Романо-германская правовая система : — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Романо-германская правовая система :

2022-10-05 20
Романо-германская правовая система : 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовая система – это обусловленный объективными закономерностями развития общества целостный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, обеспечивающий правовое воздействие на общественную жизнь.

Романо-германская правовая семья:

Генезис. К романо-германской семье относятся ПС, возникшие в континентальной Европе на основе древнеримского права, а так же канонических правовых обычаев. Она сложилась на основе изучения римского права, в итальянских, французских и германских университетах, создавших в 12-16 веках на базе сводов закона Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Рецепция (заимствование чужих) римского права привела к тому, что в эпоху феодализма ПС европейских стран приобрели сходства.

Структура права. Согласно общей романо-германской юридической доктрине, входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное. Различные национальные системы права включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близки по своему содержанию правовые институты. Система законодательства в целом соответствует доктринальным положениям о системе права.

Категория «правовая семья» была введена в юридическую науку французским ученным Р. Давидом и означает группу правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве.

В рамках романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы:

1) группу романского права;

2) группу германского права;

3) группу скандинавского права.

К достоинствам романо-германской правовой системы можно отнести четко организованную, непротиворечивую, иерархически структурированную систему законодательства. К недостаткам - наличие пробелов и некоторую оторванность от реальной жизни, поскольку законотворчество объективно не может предусмотреть все нюансы и изменения социальных отношений, не всегда поспевает за этими изменениями.

В настоящее время романо-германская правовая семья охватывает право стран континентальной Западной Европы, подавляющего большинства государств Центральной и Южной Америки (бывших колоний Испании, Португалии и Франции), право Японии, Южной Кореи, Индонезии, Таиланда и некоторых других азиатских стран.

 

29. Законность и правопорядок:

В современной литературе предполагается комплексный подход к пониманию законности в трех аспектах:

1. Как принцип государственно-правовой жизни, то есть закрепление законности в качестве основополагающего начала в жизни общества.

2. Как метод государственного руководства обществом, то есть гос-во осуществляет свои функции правовыми средствами и в правовых формах.

3. Как режим жизни общества, обеспечение реального верховенства права и правового закона в жизни общества

Законность – это требование общества и государства, состоящая в точной и неуклонной реализацией правовых норм, всеми участниками ОО на территории всей страны.

Принципы законности – система основополагающих начал, выражающих её сущность и назначение.

1. Принцип единства законности означает единую направленность правотворчества и реализации права на всей территории действия НПА.

2. Принцип верховенства закона означает подчиненность закону всех НПА и актов реализации права, поскольку закон является актом высшего представительного органа, непосредственно выражающего волю народа и поэтому занимающего главенствующее положение в системе НПА.

3. Принцип всеобщности означает, что требования закона ко всем обращены одинаковой категоричностью и в равной степени без какого-либо исключения.

4. Принцип целесообразности означает необходимость выбора в рамках закона наиболее оптимальных вариантов поведения, недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

5. Принцип реальности означает достижение фактического осуществления в поведениях и действиях требований правовых норм и неотвратимость юридической ответственности за любое их нарушение.

6. Принцип гарантированности означает, что законность не возможна без эффективных механизмов её обеспечения.

Правопорядок – это состояние упорядоченности ОО, основанное на праве и законности. Он является целью и результатом правового регулирования ОО и органической составляющей общественного порядка.

Содержание правопорядка:

1. Материальное содержание составляют законности возникновения, функционирования и развития ОО;

2. Государственно-властное содержание выражается в том, что он является результатом гос воли и воли всех участников правоотношений;

3. Юридическое содержание выражается в состоянии урегулированности и упорядоченности правовых процессов и отношений.

Признаки правопорядка:

1. Объективно необходимое явление, так как любое общество нуждается в упорядочении важнейших сфер жизни;

2. Государственно-правовое явление, так как формируется при участии гос-ва и с помощью правовых средств;

3. Является формой организации общественной жизни;

4. Охватывает наиболее значимые ОО, которые подвергаются правовой регламентации;

5. Явление, связанное с правосознанием, так как получает свои юридические качества от правовых идей, представлений, принципов, которые воплощаются в законодательстве и юридической практике;

6. Его центром являются человек и его права, свободы и обязанности;

7. Завершает все юридические формы и процессы, так как к нему стремятся гос власть и все субъекты права.

Принципы правопорядка – основополагающие идеи и начала, на которых он основан:

1. Принцип конституционности: правопорядок подчинен конституции, обеспечивает её реализацию и все требования конституции находят в нем свое конкретное выражение;

2. Принцип государственно гарантированности: правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;

3. Принцип устойчивости: Только в рамках стабильных ОО осуществляется правомерное поведение индивидов и их групп, попытки нарушить эту устойчивость пресекаются государством и его органами;

4. Принцип организованности: правопорядок возникает лишь при организующей роли государства. Даже не смотря на высокий уровень культуры общества, правопорядок не возникает стихийно, так как различия в интересах и материальном положении людей порождают различные представления о разумной организации жизни общества. Все эти представления государство согласовывает путем принятия правовых норм;

5. Принцип формальной определенности: правопорядок связан с правом и возникает на основе четких правовых предписаний, формально закрепленных и в НПА государства. Эти предписания обязательны для всех граждан, и их объединений, должностных лиц, гос органов;

6. Принцип системности: реальные правоотношения сложившиеся в обществе, не являются единичными и разрозненными действия субъектов права, а представляют собой систему отношений. Эта система характеризуется иерархичностью, непротиворечивостью, взаимностью составляющих её элементов.

Взаимосвязь законности и правопорядка:

1. Нельзя добиваться правопорядка иным способами, кроме совершенствования правового регулирования и обеспечения законности, то есть они соотносятся как средство и цель, причем целью является правопорядок, обеспечиваемый правовыми средствами и методами;

2. Укрепление законности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка, здесь они соотносятся как причина и следствие;

3. Законность и правопорядок формируются на одних и тех же принципах, тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государаственно-волевое содержание и интересы;

4. Укрепления законности и правопорядка является условием и средством формирования правового государства, а сами они – необходимыми его элементами, то есть государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности правопорядка.

Составной частью правопорядка выступает государственная дисциплина – установленный государством порядок, согласного которому все гос органы, предприятия, организация, должностные лица и граждане должны своевременно и точно выполнять возложенные на ниц функции. Гос дисциплина состоит не только в соблюдении норм права, но и индивидуальных распоряжений, в реализации актов применения права.

Следовательно, гос дисциплина способствует укреплению законности и является показателем правопорядка.

Гарантии законности и правопорядка – это совокупность условий, способов, средств, обеспечивающих процесс реализации законности и стабильность правопорядка.

Выделяют общие и специальные гарантии:

К общим гарантиям относятся объективные интересы общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование:

1. Экономические гарантии: хорошие материальные условия жизни общества, устойчивое экономического развития, денежной системы, максимальная занятость населения, экономическая свобода и самостоятельность субъектов права;

2. Политические гарантии: демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании всех элементов политической системы, которые в интересах своего жизни обеспечения поддерживают режим законности и стабильного правопорядка;

3. Идеологические гарантии: идейное воспитание граждан, идеологическое многообразие, свобода вероисповедания, система общего и профессионального образования, культурное наследие, национальный язык, традиции и обычаи сформировавшиеся в процессе социального развития и оказывающее существенное на формирование и функционирование правового режима законности;

4. Нравственные гарантии: благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуется права и обязанности участников ОО, внимание гос органов и должностных лиц к человеку, его потребностям и интересам;

5. Социальные гарантии: весь комплекс общественных мер по профилактике правонарушений, контрольная функция общественности, использование возможности учета общественного мнения и тп.

К специальным гарантиям относятся правовые и управленческие.

Правовые гарантии:

1. Совершенствование законодательства;

2. Качественная работа правоохранительных органов и судов;

3. Высокий уровень контроля и надзора за реализацией нормативных актов;

4. Эффективность мер юридической ответственности и защиты прав и свобод граждан;

5. Выявление нарушений законности;

6. Профилактика нарушений законности и правопорядка.

Управленческие гарантии:

1. Создание надлежащих условий для работы юрисдикционных и правоохранительных органов;

2. Административный порядок обжалований постановлений по делам об административных правонарушениях и другие средства обеспечения контроля за законностью;

3. Исковое производство рассмотрения судами гражданских и иных споров и др.

 

30. Проблемы развития государства и права в Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 г.:


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.