Выдвижения штурмовых отрядов — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Выдвижения штурмовых отрядов

2022-10-04 26
Выдвижения штурмовых отрядов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

К 5 часам утра в район перевала Колодезный[31] прибыл 276-й мотострелковый полк с целью сменить подразделения 131-й бригады на занимаемых рубежах. Личный состав бригады был поднят по тревоге. Около двух часов ушло на дозаправку, загрузку боеприпасов, подготовку к маршу и построение колонн.

 

Из записей радиопереговоров штурмовых отрядов:

07.07 — движение батальонов начато.[32]

 

Валерий Николаев, командир 2-й мотострелковой роты, капитан:

— Штурмовые отряды выдвинулись в указанные им накануне опорные пункты около 7 часов утра.

 

Сергей Зеленский, заместитель начальника штаба 131-й бригады (и. о. начальника штаба), подполковник:

«В город пошли два мотострелковых батальона, танковый батальон и зенитный дивизион, всего 446 человек».

 

Ближайшей оперативно-тактической задачей 131-й мотострелковой бригады на 31 декабря являлся захват рубежей на северном берегу реки Нефтянки. Согласно плану, 1-й штурмовой отряд, миновав населенный пункт Садовое, выходил на позиции к западу от совхоза «Родина», а 2-й штурмовой отряд, продвинувшись через аэропорт «Грозный-Северный», блокировал южную окраину совхоза «Родина». На этих рубежах 131-й бригаде следовало перейти к обороне и, как полагали многие военнослужащие бригады, встретить Новый год.

1-й штурмовой отряд (1-й батальон бригады с приданной 3-й танковой ротой) выдвинулся из района перевала Колодезный в направлении совхоза «Родина». Впереди двигался танк Т-72А № 537 старшего лейтенанта Юрия Морозова (позывной «Броня-37», позднее «Броня-39») (и. о. наводчика-оператора танка — старший лейтенант Юрий Морозов; на месте командира — рядовой Александр Алексеев, механик-водитель — рядовой Сергей Нетребко). Колонна миновала поселок Садовое.

 

Юрий Морозов, командир танкового взвода, старший лейтенант:

— Мы там и по улицам кое-где проехали, кое-где по окраине. В общем, где могли, там проскочили.

 

Во время выдвижения, преодолевая колейный мост через дамбу, упал в канал головной танк Т-72А № 537 старшего лейтенанта Юрия Морозова. Механик-водитель танка рядовой Сергей Нетребко не справился с управлением. Тяжелая машина соскользнула с моста одной гусеницей и съехала в канал. Вслед за ней в канал угодила БМП-2 из 1-й мотострелковой роты. Ни экипажу танка, ни экипажу БМП вытащить машины своими силами не удалось. Командир взвода 3-й танковой роты старший лейтенант Юрий Морозов принял решение пересесть в танк Т-72А № 539. Танком Т-72А № 537 занялась группа технического замыкания колонны, в город эта машина не входила.

2-й штурмовой отряд, основу которого составляли 2-й мотострелковый батальон бригады и приданная ему 1-я танковая рота, располагался на южных склонах Терского хребта у подножия горы Ястребиной.

 

Анатолий Жорник, командир ремонтного взвода, старший прапорщик:

«В 6.00 31 декабря 1994 года личному составу бригады была поставлена боевая задача — выдвинуться и закрепиться в районе совхоза «Родина» севернее г. Грозный».[33]

 

Денис Шачнев, наводчик-оператор танка Т-72 А № 517, рядовой:

«31 декабря 1994 года в 6 часов утра по радиосвязи прозвучала команда: «Всем строиться в боевую колонну!» Наш экипаж замешкался, потому что мы проспали. Помню, как по рации офицеры нам кричали: «Хватит спать! Вас ждем!» Энергично собравшись, мы подтянулись к колонне и в ее составе выдвинулись дальше».[34]

 

 

Из записей радиопереговоров штурмовых отрядов:

7.39 — канал Алханчурский (Алханчуртовский. — Прим. авт.) прошли все, за исключением 4-й мотострелковой роты.[35]

 

2-й штурмовой отряд 131-й бригады должен был наращивать усилия 81-го полка и следовать за ним, обеспечивая ему надежный тыл. Однако в отсутствие устойчивого контакта, организовать взаимодействие между двумя подразделениями не удавалось.

 

Олег Воробьёв, командир танка (и. о. наводчика-оператора) Т-72А № 559, капитан:

«В город шли двумя колоннами, люки боевых машин на жгуты привязали, чтобы хоть мало-мальски смягчить удар кумулятивной струи. Параллельно с нами двигалась техника полка самарцев. С нижи связи никакой, хотя контакт навести попытался…»[36]

 

Из записей радиопереговоров штурмовых отрядов:

7.52 — «Калибр-10» (командир бригады) вызывает группу боевого управления… (группа боевого управления авиацией с позывными «Акула-1». — Прим. авт.).

7:57 — «Акуле-1» следовать за командиром!

7.57–2-й батальон проходит аэродром, комбриг с первым мотострелковым батальоном…[37]

 

2-й штурмовой отряд обошел совхоз «Родина» вдоль восточной окраины вслед за колоннами 81-го мотострелкового полка и направился по дороге из аэропорта в Грозный.

Во время движения от колонны отстал танк Т-72А № 510 командира 1-й танковой роты капитана Юрия Щепина. Машина застряла в одном из многочисленных каналов. Самостоятельно выбраться не удалось — пришлось дожидаться помощи.

 

Валерий Елисеев, и. о. механика-водителя танка Т-72А № 510, старший лейтенант:

— Приехал Серега Деев на БТС (тягач на базе танка Т-44М либо Т-54. — Прим. авт.), зацепил нас лебедкой и вытащил. И мы вместе с ним отправились догонять наших. Вклинились в какую-то колонну и, в конце концов, догнали своих.

 

Денис Шачнев, наводчик-оператор танка Т-72 А № 517, рядовой:

«Временами дорога была разбитой — попадались арыки, овраги, но колонна шла, не встречая сопротивления. Помню, как в одном из арыков застряла БМП, ее долго не могли вытащить. У нас у самих танк завяз, но мы-то выбрались, а ту БМП вытягивали тросом».[38]

 

Танк Т-72 А № 519 (экипаж: командир танка младший сержант Э. Ю. Балет, наводчик-оператор рядовой П. Б. Дударев, механик-водитель рядовой А. А. Машаков) из 2-го штурмового отряда также потерял свое место в строю. Командир танкового взвода старший лейтенант Александр Суфрадзе в объяснительной описал этот момент следующим образом: «Со слов мл. с-та Балет Э. Ю., с которым я беседовал в ОВГ (окружной военный госпиталь. — Прим. авт.) г. Ростов-на-Дону по факту пропажи без вести рядовых Машакова А. А. и Дударева П. Б., понял, что: 31.12.94 г. экипаж танка № 519 получил приказ на выдвижение в колонне в г. Грозный. При выдвижении одна из сзади идущих БМП 2 мсб перевернулась на мосту и колонна встала. Экипаж 519 танка команды «Стой» по каким-то причинам не услышал, и они поехали дальше самостоятельно. В городе их подбили. В каком месте города они находились, он не знает. При попадании в левый борт младший сержант Балет увидел пламя со стороны, где сидел наводчик орудия — рядовой Дударев П. Ё. Взрывной волной младшего сержанта Балет Э. Ю. выбросило из люка. Сколько лежал на трансмиссии не знает, танк уже горел. Затем младший сержант Балет Э. Ю. отполз в сторону от танка, танк завелся и отъехал назад. Дальше его не видел. Что стало с MB (механиком-водителем. — Прим. авт.) рядовым Машаковым А. А. и НО (наводчиком орудия.Прим. авт.) Дударевым П. Б. в дальнейшем, не знает».[39]

Танк Т-72А № 519, примкнув к колонне 81-го мотострелкового полка, вошел в Грозный с разведротой полка и был подбит в районе перекрестка улиц Первомайской и Маяковского, напротив школы № 7. В экипаже танка автомат был только у механика-водителя рядового Алимхана Машакова.

В результате боя наводчик-оператор и механик-водитель сгорели в танке, выжил лишь обгоревший и контуженный младший сержант Эдуард Балет. Это были первые потери в 131-й бригаде 31 декабря, и, как показали последующие события, не последние.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.