Педагогические условия в формировании экологических умений у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Педагогические условия в формировании экологических умений у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности

2022-10-05 34
Педагогические условия в формировании экологических умений у детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Движущей силой развития детей является обучение, которое может происходить как стихийно, так и целенаправленно, но всегда при взаимодействии с другим человеком – взрослым или ровесником. А. Н. Леонтьев отмечал, что «никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка» [4, с. 133]. «Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование 15 окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [51, с. 39]. «В деятельности ребенок строит свой образ мира, расширяющий и углубляющий возможности его успешного действия в многообразных условиях» [54, с. 23].

Анализ психолого педагогической литературы позволил нам выдвинуть гипотезу исследования:

- обогатить развивающую предметно – пространственную среду в ДОО для реализации исследовательской деятельности и экспериментирования детей старшего дошкольного возраста;

- создать эмоционально-положительное отношение детей старшего дошкольного возраста к природе на основе знаний и представлений об окружающем мире;

- реализовать метод проектов для формирования экологических умений, необходимых для правильного отношения детей к себе, людям, природе;

Рассмотрим первое условие. Первым педагогическим условием является, обогатить предметно – пространственную среду в ДОО для реализации исследовательской деятельности и экспериментирования детей старшего дошкольного возраста. Предметно – пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, обладающая признаками неисчерпаемости, информативности и удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка[74].

Предметно–развивающая среда как одно из условий формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Исходя из этого, одна из главных задач, стоящих перед нами -   поиск оптимальных условий формирования умений исследовательского поиска. В теории воспитания принято рассматривать условия как среду, в которой протекают те или иные педагогические процессы. Поэтому условие - это не только то, что влияет на вещь, но и то, без чего не может быть вещи как таковой, что служит предпосылкой, основанием её возникновения (А.Г.Мороз). Важным условием в организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, являются отношения воспитателя с детьми, которые важно строить на основе партнёрства, когда педагог выступает как соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность [4]. При создании в ДОУ благоприятных условий за период дошкольного детства ребёнок может достигнуть высокого уровня развития исследовательских умений.

Одним из важнейших условий формирования умений исследовательского поиска у старших дошкольников является предметно–развивающая среда. Под предметно–развивающей средой дошкольного учреждения следует понимать такое предметное наполнение, организация которого влияет на развитие ребёнка наиболее эффективно. Непременное условие её построения - опора на личностно–ориентированную модель взаимодействие между детьми и взрослыми. Отсюда мы делаем вывод, что предметно–развивающая среда должна выполнять две важнейшие функции. Одна из функций носит информативный характер, другая - развивающий. Предметно–развивающая среда включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и каждый объект, в свою очередь несут определённые знания об окружающем мире, становятся средством передачи социального опыта[57].

Помещения должны быть устроены так, чтобы в соответствии с назначением они создавали разный эмоциональный настрой. Оснащение комнаты позволяет детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в обучении, взаимодействуя с предметами, и друг с другом, что очень важно в исследовательской деятельности и в формировании умений исследовательского поиска. Дети любят играть с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом и пеной; уголки - лаборатории помогают развивать любознательность и инициативность. Среда организуется таким образом, чтобы она могла способствовать формированию экологических умений у каждого ребёнка [63]. К условиям формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста относится и экскурсия.

Таким образом, предметно–пространственная среда должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности.

Следующим педагогическим условием является создание эмоционально-положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе на основе знаний и представлений об окружающем мире

В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. У детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, разумеется, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. Человек – часть природы; биологические процессы его как живого существа происходят в соответствии с биоритмами солнечного времени. Поэтому так важно для здоровья вести себя, как все объекты природы: ложиться спать и просыпаться с солнцем, быть более активным весной и летом, не переутомляться поздней осенью и зимой, когда солнечной энергии гораздо меньше. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью.

Воспитание культуры взаимодействия с природой должно начинаться с наиболее доступного для ребенка содержания: с родного дома, жилища. Именно с поведения в быту у ребенка начинают закладываться основы экологической культуры и безопасного поведения в таких значимых для жизни и здоровья сферах природопользования как питьевая вода, электрическая энергия, отходы домашнего хозяйства.

Следует приобщить дошкольника к доступным ресурсосберегающим видам деятельности, выработать экологически правильное отношение к отходам быта. Это приближает ребенка к жизненно важным экологическим проблемам и личностному экологически целесообразному поведению в окружающей среде.

Следуя теории А.Н. Леонтьева, можно сказать, что в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании..., но и в доступной детям деятельности по охране природы», т.е. в осознанном поведении[8].

Ученым выявлена взаимосвязь между уровнем знаний о труде в природе и деятельностью дошкольников: точные, полные знания о труде в природе положительно влияют на детскую деятельность. Важное место отводится формированию общественных мотивов труда и устойчивого интереса к нему. Осознавая значимость деятельности по уходу за живыми существами, дети ощущают свою собственную значимость, что является стимулом формирования субъективного отношения к природе. В экологически значимой деятельности реализуется оценочное отношение к состоянию объектов, заинтересованность в информации для дальнейшего практического ее использования. Единство эмоционально-чувственного и рационального в экологическом образовании определяет направленность ребенка на практическое взаимодействие с природой.

Необходима организация труда с элементами экологической деятельности, а также придание общественно-полезной деятельности дошкольников экологической направленности и формирования у них умений экологического характера, обеспечивающих возможность предупреждения и ликвидации негативных воздействий на окружающую среду.

Содержание экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста предложено автором А.А. Унучек. Ею выделены четыре основных направления деятельности: исследовательское, пропагандистское, охранное и трудовое[9].

Исследовательский аспект дошкольников направлен на изучение объектов природы, поиск путей, устраняющих отрицательное воздействие на природную среду, поиск путей использования природных объектов в других видах деятельности детей, в. том числе игровой, где природа выступает в качестве среды для игры, а ее объекты заменяют детям игрушки.

Охранное направление заключается в предотвращении гибели растений и животных, неправильного поведения в природе, устранении негативных последствий воздействия человека. Пропаганда охраны природы в дошкольном возрасте имеет свою специфику: она осуществляется детьми среди своих сверстников или младших детей в форме проведения праздников с экологическим содержанием, приглашения подшефных понаблюдать за конкретным видом природоохранной деятельности т.п. Важное условие экологической деятельности - создание у детей мотива к данному виду деятельности. В основе мотива лежит раскрытие ценности природы (познавательной, эстетической, экологической).

Рыжова Н.А. подчеркивает необходимость экологизации разных видов деятельности дошкольников, обогащения их содержания за счет экологического компонента. Автор придерживается мнения, что в основе экологического воспитания дошкольников должен лежать деятельностный подход, поскольку именно «деятельность строит психику ребенка». В этой связи отдается предпочтение игре, наблюдению и экспериментированию. Это возможно только при организации эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении.[10]

В период дошкольного детства закладываются основы экологической культуры личности, главной целью которой является экологическая осведомленность. Поэтому, ещё раз убеждаемся в том, что у детей дошкольного возраста важно сформировать самые первые научные представления о взаимосвязях между живыми организмами и естественной окружающей средой. Наличие таких знаний помогает понять, конечно, в соответствии с возрастными возможностями, как тесно взаимодействуют между собой все компоненты природы и как человек и другие живые организмы зависят от естественной среды. Человек – часть природы; биологические процессы его как живого существа происходят в соответствии с биоритмами солнечного времени. Поэтому так важно для здоровья вести себя, как все объекты природы: ложиться спать и просыпаться с солнцем, быть более активным весной и летом, не переутомляться поздней осенью и зимой, когда солнечной энергии гораздо меньше. С приобретением экологических знаний у детей будет формироваться понимание самоценности природы, ощущения себя ее частью[11].

Центральным понятием в экологии является разнообразие объектов природы и их взаимозависимость. Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму – человека. Следовательно, каждый член общества еще от рождения должен осознать: ценностное отношение к природе является ценностным отношением к жизни. Эта главная идея должна формироваться в сознании человека от рождения и на протяжении всей жизни.

Организация наблюдений, рассказы взрослых, чтение художественной литературы способствуют формированию у детей основ экологического мышления.

Первоначально внимание детей необходимо акцентировать на прямых связях между конкретными растениями и животными (бабочки – цветущие растения). Потом взрослый должен помочь детям понять обратную зависимость объектов природы один от другого. В существовании такой зависимости дошкольники могут убедиться наглядно. Уничтоженные гусеницей листья свидетельствуют о недостаточном количестве птиц, которые именно в этой местности питаются ею. Старшие дошкольники уже способны усвоить целые цепочки таких связей (а не лишь их отдельные звенья). Чтобы дети лучше поняли новые сложные понятия, стоит использовать иллюстрации, изготовленные вроде «живой» картинки. Дети охотно составляют из картинок самые простые модели экосистемы (луг, лес, водоем), и быстро учатся объяснять экологические связи, которые существуют в природе.

Особенно поучительным и интересным для дошкольников занятием является решение проблемных ситуаций. Например, взрослый забирает из определенной модели один из объектов (улитки с водоема, пчелку с поля и тому подобное) и предлагает детям последовательно показать разрушение по этой причине экологической цепочки.

Эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает целеустремленное развитие моральных чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения.

Моральные чувства – обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у ребенка сформированы начала моральных чувств, то он будет понимать другого, а, следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и, главное, будет пытаться помочь, защитить.

Природа является носителем эстетического, благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста за своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников морально-эстетичного отношения к природе.

Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению, таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.

Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуком-солнышком, другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки – почти великан, поэтому может нанести им вред. Внимание детей стоит привлечь к поведению птиц, когда они кушают. После каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие.

Для воспитания у детей гуманного отношения к живым существам очень полезны обитатели уголка природы и домашние животные. Периодически осматривая растения, внимание детей необходимо привлечь к цвету и упругости листьев растений, чистоте перьев или шерсти животных, их поведения (весело щебечут, играются, чистятся и тому подобное). При этом нужно отметить, что их самочувствие и жизнь полностью зависят от нас – людей.

Детям нравится рассматривать домашних животных. Главное – заинтересовать малышей, а в дальнейшем они будут сами замечать множество деталей во внешнем виде и поведении живых существ, сообщать о них взрослым и ровесникам. Ценным является то, что дети учатся обращать внимание на потребности живых существ, присматриваться к их поведению (а не созерцать их), обнаруживать зависимость между состоянием растения или животного и беспокойством о нём. Доброжелательность взрослых, эмоциональный язык, мимика способствуют возникновению у детей сочувствия, сопереживания, которые лягут в основу реального взаимодействия, непосредственного общения их с объектами окружающей среды.

Важной составляющей морально-ценностного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: Не «обижай животное», не «трогай растение». Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия.

Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей самокритичности, умение анализировать свои поступки, сравнивать их с поступками других.

Сформированные этические представления могут быть реализованы в поведении детей только с условием, когда моральными нормами в своей деятельности, быту руководствуются взрослые, прежде всего – родители. Если поведение родителей, воспитателя противоречит этическим представлениям ребенка, то сознание его раздваивается: так должно быть, но делать так не обязательно.

Педагогически подходящим является ознакомление детей с заботливым отношением к природе в пределах города, государства. Это подкормка животных зимой, высадка деревьев, создание заповедников, ведение Красной книги Москвы и тому подобное. Рассказывая об этих мероприятиях, необходимо акцентировать внимание детей на том, что именно так люди заботятся о родной природе.

Морально-ценностное отношение к природе предусматривает формирование способов морального поведения и деятельности детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках. По данным психологических исследований, человек запоминает 10% того, что он слышит, до 50% того, что видит, и почти 90% того, что делает. Моральные поступки – беспокойство о животных и растениях, которые есть в доме, уголке природы детсада, в ближайшей окружающей среде – начало создания активных ценностей. Сначала малыши присматривают за живыми существами вместе со взрослыми, выполняют несложные поручения. Научившись создавать условия для нормальной жизнедеятельности домашних жителей, дети самостоятельно будут заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых. Учитывая психологические особенности дошкольников, взрослые должны систематически и осмысленно оценивать их деятельность. Для малышей похвала является лучшим стимулом, чем осуждение. Взрослые должны замечать наименьшие успехи ребенка, ведь лишь успех порождает успех. Важным воспитательным средством является выращивание растений на участках, подкорм птиц зимой, систематические наблюдения за поведением птиц.

Благодаря прогулкам в природу дошкольники упражняются в моральном поведении. Одно из важных заданий – не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животного или растение, которое нуждается в помощи.

Природа помогает нам жить и радует нас, поэтому в детях необходимо воспитывать экологическую культуру, умение вести себя в природе – в окружающей среде, учить осознавать себя частичкой природы.

В последние годы активно разрабатывается вопрос содержания экологического образования дошкольников. Многообразие появившихся в последнее время программ и их методическое оснащение свидетельствует о большом интересе к проблеме формирования экологической культуры у дошкольников.

формирование осознания экологической ценности природы в ее единстве с человеком; формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растении; идентификация «себя» с представителями живой природы; воспитание чувства сопереживания ко всему живому, которое в дальнейшем трансформируется в сочувствие, а затем в содействие.

Следующим педагогическим условием является реализация метода проектов для формирования экологических умений, необходимых для правильного отношения детей к себе, людям, природе.

 При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений. В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задание бывают двух типов: прогнозирование последствий своих действий и прогнозирование поведения объектов[38].

При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения. Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления. В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности явлений и процессов. Сравнивая два объекта, дети учатся находить не только разницу, но и сходство, что позволяет осваивать приемы классификации. Возросшие сложность экспериментов и самостоятельность детей требуют более строгому соблюдению правил безопасности[32].

Подготовительная группа. В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, единственным успешным методом ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между детьми и педагогом. Если дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику, распределяют обязанности, сами его выполняют и делают выводы, то роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и соблюдением правил безопасности. Доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют детям огромную радость[29]. В этом возрасте детям доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не оправдалась. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного[38].

Таким образом,в процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?). Почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

В соответствии с законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого - педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребёнку с учётом его самобытности, дарования, возрастных особенностей[56]. Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и литературы, просмотра художественных и мультипликационных фильмов. Показывать пользу прогулок для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.)[31]. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательных умений.

Взаимодействие с родителями с целью повышения психолого - педагогической компетентности родителей в вопросе формирования экологических умений детей дошкольного возраста может быть осуществлено через разнообразные формы[59]. Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

- Анкетирование родителей

- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами

- Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.

- Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, по формированию экологических умений знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.

- Открытые мероприятия для родителей.

- Организация- кружка «Новая жизнь – старым вещам»

 Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях[56].

Ещё одна форма работы с семьёй - лэпбук, изготовленная самостоятельно интерактивная папка, которая помогает ребёнку узнавать новые знания по различным темам, научит искать, сортировать и анализировать полученную информацию, поддержит в повторении уже знакомого, изученного. Лэпбук подталкивает ребёнка к самостоятельному изучению темы, проведению исследования. В лэпбуке логические задачи, решать, которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого например: «Гелевые щарики, что с ними происходит, когда мы их выпускаем?»

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. Выпустить ролик социальной рекламы на тему: «Планета наш дом – не мусори в нем». Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет[].

Рассмотрим психолого-педагогические основы организации данного вида деятельности. «Основу проектно-исследовательской деятельности составляет ориентированность на результат, который достигается в совместной деятельности педагога и воспитанников над проблемной ситуацией» [12, с. 16]. Полученный результат можно увидеть, переосмыслить, а затем использовать в дальнейшей практической деятельности. Н. Е. Веракса описывает следующие особенности проектно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста: 1. проблемная ситуация не должна решаться прямым действием; 2. воспитанники должны быть смотивированы на деятельность; 3. адресность деятельности. Автор выделяет четыре этапа проектно-исследовательской деятельности: 1. «Создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи» [8, с. 15]. На этом этапе педагог может создать одну проблемную ситуацию для всего контингента воспитанников, а может на основе своих наблюдений за детьми выявить сферы интересов каждого ребенка, а затем создать особую ситуацию, которая помогает ребенку сформулировать исследовательскую задачу. Еще одним вариантом 18 работы является привлечение родителей, которые помогают ребенку сформулировать исследовательскую задачу. 2. «На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают дошкольнику, но организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта» [8, с. 17]. 3. Следующий этап – защита проекта. Ребенок совместно с родителями готовят рассказ о проделанной работе. 4. На последнем этапе педагог организует выставку продуктов проектно-исследовательской деятельности и «придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала» [8, с. 18].

Специфика проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что «педагогическое воздействие осуществляется при взаимодействии в совместной с ребенком деятельности с опорой на имеющийся опыт детей, и накладывается на процесс формирования различных видов представлений воспитанников» [4,с. 131], в том числе, и экологических. «Особая значимость данного вида деятельности заключается в возможности актуализировать субъективную позицию ребенка, поддержать его инициативу, стимулировать их 17 самостоятельность, «выйти» за рамки детского сада в окружающий мир» [58,с. 131]. Педагогов привлекает в проектно-исследовательской деятельности еще и то, что в процессе формирования у детей различных представлений, дошкольники осознают, для чего они нужны, как их можно использовать в игре, жизни. Таким образом, получается целостный образовательный процесс, «позволяющий сформировать у ребенка больший объем представлений, осмыслить связи между предметами и явлениями, что так важно именно для экологических умений» [22, с. 36].

Выводы по 1.3

Таким образом, делая выводы по параграфу, педагогические условия формирования экологических умений детей дошкольного возраста, мы обосновали, что: предметно - пространственная среда должна способствовать самостоятельному приобретению опыта, нахождение новых способов реализации деятельности;

- формирования и развития исследовательских умений в процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

- взаимодействие педагогов и родителей в дошкольной образовательной организации осуществляется в использовании разнообразных форм работы с семьями воспитанников.

Научно обоснованный отбор экологических представлений и интеграция познавательного содержания в тематические мини-модули, дополняющие реализуемую программу детского сада. Педагоги сами должны обладать научными сведениями об окружающем мире, об особенностях существования живых организмов, их взаимосвязи и значении для всего мира в целом, у них должна быть развита экологическая культура в соответствии с новой биоцентрической парадигмой. Также представлять взаимосвязи объектов природы надо на материале, доступном уровню развития психических процессов детей. Комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в данном направлении. Построение проектно-исследовательской деятельности на основе одной темы помогает избегать перегрузки детей и «подать» информацию более эффективно, учитывать региональный компонент, специфику детского сада, непосредственную ситуацию развития детей. Так же необходимо не забывать о непрерывности и привлекать к активному взаимодействию родителей воспитанников. «В рамках проектно-исследовательской деятельности семьи можно привлекать к участию в природоохранных акциях, конкурсах, субботниках, выставках, оформлению развивающей предметно-пространственной среды и так далее. Становясь активным участником образовательных отношений, родители личным примером мотивируют детей к более осознанной и активной деятельности» [33, с. 19]. 3 условие – интеграция разных видов деятельности детей в процессе выполнения проектов. Взаимопроникновения и взаимодополнение отдельных образовательных областей обеспечивает целостность проектно-исследовательской деятельности. Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных видов детской деятельности. Интеграция способна объединить внутри себя разрозненные элементы и обеспечить условия для появление продукта детской деятельности – новые представления, рисунок, коллаж, мини-книга, интеллект-карта, дневник наблюдений, рассказ. В данном параграфе мы рассмотрели особенности проектной и исследовательской деятельности и пришли к выводу, что совокупность данных видов деятельности при создании необходимых психолого-педагогических условий окажет положительный эффект в процессе формирования экологических умений у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.