Вадского муниципального района Нижегородской области — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Вадского муниципального района Нижегородской области

2022-10-05 18
Вадского муниципального района Нижегородской области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детский сад «Солнышко»

Вадского муниципального района Нижегородской области

Программа семейного клуба

«За руку с семьей»

На 2019 - 2021 годы

Принята:                                                                                                                

на Педагогическом совете

МАДОУ детский сад «Солнышко»

Протокол педсовета № 1 от 26.08.20219г. 

Утверждена:

Приказ №  103 от 26.08.2019г.

Заведующий МАДОУ

детский сад «Солнышко»

_______________ Е. А. Балуева    

С. Вад

Г.

Содержание

1. Пояснительная записка 6
2. Актуальность проблемы 20
3. Концептуальные основы и прогнозируемый результат 21
4. Критерии результативности 25
5. Методы и формы работы с родителями 32
6. Этапы реализации программы 39
7. Перспективно-тематический план работы 40
8. Список литературы 41
9. Приложение 1 43
10. Приложение 2 45
11. Приложение 3 50
12. Приложение 4 53
13. Приложение 5 57

 

Пояснительная записка

«Наши дети - это наша старость.           

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе,

это наши слёзы, наша вина перед другими».

/А.С.Макаренко/

 

    Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

    Воспитание детей — это очень серьёзный и ответственный процесс, от которого зависит будущее ребёнка. Важно вовремя оказать помощь семьям в воспитании детей. Найти правильный подход к воспитанию, помочь вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Семья представляет собой основу благополучия ее членов и успешности воспитания в ней детей. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

    Практика и проведенные научные исследования, показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются рядом причин:

ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);

социально-экономические проблемы общества;

трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;

личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические перенапряжения.

    Согласуя свои действия с семьей, необходимо стараться дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Только активная двусторонняя связь может улучшить адаптацию детей к новым условиям, наладить связь детей с окружением.

    Одна из проблем в воспитании детей - развить интерес детей к познанию окружающего мира. Поэтому так важно уделять внимание доверительным беседам с ребенком и его родителями. Процесс совместного пребывания взрослого с детьми очень важен. Главное, чтобы ребенок, как в детском саду, так и дома не наталкивался на стену отчуждения, чувствовал себя комфортно и уютно. К сожалению, не в каждой семье можно увидеть такую идиллию. Задачей педагогов в этом аспекте является научить родителей общаться с детьми, вызвать у них нежные чувства к ребенку.

    Еще одна проблема — научить детей общению друг с другом, научить не обижать других, проявлять сочувствие, терпимость. И это так же невозможно сделать без активного участия семьи. Все это возможно сделать путем использования активных форм и методов работы с родителями.

 

 

Актуальность проблемы

    Воспитание детей – одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отечественные социологические исследования выявили, что родители детей дошкольного возраста называют воспитание ребенка одной из приоритетных жизненных ценностей.

    В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность. Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга.

    Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

    В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

    Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.

    Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Это нетрадиционные встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия родителей детей.

    Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.

 

Критерии результативности

- согласованность действий педагогов и родителей;

- заинтересованность родителей в работе ДОО;

- рост посещаемости родителями мероприятий, организуемых и проводимых в детском саду;

- возрастание потребности в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения;

- способность рефлексии родителями собственных возможностей.

 

Этапы реализации программы

1. Подготовительный этап:

- проведение анкетирования родителей;

 - выявление особенностей отношений между родителями и детьми (наблюдение и беседа);

- обобщение результатов и выдвижение задач.

2. Основной этап:

- разработка программы клуба;

- подбор информации для родителей по темам;

- привлечение специалистов для работы в клубе;

 - подбор материалов, разработка и проведение мероприятий в соответствии с планом.

3. Оценочный этап:

Об эффективности работы данного клуба можно говорить по результатам численности посещения и активизации родителей на заседаниях клуба.

4. Заключительный этап:

Результаты мониторинга помогут выявить и оценить деятельность педагогов в достижении поставленной цели и решении задач, а также проанализировать эффективность использования выбранных методов и форм.

 

7. Перспективно-тематический план работы

План работы семейного клуба «За руку с семьей» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» на 2019 – 2021 годы

Тема Форма проведения Время проведения Специалисты
«Что такое семья?» Вечер-встреча

 

 

Сентябрь 2019 г.

Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Музыкальный руководитель
«В детский сад без слез!» круглый стол Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Педагог-психолог, Воспитатели
«Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка» Семинар-практикум Ноябрь 2019 г. Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Педагог-психолог, Воспитатели
«Папы, будьте вместе с нами!» Спортивный праздник Февраль 2020 г. Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Инструктор по физ. воспитанию
«Веселится народ – праздник, праздник у ворот» Семейная гостиная Апрель 2020 г. Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Настоятель церкви Покрова пресвятой Богородицы – отец Максим, Музыкальный руководитель, Воспитатели
«Мы помним, мы гордимся» Литературно-музыкальная композиция

 

Май 2020 г.

Старший воспитатель, Музыкальный руководитель, Воспитатели
«Мы вместе – мы одна семья!» Праздник Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Музыкальный руководитель, Воспитатели
«Зелёные насаждения» Акция по озеленению территории в рамках волонтёрского движения Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Воспитатели
«Все начинается с семьи» Вечер-встреча Сентябрь 2020 г. Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Музыкальный руководитель
«Я родитель, а это значит!....» Семинар- практикум Ноябрь 2020 г. Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Социальный педагог, Педагог-психолог
«Гипперактивный ребенок» Круглый стол Январь 2021 г. Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Педагог-психолог, Инструктор по физ.воспитанию
«С папой играем – здоровье укрепляем» Фотоконкурс Февраль 2021 г. Старший воспитатель, Инструктор по физ.воспитанию, Воспитатели
«Вместе играем – речь развиваем» Тренинг

 

Март

2021 г.

Старший воспитатель, Учитель-логопед, Воспитатели
«Помогаю маме, помогаю бабушке» Фотоконкурс Старший воспитатель, Воспитатели
«Люблю тебя, мой край родной» Фотоконкурс

 

Май

2021 г.

Старший воспитатель, Воспитатели
«Мы вместе – мы одна семья!» Праздник Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Музыкальный руководитель, Воспитатели
«Зелёные насаждения» Акция по озеленению территории в рамках волонтёрского движения Заведующий, Зам. зав. по УВР, Старший воспитатель, Воспитатели

 

 

Литература:

1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.

2. В.В. Горшенина «Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружна семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений». – М.: Гном и Д, 2000.

3. Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.

4. Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.

5. Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. – 240c.

6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.

7. Л. Михайлова-Свирская: «Работа с родителями. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС», Просвещение, серия: «Работаем по ФГОС дошкольного образования», 2018.

8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.

9. Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010. – 232 c.

10. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011. – 123 c.

11. Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.

12. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe

13. https://melkie.net/rabota-s-roditelyami/roditelskiy-klub-v-detskom-sadu-plan-rabotyi.html#i-8

 

 

Приложение 1

Заседание семейного клуба

Тема: «Всё начинается с семьи».

Дата проведения: 12.09.2020г.

Форма проведения: вечер-встреча.

Цель: подвести родителей к пониманию влияния семьи на воспитание ребенка, присоединение родителей к социокультурным ценностям своей семьи, своего народа.

Задачи:

- Создать благоприятный микроклимат между родителями, детьми и педагогами для более результативной работы.

- Повысить статус ребенка и семьи в целом.

- Укрепление доброжелательного отношения между родителями и детьми.

- Помочь формированию взаимопонимания между родителями и ребенком.

- Обогащать детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения.

Ход вечера - встречи

Под песню «Семья» родители входят в музыкальный зал, рассаживаются за столы.

Заведующий: Добрый вечер! Мы рады видеть вас в нашем клубе «За руку с семьей», который начинает свою работу под девизом: «Живем, любовь свою храня, мы сможем все – ведь мы – семья».(Знакомит родителей с целью и задачами работы клуба на текущий год, представляет руководителя клуба).

- Надеемся, что наше сотрудничество будет плодотворным!

Руководитель клуба:

Сегодняшний день

Мы семье посвящаем

И беседу веселую

Для вас начинаем!

Когда мы вместе – ты и я,

Печали нет: душа в покое,

Как хорошо, что есть семья –

На свете самое родное!

- Мы бы очень хотели, чтобы вы сегодня провели эти незабываемые минуты с нами и со своими любимыми детьми!

Но сначала нам нужно подружиться. Поэтому я предлагаю вам встать и поздороваться друг с другом и, конечно же, подарить друг другу улыбку. «Поздоровайтесь с соседом слева от вас, а затем справа от вас. А теперь возьмемся за руки, поднимем их вверх, скажем все вместе «Здравствуйте» и плавно их опустим». Почувствовали тепло друг друга?

В зал под музыку входят дети и встают вместе с родителями на танец.

ТАНЕЦ

Встают полукругом лицом к родителям после танца.

Руководитель клуба: Ребята, поприветствуйте различными жестами своих родителей.

Дети посылают родителям воздушные поцелуи, машут ладошками, делают сердечки из ладошек и т. д.

Дорогие родители ваши дети приготовили для вас сюрприз – песню.

ПЕСНЯ «ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ»

Дети садятся к своим родителям.

Руководитель клуба: Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Уважаемые родители, вы – первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа – это ваш дом, который окажет огромное влияние на то, что ребёнок будет считать важным в своей жизни, на формирование его системы ценностей.

С давних пор о доме и семье говорили с любовью и уважением. Из далёких времён до нас дошли пословицы и поговорки о семье. А вы знаете пословицы о семье? Вот мы сейчас и проверим. Я начну, а вы продолжите.

Игра «Закончи пословицу»

Вся семья вместе, … (так и душа на месте).

Дерево держится корнями, … (а человек семьей).

Где любовь да совет… (там и горя нет).

На что и клад, коли… (в семье лад).

Семьей дорожить - … (счастливым быть).

Вместе тесно, … (да врозь скучно).

Семья сильна, когда… (над ней крыша одна).

Отца с матерью почитать - … (горя не знать).

За общим столом … (еда вкуснее).

Семейный горшок… (всегда кипит).

В гостях хорошо, а дома… (лучше).

Не будет добра, коли … (в семье вражда).

Не красна изба углами, а красна… (пирогами).

Когда семья вместе, и сердце… (на месте).

На свете всё найдёшь, кроме… (отца с матерью).

Я попрошу сейчас выйти одному из родителей с ребёнком и сделать круг, где родители встают спиной в круг, а ребёнок стоит перед своим родителем.

Родители и дети выходят.

Любовь – это маленькое солнышко внутри каждого из нас. У солнышка есть лучики любви, они умеют творить чудеса. Представьте, что вы - родители – большое, яркое, лучистое, теплое солнышко. Потяните руки в стороны, как лучи солнца. Представьте, что вы направляете свой «луч» своему сыночку или дочке, вложите в свои ладони ладошки ваших детей, скажите своему ребенку слова - пожелания, которые могут разнообразными.А начать можно с таких слов: «Любви лучик направляю, Алисе счастья я желаю!».

Включается красивая медленная мелодия.

Игра «Солнышко лучистое»

А теперь обнимите друг друга и согрейте друг друга своим теплом.

Руководитель клуба: Родители могут сесть, а вы, ребята, чтобы всем нам было радостно, давайте испечем пирог счастья!

Игра «Нос к носу»

Подходите к своим детям. Пока музыка играет вы со своей мамой или своим папой танцуете, но как только я скажу «Нос к носу» вы должны будете прикоснуться названными частями тела друг к другу и продолжать танцевать. Попробуем? Начинаем.

В ходе игры звучат фразы: «нос к носу», «коленки к коленкам», «спинка к спинке», «ладошки к ладошкам».

Руководитель клуба: Отлично поиграли, ребята проводите своих родителей и садитесь около их на стульчики.

Руководитель клуба: - слово предоставляется заместителю заведующего по УВР.

Зам. зав. по УВР: - Все родители похожи между собой. Все хотят для своих чад одного, только каждый родитель подразумевает под этим понятием что-то свое. Да и пути к достижению поставленной цели у всех разные. Неважно где мы живем, как нас зовут, какую веру мы исповедуем, какой язык для нас является родным, главное – воспитать счастливого ребенка. И это нас объединяет! (Знакомит родителей с нормативно-правовой базой семейного воспитания – правами и обязанностями родителей).

Руководитель клуба: Вот незаметно и подошел к концу наш чудесный вечер. Ну, а для того, чтобы вы не забыли об этом дне, я предлагаю вам, дорогие наши родители, совместно с ребенком выполнить аппликацию «Цветик - семицветик». Каждый лепесточек вашего цветка – это всё то хорошее, что есть в вашей семье – мир, любовь, внимание, радость, счастье и т. д. Пусть ваша совместная творческая работа напоминает вам о том, как чудесно мы с вами провели время.

Под сказочную музыку дети вместе с родителями выполняют аппликацию «Цветик - семицветик».

Задачи:

- формировать ответственность родителей за социализацию ребенка;

- ознакомить участников с различными подходами к семейному воспитанию и методами поддержки ребенка;

- определить оптимальные пути общения с ребенком;

- способствовать осознанию важности объективного оценивания и проявления безусловной любви.

Ход семинара

Руководитель клуба: - Добрый день, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в нашем клубе. Тема сегодняшнего практического семинара «Я родитель, а это значит», на котором вы освежите в памяти свои права и обязанности и узнаете об оптимальных путях общения с ребенком. Сегодня мы постараемся узнать много нового как о себе, так и своих детях.

Для начала познакомимся друг с другом. Будем передавать по кругу мягкую игрушку. Каждому участнику нужно назвать свое имя, имя своего ребенка, качество, присущее вам как родителю, которое начинается с первой буквы вашего имени.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО»

Руководитель клуба: - Для плодотворной работы предлагаю утвердить правила, по которым будет проходить наша сегодняшняя встреча:

1. Добровольное участие в выполнении упражнений и заданий.

2. Один говорит – все слушают.

3. Обсуждать действие, а не личность.

4. Не критиковать.

5. Быть позитивным.

- Детство – это уникальный период в жизни ребенка. В начале дороги рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни – мама и папа. На следующем этапе ребенок приходит в детский сад, и его окружают другие взрослые и дети. Перед педагогами стоит задача создать условия для обеспечения физически и психически здорового ребенка. Это задание невозможно выполнить без взаимодействия, общения с вами, родители. А сейчас слово предоставляется социальному педагогу.

Социальный педагог: (Рассказывает о правах и обязанностях родителей).

- Мы должны помнить, что даже у самого маленького ребенка уже существует свой круг общения, разные люди имеют влияние на малыша. Наши дети – это целая Галактика, и у каждого она своя.

Перед вами – лист синей бумаги – это «кусочек Вселенной». Пока на нем нет ни одной звезды. Каждый из вас сейчас создаст свою галактику. На большой звезде напишите имя своего ребенка, а на маленьких звездочках – людей, которые входят в ближайший круг общения и могут оказывать влияние на вашего малыша.

УПРАЖНЕНИЕ «ГАЛАКТИКА»

(Подводит к выводу, что в дошкольном возрасте первоочередное влияние на ребенка имеет семья).

Руководитель клуба: - Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.

В окружающих людях дети видят не только хорошие черты, но и плохие, и, к сожалению, могут копировать их.

Слово педагогу-психологу.

Педагог-психолог: - Для ребенка взрослые являются образцом во всем: в речи, в тоне голоса, в поведении, в стиле одежды, в отношении к ребенку, кдруг другу, к родственникам. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. Даже нечаянно оброненное слово может нанести ребенку психологическую травму. Давайте подумаем, какие выражения можно использовать при общении с ребенком, а каких лучше избегать.

- Перед вами лежат конфеты, на которых написаны выражения, и корзинки, куда их нужно разместить.

ТЕСТ-ИГРА «ВСЕГДА, НИКОГДА, ВОЗМОЖНО»

Педагог-психолог: - Как вы думаете, какие условия необходимы для благоприятного общения? (Обобщае6т и уточняет ответы родителей).

- Одновременно с улыбкой внимательный, добродушный взгляд.

- Зрительный контакт на уровне глаз ребенка.

- Дистанция, которая комфортна собеседникам.

- Убрать «барьеры» - столы, стулья, книгу в руках.

- Открытые жесты.

- Прием «присоединения» - мы, нам, у нас.

Педагог-психолог: - Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

    Иногда, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используется неверная тактика. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, ему говорят, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого часто провоцируют его делать наоборот. Обращение к ребенку должно быть позитивным, т. е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

УПРАЖНЕНИЕ «НЕДЕТСКИЕ ЗАПРЕТЫ»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет.

Например: «Не кричи!» – завязывается рот, «Не бегай» – завязываются ноги и т. д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи – говори спокойно».

Рефлексия.

Вопросы к участнику, игравшему роль ребенка:

– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

– Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

– Что хотелось развязать в первую очередь?

– Что вы чувствуете сейчас?

Вопросы к участникам, игравшим роль взрослого:

– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

– Что вам хотелось сделать?

– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

– Какие чувства вы испытываете сейчас?

Педагог-психолог: - Давайте попробуем заменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача - составить правила для ребенка, не используя слова «НЕ». К примеру:

- Нельзя переходить улицу на красный свет (Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора).

- Не спеши во время еды. (Будем есть медленно)

- Не разговаривай так громко. (Будем разговаривать тише)

- Не рисуй на стене. (Рисуй на бумаге)

- Нельзя идти на улицу раздетым. (На улице холодно, нужно одеваться)

- Нельзя драться. (Когда дерутся - делают друг-другу больно)

- Нельзя брать чужие вещи без разрешения. (Прежде чем взять чужую вещь нужно спросить разрешения)

- Нельзя разбрасывать игрушки. (Игрушки нужно составлять на место)

- Нельзя тыкать пальцем. (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой)

-Нельзя кричать в общественных местах (В общественных местах говорим спокойно и тихо.)

Обсуждение:

- Сложно было выполнить задание?

- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Педагог-психолог: - Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо соблюдать определенные правила.

Практическое задание «Загибаем лист».

Перед вами чистый лист бумаги. Вспомните, когда вы ругали своих детей злобно, не выдержанно. При каждом сгибе листка вспомнить все негативное, обидное сказанное в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, доброе, что вы говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания, обид, несправедливости к ним.

Руководитель клуба: -

Наша встреча подходит к концу. В заключение хочется отметить следующее. У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача –задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться, что мы и постарались сегодня сделать.

Рефлексия:

1. Впечатления от семинара.

2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).

- Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти к нам сегодня. До новых встреч!

 

 

Приложение 3.

Заседание семейного клуба

Тема: «Гиперактивный ребенок».

Дата проведения: 29.01.2021г.

Форма проведения: круглый стол.

Цель: - обсудить с родителями проблему гиперактивности у детей: выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях.

Задачи:

- подвести родителей к глубокому пониманию психологических особенностей гипперактивных детей;

- познакомить с причинами и видами гипперактивного поведения;

- выработать способы реагирования на проблемные ситуации.

Ход мероприятия

Руководитель клуба: - Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы бы хотели обсудить с вами очень важную проблему. Для начала предлагаем вам разбиться на пары и поздороваться друг с другом, но необычным образом, а частями тела: плечиками, коленками, носочками, спинками, носиками, а в конце обняться и улыбнуться друг другу.

Начать наш сегодняшний разговор нам бы хотелось со следующего высказывания: «Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход, и иногда мы можем пораниться о шипы, чтобы увидеть их красоту».

Тема нашего круглого стола «Гиперактивный ребенок» выбрана не случайно. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в последнее время приобретает все большую актуальность. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, сверстники, педагоги. И сегодня мы с вами собрались, чтобы помочь нашим детям. Слово педагогу-психологу.

Педагог-психолог: - Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь гиперактивному ребенку?

Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость часто приводят к конфликтам в семье и детском саду.

Очень многие резвые, шустрые дети, на которых взрослые спешат навесить ярлык гиперактивности, вполне управляемы. Хотя и требуют определенного подхода. Как же отличить просто активного ребенка от гиперактивного? И неуправляемого - от своевольного?

Кратко я бы ответила так: гиперактивный ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. Им владеют. Владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. При всей своей внешней активности внутренне он совершенно пассивен. Куда его понесет - туда он и понесется.

Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.

Своевольные дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. Получив решительный отпор, строптивцы быстро «входят в разум».

Гиперактивные же дети, наоборот, на людях ведут себя хуже, чем дома, поскольку контакты с чужими действуют на них растормаживающе. В отличие от своевольных детей, мастерски умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует цели повыкаблучиваться и добиться-таки своего. Строптивец НЕ ВЕРИТ в то, что его плохое поведение может повлечь за собой какие-то неприятные последствия. Гиперактивный ребенок этого НЕ ПОНИМАЕТ. Он часто совершает какие-то опасные поступки, но делает это из-за своей неспособности прогнозировать, то что будет дальше, а не потому что ищет приключений или хочет пощекотать кому-то нервы.

Очень четко выявляется разница между действительно неуправляемыми и своевольными детьми на психокоррекционных занятиях. Своевольный ребенок не желает показывать себя с плохой стороны (скажем, отказывается разыграть сценку, как у него испортилось настроение, поскольку тогда придется продемонстрировать свои капризы). Он прекрасно понимает, что поступает нехорошо, и ему стыдно. В лучшем случае можно уговорить его разыграть подобную историю не про себя, а про какого-то другого мальчика или девочку. Или про зверька.

Гиперактивный же ребенок не даст отрицательной реакции на такое задание, а с удовольствием зайдет за ширму. Через минуту он, правда, может выбежать оттуда, но не из чувства стыда. Просто его понесло дальше. У такого ребенка снижена самокритика. Складывается впечатление, что он не отдает себе отчета в своих поступках, не может остановиться, быстро теряет сюжетную нить.

Двигательная расторможенность сочетается у гиперактивного ребенка с пониженным вниманием. Оно хаотично переключается с одного предмета на другой, которые случайно оказываются в поле его зрения. Он хватается за то, за это, ничего не доводить до конца. Часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов. В группе постоянно выскакивает вперед, а выйдя выступать, не знает, что говорить. Не слушает обращенную к нему речь. Ведет себя так, будто рядом никого нет. С детьми играть не умеет, пристает к ним, чуть что начинает драться. Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, у них отсутствует интерес к занятиям, требующим внимания, системы. Обратите внимание на выставку детских рисунков, рисунки гиперактивных детей отличаются своей незаконченностью, быстрой штриховкой линий, отрывистыми линиями.

Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь, повторяю, такой ребенок действительно не может сдерживаться. Кричать на него - все равно, что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.

Гиперактивному ребенку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность.

Как же вести себя с гиперактивным ребенком?

Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия - тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение.

Гиперактивным детям, больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушить, но если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут. В то же время, естественно, нужно делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, тормозной путь длиннее обычного. Поэтому если, допустим, ему пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.

Строгая дисциплина требуется и от родителей. Однако для них она выражается прежде всего в том, что они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Трудно? Но ребенку выполнять ваши требования ещё труднее.

Возбудимому ребёнку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятных, ярких впечатлений для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако,если вы видите, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть». Пусть у ребенка сохраняются приятные воспоминания от его появления на людях. А то он начнет бояться совершать промахи и от этого будет вести себя ещё хуже.

Чрезвычайно важно научиться ловить момент, когда он начинает перевозбуждаться, но ещё не перевозбудился окончательно.

Это требует от матери обостренного внимания, но его вполне можно натренировать. Научились же вы когда-то определять по плачу младенца, чего он хочет. А со стороны это казалось совершенно непостижимой наукой. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт, что-нибудь успокаивающее, расслабляющее.

Повторение слов создает ритм, завораживает, а телесный контакт со взрослым, особенно с матерью, великолепно расслабляет.

Детей от 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог (на какую-то посторонню


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.177 с.