Авраам готовится к жертвоприношению Исаака — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Авраам готовится к жертвоприношению Исаака

2022-09-01 16
Авраам готовится к жертвоприношению Исаака 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Корделия и спящий Лир

Лир, сжимающий меч

Лир и Корделия в тюрьме

Легендарный король Лир на склоне лет решает удалиться от дел и разделить своё королевство между тремя дочерьми. Для определения размеров их частей он просит каждую из них сказать, как сильно она его любит. Две старшие дочери используют этот шанс, а младшая — Корделия — отказывается льстить, говоря, что её любовь выше этого. Разгневанный отец отрекается от младшей дочери. Однако вскоре Лир понимает, что показная любовь старшей и средней дочери закончилась, как только он отдал им своё королевство. Регана и Гонерилья оказывают старому Лиру крайне холодный приём и в конце концов выгоняют своего отца из его собственного королевства. Корделия ведёт французские войска на сестёр. В ходе сражения Корделию и Лира берут в плен. В финале Лир выходит из тюрьмы, держа на руках тело задушенной Корделии, и умирает от горя.

Авраам и Исаак

Радостный день или Танец Альбиона

Альбион вырос

Обнаженный юноша, одна половина тела которого напоминает Христа, а другая - витрувианского человека, стоит на скале, отбрасывая мирские кандалы, чтобы поприветствовать лучистый рассвет. Этот утопический образ 1780 года: американская революция была в самом разгаре. За эту картину Блейк был схвачен уличной толпой во время антикатолического бунта лорда Гордона. Альбион - древнее имя Британии, которое занимает центральное место в мифологии Блейка, рядом с его Четырьмя Зоа (персонажы Уризен, Тармас, Лува, Уртона), которые были созданы после падения Альбиона.

 

6. Ветхий днями (Великий Архитектор) Картина выражает яркую гамму религиозных чувств Блейка – этот живописец являлся одним из сторонников теории креационизма. Загадочная картина принадлежащая английскому поэту-мистику, как и все его создания, сначала была забыта, а сейчас она вызывает много догадок, ее анализируют и интерпретируют. Хранится эта картина в Британском музее. В этом произведении искусства прежде всего поражает необычный образ, который художник использует для интерпретации своего замысла. А называется эта картина «The Ancient of Days», что в буквальном переводе с английского означает «Ветхий днями». Этими словами обозначали имя Бога в разных мировых религиях. Главным персонажем этой картины является Бог, а изображен он в момент творения, он не устанавливает порядок, а ограничивает свободу и пределы воображения. Религия и вера, законы и порядок, которые они устанавливают всегда присутствовали в творчестве этого поэта, они являлись предметом для его размышлений. И в этой картине Блейк коснулся религии. Больше всего черт в этой картине от ветхозаветного Яхве. Ветхий днями означает бессмертный. Чаще всего это имя в мире христиан ассоциируется с Богом-отцом, но иногда этим именем обозначали и Бога-сына. Ветхий днями Блейка не является традиционным для ортодоксальных христиан. Художник изобразил его на фоне Солнца, заставляя вспомнить о языческих богах-демиургах, он сосредоточен, а его черты лица показывают гнев. Кроме Ветхозаветного Яхве, этот образ также ассоциируется с демиургом гностиков. Но понять это становится труднее из-за высказываний самого Блейка: «Все религии одинаковы». Видимо, он хотел сказать, что все они являются проявлением лучших качеств человека. Может быть потому, и Ветхий днями изображенный на его картине творит левой рукой неспроста. Но наиболее вероятным является то, что на этой картине Блейк изобразил Уризена, которого изобрел сам Блейк, это был плод его собственного мифологического воображения. Уризена он часто описывал или изображал в образе старца с белыми волосами, иногда у него были инструменты архитектора: Уризен является творцом мира. Об этом говорит и перевод названия картины на русский язык: ее в нашей стране больше знают под именем «Великий архитектор».

6.01.1. Сострадание Блейк был вдохновлен строками из «Макбета», в которых заглавный персонаж представляет последствия своего намеренного убийства короля Дункана. Сравненик с Шекспиром воплощено здесь, чтобы сформировать динамичное взаимодействие: крошечный ребенок прыгает от своей матери к ангелу верхом на слепом коне. Художник изобретательно смешал рельефное травление с цветами, напечатанными на доске, для создания изображения, а затем использовал чернила и акварель для выделениядеталей. Блейк назвал оттиски, подобные этой, «фресками» и считал их частью эпизодов повествования.

6.01.2. Бог судит Адама В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам — всему роду человеческому. Первородный грех был искуплен лишь «вторым Адамом» — Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Одна из самых драматичных работ Уильяма Блейка. Господь представлен здесь грозным судией. Он восседает на огненной колеснице и сурово смотрит на Адама. Блейк находит в этой картине удачный композиционный ход: фигура Бога лишь ненамного больше фигуры Адама, но этим, почти незаметным для глаза, увеличением, автор добивается того, что Бог выглядит действительно гораздо более внушительным, нежели падший человек.

***

Картины, созданные в Вечности Незадолго до смерти Уильям Блейк писал одному из своих друзей: “Я побывал у самых Ворот Смерти и возвратился оттуда дряхлым, немощным стариком, с трудом передвигающим ноги, но дух мой от этого не стал слабее, а воображение – бледнее. Чем немощней мое глупое бренное тело, тем сильнее мой дух и воображение, коим жить вечно”. Судьба Блейка – художника, поэта и философа – есть удивительное явление не только в английской, но и в мировой культуре.

Вся жизнь его была исполнена стремления к тем самым Вратам, приближения к которым так боятся почти все люди. Лишь об одном он пекся – успеть как можно больше сделать из того, что заповедано ему Творцом. “Мой мозг и моя память переполнены давними книгами и картинами, которые я создал еще тогда, когда пребывал в Вечности, то есть до появления на Земле в своем нынешнем, смертном облике”, – говорил Блейк. И земную жизнь свою он воспринимал как данную ему Богом возможность передать свои творения людям.

***

6.01. 3. Обличители прелюбодеяния, воровства, убийства (Война) Рассмотрениевсевозможных проступков дает десять видов неблагих деяний. Три из них осуществляются через тело (убийство, воровство, прелюбодеяние), четыре — через речь (ложь, злословие, грубые слова, пустословие), три — через ум (алчность, злонамеренность, ложные воззрения). Каждый проступок характеризуется четырьмя факторами: основа-сущность;  помысел; исполнение; итог.

6.01.4. Сон Тиралатха Сон Тиралатха называют «эротическим или бессильным сном, в отличие от свободных и свободных фигур слева». Иллюстрация изначально предназначалась для Америки, и часть подавленного текста известна. Очевидно сидящая женщина - Тиралатха, а фигуры слева - сон, который отходит от её образа.

6.01.5. Иосиф из Аримафы проповедует англичанам Иоосиф Аримафеейский — иудейский старейшина, тайный последователь Иисуса. Именно Иосиф просил у Пилата тело казнённого Иисуса, и, получив разрешение снять его с креста, похоронил в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с ещё одним учеником Иисуса, Никодимом, Иосиф обвил тело Иисуса плащаницей, которой, по одной из версий, является Туринская плащаница. Изгнанный завистливыми иудеями из пределов иудейских, Иосиф Аримафейский проповедовал Христа в Англии.

6.01.6. Поклонение королей младенцу Иисусу Центральным содержанием Богоявления у католиков является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей – магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. Волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека и трёх различных частей света. Несмотря на некоторое различие, в основном, считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар — юношей и королём Тарса, Валтасар — средних лет и королём Эфиопии.

6.002.1. Христос благословляет маленьких детей К Иисусу приносили даже младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним и благословил. Ученики же, увидев это, не подпускали их. Но Иисус подозвал их к Себе и сказал: «Пусть дети приходят ко Мне, не запрещайте им, потому что Царство Бога принадлежит таким, как они. Говорю вам истину: кто не примет Божье Царство, как ребенок, тот не войдет в него». Он возложил на детей руки и благословил их.

6.002.2. Мужчина, на глазах поджидающих разбойников прощающийся с женой и ребенком (Злоба) Муж прощается с женой и ребенком, два убийцы скрываются в засаде. Сам Блейк описал тему этой акварели в письме 16 августа 1799 года, человеку, который заказал ее, преподобному д-ру Джону Траслеру: «Отец, прощающийся с его женой и ребенком, находится под наблюдением Воплощенных двух демонов» с намерением, что, когда он повернется спиной, они убьют мать и ее ребенка. Если это не воплощение Злобы с местью, тогда я никогда не видел её на Земле ". Защищаясь от критики Траслера насчёт неестественного использования фантазии в работе, Блейк заявил, что этой композиции он был «обязан моим Гением или следовал за Ангелом, куда он шел», что было в оригинальном и независимом стиле. В конце концов, Траслер отказался от акварели. Блейк обвинил его в том, что тот «выпал из Духовного мира» и имел глаз, «извращенный карикатурами».

6.2. Смерть святого Иосифа Святой Иосиф Обручник супруг Девы Марии, земной отец и воспитатель Иисуса Христа; прозван Обручником потому, что был, согласно христианским догматам, лишь обручен с Девой Марией.Вероятно, Иосиф Обручник знал дату своей кончины. Незадолго до смерти он отправился в Иерусалим, в храм Господень, где молился Господу. Затем он вернулся в Назарет и был внезапно поражен болезнью. Последние дни Иосиф провел в постели. Душа Иосифа мирно отошла. Иосиф Обручник умер перед тем, как Христос начал служение.

6.2.1. Уголино и его сыновья в тюрьме Г раф Уголино делла Герардеска, граф Доноратико  — свергнутый правитель Пизы, глава гвельфской партии города. Выведен в «Божественной комедии» Данте («Ад»), где рассказывается о его смерти вместе с сыновьями от голода. В 1288 году в Пизе вспыхнуло народное восстание из-за значительного увеличения цен, которое вызвало нехватку продовольствия. Во время одного из этих бунтов Уголино убил племянника обратившегося против него архиепископа Руджери. 1 июля 1288 года, после отбытия с собрания, где обсуждался мир с Генуей, на Уголино и его последователей напали. Он скрылся в ратуше и отразил все нападения. Архиепископ объявил его предателем и поднял народ, который поджег ратушу. Уголино сдался, его побочный сын был убит. Руджери был провозглашен подеста (но вскоре смещён). В марте следующего года вместе с двумя младшими сыновьями (Гардо и Угоччоне) и двумя внуками (Нино, по прозвищу «Бригата», то есть «Бандит», и Ансельмуччо — детьми его старшего сына Гвельфо; он был заточен (замурован) в башню семьи Гуалланди. Ключи от неё были брошены в Арно. Он скончался спустя два месяца в страшных мучениях. Башня позже получила прозвание Голодной. Самым знаменитым колоколом Пизанской башни считается «Паскуаречча», возвестивший о смерти графа Уголино.

6.3. Моисей воздвигает медного Змея Медный змей (или змий) — согласно Библии — штандарт, изготовленный Моисеем в виде медного змея, закреплённого на шесте, во время перехода евреев из Египта в Ханаан. Продолжая путь по пустыне, народ снова начал малодушествовать и роптать на Бога и против Моисея: "Зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища". За этот ропот Господь послал на народ ядовитых змей, которые жалили людей, и они умирали. Тогда многие пришли к Моисею и сказали: "Согрешили мы, когда говорили против Господа и против тебя. Помолись Господу, чтобы Он удалил от нас змеев". Моисей стал молиться о народе, и Господь ответил ему: "Сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив". Моисей сделал большого медного змея и выставил его перед всеми. Когда ужаленный змеей человек смотрел на медного змея, то он не умирал. Как важно верить всему тому, что говорит Господь! Хотя нам кажется, что невозможно получить исцеление от укуса змеи, только посмотрев на искусственного змея, но когда Сам Бог говорит об этом, это значит, что Он указывает нам единственный путь к спасению. Это был пример для нас. От укуса и жала греха мы также можем избавиться, взглянув на распятого за нас Иисуса Христа и приняв Его в наше сердце.Медный змей

6.3.1. Призрак Самуила, появившийся Саулу Согласно библейскому тексту, Саул — первый царь народа Израиля и основатель единого Израильского царства. Самуил — библейский пророк, последний и знаменитейший из судей израильских. Самуил предостерегал народ от опасностей деспотизма, но народ, утомлённый безначалием, готов был идти навстречу даже и этим опасностям, только бы иметь твёрдую власть. Тогда Самуил поставил им в цари Саула, сына Кисова. Саул своими поступками принёс Самуилу множество огорчений, так что тот вынужден был ещё при жизни Саула тайно помазать на царство другого царя, Давида. Умер Самуил на 88 году от рождения и был погребён в Раме, оплакиваемый всем народом. в Библию вошла лишь небольшая часть разговора между призраком Самуила, вызванным Аэндорской волшебницей, и царём Саулом, который также спросил пророка: «Спасусь ли я, если обращусь в бегство?». Самуил ответил: «Да, если убежишь с поля боя, то будешь в безопасности. Но если ты согласишься с приговором Господа, то завтра окажешься в раю рядом со мной». Таким образом, сборы царя на заведомо проигрышную битву оказываются героическим подвигом.

6.3.2. Богохульник (Побиение Ахана камнями) Эта мощная акварель иллюстрирует строки из Левита в Ветхом Завете. Это показывает, что сын израильтянки был побит камнями за богохульство. Бог сказал Моисею, что всякий, кто "хулит имя Господа", непременно будет предан смерти, и все собрание непременно побьет его камнями ". Эта картина была одной из группы из 135 рисунков и картин библейских сюжетов Блейка по заказу его самого лояльного покровителя Томаса Баттса.                                                                                                                

ЕВРОПА

Английский поэт, иллюстратор и гравер Уильям Блейк (1757–1827 гг.) впервые опубликовал книгу "Европа, пророчество" в 1794 году, год спустя после выхода в свет своего произведения "Америка, пророчество". В обеих книгах Блейк делает попытку выявить модель развития истории человечества, в частности, обнаружить ее в знаковых событиях, происходивших по обе стороны Атлантики в период между окончанием Американской революции 1783 года и началом войны между Францией и Великобританией в 1793 году. Будучи поначалу горячим сторонником Французской революции, Блейк видел мир лишений и страданий, нарастающих в Европе, и отразил это в своих гравюрах "Голод" (лист 9) и "Чума" (лист 10). На фронтисписе (лист 1) представлено одно из самых известных творений Блейка, "Ветхий днями", на котором изображена мощная фигура Бога-Отца, направляющего на Землю циркуль. Основная часть произведений Блейка не была опубликована в традиционном смысле, однако была напечатана по специальным заказам частных коллекционеров или книготорговцев Лондона. В результате работы Блейка стали большой редкостью. Данная копия из коллекции Лессинга Дж. Розенвальда, которая хранится в Библиотеке Конгресса, представляет собой один из девяти сохранившихся экземпляров произведения.

КНИГА УРИЗЕНА

Имя Уризена впервые упоминается Блейком в книге «Видения дщерей Альбиона» (1793). Обесчещенная дева Утуна (Oothoon) проклинает Уризена и его учение, называя его «Демоном заблуждения» и «отцом ревности».

Уризен появляется также в книгах «Америка» (1793) и «Европа» (1794), усыпанный лепромой и проливающий слёзы по поводу поражения Британии в американской войне. Более подробно он описан в так называемой «Первой книге Уризена» (1794).

Оригинальный миф Блейка представляет Уризена как воплощение абстрактных идей, и его первой сущностью является абстракция человеческой самости. Уризен, первобытный Жрец разума, восстав в Вечности и отделив себя от прочих Бессмертных, создаёт огромную омерзительную пустоту и наполняет её стихиями. Считая себя святым и мудрым, он приступает к составлению списка различных грехов, записывая их в медной книге, которая служит собранием законов. Он обращается к Бессмертным с речью, излагая итог своих глубоких и тайных раздумий и объясняя, как он, в борьбе со стихиями и страшной силой, называемой «семью смертными грехами», созидал упругую твердь. Но Бессмертые негодуют, они возмущены Уризеном, восставшим против Вечности, и в гневе разбегаются в разные стороны. Гнев Бессмертных превращается в огонь, пожирающий воинство, сотворённое Уризеном.

Оставшийся в одиночестве, Уризен строит каменную кровлю, обрамляет себя жилами и кровеносными сосудами, чтобы защитить себя от огней Бессмертных. Глядя на Уризена, Лос, Вечный пророк, представляющий собой Вдохновение, плачет из-за того, что Уризен, воплощающий разум, оторвал себя от Вечности. Из сострадания он создаёт для Уризена телесную форму, но, утомлённый трудами, Лос раздваивается на мужское и женское — так появляется Энитармон, его эманация, которая рождает ему сына по имени Орк, воплощение бунтующей энергии. И «даже Вечность застыла в испуге / В тот час, когда был рождён Человек!».

И тут Бессмертные наглухо ограждают от Вечности Лоса и его творение. Из-за ревности к сыну Лос решает приковать сына прочной цепью, сотканной из звеньев этой ревности, к каменной скале «под мертвенной тенью Уризена». Крик Орка пробуждает Уризена от мёртвого сна, и вместе с ним пробуждается вся Природа.

Уризен, разглядывая своё уродливое творение, приходит в ужас. Он проклинает своих детей, которые «усыхают», превращаясть в рептилии. Человечество лишается Вечности. Однако сын Уризена Фузон, воплощение огненной стихии, как Моисей, выводит свой народ из Египта.

История Уризена продолжается в «Книге Ахании» (1795), блейковском варианте Библейской книги «Исход». В книге повествуется о конфликте между отцом и сыном — Уризеном и Фузоном, а также о страдании Ахании — жены и матери. Фузон восстаёт против отца, вступая с ним в борьбу. Он направляет в отца раскалённый шар своего гнева, который, превратившись в огненный луч, пробивает тяжёлый диск из кованого железа, брошенный в него Уризеном. Луч этот также рассекает чресла Уризена, и от него отделяется Ахания-душа. Пять веков огненный луч Фузона блуждает в Египте, пока Лос не выковывает из него Солнце. Тем временем Уризен готовит месть. Убив страшного Змия, из его рёбер он делает лук-камнемёт и запускает в Фузона обломок отравленной скалы. Затем Уризен распинает тело убитого сына на Древе Тайны. Жалобная песнь Ахании завершает поэму.

В «Книге Лоса» (1795) действие переносится назад к началу сотворения мира, где Лос, прикованный цепью к падшему Уризену, вынужден его охранять. В гневе Лос разрывает оковы и входит в вечные реки огня. Огонь этот затвердевает. Лос разбивает его на мелкие осколки и оказывается в пустоте. Столетиями он проваливается в Бездну, пока ему не удаётся отделить тяжёлое от лёгкого и таким образом создать свет. В лучах этого света Лос видит, как над бездной нависает чудовищный скелет Уризена. Лос мастерит горн, наковальню и молот, и трудится ночи и дни, чтобы придать Уризену форму. Далее описываются семь дней творения, где в роли Творца выступает Лос. Усилия Лоса завершаются сотворением первого человека.

В поэме «Вала, или Четыре Зоа» (1795—1804), концепция Уризена приобретает несколько иное измерение. Здесь говорится, что Уризен, князь Света, в «падшем» или «нижнем» мире является сыном Альбиона и Валы (Природы). Альбион (Albion), у Блейка — изначальный Человек, живущий в небесном Эдеме (или Вечности) в качестве члена божественной семьи Бессмертных, которые все вместе составляют Единого Человека, или Иисуса. В Альбионе, как и в любом другом человеке, живут и действуют четыре Зверя или Зоа (что по гречески означает «живые твари»). Эти Четыре Зоа (The Four Zoas) представляют собой части Тетраморфа (греч. τετραμορφος — четырёхвидный) или четырёх крылатых существ, описанных в видении пророка Иезекииля, единых, с четырьмя лицами (человека, льва, быка и орла), а также в Откровении Иоанна Богослова, представленные в образе «четыре животных», сторожащих четыре угла Трона Господа и четырёх пределов Рая. Блейк называет их следующими именами:

Уризен (Urizen) — разум Человека;

Лува (Luvah) — его страсти, эмоции;

Тармас (Tharmas) — его тело, чувства и ощущения;

Уртона (Urthona) — его инстинкт, интуиция, воображение.

Эти четыре Зоа имеют различные свойства и выполняют разные функции. Уризен или Князь Света — пахарь, строитель, ограничитель энергии, творец законов. Он находится на юге (или в зените). Он олицетворяет собой веру и уверенность. Его чувственный орган зрение, глаза. Его место в голове человека. Из четырёх элементов Уризен представляет воздух (свет). Его металл — золото. Его искусство — архитектура.

Однако единство этих четырёх Зоа было нарушено ещё до начала действия поэмы, когда Человек стал пассивным и отошёл от Эдема. Отделившись от него, его четыре Зоа вступили в войну друг с другом. Уризен и Лува (то есть, разум и страсти Человека) спорили за абсолютную власть, при этом Уризен отказался служить Человеку, а Лува соблазнил Человека своей эманацией Валой — олицетворением Природы. Тармас и Уртона (телесное и интуитивное) также вступили в конфликт. Оказавшись в состоянии упадка, четыре Зоа увлекли за собой и Человека. Все они отделились от своих эманаций, и произошло так называемое «падение» Человека, означающее отступление от единства, уход в отчуждение и мертвенность материального мира. Древний Человек засыпает и спит в течение всей истории человечества вплоть до Страшного Суда. Защитником Древнего Человека становится Лос/Уртона, а его спасителем — Иисус.

Продолжение истории Уризена содержится в двух последующих пророческих поэмах Блейка: «Мильтон» (1804—1811?) и «Иерусалим» (1804—1820?).

Вывод Блейка

Для Уильяма Блейка создание сложной и нетривиальной собственной мифологии было не простой прихотью. Эта мифология возникала постепенно в процессе глубокого анализа собственного духовного опыта, называемого им Пророческим Видением, в результате которого он пришёл к следующему выводу:

Считая, что Творец этого Мира был очень Жестоким Существом, и при этом поклоняясь Христу, я не могу не воскликнуть: «О, как непохож Сын на Отца!» Сперва грядёт Всемогущий, чтобы огреть по голове. За ним следует Иисус Христос с бальзамом, чтобы уврачевать рану.

 

8. Ночь радости Энитармон (Геката) Геката – богиня темных сил, мрака и колдовства. Волшебница, связывающая мир живых с миром мертвых, она была наделена огромной силой. Считалось, что по ночам Геката блуждает среди могил, вызывая призраки умерших. К ней обращаются покинутые влюбленные. Ее помощью воспользовалась Медея, чтобы добиться любви Ясона. В трагедии Шекспира “Макбет” Геката является одним из действующих лиц, матерью ведьм. Прием размещения за спиной основного персонажа двух фигур, повернувшихся лицом друг к другу, позднее был воспринят поклонником Блейка – Данте Габриэлем Россетти. Картина имеет также иную интерпретацию и иное название – “Ночь радости Энитармон”. Энитармон – персонаж из собственной мифологии Блейка. В ночь своей радости Энитармон раскрывает свою ложную религию.

9. Элохим создал Адама из праха  Это одна из “больших цветник гравюр” Блейка, серию которых он создал приблизительно в 1795 году. Некоторые исследователи предпочитают называть их “раскрашенными гравюрами” – чтобы тем самым отделить от обычных гравюр. Такое разделение правомерно, ведь каждая из “больших цветных гравюр” Блейка раскрашена вручную и, следовательно, уникальна, а обычные цветные гравюры можно издавать сколь угодно большим тиражом. Работая над своими гравюрами, художник сначала рисовал композицию на твердом листе картона, а затем отпечатывал рисунок на листе бумаги, прижимая его к картону руками или с помощью пресса. С одного картона можно было сделать не более трех отпечатков, а оттиск “Элохим создает Адама” вообще известен лишь в одном экземпляре. Техника отпечатывания с картона, вероятно, привлекала Блейка какими-то “фактурными особенностями”, поскольку странно представить, что он решил таким неэффективным способом репродуцировать свои работы – в последнем случае гораздо более уместно было бы работать в технике традиционной гравюры. Оттиск “Элохим создает Адама” иногда называют “Господь создает Адама”, но Блейк настаивал на употреблении здесь одного из древнееврейских имен Бога – “Элохим”, поскольку именно оно стоит в Книге Бытия. Сюжет гравюры весьма сходен с микеланджеловским “Сотворением Адама”, украшающим свод Сикстинской капеллы. Но по настроению эти две работы совершенно различны. Если у Микеланджело Бог преподносит Адаму жизнь, как самый драгоценный подарок, то Элохим Блейка вырывает первого человека из бесконечности духовного существования и обрекает на прозябание в материальном мире.

10. Исаак Ньютон «Искусство - Древо Жизни. Наука - это Древо Смерти», - писал мистик Блейк. Он осудил научное трио Исаака Ньютона, Джона Локка и Фрэнсиса Бэкона, назвав их бесплодными материалистами. Здесь изображена, скорее идея, чем портрет Ньютона. Он сидит на скале, покрытой водорослями, и делает вычисления при помощи циркуля, как Уризен в «Ветхом днями». Он может быть на дне моря или же в черной дыре. На сегодняшний день это одна из двенадцати «больших цветных гравюр» Блейка в галерее Tate. А вдохновленная этой работой бронзовая скульптура Эдуардо Паолоцци находится напротив Британской библиотеки.

( Приблизительно в 1795 году Блейк создал серию монотипий. До наших дней дошла дюжина таких гравюр, но исследователи сходятся на том, что изначально их было больше. Каждый из листов существует в единственном экземпляре.)

11. Навуходоносор Цветная гравюра выполнена в 1795 г. Использованы ручная раскраска, чернила, акварель. Работа наполнена символизмом. Сюжет взят из Книги пророка Данила. Вавилонский царь Навуходоносор построил Вавилон во славу своего могущества и величия. За тщеславие был отлучен от людей, ел траву, умывался росой. Волосы выросли, как у льва, а ногти — как у птицы. На картине изображен именно тот момент, когда человек, по сути, уже потерял человеческий облик и начал превращаться в зверя. Неслучайно выбрана поза героя гравюры – он стоит на четвереньках. Просто великолепна работа света и тени. Нижняя часть тела, ноги – темные, мрачные, являются воплощением звериного начала. Линии мышц, темные провалы на торсе и бедрах дополняют это впечатление. В какой-то момент воображение зрителя превращает их в шерсть. Подсвеченные на ногах огромные острые жуткие ногти подчеркивают хищность и не человеческую сущность. Освещены только голова, верхняя часть тела и ногти на ногах. Возможно, светлая голова и руки символизируют человеческое начало. Однако мысль об этом исчезает так же быстро, как и появляется – очевидно, что лицо героя теряет свой прежний облик. Безумные, полные ужаса глаза, полуоткрытый рот, огромная грива перечеркивают ожидание разумности, достоинства и уважения. В фигуре не осталось и следа от тщеславия и гордости бывшего царя. Стоит обратить внимание на проработку груди. Контуры мышц напоминают кольчугу, крепко стискивающую грудь, лишающую свободы дыхания и заковывающую в тиски сердце. Для работы не случайно выбрана гравюра. Она позволяет добиться объемности изображения, резкости и ясности линий. Композиция призывает зрителя исследовать каждый уголок картины, но взгляд постоянно возвращается к глазам, как бы соотнося с безумным взглядом, как с центром сюжета, все, что изображено на гравюре. Работа хранится в Галерее Тейт, Лондон.

Сатана торжествует над Евой

Сатана торжествует над Евой

Сатана парит в злорадном триумфе над Евой, обвитой его альтер-эго, змеем Эдемского сада. Неровный, волокнистый, непрозрачный цвет земли под Евой выделяет эту область как напечатанную, в то время как равномерное движение красных пятен показывает, что пламя за сатаной в основном акварельное, что часто использовал Уильям Блейк, потому что ему нравились его прозрачные качества.

Образы Блейка отражали его собственные очень личные видения, которые, как он настаивал, были «не облачным паром или ничем; они организованы и подробно сформулированы за пределами всего, что может произвести смертная и погибающая природа». Двенадцать больших цветных рисунков, которые он создал в 1795 году, входят в число его самых сложных работ. Для достижения эффекта, который он задумал, поэт-художник Блейк изобрел инновационный трехэтапный процесс: 1) нанесение изображения толстыми липкими акварельными красками на кусок жесткой бумажной доски; 2) тиснение липкого изображения на бумаге; и 3) работа над полученным оттиском акварелью, пером и тушью. Известно, что выживает не более трех вариантов каждого изображения, каждый из которых уникален.

13. Ноеминь умоляет Руфь и Орфу вернуться в землю Елимелех, глава семьи из колена Иуды, с женою Ноеминью и двумя сыновьями переселился по причине голода из Вифлеема Иудейского в Моавитскую землю. Здесь сыновья его женились на моавитянках и здесь скоро умер Елимелех, а за ним и сыновья его. Ноеминь осталась вдовой с двумя снохами, Орфой и Руфью. Услышав, что голод прекратился, Ноеминь решила возвратиться домой и оставить Руфь и Орфу на их родине. Орфа осталась, но Руфь не пожелала отстать от нее, и так они пришли вместе в Вифлеем. Руфь стала женой Вооза. Плодом этого брака был Овид, дед Давида, и таким образом Руфь Моавитянка, язычница, сделалась одной из прародительниц Господа Иисуса Христа.

Гравюра

В отчете Стедмана описывается зависимость колонии от черных солдат или «рейнджеров», отобранных из рабского населения и предлагающих свою свободу в обмен на помощь в уничтожении маронов. Уважение Стедмана к храбрости этих солдат отражено в образе Блейка.

Гравюра

Полковник Фурге был командиром Стедмана. Стедман нашел его некомпетентным и бессердечным лидером, но отрывки, выражающие его гнев и презрение к Фурджу, были отредактированы из Повествования.

Негр, повешенный за рёбра

Гравюра

  На этом ужасном изображении Блейка изображен раб, подвешенный к виселице с помощью крюка через ребра. В повествовании Стедмана рассказывается, что раба оставили умирать медленно, но он сделал это без жалоб. Его стоицизм подчеркивает ужас сцены, усиленный черепами и рабским кораблем, видимым на горизонте.

Обезьяны в джунглях.

Гравюра

Обезьяны на дереве

Гравюра

Это изображение группы обезьян на дереве - и похожее изображение «Обезьяны Куато и Саккавинки»  - выделяются среди иллюстраций Блейка к повествованию Стедмана; большинство из которых принимает деятельность рабского населения в качестве своего субъекта. Вполне возможно, что Блейк хотел, чтобы у обезьян было сатирическое значение.

Коричневые обезьяны-капуцины качаются на деревьях. Обезьяны - коричневые капуцины, Cebus apella apella, известная у суринамцев как keskesi и mekoe, и обыкновенная обезьяна-белка, Saimiri sciureus sciurerus, называемая у суринамских monkimonki; здесь ошибочно помечены кисши-киси.

Гравюра

В повествовании Стедман встречает группу африканцев, путешествующих для продажи в качестве рабов, которых он описывает как «ходячих скелетов, покрытых куском загорелой кожи». Тем не менее, образ Блейка в виде живой группы противоречит взгляду Стедмана на эту «печальную группу моих собратьев».

Гравюра

Здесь изображен темнокожий раб - «негр Дэвид», взбирающийся по огромному боа, чтобы начать снимать шкуру со змеи. Фигура в левом нижнем углу, вероятно, Стедман.

Солдаты среди черепов

Гравюра

Черепа лейтенанта. Леппар и шесть его людей.

Порка непокорной рабыни

Гравюра

Это сексуализированный и садистский образ рабыни-женщины стал ключевым элементом визуального словаря британского аболиционизма. Смелый графический эпизод Блейка, в котором рабыня представляет собой изолированную фигуру на переднем плане, обрамленную деревом, к которому привязаны ее руки, привел к тому, что иллюстрация часто воспроизводилась в антирабовладельческих трактатах.

14.7. Утро суринамского плантатора

Гравюра

Человек курит трубку и одет в утреннее платье и в большой шляпе, темнокожая рабыня подает вино.

Марш-бросок через болото

Гравюра

Болото На Терра-Фирме

Гравюра

Этот образ отражает амбивалентность Стедмана по отношению к рабству, предлагая читателю возможность семьи рабов в «состоянии спокойного счастья, которым они всегда наслаждаются под гуманным и снисходительным хозяином».

Казнь раба на дыбе

Гравюра

Гравировка была сделана по одному из собственных рисунков Джона Габриэля Стедмана; здесь задокументирован инцидент, свидетелем которого он был во время своих путешествий в Суринаме. По словам Стедмана, человек на стойке был приговорен к смертной казни за то, что застрелил надзирателя. Как писал Стедман: «Получив информацию об ужасном предложении, он прилежно лег на спину на сильный крест, на котором, с руками и ногами, он был привязан веревками; палач, тоже черный человек, теперь с топор отрубил ему левую руку, затем взял тяжелый железный пруток, с помощью которого, несколько раз ударившись, сломал кости до дрожи, пока костный мозг, кровь и осколки не полетели по полю, но заключенный никогда не стонал, ни вздыхал"

Прославленный Граман Квази

Гравюра

Грамэн Куаси использовал свои навыки как знахарь, чтобы накопить достаточно денег, чтобы купить свободу. Во время аудиенции у принца Оранжа в Гааге он был награжден за заслуги перед сообществом Суринама с плащом с золотыми шнурками, шляпой с перьями, золотой медалью и тростью с золотыми головами, которые изображены на этой иллюстрации Блейка.

Гравюра

Этот аллегорический традиционный образ «Четырех континентов», в которых континенты изображены как женские фигуры. Блейк, аболиционист, добавил золотые повязки на руки Африки и Америки, чтобы символизировать их порабощение центральной фигурой Европы. Однако тот факт, что Европа физически поддерживается ее спутницами, предполагает возможность более справедливых отношений.

14.40. Богоматерь, Христос и Иоанн Креститель   Родился Иоанн в семье первосвященника Захарии и праведницы Елисаветы, дальней родственницы будущей Богоматери. Предстоящее появление ребенка у бесплодной пожилой четы предсказал архангел Гавриил, посетив будущего отца в Храме, Гавриил же приказал дать мальчику необычное для семьи имя. Захария не поверил вестнику, за что тот лишил Захарию дара речи. Немота священника продлилась до рождения ребенка. Пророчествовать ребенок начал еще в материнском животе. Когда Мария пришла в гости к Елисавете, то младенец забился, и Елисавета ощутила благодать. То есть Иоанн радовался встрече с Мессией еще до того, как окружающие заметили беременность непорочн


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.