Описание местонахождения предметов, людей — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Описание местонахождения предметов, людей

2022-02-10 68
Описание местонахождения предметов, людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: формирование умения описывать местонахождение предметов, людей.

Стимульный материал: фотографии помещений квартиры с надписями: кухня, ванная, прихожая, комната; картинки с изображением различных предметов; фотографии членов семьи, находящихся в различных помещениях квартиры.

 

  

         КУХНЯ                     ВАННАЯ

  

  ПРИХОЖАЯ                        КОМНАТА

Ход занятий: Разложите на столе перед ребенком (по горизонтали) фотографии кухни, коридора, ванной и комнаты так, чтобы ниже можно было положить другие картинки. Дайте возможность ребенку рассмотреть все изображения. Покажите и назовите все перечисленные помещения. Указывая на каждую фотографию, спрашивайте у ребенка «Что это?».

Когда ребенок самостоятельно назовет все помещения, начните работу с изображениями различных бытовых предметов.

Вытаскивайте по одной картинке с изображением предметов домашнего обихода и подкладывайте их под фотографию с соответствующим помещением. Комментируйте свои действия, например, «вилка – на кухне», «мыло – в ванной», «телевизор – в комнате», «вешалка – в коридоре» и т.д.

Когда ребенок понял принцип выполнения упражнения, дайте ему очередную картинку и ждите, когда он положит ее и назовет местонахождение предмета.

Если он затрудняется, дайте подсказку. Многократно повторяйте аналогичные упражнения. Затем усложняйте задание, задавая ребенку вопрос о местонахождении предметов «Где…?». Например, вытащите картинку с изображением кровати и спросите: «Где кровать?». Хвалите ребенка после каждого ответа. Для описания местонахождения людей, используйте фотографии членов семьи, находящихся в различных помещениях квартиры.

3. Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

 

Описание свойств предметов

Цель: формирование умения описывать свойства предметов

Стимульный материал: панно с нарисованными разноцветными шарами и цветные картонные круги (соответствующего размера и формы)

 

Ход занятий: Положите на стол перед ребенком панно с нарисованными разноцветными шарами. У верхней стороны панно разложите в ряд цветные картонные круги. Возьмите первый круг, назовите его цвет и положите на нарисованный шар соответствующего цвета.

Когда ребенок начнет понимать последовательность действий, дайте ребенку один круг и подождите, когда он назовет его цвет. Если ребенок не называет цвет, тогда дайте подсказку.

Повторяйте игру до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно называть все цвета.

3. Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

 

Описание прошедших событий

Цель: формирование умения описывать прошедшие события.

Стимульный материал: картинки, фотографии с изображением различных видов деятельности.

 

Ход занятий: Каждый раз вместе с ребенком составляйте расписание занятия: раскладывайте картинки и фотографии с изображением различных видов деятельности в определенной последовательности. После завершения каждого вида деятельности (задания), ставьте отметку (галочку, крестик) напротив соответствующего пункта расписания и комментируйте от имени ребенка: «Я поиграл в мозаику»; «Я посмотрел книгу»; «Я порисовал» и т.п.; Следите за тем, чтобы ребенок повторял каждое ваше высказывание. Когда ребенок привыкнет к подобному ходу событий, усложните упражнение. После завершения очередного вида деятельности задайте ребенку вопрос, обращаясь к нему по имени: «… что ты сейчас (с)делал?». Если ребенок затрудняется ответить, покажите ему на соответствующую фотографию и подскажите: например, «Я поиграл в …». Дайте ребенку возможность завершить высказывание «… в мозаику». Когда он ответил, похвалите его и приступите к выполнению следующего задания. В конце каждого занятия еще раз обращайте внимание ребенка на расписание и спрашивайте: «что ты сегодня делал?». Если он затрудняется ответить, тогда подскажите ему, поочередно показывая на каждую фотографию. Повторяйте аналогичное упражнение большое количество раз, сокращая подсказки, до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно отвечать на вопрос «что ты (с)делал?».

 

 

 

 

 

3. Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

 

Описание будущих событий

Цель: формирование умения описывать будущие события.

Стимульный материал: магнитная доска, магниты, фотографии с изображением различных видов деятельности.

Ход занятия: Каждое утро составляйте вместе с ребенком расписание распорядка дня на магнитной доске с помощью фотографий, символизирующих различные виды деятельности. Комментируйте каждый пункт расписания. (Например, «Я буду завтракать, я буду мыть руки, я пойду гулять» и т.д.). После того, как расписание будет составлено, задайте ребенку вопрос, называя его по имени: «…, что ты будешь делать?». Если ребенок затрудняется, покажите на первый пункт расписания со словами «Я буду … (например, завтракать)». Затем, покажите на второй пункт расписания и спросите: «Что еще ты будешь делать?» и т.д. Поощряйте каждую попытку ребенка дать ответ на вопрос. Многократно повторяйте эту процедуру до тех пор, когда ребенок научится без наводящих вопросов описывать события предстоящего дня.

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

Умение привлекать внимание.

Цель: формирование умения привлекать к себе внимание.

 

Стимульный материал: отсутствует.

 

Ход занятия: Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни – к кому из ближайшего окружения он проявляет наибольший интерес.

Попросите этого человека притвориться спящим. Затем, вместе с ребенком подойдите к этому человеку, произнесите его имя и дотроньтесь до его плеча. В этот момент он должен повернуть голову в сторону ребенка и начать «заигрывать» с ним, выражая свою радость.

Через некоторое время повторите аналогичную ситуацию, но не называйте имя спящего, а подождите, когда его назовет ребенок. Если он молчит, дайте подсказку. Продолжайте игру до тех пор, пока ребенок не научится привлекать внимание самостоятельно.

 

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.2.Умение задавать вопросы о предмете («Что___?»)

 

Цель: формирование умения задавать вопрос о предмете.

Стимульный материал: коробка, мяч, игрушечная машинка, плюшевый мишка (любые интересующие ребенка предметы).

 

Ход занятия: До начала занятия спрячьте в коробку интересную для ребенка игрушку (например, мяч). Привлеките внимание ребенка к коробке – потрясите ее, демонстрируя, что внутри что-то есть. Если ребенок заинтересовался, подскажите ему: «Что в коробке?».

Когда ребенок повторил вопрос, сразу же дайте ответ: «В коробке мяч» и опустите ее, чтобы ребенок мог увидеть и поиграть в него. Повторяйте аналогичное упражнение с другими предметами (игрушечной машинкой, плюшевым мишкой), до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно задавать вопрос.

 

 

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.3. Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто___?»)

 

Цель: формирование умения задавать вопрос о человеке.

Стимульный материал: отсутствует.

Ход занятия: Попросите какого-либо человека из ближайшего окружения ребенка постучать в дверь во время занятия. Когда раздастся стук, подойдите вместе с ребенком к двери и спросите «Кто там?». Когда ответят, откройте дверь.

Повторите данное упражнение несколько раз. Когда ребенок привыкнет к этому распорядку, после стука подведите ребенка к двери и дайте возможность самостоятельно задать вопрос.

Если ребенок не спрашивает, дайте подсказку. Многократно повторяйте это упражнение.

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.4. Умение задавать вопросы о действиях («Что делает___?»)

Цель: формирование умения задавать вопрос о действиях.

Стимульный материал: картинки с изображением людей, совершающих различные действия.

Ход занятия: Сядьте вместе с ребенком за стол, показывайте ему по одной картинке с изображением людей, которые совершают какие-либо действия. При рассматривании каждой картинки задавайте вопрос, выбирая специфический тембр голоса (так, чтобы ребенок понимал, что эти слова должен произнести он сам) и тут же отвечайте («своим голосом»). Например, «Что делает корабль?» - «Корабль плывет», «Что делает мальчик?» - «Читает» и т.п. Затем, молча покажите ребенку очередную картинку, подождите, когда он задаст вопрос. Если ребенок молчит, дайте ему подсказку в устном или письменном виде: «Что делает …?». Когда ребенок спросит – немедленно ответьте на его вопрос. Продолжайте проводить это упражнение, подбирая различные картинки.

 

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.5. Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет

Цель: формирование умения задавать вопрос, требующий ответа да/нет

Стимульный материал: интересные для ребенка объекты (например, компьютер)

 

Ход занятия: Наблюдайте за ребенком в повседневной жизни, отмечая, что ему нравится. Если ребенок заинтересован компьютером и хочет его включить, приостановите его руку, подсказывая, как попросить разрешение: например, «Можно включить компьютер?». Когда ребенок спросит, ответьте «Да, можно» и позвольте ему включить компьютер. Многократно моделируйте аналогичные ситуации с различными предметами.

 

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.6. Умение задавать вопросы о местонахождении предмета («Где___?»)

 

Цель: формирование умения задавать вопрос о местонахождении предмета.

Стимульный материал: набор посуды (любимая игрушка ребенка).

 

Ход занятия: Перед началом занятия уберите любимую игрушку ребенка с ее обычного места и спрячьте ее. Когда во время занятия ребенок обнаружил, что игрушки нет, подскажите ему, как задать вопрос о местонахождении предмета: «Где посуда?».

Когда ребенок повторит, сразу же покажите, где находится посуда, отвечая на его вопрос: например, «посуда на шкафу».

Отдайте ребенку набор посуды. Повторяйте аналогичное упражнение много раз, пряча посуду в различные места так, чтобы ребенок не мог ее найти.

Упражнение необходимо выполнять до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно задавать вопрос о местонахождении интересующего его предмета.

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.7. Умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)

 

Цель: формирование умения задавать вопрос «Когда___?».

Стимульный материал: фотографии, отражающие распорядок дня ребенка

Ход занятия: Каждое утро вместе с ребенком составляйте расписание распорядка дня, используя фотографии с изображением различных видов деятельности, например: Завтрак (ребенок ест) Занятия (ребенок пишет в тетради) Игра на компьютере (ребенок играет на компьютере) Обед Прогулка (ребенок на улице) и т.д. Когда расписание составлено, по очереди показывайте на каждый пункт и задавайте вопрос от имени ребенка «Когда завтрак?». Когда ребенок повторил, ответьте на его вопрос: «Завтрак в 9:00». Напротив данного пункта расписания напишите 9:00. Покажите ребенку следующую фотографию, и подождите, когда он задаст вопрос. Если он затрудняется, дайте подсказку: «Когда занятия?». Когда ребенок повторил, снова ответьте на вопрос. Повторяйте данное упражнение до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно задавать вопрос «Когда___?».

Примечание: данное упражнение используется при работе с детьми, владеющими количественным счетом.

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

 

Для формирования умения выражать эмоции (радость, грусть, страх, гнев) используйте следующие методы и приемы:

· Наблюдайте за ребенком в повседневной жизни или на занятиях, комментируя его эмоцииональные состояния (например, «Мне весело», «Я рад» «Я плачу», «мне грустно»; «Я сержусь»; «Я боюсь», «Мне страшно» и т.д.). Имитируйте и усиливайте эмоциональные состояния ребенка с помощью утрированной мимики, жестов.

· Моделируйте ситуации, провоцирующие у ребенка различные эмоции (например, поднимите его высоко; дайте поиграть в любимую игрушку и т.д.) и сопровождайте их соответствующими эмоционально насыщенными высказываниями («Отпусти, страшно» и т.д.).

· Обращайте внимание ребенка на эмоцииональные состояния других людей и комментируйте их (например, «Мама смеётся, ей весело», «Девочка плачет, ей грустно» и т.д.).

· Комментируйте эмоции людей, изображенных на фотографиях, рисунках: (например, «Мальчик улыбается, ему весело»).

· Называйте эмоции, изображенные на пиктограммах.

 

· Используйте имитационные игры перед зеркалом: имитируйте вместе с ребенком эмоции при помощи мимики, жестов и комментируйте их. (Например, хлопайте в ладоши, понарошку вытирайте руками слезы и т.д.).

· Имитируйте с помощью мимики и жестов и комментируйте эмоции различных персонажей из мультфильмов.

· Используйте хороводные игры, песни, стихотворения, помогающие ребенку осознать различные эмоции, чувства. (Например, «Весело, весело встретим Новый год!», «Наша Таня громко плачет» и т.д.). Когда ребенок сможет адекватно выражать эмоции и сообщать о них, тогда необходимо приступить к следующему этапу коррекционной работы – формированию понимания причин эмоций.

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

 

Выражение радости

Цель: формирование умений выразить радость, сообщить о радости.

Стимульный материал: игрушечный вертолет (любые предметы, игра с которыми приносит ребенку радость).

Ход занятий: Встаньте напротив ребенка примерно на расстоянии трех шагов и запустите в воздух его любимую игрушку – вертолет. Когда он взлетел, выразите радость с помощью соответствующих высказываний, интонаций, мимики и жестов: например, улыбаясь, воскликните «Ура!» и похлопайте в ладоши. Когда вертолет приземлился, продолжайте выражать радость, так чтобы ребенок имел возможность имитировать Ваши действия. Затем, глядя на ребенка, произнесите: «Весело!». Когда ребенок повторил Ваше высказывание, продолжите игру. Моделируйте аналогичные ситуации до тех пор, пока ребенок не научится адекватно выражать собственные эмоции и сообщать о них.

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение грусти

Цель: формирование умения выразить грусть, сообщить о грусти

Стимульный материал: отсутствует

 

Ход занятий: Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни. Если вы видите, что он расстроен (например, плачет), подойдите к нему и пожалейте – погладьте по голове, прижмите к себе. Когда ребенок немного успокоится и обратит на вас внимание, изобразите с помощью мимики, что Вы тоже расстроены и прокомментируйте эмоциональное состояние: «Грустно», «я плачу» и т.д. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок повторил комментарий.

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение страха

Цель: формирование умения выразить страх, сообщить о страхе.

Стимульный материал: отсутствует.

 

Ход занятий: Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни. Если вы видите, что он чего-то испугался (например, собаку), подойдите к нему, прижмите к себе, давая ребенку почувствовать себя в безопасности. Прокомментируйте эмоциональное состояние ребенка: например, «Страшно» или «Боюсь». Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок повторил комментарий.

 

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение гнева

Цель: формирование умения выразить гнев.

Стимульный материал: зеркало.

 

Ход занятий: Встаньте с ребенком напротив зеркала. С помощью мимики и жестов изобразите гнев, злость: напрягитесь, сожмите руки в кулаки, сведите брови к переносице, плотно сожмите губы и т.д. Затем расслабьтесь, давая ребенку понять, что это игра. Повторите игру снова, помогите ребенку изобразить гнев и комментируйте: «Сердитый», «сержусь», «злой» и т.д. Старайтесь сделать так, чтобы он повторил ваш комментарий. Многократно повторяйте игру, чтобы ребенок осознал эмоцию, научился ее имитировать.

 

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Сообщение о боли

Цель: формирование умения сообщить о боли.

Стимульный материал: отсутствует.

 

Ход занятий: Наблюдайте за действиями ребенка в повседневной жизни. Если ребенок ударился, пожалейте его, поглаживая ушибленное место (колено, голову) и комментируйте происходящую ситуацию: «Болит голова, ударился». Когда боль немного прошла, возьмите руку ребенка и направьте ее в сторону места ушиба, царапины и дайте ребенку подсказку: «ударился, больно». Когда ребенок повторил, снова пожалейте его. Каждый раз, когда ребенок ударился или поцарапался, повторяйте подобный алгоритм действий, чтобы он сам смог сообщать о боли.

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Сообщение об усталости

Цель: формирование умения сообщить об усталости.

Стимульный материал: отсутствует.

 

Ход занятий: Дайте ребенку задание, требующее длительного времени для выполнения. Подождите, когда у него начнут проявляться первые признаки утомления, пресыщения деятельностью. Тогда, глядя на ребенка, прокомментируйте его состояние: «Устал». Подождите, когда ребенок повторит комментарий и дайте ему возможность отдохнуть в качестве вознаграждения. Многократно повторяйте упражнение до тех пор, когда ребенок сможет самостоятельно сообщать об усталости.

 

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.