает следующее: согласно онтологии таттвы (таттва-вичара) между Нараяной и Кришной не существует никакой разницы, однако, если мы рассмотрим эти два аспекта Всевышнего с точки зрения интенсивности и глубины расы (раса-вичара), тогда нельзя будет не признать абсолютное превосходство Шри Кришны. Господь Кришна есть не только олицетворенное божество всех рас, но, будучи Сам сладостным воплощением расы (раса-мурти), Он — парама упадая-таттва, личность, приносящая высшее блаженство. В Ведах, Упанишадах и Пуранах мы находим подтверждение тому, что Шри Кришна есть сваям-бхагаван Шри Хари. К примеру, «Риг-веда» утверждает (1.22.164.31):

апашйам гопам анипадйама нама
ча пара ча патхибхиш чарантам са-садхричих
са вишучир васана аваривартти-бхуванешв антах

«Я видел мальчика, который появился в династии пастухов; Он непогрешим, чист и существует вечно. Он бродит по разным дорогам; иногда Он очень близко, иногда очень далеко. Иногда Он носит разноцветные одежды, иногда одежды одного цвета. Таким образом, Он постоянно проводит Свои игры, — иногда проявленные (пракат), а иногда невидимые для обычных людей (апракат)».

Также в «Чхандогье-упанишаде» (8.13.1) говорится:

шйамач чхавалам прападйе шабалач чхйамам пр<


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.