У детей с расстройствами аутистического спектра — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

У детей с расстройствами аутистического спектра

2022-02-10 58
У детей с расстройствами аутистического спектра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У детей с расстройствами аутистического спектра

 

 


Подготовила: учитель-логопед Т.Н. Юсупова

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособие, ЦПМССДиП Москва, 2010.

Содержание

1. Формирование умений выражать просьбы/требования

1.1. Просьба о повторении действия

1.2. Умение попросить предмет в ситуации выбора

1.3. Просьба поесть/попить

1.4. Требование предмета/игрушки

1.5. Требование любимой деятельности

1.6. Просьба о помощи

 

2. Формирование социальной ответной реакции

2.1. Отклик на свое имя

2.2. Отказ от предложенного предмета/деятельности

2.3. Ответ на приветствия других людей

2.4. Выражение согласия

2.5. Ответы на личные вопросы

 

3. Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

3.1. Комментарии в ответ на неожиданное событие

3.2. Умение называть различные предметы

3.3. Умение называть различных персонажей из книг, мультфильмов

3.4. Определение принадлежности собственных вещей

3.5. Умение называть знакомых людей по имени

3.6. Комментирование действий, сообщение информации о действиях

3.7. Описание местонахождения предметов, людей

3.8. Описание свойств предметов

3.9. Описание прошедших событий

3.10. Описание будущих событий

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

4.1. Умение привлекать внимание

4.2. Умение задавать вопросы о предмете («Что___?»)

4.3. Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?») 4.4.

4.5. Умение задавать вопросы о действиях («Что делает ___?»)

4.6. Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет

4.7. Умение задавать вопросы о местонахождении предмета («Где___?»)

4.8. Умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

5.1. Выражение радости

5.2. Выражение грусти

5.3. Выражение страха

5.4. Выражение гнева

5.5. Сообщение о боли

5.6. Сообщение об усталости

5.7. Выражение удовольствия/недовольства

 

6. Формирование социального поведения

6.1. Просьба повторить социальную игру

6.2. Просьба поиграть вместе

6.3. Вежливость

6.4. Умение поделиться чем-либо с другим человеком

6.5. Выражение чувства привязанности

6.6. Оказание помощи

6.7. Умение утешить другого человека

 

 

7. Формирование диалоговых навыков

7.1. Умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени

7.2. Умение инициировать диалог, используя стандартные фразы

7.3. Завершение диалога с использованием стандартной фразы

7.4. Умение поддержать диалог, делясь информацией с собеседником

7.5. Умение поддержать диалог, организованный собеседником

7.6. Умение поддержать диалог на определенную тему

7.7. Умение поддерживать диалог в различных социальных ситуациях

7.8. Соблюдение правил разговора

1. Формирование умений выражать просьбы/требования

 

Просьба поесть/попить

 

Цель: формирование умения попросить поесть/попить.

Стимульный материал: чипсы (что-то очень вкусное, любимое ребенком), сок.

 

Ход занятия: Уберите любимые ребенком чипсы или сок на полку так, чтобы они находились в поле зрения ребенка, но в то же время оставались вне зоны досягаемости. После этого, посмотрите на ребенка и подождите его реакцию. Если ребенок не может самостоятельно попросить чипсы, дайте ему вербальную подсказку: «чипсы», «дай чипсы», «дай сок».

Если ребенок мутичен, помогите ему указать на пакет с чипсами. Выполняйте подобные упражнения в течение длительного времени, до тех пор, когда ребенок сможет самостоятельно использовать данный навык в повседневных ситуациях.

При работе в группе, передайте пакет с чипсами одному из детей. Таким образом, у другого ребенка, возможно, появится желание выразить просьбу, обращенную к своему сверстнику. В этом случае вы можете выполнить роль ассистента, подсказывая ребенку в случае затруднения, как следует действовать в сложившейся ситуации.

1. Формирование умений выражать просьбы/требования

 

Требование предмета/игрушки

 

Цель: формирование умения попросить предмет/игрушку.

 

Стимульный материал: шарик (любой интересующий ребенка предмет)

 

Ход занятия:  Надуйте шарик и держите его в руках, не передавая ребенку. Смотрите на него и ждите, когда он выразит просьбу.

Если ребенок затрудняется, дайте ему подсказку: «дай шарик», «кидай шарик».

Когда ребенок выразил просьбу, сразу же отдайте шарик, поощряя его коммуникативное высказывание.

Повторяйте аналогичное упражнение большое количество раз с различными предметами, уменьшая количество подсказок.

 

1. Формирование умений выражать просьбы/требования

 

Требование  любимой  деятельности

 

Цель: формирование умения попросить/потребовать  любимую деятельность.

 

Стимульный материал: журнал, фотография журнала.

Ход занятия: Каждый раз, перед тем как дать ребенку любимый журнал, положите его на стол, комментируя действия «хочу посмотреть журнал», либо покажите на фотографию с его изображением. После этого посмотрите вместе с ребенком журнал. Когда подобная последовательность событий станет для ребенка привычной, положите перед ним журнал и подождите, когда он произнесет «хочу посмотреть журнал»; либо подведите его к столу, на котором находится карточка с изображением данного журнала, и подождите, когда ребенок покажет на нее, либо прочтет его название. Если у него возникли трудности, окажите помощь.

Повторяйте этого упражнения на протяжении длительного промежутка времени, пока ребенок не начнет выражать требование самостоятельно.

 


1. Формирование умений выражать просьбы/требования

 

Просьба о помощи

 

Цель: формирование умения попросить о помощи.

 

Стимульный материал: банка с конфетами.

 

Ход занятия: Дайте ребенку плотно закрытую банку с его любимыми конфетами.

Когда ребенок сделал несколько неудачных попыток самостоятельно открыть банку, протяните руки ладонями вверх так, чтобы ребенок передал вам коробку, и дайте ему подсказку: «помоги», «помоги открыть».

Когда ребенок выразит просьбу, сразу же откройте ее и отдайте обратно.

Повторяйте аналогичные упражнения много раз, уменьшая подсказки.

 

 


2. Формирование социальной ответной реакции

 

Отклик на свое имя

 

Цель: формирование умения реагировать на свое имя.

Стимульный материал: пакет с сухариками.

Ход занятий: Выберите момент, когда ребенок не обращает на Вас внимания и возьмите пакет с его любимыми сухариками, подойдите к ребенку на достаточно близкое расстояние и спокойным голосом произносите его имя.

Если ребенок не реагирует, повторите его имя и одновременно дотроньтесь рукой до его плеча. Когда ребенок повернулся, отдайте ему пакет. Подобное упражнение выполняйте ежедневно на протяжении длительного промежутка времени.

Когда ребенок начнет откликаться в ответ на свое имя, постепенно сокращая использование подкреплений.

 

2. Формирование социальной ответной реакции

 

Выражение согласия

 

Цель: формирование умения выразить согласие

Стимульный материал: качели (любимая игра ребенка)

Ход занятий: Вместе с ребенком подойдите к качелям и пронаблюдайте за его реакцией. Если Вы видите, что он хочет покачаться на качелях, тогда спросите, называя его по имени: «…, ты хочешь покачаться на качелях?». Если ребенок затрудняется ответить на Ваш вопрос, тогда дайте ему подсказку: кивните головой и скажите «Да», «Да, хочу», «Да, я хочу покачаться» и т.д. Когда ребенок повторит Ваше высказывание и жест, помогите ему залезть на качели и покачайте его.

Повторяйте аналогичные упражнения много раз, сокращая подсказки, до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно выразить согласие.

2. Формирование социальной ответной реакции

 

2.5. Ответы на личные вопросы

 

Цель: формирование умения отвечать на личные вопросы.

Стимульный материал: зеркало.

Ход занятий: Подведите ребенка к зеркалу так, чтобы он видел себя. Встаньте за ним, возьмите его руку и направьте ее в сторону груди ребенка так, чтобы получился легкий хлопок, и скажите «Меня зовут … (имя ребенка)».

Повторите это упражнение много раз так, чтобы ребенок смог это сделать самостоятельно, без Вашей помощи. Затем встаньте напротив ребенка и задайте ему вопрос «Как тебя зовут?». Дайте ребенку время подумать. Если он не отвечает, дайте подсказку: «Меня зовут, …» и направьте руку ребенка в сторону его груди, побуждая назвать свое имя. Когда ребенок назвал свое имя, похвалите его.

Попросите у знакомых ребенку людей задать этот же вопрос.

Повторяйте это упражнение до тех пор, когда он научится самостоятельно отвечать на вопрос другим людям.

 

3. Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

 

Описание свойств предметов

Цель: формирование умения описывать свойства предметов

Стимульный материал: панно с нарисованными разноцветными шарами и цветные картонные круги (соответствующего размера и формы)

 

Ход занятий: Положите на стол перед ребенком панно с нарисованными разноцветными шарами. У верхней стороны панно разложите в ряд цветные картонные круги. Возьмите первый круг, назовите его цвет и положите на нарисованный шар соответствующего цвета.

Когда ребенок начнет понимать последовательность действий, дайте ребенку один круг и подождите, когда он назовет его цвет. Если ребенок не называет цвет, тогда дайте подсказку.

Повторяйте игру до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно называть все цвета.

3. Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

 

Описание прошедших событий

Цель: формирование умения описывать прошедшие события.

Стимульный материал: картинки, фотографии с изображением различных видов деятельности.

 

Ход занятий: Каждый раз вместе с ребенком составляйте расписание занятия: раскладывайте картинки и фотографии с изображением различных видов деятельности в определенной последовательности. После завершения каждого вида деятельности (задания), ставьте отметку (галочку, крестик) напротив соответствующего пункта расписания и комментируйте от имени ребенка: «Я поиграл в мозаику»; «Я посмотрел книгу»; «Я порисовал» и т.п.; Следите за тем, чтобы ребенок повторял каждое ваше высказывание. Когда ребенок привыкнет к подобному ходу событий, усложните упражнение. После завершения очередного вида деятельности задайте ребенку вопрос, обращаясь к нему по имени: «… что ты сейчас (с)делал?». Если ребенок затрудняется ответить, покажите ему на соответствующую фотографию и подскажите: например, «Я поиграл в …». Дайте ребенку возможность завершить высказывание «… в мозаику». Когда он ответил, похвалите его и приступите к выполнению следующего задания. В конце каждого занятия еще раз обращайте внимание ребенка на расписание и спрашивайте: «что ты сегодня делал?». Если он затрудняется ответить, тогда подскажите ему, поочередно показывая на каждую фотографию. Повторяйте аналогичное упражнение большое количество раз, сокращая подсказки, до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно отвечать на вопрос «что ты (с)делал?».

 

 

 

 

 

3. Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

 

Описание будущих событий

Цель: формирование умения описывать будущие события.

Стимульный материал: магнитная доска, магниты, фотографии с изображением различных видов деятельности.

Ход занятия: Каждое утро составляйте вместе с ребенком расписание распорядка дня на магнитной доске с помощью фотографий, символизирующих различные виды деятельности. Комментируйте каждый пункт расписания. (Например, «Я буду завтракать, я буду мыть руки, я пойду гулять» и т.д.). После того, как расписание будет составлено, задайте ребенку вопрос, называя его по имени: «…, что ты будешь делать?». Если ребенок затрудняется, покажите на первый пункт расписания со словами «Я буду … (например, завтракать)». Затем, покажите на второй пункт расписания и спросите: «Что еще ты будешь делать?» и т.д. Поощряйте каждую попытку ребенка дать ответ на вопрос. Многократно повторяйте эту процедуру до тех пор, когда ребенок научится без наводящих вопросов описывать события предстоящего дня.

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

Умение привлекать внимание.

Цель: формирование умения привлекать к себе внимание.

 

Стимульный материал: отсутствует.

 

Ход занятия: Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни – к кому из ближайшего окружения он проявляет наибольший интерес.

Попросите этого человека притвориться спящим. Затем, вместе с ребенком подойдите к этому человеку, произнесите его имя и дотроньтесь до его плеча. В этот момент он должен повернуть голову в сторону ребенка и начать «заигрывать» с ним, выражая свою радость.

Через некоторое время повторите аналогичную ситуацию, но не называйте имя спящего, а подождите, когда его назовет ребенок. Если он молчит, дайте подсказку. Продолжайте игру до тех пор, пока ребенок не научится привлекать внимание самостоятельно.

 

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.2.Умение задавать вопросы о предмете («Что___?»)

 

Цель: формирование умения задавать вопрос о предмете.

Стимульный материал: коробка, мяч, игрушечная машинка, плюшевый мишка (любые интересующие ребенка предметы).

 

Ход занятия: До начала занятия спрячьте в коробку интересную для ребенка игрушку (например, мяч). Привлеките внимание ребенка к коробке – потрясите ее, демонстрируя, что внутри что-то есть. Если ребенок заинтересовался, подскажите ему: «Что в коробке?».

Когда ребенок повторил вопрос, сразу же дайте ответ: «В коробке мяч» и опустите ее, чтобы ребенок мог увидеть и поиграть в него. Повторяйте аналогичное упражнение с другими предметами (игрушечной машинкой, плюшевым мишкой), до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно задавать вопрос.

 

 

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.3. Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто___?»)

 

Цель: формирование умения задавать вопрос о человеке.

Стимульный материал: отсутствует.

Ход занятия: Попросите какого-либо человека из ближайшего окружения ребенка постучать в дверь во время занятия. Когда раздастся стук, подойдите вместе с ребенком к двери и спросите «Кто там?». Когда ответят, откройте дверь.

Повторите данное упражнение несколько раз. Когда ребенок привыкнет к этому распорядку, после стука подведите ребенка к двери и дайте возможность самостоятельно задать вопрос.

Если ребенок не спрашивает, дайте подсказку. Многократно повторяйте это упражнение.

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.4. Умение задавать вопросы о действиях («Что делает___?»)

Цель: формирование умения задавать вопрос о действиях.

Стимульный материал: картинки с изображением людей, совершающих различные действия.

Ход занятия: Сядьте вместе с ребенком за стол, показывайте ему по одной картинке с изображением людей, которые совершают какие-либо действия. При рассматривании каждой картинки задавайте вопрос, выбирая специфический тембр голоса (так, чтобы ребенок понимал, что эти слова должен произнести он сам) и тут же отвечайте («своим голосом»). Например, «Что делает корабль?» - «Корабль плывет», «Что делает мальчик?» - «Читает» и т.п. Затем, молча покажите ребенку очередную картинку, подождите, когда он задаст вопрос. Если ребенок молчит, дайте ему подсказку в устном или письменном виде: «Что делает …?». Когда ребенок спросит – немедленно ответьте на его вопрос. Продолжайте проводить это упражнение, подбирая различные картинки.

 

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.5. Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет

Цель: формирование умения задавать вопрос, требующий ответа да/нет

Стимульный материал: интересные для ребенка объекты (например, компьютер)

 

Ход занятия: Наблюдайте за ребенком в повседневной жизни, отмечая, что ему нравится. Если ребенок заинтересован компьютером и хочет его включить, приостановите его руку, подсказывая, как попросить разрешение: например, «Можно включить компьютер?». Когда ребенок спросит, ответьте «Да, можно» и позвольте ему включить компьютер. Многократно моделируйте аналогичные ситуации с различными предметами.

 

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.6. Умение задавать вопросы о местонахождении предмета («Где___?»)

 

Цель: формирование умения задавать вопрос о местонахождении предмета.

Стимульный материал: набор посуды (любимая игрушка ребенка).

 

Ход занятия: Перед началом занятия уберите любимую игрушку ребенка с ее обычного места и спрячьте ее. Когда во время занятия ребенок обнаружил, что игрушки нет, подскажите ему, как задать вопрос о местонахождении предмета: «Где посуда?».

Когда ребенок повторит, сразу же покажите, где находится посуда, отвечая на его вопрос: например, «посуда на шкафу».

Отдайте ребенку набор посуды. Повторяйте аналогичное упражнение много раз, пряча посуду в различные места так, чтобы ребенок не мог ее найти.

Упражнение необходимо выполнять до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно задавать вопрос о местонахождении интересующего его предмета.

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

 

4.7. Умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)

 

Цель: формирование умения задавать вопрос «Когда___?».

Стимульный материал: фотографии, отражающие распорядок дня ребенка

Ход занятия: Каждое утро вместе с ребенком составляйте расписание распорядка дня, используя фотографии с изображением различных видов деятельности, например: Завтрак (ребенок ест) Занятия (ребенок пишет в тетради) Игра на компьютере (ребенок играет на компьютере) Обед Прогулка (ребенок на улице) и т.д. Когда расписание составлено, по очереди показывайте на каждый пункт и задавайте вопрос от имени ребенка «Когда завтрак?». Когда ребенок повторил, ответьте на его вопрос: «Завтрак в 9:00». Напротив данного пункта расписания напишите 9:00. Покажите ребенку следующую фотографию, и подождите, когда он задаст вопрос. Если он затрудняется, дайте подсказку: «Когда занятия?». Когда ребенок повторил, снова ответьте на вопрос. Повторяйте данное упражнение до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно задавать вопрос «Когда___?».

Примечание: данное упражнение используется при работе с детьми, владеющими количественным счетом.

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

 

Для формирования умения выражать эмоции (радость, грусть, страх, гнев) используйте следующие методы и приемы:

· Наблюдайте за ребенком в повседневной жизни или на занятиях, комментируя его эмоцииональные состояния (например, «Мне весело», «Я рад» «Я плачу», «мне грустно»; «Я сержусь»; «Я боюсь», «Мне страшно» и т.д.). Имитируйте и усиливайте эмоциональные состояния ребенка с помощью утрированной мимики, жестов.

· Моделируйте ситуации, провоцирующие у ребенка различные эмоции (например, поднимите его высоко; дайте поиграть в любимую игрушку и т.д.) и сопровождайте их соответствующими эмоционально насыщенными высказываниями («Отпусти, страшно» и т.д.).

· Обращайте внимание ребенка на эмоцииональные состояния других людей и комментируйте их (например, «Мама смеётся, ей весело», «Девочка плачет, ей грустно» и т.д.).

· Комментируйте эмоции людей, изображенных на фотографиях, рисунках: (например, «Мальчик улыбается, ему весело»).

· Называйте эмоции, изображенные на пиктограммах.

 

· Используйте имитационные игры перед зеркалом: имитируйте вместе с ребенком эмоции при помощи мимики, жестов и комментируйте их. (Например, хлопайте в ладоши, понарошку вытирайте руками слезы и т.д.).

· Имитируйте с помощью мимики и жестов и комментируйте эмоции различных персонажей из мультфильмов.

· Используйте хороводные игры, песни, стихотворения, помогающие ребенку осознать различные эмоции, чувства. (Например, «Весело, весело встретим Новый год!», «Наша Таня громко плачет» и т.д.). Когда ребенок сможет адекватно выражать эмоции и сообщать о них, тогда необходимо приступить к следующему этапу коррекционной работы – формированию понимания причин эмоций.

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

 

Выражение радости

Цель: формирование умений выразить радость, сообщить о радости.

Стимульный материал: игрушечный вертолет (любые предметы, игра с которыми приносит ребенку радость).

Ход занятий: Встаньте напротив ребенка примерно на расстоянии трех шагов и запустите в воздух его любимую игрушку – вертолет. Когда он взлетел, выразите радость с помощью соответствующих высказываний, интонаций, мимики и жестов: например, улыбаясь, воскликните «Ура!» и похлопайте в ладоши. Когда вертолет приземлился, продолжайте выражать радость, так чтобы ребенок имел возможность имитировать Ваши действия. Затем, глядя на ребенка, произнесите: «Весело!». Когда ребенок повторил Ваше высказывание, продолжите игру. Моделируйте аналогичные ситуации до тех пор, пока ребенок не научится адекватно выражать собственные эмоции и сообщать о них.

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение грусти

Цель: формирование умения выразить грусть, сообщить о грусти

Стимульный материал: отсутствует

 

Ход занятий: Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни. Если вы видите, что он расстроен (например, плачет), подойдите к нему и пожалейте – погладьте по голове, прижмите к себе. Когда ребенок немного успокоится и обратит на вас внимание, изобразите с помощью мимики, что Вы тоже расстроены и прокомментируйте эмоциональное состояние: «Грустно», «я плачу» и т.д. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок повторил комментарий.

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение страха

Цель: формирование умения выразить страх, сообщить о страхе.

Стимульный материал: отсутствует.

 

Ход занятий: Понаблюдайте за ребенком в повседневной жизни. Если вы видите, что он чего-то испугался (например, собаку), подойдите к нему, прижмите к себе, давая ребенку почувствовать себя в безопасности. Прокомментируйте эмоциональное состояние ребенка: например, «Страшно» или «Боюсь». Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок повторил комментарий.

 

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение гнева

Цель: формирование умения выразить гнев.

Стимульный материал: зеркало.

 

Ход занятий: Встаньте с ребенком напротив зеркала. С помощью мимики и жестов изобразите гнев, злость: напрягитесь, сожмите руки в кулаки, сведите брови к переносице, плотно сожмите губы и т.д. Затем расслабьтесь, давая ребенку понять, что это игра. Повторите игру снова, помогите ребенку изобразить гнев и комментируйте: «Сердитый», «сержусь», «злой» и т.д. Старайтесь сделать так, чтобы он повторил ваш комментарий. Многократно повторяйте игру, чтобы ребенок осознал эмоцию, научился ее имитировать.

 

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Сообщение о боли

Цель: формирование умения сообщить о боли.

Стимульный материал: отсутствует.

 

Ход занятий: Наблюдайте за действиями ребенка в повседневной жизни. Если ребенок ударился, пожалейте его, поглаживая ушибленное место (колено, голову) и комментируйте происходящую ситуацию: «Болит голова, ударился». Когда боль немного прошла, возьмите руку ребенка и направьте ее в сторону места ушиба, царапины и дайте ребенку подсказку: «ударился, больно». Когда ребенок повторил, снова пожалейте его. Каждый раз, когда ребенок ударился или поцарапался, повторяйте подобный алгоритм действий, чтобы он сам смог сообщать о боли.

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Сообщение об усталости

Цель: формирование умения сообщить об усталости.

Стимульный материал: отсутствует.

 

Ход занятий: Дайте ребенку задание, требующее длительного времени для выполнения. Подождите, когда у него начнут проявляться первые признаки утомления, пресыщения деятельностью. Тогда, глядя на ребенка, прокомментируйте его состояние: «Устал». Подождите, когда ребенок повторит комментарий и дайте ему возможность отдохнуть в качестве вознаграждения. Многократно повторяйте упражнение до тех пор, когда ребенок сможет самостоятельно сообщать об усталости.

 

 

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Просьба поиграть вместе

Цель: формирование умения попросить поиграть вместе.

Стимульный материал: любимая игра ребенка (например, набор игрушечной посуды).

 

Ход занятий: Возьмите игру, в которую обычно играете вместе с ребенком (например, набор игрушечной посуды). Повернитесь спиной к ребенку так, чтобы он не смог дотянуться до посуды самостоятельно. Когда ребенок начнет тянуться к посуде, посмотрите на него и дайте подсказку: «Давай играть вместе». Как только он повторит, разверните набор посуды так, чтобы он тоже смог поиграть с ней. Многократно создавайте аналогичные ситуации, пока ребенок не начнет самостоятельно выражать просьбу поиграть вместе.

 

6. Формирование социального поведения

Вежливость

Цель: формирование умения использовать слова вежливости.

Стимульный материал: маска.

 

Ход занятий: Возьмите любой предмет, который вызывает у ребенка интерес, например маску. Примерьте ее, но не давайте ему. Когда он попросит маску «Дай маску», скорректируйте его просьбу «Дай, пожалуйста, маску». Как только ребенок повторит, протяните ему маску. Повторяйте аналогичные упражнения с другими предметами. Когда ребенок научится говорить «пожалуйста», можно перейти к следующему этапу и научить говорить «спасибо». Для этого, отдайте ребенку предмет, который он просит, и подскажите: «спасибо». Если ребенок не повторил, придержите его за плечи и дождитесь, когда он поблагодарит Вас. После этого отпустите ребенка и дайте поиграть.

 

6. Формирование социального поведения

Оказание помощи

Цель: формирование умения оказать помощь.

Стимульный материал: игровые модули, маты.

 

Ход занятий: Придумайте интересную для ребенка игру, например, строительство домика из игровых модулей. Подготовьте все необходимые материалы и положите их в стороне от места предполагаемой постройки. Каждый раз, когда нужна следующая деталь, подходите к ней и просите ребенка помочь перенести ее, например, «(Имя ребенка) … помоги мне, пожалуйста». Затем продолжайте строительство. Можно просить о помощи ребенка в бытовых ситуациях. Например, если ребенок хочет поесть, попросите его поставить на стол тарелки. Регулярно просите ребенка о помощи в игровых, учебных и бытовых ситуациях. Когда ребенок научится помогать в интересной для себя ситуации, просите его о помощи при «нейтральных» обстоятельствах, когда у ребенка нет непосредственной заинтересованности в выполнении какой-либо работы.

6. Формирование социального поведения

 

Умение поддержать диалог

На определенную тему

Цель: формирование умения поддержать диалог на определенную тему

Стимульный материал: лист бумаги, карандаши, фломастеры

Ход занятия: Предложите ребенку интересную и хорошо знакомую ему тему для разговора, например, мультфильм про Винни-Пуха. Напишите крупными буквами название темы в верхней части листа. Нарисуйте Винни-Пуха и попросите ребенка рассказать про этот мультфильм: «(имя ребенка)..., расскажи мне о мультфильме про Вини-Пуха». Дайте ребенку подумать. Если он затрудняется, задавайте наводящие вопросы, например: «Винни-Пух – это кто?», «Каких еще персонажей ты знаешь?», «Что делает ВинниПух?» (поет песни, летает на шарике, падает и т.д.). Все что ребенок рассказал, схематически зарисовывайте на листе бумаги, чтобы у него была возможность увидеть, что рассказали и что еще не рассказали. Следите за тем, чтобы ребенок не сбивался с темы разговора. Когда рассказ окончен, попросите у него рассказать все с самого начала, используя рисунки в качестве подсказки. Многократно повторяйте аналогичное задание на различные темы, интересные для ребенка. Периодически возвращайтесь к темам, которые уже прошли. Показывайте ребенку рисунок, затем убирайте его, чтобы он мог самостоятельно вспомнить, что можно рассказать по данной теме. Возможные темы для разговора: игрушки, игры, мультфильмы, компьютерные игры, бытовая техника, животные, птицы, море и т.д.

7. Формирование диалоговых навыков

Соблюдение правил разговора

Цель: формирование умения соблюдать правила социального поведения при разговоре

Стимульный материал: Список «Правил разговора»

Ход занятия: Положите список «Правил разговора» на стол перед ребенком и вместе прочитайте их. Если ребенок не умеет читать, попросите его повторять за Вами.

Приведем пример списка основных правил:

 

Правила разговора

· Я называю по имени человека, с которым говорю.

· Я поворачиваюсь лицом к человеку, с которым говорю.

· Я смотрю на человека, с которым говорю.

· Я стою рядом с человеком, с которым говорю.

· Я слушаю, что мне говорят.

 

Выучите вместе с ребенком правила разговора и периодически повторяйте их. В ситуации коммуникации, в случае необходимости, напоминайте ребенку правила разговора.

у детей с расстройствами аутистического спектра

 

 


Подготовила: учитель-логопед Т.Н. Юсупова

Картотека подготовлена по учебно-методическому пособию Хаустова А.В. «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра». Учебно-методическое пособие, ЦПМССДиП Москва, 2010.

Содержание

1. Формирование умений выражать просьбы/требования

1.1. Просьба о повторении действия

1.2. Умение попросить предмет в ситуации выбора

1.3. Просьба поесть/попить

1.4. Требование предмета/игрушки

1.5. Требование любимой деятельности

1.6. Просьба о помощи

 

2. Формирование социальной ответной реакции

2.1. Отклик на свое имя

2.2. Отказ от предложенного предмета/деятельности

2.3. Ответ на приветствия других людей

2.4. Выражение согласия

2.5. Ответы на личные вопросы

 

3. Формирование умений называть, комментировать и описывать предметы, людей, действия, события

3.1. Комментарии в ответ на неожиданное событие

3.2. Умение называть различные предметы

3.3. Умение называть различных персонажей из книг, мультфильмов

3.4. Определение принадлежности собственных вещей

3.5. Умение называть знакомых людей по имени

3.6. Комментирование действий, сообщение информации о действиях

3.7. Описание местонахождения предметов, людей

3.8. Описание свойств предметов

3.9. Описание прошедших событий

3.10. Описание будущих событий

4. Формирование умений привлекать внимание и задавать вопросы

4.1. Умение привлекать внимание

4.2. Умение задавать вопросы о предмете («Что___?»)

4.3. Умение задавать вопросы о другом человеке («Кто ___?») 4.4.

4.5. Умение задавать вопросы о действиях («Что делает ___?»)

4.6. Умение задавать общие вопросы, требующие ответа да/нет

4.7. Умение задавать вопросы о местонахождении предмета («Где___?»)

4.8. Умение задавать вопросы, связанные с понятием времени («Когда___?»)

 

5. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

5.1. Выражение радости

5.2. Выражение грусти

5.3. Выражение страха

5.4. Выражение гнева

5.5. Сообщение о боли

5.6. Сообщение об усталости

5.7. Выражение удовольствия/недовольства

 

6. Формирование социального поведения

6.1. Просьба повторить социальную игру

6.2. Просьба поиграть вместе

6.3. Вежливость

6.4. Умение поделиться чем-либо с другим человеком

6.5. Выражение чувства привязанности

6.6. Оказание помощи

6.7. Умение утешить другого человека

 

 

7. Формирование диалоговых навыков

7.1. Умение инициировать диалог, обращаясь к человеку по имени

7.2. Умение инициировать диалог, используя стандартные фразы

7.3. Завершение диалога с использованием стандартной фразы

7.4. Умение поддержать диалог, делясь информацией с собеседником

7.5. Умение поддержать диалог, организованный собеседником

7.6. Умение поддержать диалог на определенную тему

7.7. Умение поддерживать диалог в различных социальных ситуациях

7.8. Соблюдение правил разговора

1. Формирование умений выражать просьбы/требования

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.247 с.