Теоретическая и методологическая база исследован ия. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Теоретическая и методологическая база исследован ия.

2022-10-05 34
Теоретическая и методологическая база исследован ия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На обще-научном уровне проблемой экологического воспитания дошкольников средствами окружающей среды занимались такие ученые как (Л.А. Венгер, А.Я. Герд, А. Дисверг, Я. А. Каменский (в работе «Материнская школа), Н.К. Крупская, И.Р. Песталоцци (в работе «Лингард и Гертруда), Ж-Ж. Руссо (в книге «Эмиль, или О воспитании), К.Д. Ушинский (в работе «Родное слово», «Детский мир» и др.)

На конкретно-научном уровне заметное влияние на исследования проблемы определения методов экологического образования старших дошкольников оказали труды (И.Д. Зверев, Р.М. Кадырова, Д.Н. Кайгородов, М.Д. Маханева, В.В. Половцев, А.А. Плешаков, Н.А. Рыжова, В.А. Ясвин и др.)

На частно-научном уровне проблемы и теории экологического образования исследовались в работах (Л.И. Егоренко, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Л Федосеева и др.)

Тема развития исследовательской деятельности привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков. «Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддъяков, И.Д.Зверева, В.В. Запорожец, И.П.Лернер, А.И.Савенков, Г.И.Щукина) показывают, что умственное развитие детей дошкольного возраста наиболее выше, чем это предлагалось ранее. Практический опыт ребенка, его речевое общение с окружающими приводят к формированию все более усложняющихся знаний. Это дает основание утверждать, что, несмотря на наглядно – образный характер своего мышления, дети могут осознавать не только внешнюю сторону предмета, но и некоторые несложные связи и закономерности». Доказано, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления (А.В.Брушинский, З.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская). Активизации познавательной и творческой деятельности (Б.В.Всесвятский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, В.В.Оконь, Б.Е. Райков, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин, К.П. Ягодовский). Развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В.Кларин, В.Г. Маралов, В.В.Ситаров). [56].

Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л.Рубинштейн, Л.Ф.Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, С.П.Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно – практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом.

Новизна исследования заключается в том, что:

- определены этапы формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста;

- организована инновационная экспериментальная площадка на базе ДОО «Мусор вокруг нас»;

- организована экскурсия для детей на мусорный полигон;

- проведены эксперименты, с различными бытовыми отходами;

- в ДОО организован сбор батареек;

- привлечены сотрудники различных организаций: мусороперерабатывающего завода, гарболог, организации занимающиеся переработкой макулатуры, батареек, металлолома, местное Копейское телевидение «Инсит»;

- в группах были открыты творческие мастерские «Чудесные превращения», «Новая жизнь, старым вещам»;

- выпущены видеоролики социальной рекламы на тему «Планета – наш дом, не мусори в нём»;

- оформлены памятки для детей и взрослых «Мусор – это очень важно»;

- реализована совместная проектная деятельность педагогов, детей и их родителей. В нашем исследовании были определены следующие критерии:

1. Представления детей об окружающем мире;

2. Экологическая культура детей старшего дошкольного возраста;

3. Рациональное использование детьми природных ресурсов

4. Экономное использование вещей и предметов;

В нашем исследовании по проблеме формирование экологических умений у детей старшего дошкольного возраста мы использовали социокультурныйподход. Методологический подход на базе системного подхода сущность которого состоит в попытке рассмотрения общества, как единства культуры и социальности преобразуемых деятельностью человека.

Большой вклад в формировании социокультурного подхода внесли: М. Мертон, Т. Парсонс, П. Сорокин, Л. Уайт.

Специфика применения:

Социологический подход предполагает необходимость формирования ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в культуру. Организацию такого образовательного процесса и создания такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учётом конкретных культурных условий.

Таким образом, используя социокультурный подход в исследовании мы формируем у детей в процессе реальной деятельности когнитивные процессы. 

- Воспитанники полноправные участники инновационной площадки;

- формирование экологических умений формируется через взаимодействия детей друг с другом, педагогом, родителями и окружающей средой.Партисипативный подход (Е.Ю Никитина, Т.В. Орлова, М.В. Смирнова и др.) обеспечивает активное, «участное» включение в образовательный процесс, направленный на формирование экологических умений на основе субъект-субъектных отношений. Проектно-деятельностный подход опирается на использование личностного опыта, учет потребностей и интересов ребенка. Суть проектно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) исследователями видится в переходе «от «созерцательной» рациональности к проектнопрактической, мыследеятельностной рациональности». Таким образом, создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности. Данные подходы позволяют построить процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических умений с учетом принципов целостности, субъектности, проблемности.

1. Принцип целостности обеспечивается тем, что проектная деятельность позволяет интегрировать практическую деятельность с аналитическими способами мышления, используя личностный опыт ребенка, и обеспечивая связь процесса формирования экологических умений с целостной жизнедеятельностью личности.

2. Принцип субъектности подразумевает максимальное содействие развитию способностей ребенка к осознанию собственного «Я» во взаимоотношении с окружающим миром, осмыслению своего поведения и предвидению возможных последствий, возможности выбора. Этот принцип подразумевает активность, включенность каждого ребенка в проектную деятельность, предполагает реализацию содержания образования через разнообразные виды деятельности, наиболее интересные для детей. Собственная преобразующая деятельность ребенка формируется в сотрудничестве со взрослым и другими детьми, это является внутренним источником преобразования заданных педагогических условий. При этом центром внимания педагога становится не только достижение результата, но и увлеченность процессом его получения: эмоциональная включенность ребенка, активный поиск средств и способов освоения, выполнения, предоставление возможности ребенку выбирать и использовать их самостоятельно и творчески, что стимулирует развитие самой деятельности, следовательно, и развитие ребенка.

3.Принцип проблемности обучения включает решение задачи, разрешение спора, поиск ответа на вопрос, преодоление детьми определённых трудностей. Решение важно для ребенка тогда, когда проблема имеет для него практическое значение – значимое в его жизни и деятельности. Решая проблему, ребёнок усваивает важный жизненный урок: окружающий мир не единообразен, более того, он не просто разный, он многообразный и меняющийся, в нём не бывает всё по шаблону.

База исследования: МДОУ «д/с № 51»г. Копейск. В эксперименте участвовали 60 детей контрольной группы, 58 детей экспериментальной группы и 4 педагога.

Первый этап () - изучение, обоснованной проблемы в формировании исследовательских умений в педагогической литературе, разработка исходных путей исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно–экспериментальной работы.

Второй этап () - проведение опытно–экспериментальной работы, выявление уровня развития исследовательских умений у детей дошкольного возраста, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.

Третий этап () - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке и реализации педагогических условий, формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия для успешного формирования экологических умений у детей старшего дошкольного возраста, могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольной образовательной организации.

Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 79 наименований. Текст магистерской диссертации иллюстрирован рисунками и таблицами, отражающими основные положения и результаты.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.