Порядок пересмотра и внесения поправок в конституцию. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Порядок пересмотра и внесения поправок в конституцию.

2022-10-04 20
Порядок пересмотра и внесения поправок в конституцию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Стабильность Конституции выступает не только одной из ее важнейших юридических свойств, но и существенной конституционной ценностью. Сильное демократическое государство с развитым правопорядком и динамично развивающейся социально-экономической сферой обычно функционирует в условиях конституционной стабильности.

В Конституции РФ различаются термины "пересмотр" и "внесение поправок". Пересмотр - это изменение наиболее важных конституционных положений, которое требует принятия новой Конституции. Пересмотр Конституции возникает в случае изменения гл. 1, 2 и 9. Исходя из смысла ст. 135 Конституции РФ, Федеральное Собрание РФ не может изменить положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", а также гл. 9 "Конституционные поправки и пересмотр Конституции". Такая особенность процедуры подчеркивает, что пересмотр касается кардинальных конституционных изменений.

Внесение поправок в отличие от пересмотра предполагает изменение конституционных положений, не требующее принятия новой Конституции. По Конституции РФ в таком порядке изменяются гл. 3 - 8, внесение поправок в которые осуществляется с непосредственным участием российского парламента.[11]

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов - указов Президента РФ, постановлений Совета Федерации или Государственной Думы, постановлений Правительства РФ и т.д. Эти акты должны приниматься с соблюдением процедур, установленных в регламентах палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, в конституциях (уставах), законах субъектов Федерации, регламентах их законодательных (представительных) органов государственной власти.

Порядок пересмотра Конституции РФ является усложненным по субъектному составу и охватывает несколько стадий.

Первая стадия - нициирование предложения о пересмотре и рассмотрение этой инициативы Федеральным Собранием. Предложение о пересмотре, внесенное одним из субъектов, перечисленных в ст. 134 Конституции РФ, должно быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Советов Федерации или депутатов Государственной Думы. При этом данное предложение может быть внесено первоначально как в Государственную Думу, так и в Совет Федерации.

Вторая стадия - созыв Конституционного Собрания. В случае поддержки палатами Федерального Собрания РФ предложения о пересмотре указанных глав Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании должен определить процедуру созыва, состав данного органа и порядок его деятельности. В настоящее время такой закон пока не принят, но ряд его проектов уже был внесен в Государственную Думу.

Третья стадия - принятие решения Конституционным Собранием. Конституционное Собрание принимает одно из двух решений: 1) подтверждает неизменность действующей Конституции; 2) разрабатывает проект новой Конституции.

Четвёртая стадия - принятие новой Конституции. В случае если Конституционное Собрание разрабатывает проект новой Конституции России, то такой проект может быть принят двумя способами: 1) двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания; 2) всенародным голосованием - референдумом.

При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Таким образом, если проект отклонен всенародным голосованием или оно не состоялось из-за добровольной неявки граждан на голосование, новая Конституция не может считаться принятой.

Столь усложненный порядок пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ призван обеспечить стабильность основ конституционного строя, устойчивость конституционной модели регулирования прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.[12]

Процедура внесения конституционных поправок по сравнению с пересмотром Конституции облегчена, однако также является достаточно сложной.

Юридическая возможность внесения поправок в гл. 3 - 8 Конституции РФ предусмотрена в ст. 136. Установленная процедура предусматривает два этапа. Первый этап - принятие конституционных поправок осуществляется в порядке, предусмотренном для федерального конституционного закона. Второй этап - принятый Закон о поправках вступает в силу после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Такой усложненный порядок обеспечивает принятие серьезного решения, согласованного с составными частями России и с учетом более широкого представительства интересов населения.

Правовая форма принятия Федеральным Собранием РФ конституционных поправок уточнена Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П, в котором отмечено, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке, имеющего особый статус и отличающегося как от федерального закона, так и от федерального конституционного закона. Отсюда Конституционный Суд РФ постановил, что поправки к гл. 3 - 8 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта - За.кона. РФ о попра.вке к Конституции. На. да.нный За.кон ра.спростра.няется процедура., уста.новленна.я для принятия федера.льного конституционного за.кона..

Таким обра.зом, попра.вки к гл. 3 - 8 Конституции РФ принима.ются в форме специа.льного За.кона. о конституционных попра.вка.х, одобряемого большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа. членов Совета. Федера.ции и не менее двух третей голосов от общего числа. депута.тов Госуда.рственной Думы. При этом особенность да.нного специа.льного За.кона. РФ о конституционных попра.вка.х за.ключа.ется в необходимости его одобрения орга.на.ми за.конода.тельной вла.сти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Непосредственно процедура. внесения и принятия конституционных попра.вок Федера.льным Собра.нием РФ определяется Федера.льным за.коном от 4 ма.рта. 1998 г. № ЗЗ-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу попра.вок к Конституции Российской Федера.ции".

Особый порядок предусмотрен для изменения ч. 1 ст. 65 Конституции РФ, определяющей соста.в Российской Федера.ции. Изменения в да.нную ста.тью Конституции, содержа.щую перечень субъектов РФ, вносятся на. основа.нии федера.льного конституционного за.кона. о принятии в Российскую Федера.цию и обра.зова.нии в ее соста.ве нового субъекта. РФ (ч. 1 ст. 137 Конституции РФ). В на.стоящее время та.кой порядок урегулирова.н Федера.льным конституционным за.коном от 17 дека.бря 2001 г. № 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федера.цию и обра.зова.ния в ее соста.ве нового субъекта. Российской Федера.ции".

Под принятием в Российскую Федера.цию нового субъекта. подра.зумева.ется изменение соста.ва. субъектов Федера.ции в результа.те присоединения к России иностра.нного госуда.рства. или его ча.сти, в то время ка.к обра.зова.ние в соста.ве Российской Федера.ции нового субъекта. предпола.га.ет внутреннее изменение структуры или территориа.льное ра.змежева.ние Федера.ции.

Принятие в Российскую Федера.цию осуществляется та.кже в соответствии с междуна.родным (межгосуда.рственным) договором о принятии в Российскую Федера.цию в ка.честве нового субъекта. иностра.нного госуда.рства. или его ча.сти, за.ключенным Россией с да.нным иностра.нным госуда.рством.[13]

Другой, более упрощенный, порядок уста.на.влива.ется в случа.е изменения на.именова.ния субъекта. РФ. Изменение на.зва.ния субъекта. РФ - республики, кра.я, обла.сти, а.втономной обла.сти, а.втономного округа., города. федера.льного зна.чения - относится к его собственному ведению. После того, ка.к субъект Федера.ции изменит свое на.именова.ние в порядке, уста.на.влива.емом, ка.к пра.вило, в его конституции или уста.ве, новое на.именова.ние подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции). Изменения на.именова.ния субъекта. РФ включа.ются ука.зом Президента. РФ.

В спорных случа.ях Президент РФ впра.ве использова.ть предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ согла.сительные процедуры для ра.зрешения ра.зногла.сий между орга.на.ми госуда.рственной вла.сти РФ и орга.на.ми госуда.рственной вла.сти субъектов РФ, а. та.кже между орга.на.ми госуда.рственной вла.сти субъектов РФ. В случа.е невозможности достижения согла.сова.нного решения он может переда.ва.ть ра.зрешение спора. на. ра.ссмотрение соответствующего суда..

Не может быть произведено переименова.ние субъекта. РФ, которое за.тра.гива.ет основы конституционного строя, пра.ва. и свободы человека. и гра.жда.нина., интересы других субъектов Федера.ции, Российской Федера.ции в целом либо интересы других госуда.рств, а. та.кже предпола.га.ющее изменение соста.ва. России или конституционно-пра.вового ста.туса. субъекта..

Та.ким обра.зом, внесение попра.вок в Конституцию РФ и ее пересмотр регулируется в гла.ве 9 Конституции «За.ключительные и переходные положения». На. федера.льном уровне регулирова.ние осуществляется ФЗ от 4.03.1998 г. № 33 - ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу попра.вок к Конституции Российской Федера.ции» и ФКЗ от 17.12. 2001 г. № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федера.цию и обра.зова.ния в ее соста.ве нового субъекта. Российской Федера.ции». Большое зна.чение имеет поста.новления Конституционного Суда. РФ, которые ра.зъясняют положения Конституции РФ, регулирующие порядок внесения попра.вок или пересмотра. Конституции.

Под поправкой понимается к Конституции РФ понимается исключение, дополнение, новая редакция какого - либо из положений глав 3 - 8 Конституции РФ. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который совпадает с процедурой принятия Федерального Конституционного Закона.

Под пересмотром Конституции РФ понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости. Субъекты права на весенние таких предложений те же самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение по внесению предложению большинством голосов, как минимум 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должно созываться Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбе внесенного предложения. Если Конституционное Собрание одобряет внесенное предложение (новый проект), то окончательное решение принимается всенародным голосованием (референдумом) на которое и выноситься данные предложения (новый проект). ФКЗ, устанавливающие правовые основы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.


 

Заключение

 

Среди правовых актов любого государства конституция занимает особое место. Конституция выступает в качестве общепризнанной основы существования общества и представляет собой официальное выражение его интересов. Вместе с тем, как основной закон государства, конституция является продуктом и орудием государственной власти. Ее особое место во всей правовой системе государства  вызывает необходимость всестороннего изучения конституции в целом и её юридических свойств, как самостоятельного объекта научного познания.

Верховенство конституции - самостоятельный конституционный принцип, гарантирующий единство и целостность правовой системы государства, юридическое свойство, означающее господствующее положение Конституции Российской Федерации на всей территории России. Это значит, что любой правовой акт или действие органов публичной власти должно соответствовать Конституции РФ. Конституция выступает основой, фундаментов на которой строится вся система законодательства России.

Прямое действие Конституции - это способность осуществлять непосредственное регулирование правоотношений и разрешение дел в судах, на основе конституционных положений и норм. Данное свойство переплетается со свойством высшей юридической силы. Высшая юридическая сила Конституции предполагает, что все иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не могут противоречить Конституции, а в случае такого противоречия применению подлежат положения Конституции. Тем самым Конституция возглавляет систему нормативных правовых актов. Главным органом государственной власти, обеспечивающим прямое действие конституции является Конституционный суд, который активно регулирует и декларирует действие конституционных норм.

Внесение поправок в Конституцию РФ и ее пересмотр регулируется в главе 9 Конституции «Заключительные и переходные положения». На федеральном уровне регулирование осуществляется ФЗ от 4.03.1998 г. № 33 - ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» и ФКЗ от 17.12. 2001 г. № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Большое значение имеет постановления Конституционного Суда РФ, которые разъясняют положения Конституции РФ, регулирующие порядок внесения поправок или пересмотра Конституции.

Под поправкой понимается к Конституции РФ понимается исключение, дополнение, новая редакция какого - либо из положений глав 3 - 8 Конституции РФ. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который совпадает с процедурой принятия Федерального Конституционного Закона.

Под пересмотром Конституции РФ понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости. Субъекты права на весенние таких предложений те же самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение по внесению предложению большинством голосов, как минимум 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должно созываться Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбе внесенного предложения. Если Конституционное Собрание одобряет внесенное предложение (новый проект), то окончательное решение принимается всенародным голосованием (референдумом) на которое и выноситься данные предложения (новый проект). ФКЗ, устанавливающие правовые основы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.

Все перечисленные особенности позволяют выделить конституцию среди других нормативных документов.


 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.