Формы возникновения государства : — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Формы возникновения государства :

2022-10-05 24
Формы возникновения государства : 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Типичная:

Типичной, наиболее распространенной формой является возникновение восточного государства. На востоке сохранение ирригационных работ (сооружения для орошения земли: каналы, подводящие воду, дамбы и тд.) обусловила сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Необходимость объединения огромных масс людей для строительства и поддержания работы ирригационных сооружений, а так же необходимость управления общественной собственностью требуют эффективного централизованного управления.

Уникальные:

Афинское государство возникает из-за противоречий между различными слоями афинян.

На образование Римского государства большое влияние оказала борьба между римской родовой знатью и лично свободными людьми, стоящими вне римских родов.

В возникновение Древнегерманского государства большое значение имел фактор завоевания и подчинения варварскими племенами обширной территории Римской империи, которое ускорило возникновение у них государственности.

Основные причины возникновения государства:

1. Необходимость совершенствования управления обществом, связанное с его усложнением.

2. Необходимость организации крупных общественных работ в зонах поливного земледелия и объединения в этих целях больших масс людей.

3. Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых.

4. Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирования общественного производства, социальную устойчивость общества.

5. Необходимость ведения войн, оборонительных и захватнических.

Современная ТГП считает, что право возникает объективно на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящей экономики.

В первобытном обществе существовали следующий виды социальных норм:

1. Обычаи – Исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

2. Простейшие нормы морали – Правила поведения регулировавшие отношения на основе первобытных представлений людей о добре и зле

3. Религиозные нормы – Правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

Основные причины возникновения права:

1. Необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории.

2. Необходимость поддержания этого порядка в условиях расслоения общества, появление различий, конфликтов.

3. Необходимость регулирования новых видов общественных отношений, которые не могут регулироваться нормами возникшими в период родового строя.

4. Необходимость регулирования обмена между народами, установления добрососедских отношений.

 

5. Понятие, сущность и признаки государства:

 

 

В современной ТГП можно выделить следующие основные подходы к понятию государства:

1. По теологическому подходу, государство создано Богом, которому принадлежит вселенский суверенитет, он же руководит всей деятельностью государства.

2. Классический подход, рассматривает государство как соединение трех основных элементов: территории, населения и публичной власти.

3. Социологический подход, исходит из того, что отражает социальную структуру общества, наличие групповых и общих интересов.

4. По кибернетическому подходу, государство рассматривается как структура, действующая на основе системе прямых и обратных связей.

5. Согласно юридическому подходу, государство рассматривается через призму законодательства, определяющего организацию власти и её функционирование.

Признаки государства:

1. Наличие публичной власти, располагающим специальным аппаратом управления и принуждения.

2. Территориальная организация населения.

3. Взимание налогов для содержания государственного аппарата и других нужд государства

4. Государственный суверенитет – верховенство и независимость государственной власти внутри страны и на международной арены.

5. Правотворчество, то есть только государство может принимать, изменять или отменять юридические нормы, распространяющие свои действия на всю территорию и на всё население страны. И принуждать к выполнению этих норм.

Т.о. государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает общеобязательные для всех нормы и обладает суверенитетом.

Выделяют и другие признаки государства:

1. Наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

2. Наличие армии, вооруженных сил.

3. Единый государственный язык, как средство общения.

4. Единая внешняя политика.

5. Единая транспортная, информационная, энергетическая системы и др.

6. Единая денежная единица, единое законодательное пространство.

Сущность государства – это качественная характеристика, которой определяется его роль и назначение в обществе, его содержание, цели, функционирование.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:

1. Классовый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание этой воли всему обществу.

2. Общесоциальный подход исходит из способности государства объединить все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия.

 

7. Понятие и элементы формы государства:

В ТГП существуют различные точки зрения на понятие формы государства:

1. Существует понимание в узком и широком смысле. В узком смысле имеют ввиду только формы правления. В широком смысле – форму государственного устройства и форму правления. Политический режим относится к сущности государства.

2. Выделяют внешнюю и внутреннюю форму государства. Внешняя форма – форма правления и форма государственного устройства. Внутренняя форма – политический режим.

3. Форма государства рассматривается в статистическом (организационном) аспекте, сюда относят форму правления и форму государственного устройства. В динамическом (функциональном) аспекте к форме государства относят политический режим.

Форма государства – это совокупность существующих способов организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность.

Элементами формы государства выступают:

1. Форма правления – это организация верховной государственной власти, порядок образования государственных органов, разделение полномочий между ними и их взаимоотношения с населением.

2. Форма государственного устройства – это внутренне территориальное устройство государства, отражающее характер взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

3. Политический режим – это совокупность приемов, способов, методов и форм осуществления государственной власти.

7. Форма государственного правления:

 

Основными формами правления являются Монархия и Республика:

Монархия – это форма правления, при которая верховная государственная власть полностью или частично осуществляется единоличными главой государства и, как правило передается по наследству.

Республика – это форма правления при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок и несущими ответственность перед своими избирателями.

Признаки Монархии:

1. Верховная государственная власть осуществляется единолично, монархом.

2. Власть, как правило, передается по наследству.

3. Власть монарха носит бессрочный характер, является пожизненной.

4. Население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха к другому.

5. Отсутствует юридическая и политическая ответственность монарха.

Признаки Республики:

1. Народ признан источником государственной власти и носителем суверенитета.

2. Государственная власть осуществляется избираемыми населением органами.

3. Полномочия высших органов государственной власти ограничены определенным сроком.

4. Деятельность органов государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей.

5. Должностные лица несут ответственность перед избирателями.

В зависимости от объема властных полномочий различают монархии:

Абсолютную (неограниченную) – форма правления, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена.

Конституционную (ограниченную) – форма правления при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом, и особым правовым актом – Конституцией.

Конституционная монархия бывает Дуалистической и Парламентской:

Признаки дуалистической монархии:

1. Государственная власть носит двойственный характер: законодательная власть принадлежит - парламенту, а исполнительная – монарху.

2. Монарх формирует верхнюю палату путем назначения, нижняя палата формируется выборным путем.

3. Монарх формирует правительство, которое ему подотчетно.

4. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы и на роспуск парламента.

Признаки парламентской монархии:

1. Монарх царствует, но не правит. То есть в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха отсутствует, является символической.

2. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом

3. Монарх формально утверждает состав правительства, оно ответственно перед парламентом.

4. Правительство формируется из представителей партий, получившие большинство голосов на выборах в парламент, а её лидер становится главой правительства.

В зависимости от соотношения полномочий между президентом и парламентом выделяют республики: Президентские, Парламентские, Смешанные

Признаки президентской:

1. Президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти.

2. Президент назначает правительство, которое несет перед ним политическую ответственность.

3. Президент избирается народом.

4. Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а президент не имеет права роспуска правительства.

Признаки парламентской:

1. Правительство формируется лидером партии победившей на парламентских выборах, он сам становится главой правительства.

2. Правительство ответственно перед парламентом.

3. Президент избирается парламентом.

4. Парламент может выразить вотум недоверия правительству или одному их министров, после чего всё правительство обязано уйти в отставку.

Признаки смешанной:

1. Президент по согласованию с парламентом назначает главу правительства, и участвует в формировании и состава правительства.

2. Президент имеет право роспуска нижней палаты правительства.

3. Президент избирается народом.

4. Парламент имеет право выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку президент.

Нетипичные республики:

1. Теократическая республика – президент сосредотачивает в своих руках политическую и духовную власть (Иран).

2. Монократическая республика – когда в условии однопартийного политического режима, лидер партии провозглашается пожизненным президентом, парламент реальных полномочий не имеет. (Малави, Гвинее, Кении и других африканских странах).

3. Монархическая республика – власть главы государства передается по наследству. (КНДР).

 

8. Форма государственного устройства:

 

По форме государственного устройства различают простые и сложные государства.

Простые – унитарное, сложные – федерация и конфедерация.

Унитарное государство – это единое цельное государство, не имеющая в своем составе иных государственных образований, имеющих политическую самостоятельность.

Признаки унитарного государства:

1. Единая система высших органов власти.

2. Единая конституция, система законодательства, гражданства.

3. Единая денежная система, общая кредитная политика, одноканальная система налогов.

4. Территория состоит из административно-территориальных единиц, не имеющих политическую самостоятельность.

Унитарные государства могут иметь внутри себя автономию.

Автономия – это самоуправление определенной части территории государства отличающийся своими национальными, бытовыми иногда и географическими условиями, её населению могут быть присущи исторические и культурные особенности.

Виды автономий в унитарных государствах:

1. Политическая автономия – пользуется более широкими правами, обладает правом собственного законодательства. (Северная Ирландия в Великобритании, Аландские острова в Финляндии).

2. Административная автономия – предполагает использования собственного языка в местных школах, в судебном процессе, в СМИ, некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов. (около сотни автономных образований в Китае).

Виды унитарных государств:

1. По степени зависимости местных органов от центральных – Централизованные (Финляндия, где губернаторы назначаются президентом), Децентрализованные (Япония, где местное самоуправление практически не зависит от центральных органов и избираются населением) и Смешанные (Турция, где губернаторы назначаются из центра, а муниципальные советы и их исполнительные органы избираются населением).

2. В зависимости от национального состава – Многонациональные (Франция, Дания, Турция, Китай) и Однонациональные (Япония, Египет)

3. По правовому положению составных частей унитарного государства – Простые, состоящие только из административно-территориальных единиц.(Чехия, Польша, Непал). Сложные,    имеющие в своем составе политические или административные автономии (Испания, Италия, Дания).

Федерация – это сложное союзное государство, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью (Россия, США, ФРГ, Бразилия).

Признаки Федерации:

1. Территория федерации состоит из территории её субъектов, при этом субъекты не имеют своих государственных границ.

2. Двухуровневая система законодательства, но при этом конституции и другие законы субъектов не должны противоречить федеральной конституции и законодательства.

3.  Два уровня государственного аппарата: федеральный и на уровне субъектов федерации.

4. Основную государственную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти.

5. Субъекты не обладают государственным суверенитетом, то есть полным верховенством на своей территории, лишены права сецессии (выхода из федерации.)

6. Единые вооруженные силы, единая денежная система.

7. Двухканальная система налогов.

Виды Федераций:

1. По факторам положенным в основу федерации – Национальные – субъекты образованы по национальному признаку (СССР, Бельгия), Административно-территориальные – в основу положены экономические, географические и другие территориальные факторы объединяющее население субъекта (США, ФРГ)и Смешанные – субъекты образуются по национальному и территориальному признаку (Россия).

2. По правовому основанию федерации: Договорные – в основу федерации положен договор субъектов (США, СССР)и Конституционные – правовым основание федерации является закрепление факта её образования в Конституции (Россия).

3. По правовому положению субъектов федерации: симметричные – субъекты имеют одинаковый политический статус (СССР) и ассиметричные – составные части федерации не равноправны (Россия, США).

4. По степени зависимости субъектов от центра: Централизованные и Децентрализованные.

5. По системе организации управления: Дуалистические и Кооперативные.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для достижения политических, экономических, военных и прочих целей.

Признаки Конфедерации:

1. Нет центрального государственного аппарата, могут создаваться союзные органы координирующие свойства по тем проблемам, для решения которых они объединились.

2. Нет единой армии, но вопросы совместных военных действий могут координироваться по согласованию государств Конфедерации.

3. Нет единой системы налогов и единого государственного бюджета. Финансовые средства для решения совместных действий выделяются добровольно.

4. Государства конфедерации могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, единой кредитной межгосударственной политике.

5. Сохраняется гражданство государств конфедераций и их государственные границы, хотя режим перемещения граждан одного государства конфедерации на территорию другого государства конфедерации значительно упрощён.

6. Субъекты конфедерации являются самостоятельными государствами, ограничение их суверенитет касается лишь тех сторон деятельности, которые стали причиной их объединения.

7. Порядок вступления в конфедерацию и выход из нее определяется входящими в неё государствами и основан на принципе добровольности и согласия всех государств союза.

8. Конфедерации недолговечны, они распадаются, либо преобразуются в федерации.

 

9. Политический режим:

 

 

Политический режим - одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.