Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-09-01 | 69 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Спиритуалист, последователь Локка, шел от сенсуализма к субъективному идеализму. «Быть значит воспринимать». Создал зрительную теорию пространства в “Опыте новой теории зрения” (1709), согласно которой зрительное восприятие есть комбинация зрительных и осязательных ощущений от движения глазных мышц.
Говорил о зрении как о языке осязания – подчеркивал его знаковый характер. Он свел мир к комплексу ощущений. Выдвинул объяснение восприятия пространственных свойств объектов из опыта.
Свет и цвет человек воспринимает без всякого опыта; восприятие пространственных свойств складывается со временем. Он спорит с Декартом, который объяснял восприятие пространства «естественной геометрией».
Беркли: от рождения мы воспринимает зрительные впечатления, которые в зависимости от расстояния различаются яркостью и отчетливостью; одновременно с восприятием с помощью зрения мы воспринимаем ощущения от движений глаз и от движений других органов нашего тела. Эту сумму ощущений он называет осязательными, а поскольку события, происходящие одновременно, имеют тенденцию к ассоциации, то образуется связь между зрительными и осязательными ощущениями. Зрительные впечатления становятся знаком пространственных свойств вещей. Против Беркли выступили философы шотландской школы.
Д.Юм (1711 - 1776)
П оследователь Беркли, считал, что эмпиризм ограничен.
Познание начинается с опыта, состоящего из восприятий, к-рые заключаются в идеях и впечатлениях, сложные идеи образуются путем ассоциации, есть как неправильные, так и правильные. Все человеческое познание - ассоциациями идей.
В “О человеческой природе” (1739) и “Исследование о человеческом познании” (1748) развил понятие ассоциации, поделил все состояния сознания на впечатления и идеи, их отражения.
|
Впечатления - образы ощущений и некоторые аффекты, на их основе образуются идеи - более ослабленные ощущения (т. е. различия не качественные, а количественные).
Сложные идеи образуются путем ассоциаций, но не через действия ума (как у Локка), а через работу особого механизма ассоциаций, по которому строится вся работа познания. В отличие от Локка у Юма неправильные ассоциации – это только по смежности в пространстве и времени, а по закону сходства и причинности – это правильные ассоциации.
У Юма вся личность - цепочка восприятий (тепла, холода, любви, ненависти). И больше ничего кроме восприятий в «Я» не существовало. Все сознание - пучок ассоциаций между отдельными идеями и ничего больше нет.
Д. Гартли (1705-1757)
И дея пассивности субъекта психической жизни при восприятии;
из опыта складываются ассоциации и аффекты;
ассоциации представляют собой сочетания не идей, а физиологических состояний мозга, сопровождаемых ими.
Священник, врач. Моральный вопрос - чем отличаются хорошие люди от плохих - привел его к теме о природе человека.
Дал наиболее полную картинку ассоциативной теории. Он выделил три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения, идеации (идеи ощущений, или повторение ощущений без предметов), аффекции – удовольствие/неудовольствие.
Из этих элементов с помощью механизма ассоциации строится душевная жизнь. В основе этого механизма лежат вибрации – физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Они различаются по степени, роду, месту и направлению. Сочетаются не идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими.
Ассоциации могут быть одновременными или последовательными. Понимание слов – это образование ассоциации между словом и значением, оно устанавливается в детстве из опыта.
|
Мышления как процесса у Гартли нет. Истины пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциаций, новые мысли – комбинации или разложение старых идей.
Память – воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каком они были получены.
Если этот порядок нарушается, это воображение.
Образование ассоциаций – пассивный процесс. Воспроизведение идей (память/воображение и пр.) происходит пассивно без участия субъекта.
Страсти рассматривались как источник поведения, поступков. Достигая определенного порога, они становятся желаниями или отвращениями. В той стадии, когда они настолько сильны, чтобы вызвать действия, они представляются волей.
Аффекты не врождены – это продукт воспитания, возникает по ассоциации между представлением о вещи и аффекцией.
В организме есть набор врожденных первичных автоматизмов, из которых образуются произвольные движения, побуждаемые внешними стимулами.
Он различал полупроизвольные, произвольные движения и вторичные автоматизмы. Все психические явления выводятся из внешних впечатлений.
Откуда страсти: в процессе опыта ребенка от матери получает много хорошего и получает удовольствие. Ассоциация между образом матери и удовольствия → чувство любви к матери. Со временем любовь приобретает духовный характер (мы уже ничего не получаем от родителей, но продолжаем их любить). Т. о. страсти - прижизненные образования.
Особенностью ассоцианизма 19 века явилось его соединение с философией позитивизма. В развитии ассоцианизма этого периода различают три этапа:
а) наивысший расцвет (Т.Браун, Дж.Милль);
б) пересмотр основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии, начало кризиса системы ассоциагизма (Дж.Ст.Милль);
в) отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем (А.Бэн).
Томас Браун (1778-1820)
Законы, объясняющие возникновение ассоциаций;
мышление как процесс нахождения верной ассоциации из числа неверных;
понятие потребности как жизненно важного состояния для организма, но сводит к ассоциации между 2 чувствованиями;
метод исследования духа – самонаблюдение;
душевные явления трактуются механистически (все сложные явления = сумма простых) в философии идеализма.
В “Лекциях по философии человеческого духа” (1820) - учение об ассоциациях: ввел вторичные законы ассоциации – учение о дополнительных факторах. объясняющих возникновение в данный момент той или иной ассоциации из многих других.
|
Мышление как процесс решения задачи = выбор одной из ассоциаций, вызываемых предъявлением этой задачи. Развил учение об ощущениях: выделил из осязания ощущение тепла-холода, а также мускульное чувство и указал на его значение для формирования чувства уверенности в существовании предметов внешнего мира. Оторвал душевные явления от материальной основы и постулировал их подчиненность собственным, внутренним законам, которые открываются только в самонаблюдении.
Только основания ассоциаций (простых внушений) лежат в мозгу, остальные связи представляют собой операции духа и называются относительными внушениями.
Метод - лишь самонаблюдение. Сложное душевное явление сводил к сумме составляющих его простых. Познание трактовал механистически.
Потребности понимал биологизированно и относил вместе с ощущениями и чувствами удовольствия-неудовольствия к области чувственных процессов. Разделял потребности на два рода чувствований: ощущение неудовольствия и желание предмета, снимающего это неудовольствие. Отрицалась специфика потребностей как особых психических состояний.
Дж.Милль (1773 - 1836).
“Анализ явлений человеческого духа”.
Психическую жизнь сводит к ощущениям, представлениям и ассоциациям идей:
1 явление – ощущение,
1 закон – ассоциации.
2 причины закрепления ассоциаций: живость ассоциируемых ощущений и частота их повторения.
Общий закон ассоциаций: идеи зарождаются и существуют в том порядке, в котором существовали ощущения как их оригиналы. «ментальная механика» (полная пассивность организма и неактивность личности).
Джон Стюарт Милль (1806-1873)
Признал ассоциативную механику несостоятельной и предложил «ментальную химию»:
о продукте нельзя судить по исходным элементам, а знание свойств элемента не избавляет от необходимости изучать свойства целого.
Т.е. простые идеи не составляют совокупностью сложные, а порождают их. Но у нас нет возможности изучать сложные явления. Остается лишь их описывать. Многие ощущения, чувства и мысли порождает нервная деятельность.
|
Ассоциации должны устанавливаться между нервными импульсами.
Но рано заменять всю психологию физиологией (как считает Конт), т.к. пока у психологии больше инструментов. Вводит в психологию «Я» как субъект сознания, отступая от классического ассоцианизма, лишенного активности. Признаются и ассоциации по сходству, чего не было раньше, так как для ассоциаций по сходству нужна активность мышления, которая ранее не признавалась.
Александр Бэн (1818-1903)
Отступает окончательно от механицизма и вводит положение о спонтанной активности НС при произвольных движениях. Когда произвольное движение пару раз совпадает с состоянием удовольствия – появляются ассоциации. Так появляются целесообразные движения и позднее – навыки. Если бы сочетание движений и ощущений протекало бы только на основе временных отношений (как думал Гартли), то различие приятного - неприятного и полезного - бесполезного не имело бы значения и усваивалось бы всё. Продолжается отступление от классической пассивной ассоцианизма: вводятся творческие ассоциации (открытия в науке, художества).
Герберт Спенсер (1820-1903)
Сблизил психологию и биологическую эволюцию.
Сформулировал общий закон эволюции: повсюду во вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, от однородного к разнородному, от неопределенного к определенному. То есть психическая жизнь постепенно дифференцируется от физической. Единица психики – ощущение (развилось из изначальной раздражительности). Затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики. Все они являются инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.
Это: рефлекс, инстинкт, навык, реализуемые в поведении, – и ощущения, память, воля, разум, существующие в сознании.
Сочетания чувствований порождают душевную жизнь животных.
Поделил пси на объективную (предмет – психические явления животных и человека; метод – внешнее наблюдение) и субъективную (предмет – состояния сознания; метод – внутреннее наблюдение). Пси должна изучать связи между сознанием и внешней средой, а не только связями внутри организма. В процессе приспособления внутренних отношений к внешним образуются рефлекс, инстинкт, память, разум, воля и интеллект – высшая фаза душевного развития. Приспособление внутренних отношений к внешним происходит через ассоциации – внешние отношения порождают внутренние. Они образуются в индивидуальном опыте и порождают ощущения, чувства и пр. Рассматривает социальную эволюцию (появление языка, общества, науки, морали и пр.). Но без особых различий. Опыт приобретается в 2 формах: индивидуальном и наследственном. Биологизаторская теория Спенсера не привела его к культурно-исторической концепции, а привела к расистским взглядам.
Положительные стороны ассоцианизма:
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!