А.И. Порет. Т.Н. Глебова. Дом в разрезе. 1931 — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

А.И. Порет. Т.Н. Глебова. Дом в разрезе. 1931

2022-10-11 28
А.И. Порет. Т.Н. Глебова. Дом в разрезе. 1931 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проект «Искусство ХХ века» представляет отдельные знаковые коллекции музея, вписывая их в контекст художественного процесса ХХ столетия. Авторы предлагают новую модель экспозиционно-выставочного комплекса на ограниченном пространстве с использованием специального оборудования — раздвижных мобильных конструкций, плазменной панели, позволяющих максимально эффективно работать с коллекцией искусства ХХ века. Проект вводит в постоянную экспозицию периодически сменяемые комплексы живописи, скульптуры, графики, видеоматериал, что обеспечит зрителю широкий доступ к малоизвестным частям коллекции.

Основной ряд экспозиции составлен из работ мастеров русского авангарда, соцреализма, официального и альтернативного советского искусства. На их фоне сменяемые блоки расширяют общую картину, выявляют новые аспекты искусства и творчества художников. Выбранный способ экспонирования даёт возможность увидеть и оценить каждого автора в контексте эпохи. В экспозиции в контексте ретроспективного показа представлены самые значимые мастера, которых дал Ярославль ХХ веку: М. К. Соколов (1885−1947) и А.К. Петров (р. 1957).

 

Куинджи А.И. Степь. Нива. 1875. Фото автора с картины музея.

Начало формы

Конец формы

 

· Матвеев Федор Михайлович
[1758—1826]

Пейзаж с водопадом. 1810е

Холст, масло

· Клодт (фон Юргенсбург) Михаил Константинович
[1833—1902]

Вид в Нормандии (Летний день). 1860

Холст, масло, 63 x 91.4

· Куинджи Архип Иванович
[1842—1910]

Степь. Нива. 1875

Холст, масло, 69,4 x 109

· Васнецов Аполлинарий Михайлович
[1856—1933]

Летний день. 1880-е

· Орловский Владимир Донатович
[1842—1914]

Летний день. 1884

Холст, масло, 73,3 x 111,3

· Коровин Константин Алексеевич
[1861—1939]

Марсель. Порт. 1890-е

Холст, масло, 45 х 66

· Репин Илья Ефимович
[1844—1930]

Косарь-литвин. Здравнёво. Этюд. 1892—1897

Холст, масло

· Жуковский Станислав Юлианович
[1873—1944]

Нахмурилось (Осень). 1896

Холст, масло, 74,5 x 106

· Браз Осип (Иосиф) Эммануилович
[1873—1936]

Портрет Дарьи Петровны и Иллариона Петровича Гессе. 1899

Холст, масло

· Бакалович Степан (Стефан) Владиславович
[1857—1947]

Ра-Хотеп – писец фараона. 1901

· Жуковский Станислав Юлианович
[1873—1944]

Печальные думы. 1907

Холст, масло, 79 x 125

· Кустодиев Борис Михайлович
[1878—1927]

Портрет великой княгини Марии Павловны. 1911

Эскиз Бумага на картоне, гуашь, темпера, белила, 31,8 x 24

· Розанова Ольга Владимировна
[1886—1918]

Синее на жести (Город). 1913

Холст, масло

· Аргунов Яков Иванович
[1784—1830]

Портрет Е.Н. Бантыш-Каменской. 1823

· Каменев Лев Львович
[1833—1886]

Ночь на реке Мологе. 1861

Холст, масло, 53,5 x 83

· Маковский Николай Егорович
[1842—1886]

Вид на Волге близ Нижнего Новгорода. 1878

Холст, масло, 69,8 x 59

· Поленов Василий Дмитриевич
[1844—1927]

Генисаретское озеро. 1880-е

Холст, масло., 72 x 127

· Маковский Константин Егорович
[1839—1915]

Портрет купчихи Е.С.Расторгуевой. 1885

Холст, масло, 139,3 x 97

· Остроухов Илья Семенович
[1858—1929]

Ранняя весна. 1891

Холст, масло., 61 x 49

· Виноградов Сергей Арсеньевич
[1869—1938]

Портрет художника К.К.Первухина. 1893

· Шишкин Иван Иванович
[1832—1898]

Березовая роща. 1896

Холст, масло, 105,8 x 69

· Рубо Франц Алексеевич
[1856—1928]

Эпизод из битвы при Курюк-Дард. 1900

Холст, масло

· Верещагин Василий Васильевич
[1842—1904]

Письмо на родину (Письмо к матери). 1901

Холст, масло, 100 x 88

· Богаевский Константин Федорович
[1872—1943]

Жертвенники. 1907

Холст, масло, 143.5 x 168.5

· Маковский Владимир Егорович
[1846—1920]

Без хозяина. 1911

· Кустодиев Борис Михайлович
[1878—1927]

Театральный портрет. Купавина. 1915

Картон, акварель, белила, 47,5 x 30

· Мыльников Николай Дмитриевич
[1797—1842]

Портрет купца. 1837

61 x 52

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру, на Каспийском море. 1869

Холст, масло., 130 x 170

· Верещагин Петр Петрович
[1836—1886]

Вид Московского Кремля. 1879

Холст, масло., 53 x 107

· Саврасов Алексей Кондратьевич
[1830—1897]

Летний пейзаж. Сосны. 1880-е

Холст, масло, 89,8 x 71

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Буря. 1886

Холст, масло., 84 x 142

· Шишкин Иван Иванович
[1832—1898]

Срубленный дуб в Беловежской пуще. 1892

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Пирамиды. 1895

Холст, масло., 36 x 59

· Беггров Александр Карлович
[1841—1914]

Берег в окрестностях Гапсаля. 1897

Холст, масло., 67 x 98

· Васнецов Аполлинарий Михайлович
[1856—1933]

Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. 1901

Холст, масло., 155 x 285

· Дубовской Николай Никанорович
[1859—1918]

В наводнение (Наводнение на Екатерининском канале). 1903

Холст, масло., 72 x 53

· Головин Александр Яковлевич
[1863—1930]

Серебристые вётлы. 1909

Холст, масло., 142 x 116

· Жуковский Станислав Юлианович
[1873—1944]

Усадьба. Отблески вечерней зари. 1912

Холст, масло, 79 x 125

· Лентулов Аристарх Васильевич
[1882—1943]

Небосвод (Декоративная Москва). 1915

Холст, масло., 97 x 129

· Рылов Аркадий Александрович
[1870—1939]

Буйный ветер. 1916

Холст, масло., 39 x 47

Конец формы

 

· Коровин Константин Алексеевич
[1861—1939]

Цветы. Гурзуф. 1916

Холст, масло

· Коровин Константин Алексеевич
[1861—1939]

Натюрморт с рыбами. 1930

Холст, масло

· Коровин Константин Алексеевич
[1861—1939]

Розы на фоне моря. 1930-е

Холст, масло

· Сверчков Николай Егорович
[1817—1898]

Катание в коляске (Александр II с детьми).

· Дубовской Николай Никанорович
[1859—1918]

Морской берег. 1917

· Коровин Константин Алексеевич
[1861—1939]

Натюрморт с омаром. 1930-е

Холст, масло

· Бочаров Сергей Петрович
[1953]

Ярославль. Зима. 2003

Холст, масло, 45 х 55

· Сверчков Николай Егорович
[1817—1898]

Отдых на охоте.

· Гриценко Николай Николаевич
[1856—1900]

На верфи. Конец XIX века

Холст, масло

· Коровин Константин Алексеевич
[1861—1939]

Розы. 1930-е

Холст, масло, 58,1 х 49,1

· Коровин Константин Алексеевич
[1861—1939]

Париж. Сен-Дени. 1930-е

Холст, масло

· Айвазовский Иван Константинович
[1817—1900]

Ночь на море.

Холст, масло

· Коровин Константин Алексеевич
[1861—1939]

Монмартр вечером.

Холст, масло, 49,5 х 60,5

· Митрополичьи палаты. 1680-ые

· Ярославский художественный музей

· Многочисленные выставочные проекты, музыкальные вечера, театрализованные и интерактивные экскурсии привлекают в музей как ярославцев, так и гостей города Ярославль.

· Л. А. Петрова директор Ярослвского художественного музея                                

· В.П. Митрофанов (1904-1994), директор Ярославского музея искусств
в 1952-1959 гг., заведующий отделом древнерусского искусства
в 1959-1968 гг.

· Собрание иконописи Ярославский художественный музей
Ярославский художественный музей является преемником Художественной галереи, существовавшей в городе с 1919 по 1924 год. Пережив несколько административных преобразований, галерея, переименованная в Ярославский музей искусств, на протяжении полувека входила в состав разных музейных объединений и лишь в 1969 году выделилась из состава Государственного Ярославо-Ростовского музея-заповедника.


К моменту открытия Ярославского художественного музея его коллекция иконописи насчитывала около 1400 памятников. Основная ее часть сформировалась в конце 1920-х и в 1930-е годы. Начало собиранию икон в Ярославле было положено Ярославской реставрационной комиссией, созданной в 1918 году (с 1924 года — Ярославское отделение ЦГРМ). Одной из главных целей, поставленных перед Комиссией, было преодоление последствий белогвардейского восстания, произошедшего летом 1918 года. Во время его подавления по городу прямой наводкой била артиллерия, и многие памятники архитектуры были разрушены или сильно пострадали. Руководил ЯО ЦГРМ Петр Дмитриевич Барановский, работы по реставрации иконописи возглавил Николай Иванович Брягин. Именно А.И. Анисимов настаивал на изъятии из церквей наиболее ценных памятников «станковой живописи» и размещении их в государственной реставрационной мастерской Ярославля для укрепления. В то время это было единственно верным решением, предотвратившим гибель сотен икон.


Удивительно, как много удалось сделать небольшому коллективу реставрационных мастерских. В условиях нехватки средств сотрудники ЯО ЦГРМ в кратчайшие сроки укрепляли аварийные иконы, вывозили в хранилища произведения древнерусского искусства из предназначенных к сносу или приспосабливаемых под хозяйственные нужды храмов. Но, к сожалению, из-за сжатых сроков вывоза икон из церквей, тесноты хранилищ и малочисленности персонала далеко не на все иконы удалось составить необходимые документы, и сведения об их происхождении были утрачены.


В ЯО ЦГРМ было отреставрировано более 30 памятников, в том числе ставшие гордостью собрания музея «Спас Вседержитель» XIII века (ЯХМ И-1205) и «Богоматерь Толгская» 1314 года (ЯХМ И-1206). В 1926 году в Ярославле с большим успехом прошла первая выставка отреставрированных икон.

· Экспозиция древнерусского искусства в здании митрополичьих палат. Фото конца 1970-х

· В 1931 году Ярославское отделение ЦГРМ было ликвидировано и иконы, хранившиеся в реставрационных мастерских, передали в музейное собрание. Большая их часть происходила из Спасо- Преображенского, Толгского и Казанского монастырей, Успенского собора Ярославля и приходских храмов города.
В годы Великой Отечественной войны на долю музейного собрания икон выпало еще одно испытание: фонд закрыли и опечатали. На протяжении четырех лет иконы находились в сыром, непроветриваемом помещении, отчего многие из них были поражены плесенью. При осмотре древнерусского фонда в 1946 году состояние сохранности большинства произведений было признано аварийным. Помощь ярославцам вновь оказали сотрудники Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских имени ИЗ. Грабаря. Стала очевидной необходимость возрождения реставрационной мастерской и в самом Ярославле, и в 1952 году она была, наконец, открыта. В возобновлении реставрации ярославских икон деятельное участие принимали Н.В. Перцев, В.Г. Брюсова, В.В. Филатов.
Особую роль в сохранении и изучении ярославской иконописи в последующие десятилетия сыграли Владимир Петрович Митрофанов и Елена Павловна Юдина.


Владимир Петрович Митрофанов (1904—1994) — в молодости активист- комсомолец, участник движения воинствующих безбожников, — оказавшись в зрелые годы в музее, проявил недюжинную энергию в деле спасения ярославских икон. За время деятельности В.П. Митрофанова, работавшего сначала директором музея (1952—1959), а затем заведующим Отделом древнерусского искусства (1959—1968), в Москве в Центре имени ИЗ.
Возрождению реставрации ярославской иконописи в самом городе немало способствовала Елена Павловна Юдина (1926—1992). Впоследствии Е.П. Юдина возглавила местную реставрационную мастерскую темперной живописи и руководила масштабными работами по раскрытию икон из церквей Ильи Пророка, Федоровской Богоматери и святителя Иоанна Златоуста в Коровниках.

· Н.И. Брягин (1885-1933),


руководитель отдела реставрации темперной живописи Ярославского отделения Центральных государственных реставрационных мастерских в 1924—1931 гг.

· В 1960-е годы собрание иконописи продолжало пополняться: в музей поступило более 300 произведений, вывезенных экспедициями Министерства Культуры СССР из храмов Ростовского, Борисоглебского, Гаврилов-Ямского, Большесельского, Пречистенского, Угличского и Пошехонского районов Ярославской области. Сюда также попали иконы, переданные из закрытых музеев — Антирелигиозного в Ярославле и краеведческого — в Тутаеве.
В 1969 году было принято решение о разделении Ярославо-Ростовского музея-заповедника на три самостоятельных учреждения: Ярославский художественный музей, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и музей-заповедник в Ростове Великом. Таким образом, единая по своему происхождению коллекция ярославской иконописи была поделена на две части. Художественному музею передавались иконы, поступившие из разрушенных городских храмов, а также из сохранившихся, но не подлежавших музеефикации. Кроме того, в собрание художественного музея вошли произведения.


В 1970—1980-е годы большой вклад в комплектование фондов иконописи был сделан главным хранителем музея Т.Л. Васильевой.
В 1970-е годы были опубликованы работы В.В. Филатова, С.И. Масленицына,
В.Г. Брюсовой, Т.Е. Казакевич, посвященные художественным памятникам Ярославля.


В 1977 году в Ярославском художественном музее был открыт реставрационный отдел — первый отдел такого профиля в провинции. Возглавила его Е.П. Юдина. За короткий срок ей удалось не только организовать реставрационные работы, но и воспитать целую плеяду профессионалов-реставраторов.
Так как в 1920-е годы хранилища реставрационных мастерских были переполнены, то из каждого храма разрешалось брать ограниченное число икон, главным образом, древних. Спасая храмовое убранство древнего Ярославля, реставраторы спрятали иконы в закрытых в то время Митрополичьих палатах. В настоящее время, в преддверии 1000-летнего юбилея города, музей готовит выставку «Обретение», где впервые покажет найденные в 1977 году иконы отреставрированными. Среди них преобладают памятники XVII—XVIII веков. Но есть и древние образы. Один из них — икона «Воскресение — Сошествие во ад» редкого иконографического извода. Интересны и произведения XIX столетия, которые в свое время, вероятно, запретили включать в музейное собрание.

· Губернаторский дом. 1820-ые. Архитектор П.Я Пяньков

· В 1980 году в Митрополичьих палатах на основе существующей экспозиции был открыт отдел древнерусского искусства, который возглавила И.П. Болотце- ва (1944—1995). Ирина Петровна самозабвенно любила свой город и преданно служила делу сохранения и изучения ярославской иконописи. Поддерживая дружеские отношения с Н.В. Перцевым, она была непосредственно связана с первооткрывателями ярославских икон и опиралась на их опыт.
И.П. Болотцева впервые поставила задачу изучения целостных храмовых комплексов. Она начала систематическую работу по выявлению происхождения икон по архивным данным. Это было особенно важно для собрания Ярославского художественного музея, так как при разделе коллекции ярославских икон именно художественному музею были переданы иконы, сведения о происхождении которых на тот момент были утрачены. Выяснение связи произведения с тем или иным храмом помогало в ряде случев уточнить его датировку, полнее осмыслить иконографические особенности, сделать предположение об авторстве.
Важнейшим делом своей жизни Ирина Петровна считала не только изучение, но и пропаганду культурного наследия средневекового Ярославля. В 1980 году совместно с московским искусствоведом и реставратором С.В. Ямщиковым она организовала большую выставку «Ярославская иконопись XIII — начала XVIII века», имевшую широкий резонанс в Ярославле и Ленинграде. Усилиями Ирины Петровны были проведены и первые выставки икон за рубежом. С искусством Ярославля познакомились жители Франции и Германии.
И.П. Болотцева отобрала в фондах и отправила на реставрацию в Москву большую партию икон, которые, на ее взгляд, позволили бы по-новому взглянуть на этапы развития ярославского иконо- писания. К сожалению, преждевременная кончина не позволила осуществиться многим планам и масштабным проектам, задуманным Ириной Петровной. Ее дело продолжили сотрудники созданного ею отдела.
В отделе ведется большая научная работа. Издан первый том научного каталога собрания музея, посвященный иконописи XIII—XVI веков; следующий том каталога, охватывающий период до начала XVIII века, подготовлен к печати. Сотрудники отдела осуществили более 300 научных публикаций по иконам из собрания музея. Ежегодно в Митрополичьих палатах проходит научная конференция памяти И.П. Болотцевой, собирающая ведущих исследователей древнерусской культуры. По итогам конференций издаются сборники научных статей.
Особое внимание в настоящее время Ярославский художественный музей уделяет реставрации икон. Ярославские памятники раскрывают от поздних записей не только в Ярославле, в реставрационном отделе музея, но и во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени ИЗ. Грабаря, в Межобластном научно-реставрационном художественном управлении в Москве, в реставрационном училище имени Н.К. Рериха в Санкт-Петербурге. В проведении реставрационных работ музею помогают меценаты. Реставрация более половины из пятидесяти икон, раскрытых в музее за последние десять лет, оплачена из частных пожертвований.
Интенсивная реставрационная деятельность позволила музею существенно расширить экспозицию и сформировать выставочный фонд. Ярославские иконы с успехом демонстрировались в Волгограде, Екатеринбурге, Иванове, Калининграде, Новосибирске, Самаре, Саратове.

· Кат. 51. Христос и самарянка (Неделя о самаряныне). 1698 г.Кат. 5. Чудо архангела Михаила в Хонех. Первая половина XVII в.

· Выставка «101 икона из Ярославля» — является своеобразным итогом изучения и реставрации музейного собрания. Никогда прежде за пределами города не экспонировалось так много шедевров XVII—XVIII веков. Многие иконы демонстрируются после реставрации впервые. Выставка позволяет по-новому представить себе истоки и расцвет ярославского иконописания, XVII веке и продолжение и развитие местных художественных традиций в следующем столетии.
Разумеется, организовать подобную выставку было бы невозможно без кропотливого многолетнего труда нескольких поколений ярославских музейных работников и реставраторов Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля.
ДВА ВЕКА ЯРОСЛАВСКОЙ ИКОНОПИСИ


Ярославский художественный музей является одной из подлинных сокровищниц древнерусского искусства. Многие из хранящихся здесь произведений хорошо известны исследователям и любителям иконописи и относятся к числу признанных шедевров. Главная особенность ярославской коллекции — ее необычайная цельность. Древние произведения относительно немногочисленны. Преобладают иконы XVII—XVIII веков, которые, в большинстве своем, попали в музей из разрушенных или закрытых монастырей и церквей города Ярославля (Толгский, Казанский, Кирилло-Афанасьевский монастыри, Успенский собор, церкви Спаса на городу, Димитрия Солунского, Спаса Пробоина, Сретения, Крестовоздвижения, Параскивы Пятницы на Туговой горе, Параскевы Пятницы на Всполье, Воскресения, Симеона Столпника, Власьевской, Петра и Павла на Волге, Никитская, Варваринская и др.). Несмотря на то, что далеко не все церковные комплексы дошли до нас полностью, из них, как из мозаики, складывается величественная картина ярославского искусства, раскрывающая самобытный облик одного из крупнейших художественных центров Поволжья.


Необычайный взлет искусства, наблюдаемый в XVII столетии в целом ряде волжских городов — Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, — был, вероятно, предопределен их решающей ролью в преодолении Смуты и установлении новой царской династии.
Государственная поддержка положила начало процветанию могущественных купеческих династий Святешниковых, Лыткиных, Гурьевых, Скрипиных, которые в XVII веке стали основными заказчиками каменных посадских храмов и их убранства.
Блистающий иконным великолепием «город церквей» возникал на восхищенных глазах современников. Гордое осознание своего исторического вклада в судьбы государства подкреплялось быстрым экономическим развитием и ростом финансового могущества.
В Ярославле чтили старинные художественные традиции, бережно хранили древние святыни, свидетельством чему являются многочисленные произведения, созданные до XVII столетия. На основе этих традиций ко второй половине XVII века здесь складывается достаточно самобытный местный стиль, который, определившись в своих принципиальных чертах и пристрастиях, продолжает развиваться на протяжении XVIII и первой половине древнерусского искусства в здании Митрополичьих палат.

Кат. 48. Святители Иоанн Милостивый и Петр, митрополит Московский, великомученица Екатерина и преподобная Елизавета. Конец XVII — начало XVIII в.

Кат. 50. Святая Троица. 1696 г.

XIX века. Его изменяемость свидетельствовала об активности художественной жизни богатого купеческого города, привлекавшего лучшие творческие силы, а также об открытости и восприимчивости местных художников. С другой стороны, сохранению местного своеобразия способствовало существование многочисленных художественных династий (в большинстве своем восходивших к «колокольному дворянству» — духовенству), обеспечивавшее преемственность навыков, передачу опыта и профессионального мастерства из поколения в поколение.


Родство вкусов, устойчивость иконографических предпочтений и стилистическое единство ярославской иконописи во многом определялось общностью среды, в которой жили творцы и заказчики произведений и, прежде всего, — укладом жизни богатого купеческого города. Предприимчивость местных купеческих династий — Святешниковых, Лыткиных, Гурьевых, Скрипиных и многих других — мыслилась неотделимо от государственного служения и процветания Отечества. Равняясь на блестящий пример «именитых государевых людей» Строгановых, ярославский купец Надея Святешников приступил к освоению новых земель в низовьях Волги и основал там, среди степных просторов городок в Луке Самарской. Построили деревянную крепость, а затем, «разоряясь до последней скудности», возвели в камне город Гурьев на реке Яик братья-купцы Дружина и Гурий Назарьевы. Отчаянная смелость и беспредельная предприимчивость согревалась и духовным упованием — энергичным первопроходцам оказался близок идеал монашеской самоотверженности, труд подвижников и миссионеров, издавна осуществлявших колонизацию земель Русского Севера. Не случайно, купец Святешников в споре архангельских крестьян с преподобным Диодором Юрьегорским принял сторону монаха и оказал ему поддержку в основании обители. Духовное горение, драматическая напряженность и пронзительность переживаний нашли свое отражение и в искусстве этой эпохи.


Первая половина XVII века стала трудным периодом возрождения города после разорительного урагана Смуты, пронесшегося по Поволжью. Количество дошедших до нас икон, созданных в это время, не велико. Их характерной чертой является связь с общерусской традицией — так называемой «строгановской школой», т.е. московским по своим истокам стилем конца XVI — начала XVII века, на основе которого активно велись поиски местного своеобразия, самобытной художественной выразительности. Ярославские иконы первой половины XVII века вполне убедительно свидетельствуют о том, что местные изографы владели всем арсеналом позднемосковской иконографии и стилем, который был выработан их предшественниками.
Примером бытования икон «строгановской школы» в Ярославском крае может служить великолепная икона «Святитель Иоанн Златоуст, с житием» из Троице- Варницкого монастыря (кат. No 2). Из ростово-ярославских земель происходит еще несколько житийных изображений святителя, что было обусловлено его особым почитанием в здешних местах. Житийный цикл иконы из Троице-Варницкого монастыря, состоящий из 52 клейм, — наиболее пространный из известных в настоящее время циклов, посвященных Иоанну Златоусту. Он представляет собой единое, непрерывное, насыщенное событиями повествование, причем клейма, не имеющие разгранок, как бы «перетекают» одно в другое. Преобладание многофигурных композиций создает впечатление многоречивости. Подчеркнутая нарядность иконы достигается за счет сочетания золотого фона и звонких красок — белой, красной и зеленой. Миниатюрные клейма сопровождаются обширными пояснениями на фоне и на полях. Ровные киноварные строчки замысловатой мелкой скорописи сближают произведение с миниатюрами рукописных книг.

· Кат. 14. Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский), с житием. Первая половина — середина XVII в.Кат. 21. Илья Пророк в пустыне. Федор Евтихиев Зубов. 1672 г.

· Богородичная тема на выставке представлена излюбленными сюжетами: «О тебе радуется» и «Похвала Богоматери» (кот. No 4, 8). Обе иконы, исполненные в первой половине XVII века, имеют ряд сходных черт, среди которых можно отметить композиционную слаженность, а также характерные пропорции фигур с высокой талией, тяжелым торсом, небольшими ладонями и ступнями, стоящими словно «на носочках». Санкирь и охрение в личном письме сближены по тону, поверх охрения положены небольшие высветления и белильные движки. Неяркий колорит с преобладанием коричневатой или желтоватой охры оживляется киноварными и белильными акцентами. Замечательное своеобразие колориту иконы «О тебе радуется» придают прозрачные малиновые и зеленые лаки, а также некоторые необычные цвета, введенные в палитру — небесно-голубой, лимонно-желтый и травянисто-зеленый.


Ярославская иконопись не осталась чужда монументальным формам и линейной экспрессии столичного искусства годуновского времени. Это хорошо заметно в иконе «Богоматерь Корсунская» (кат. No 1), композиция которой построена так, что внимание зрителя сосредотачивается на ликах и жестах Богоматери и Младенца. Примечательно, что большинство дошедших до нас икон такого типа были, как правило, домашними или вкладными образами небольшого размера. Ярославская икона представляет собой изображение большого формата, которое предназначалось для местного ряда иконостаса.
К середине XVII века основное направление развития ярославской иконописи с достаточной ясностью намечается группой произведений, в которых иконографическое разнообразие сочетается с исключительным художественным качеством. Вероятнее всего, они были исполнены ведущими местными изографами, зарекмендовавшими себя на царской службе в Москве и в родном городе.
Культурный подъем, наступивший в столице после утверждения новой династии, Святитель Иоанн Златоуст благословляет царя и царицу. Деталь иконы «Святитель Иоанн Златоуст, с житием». Первая половина XVII века сопровождался обновлением некоторых древних храмов и строительством множества новых. Задумывались и другие грандиозные монументально-декоративные проекты, и все это постоянно требовало притока новых сил в области живописного дела. Пребывание ярославских мастеров-иконописцев у «государевых скорых дел» оттачивало их стиль и приемы, обогащало художественный кругозор. Возвращаясь после выполнения придворных заказов, иконописцы, обогащенные новым опытом, продолжали свою деятельность в родных местах, выполняя заказы состоятельных купеческих семей и богатых приходов.
О высоком уровне мастерства и виртуозной технике ярославских художников середины XVII века свидетельствуют комплексы первоначальных иконостасов церквей Ильи Пророка (1650) и Иоанна Златоуста в Коровниках (1654). По приемам построения образа и манере личного письма с активными высветлениями с этими комплексами может быть сопоставлена представленная на выставке икона «Чудо в Хонех» (кат. No 5). Ее композиция исполнена эпического спокойствия и отличается подчеркнутым равновесием монументальных фигур архангела Михаила и пономаря Архипа. Суровый и просветленный лик монаха, его согбенная в долгой молитве фигура, составляющая одно целое с храмом и окружающим пейзажем, противопоставлена бесплотному пламенеющему образу небесного воина в ярко-алом плаще. Легкое, без усилий, движение ощущается в склоненной голове архангела, в его поднятом крыле и руке с жезлом-мерилом.
К этой же группе произведений тяготеет отличающийся величавостью и экспрессией ростовой образ Спаса Вседержителя (кат. No 10), происходящий из ярославской Троице-Власиевской церкви, куда он, по преданию, был передан из Спасского монастыря. Изображение Христа соответствует здесь распространенной в 1650-е годы иконографии Спаса Смоленского, различные варианты которой отражены в иконах из вологодского Софийского собора (1650) и Кирилло-Белозерского монастыря (середина XVII в.). Лик Спасителя на ярославской иконе — благородный, аскетичный и узкий, с близко посаженными глазами и резко обозначенными морщинами на лбу и шее. Рисунок черт, характер охрения и широких пробелов с белильными движками обнаруживает заметное сходство с личным письмом на иконе «Богоматерь Владимирская» из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках и позволяет сблизить икону Спаса с кругом произведений знаменитого иконописца и теоретика искусства Иосифа Владимирова.

· Кат. 32. «Предста Царица». Собор архангела Михаила. Двусторонняя икона. Последняя треть XVII в.Кат. 33. Рама с клеймами истории Ярославской-Казанской иконы Богоматери. Лаврентий Севастьянов. Конец XVII в.

· Одним из ранних примеров проникновения западных образцов в русское искусство может служить «Рама с клеймами Страстей Христовых» (кат. No 11), исполненная для иконы Спаса другим мастером, хотя и не намного позднее. В качестве образцов этот мастер использовал гравюры лицевой Библии Борхта, которые впоследствии широко применялись в аналогичных циклах. Легкость рисунка, динамичность многофигурных композиций, подвижность письма, прозрачность красок и любовь к изысканным палевым и холодным зеленоватым тонам позволяет сблизить живопись рамы с росписями северной паперти Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1650), где кроме костромского иконописца Макара работали выдающиеся ярославские изографы — Иосиф Владимиров и Севастьян Дмитриев.
Близкую стилистическую аналогию живописи рамы с клеймами Страстей Христовых представляет икона «Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Николай Чудотворец, Филипп, митрополит Московский и великомученица Екатерина в молении образу «Сретения Господня»» (кат. No 12), которая могла быть создана в связи с перенесением мощей святителя Филиппа из Соловецкого монастыря в Москву в 1652 году и началом общерусского почитания митрополита. Благородные лики святых с крупными чертами отражают их духовное величие. Строгий и мерный ритм статичных и несколько уплощенных фигур контрастирует с подвижной, исполненной внутренней энергии композицией «Сретение», где ритм стремительного движения шагающего Иосифа, пророчествующей Анны и протягивающей руки Девы Марии подхватывается зигзагообразными контурами архитектурных деталей.
Композиция иконы «Рождество Христово» (кат. No 9), составленная из множества отдельных сцен, отличается плотностью и насыщенностью, а также особой динамичностью и экспрессией, достигаемой за счет крупного масштаба фигур (по сравнению с архитектурным и пейзажным фоном) и разнообразия их движений и жестов, передающих бурные эмоциональные переживания. Пропорции фигур, а также многоярусные, тонко профилированные архитектурные мотивы находят аналогии в росписях северной и южной папертей Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1650) и церкви Троицы в Никитниках (1652—1653), и это позволяет предположить, что икона была создана одним из ярославских или костромских мастеров, работавших в 1650-е годы.


Пришедшая из монументального искусства замечательная ритмическая продуманность, свойственная иконе «Рождество Христово», проявилась и в иконе «Похвала Богоматери, с Акафистом» (кот. No 8). Динамичные сцены в клеймах этой иконы иконографически и стилистически напоминают одноименные композиции в росписях Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненные артелью мастеров во главе с прославленным костромским знаменщиком Любимом Агеевым (1642). Удлиненные пропорции фигур, продолговатые лики с длинными носами, миндалевидными глазами и плотным светлым охрением также напоминают кирилловские стенописи. Притенения, исполненные малиновым лаком по золоту, придают письму заметную изысканность.

· Кат. 29. Усекновенная Глава Иоанна Предтечи. Круг Гурия Никитина. 1680-е гг.

· Особой изысканностью и отточенностью композиции отличается праздничная икона «Вознесение» (кот. No 7) — замысловатый контур изображения возносящегося Христа во славе, окруженного трубящими ангелами, в золотом «небе» иконы срастается с гибкой фигурой Богоматери в нижней части, словно образующей стебель диковинного растения, увенчанного цветком. Эта композиция может быть воспринята как зримая метафора созидающейся Христовой Церкви.
С группой произведений первой половины — середины XVII века может быть сближена икона «Спас на престоле с припадающими» из Нерехты (кат. No 13). Живопись ее изысканна и в то же время достаточно экспрессивна — подобное впечатление создается, прежде всего, благодаря аскетичной и стройной фигуре Спаса, его небольшим рукам с длинными тонкими пальцами и узкому вытянутому лицу с изборожденным морщинами высоким лбом. Контрастное письмо личного исполнено по коричневому санкирю светло-коричневой охрой с плотными широкими высветлениями на лбу, щеках и шее; волосы Христа пройдены золотом. Золотопробельное письмо одежд уподобляет образ Спасителя горящей свече, распространяющей вокруг себя сияние (этот же символический смысл, по-видимому, призваны раскрыват


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.