Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2022-10-04 | 67 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
СД Осгуда не позволяет в достаточной мере сделать оценку черт личности. Поэтому была разработана методика «Личностный дифференциал»(ЛД) сотрудниками психоневрологического института им. В.М.Бехтерева. Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Процедура отбора шкал ЛД
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта. Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
1. Оценки
2. Силы
3. Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
|
2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
Методика «Личностный дифференциал»
(Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред.-составитель: Райгородский Д. Я. – Самара: «Бахрах-М», 2001).
Инструкция: «Вам предлагается описать себя с помощью таблицы, состоящей из 21 пары противоположенных суждений. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Вас, и обвести кружочком цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Например, если мы говорим о фильме:
ИНТЕРЕСНЫЙ 3 2 1 0 1 2 3 НЕИНТЕРЕСНЫЙ
ИНТЕРЕСНЫЙ 3 2 1 0 1 2 3 НЕИНТЕРЕСНЫЙ
то цифра 3, стоящая слева (у слова "интересный"), означает, что фильм Вас очень заинтересовал. Цифра 2, стоящая справа от нуля, около слова "неинтересный", означает, что фильм скучный, почти совсем неинтересный. Цифра 0 ставится, когда Вы затрудняетесь определить свое отношение».
Бланк методики «Личностный дифференциал»
Фамилия: ………………………. Имя:……………… Дата: ……………
1. | Обаятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Непривлекательный |
2. | Слабый | 3 2 1 0 1 2 3 | Сильный |
3. | Разговорчивый | 3 2 1 0 1 2 3 | Молчаливый |
4. | Безответственный | 3 2 1 0 1 2 3 | Добросовестный |
5. | Упрямый | 3 2 1 0 1 2 3 | Уступчивый |
6. | Замкнутый | 3 2 1 0 1 2 3 | Открытый |
7. | Добрый | 3 2 1 0 1 2 3 | Эгоистичный |
8. | Зависимый | 3 2 1 0 1 2 3 | Независимый |
9. | Деятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Пассивный |
10. | Черствый | 3 2 1 0 1 2 3 | Отзывчивый |
11. | Решительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Нерешительный |
12. | Вялый | 3 2 1 0 1 2 3 | Энергичный |
13. | Справедливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Несправедливый |
14. | Расслабленный | 3 2 1 0 1 2 3 | Напряженный |
15. | Суетливый | 3 2 1 0 1 2 3 | Спокойный |
16. | Враждебный | 3 2 1 0 1 2 3 | Дружелюбный |
17. | Уверенный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неуверенный |
18. | Нелюдимый | 3 2 1 0 1 2 3 | Общительный |
19. | Честный | 3 2 1 0 1 2 3 | Неискренний |
20. | Несамостоятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | Самостоятельный |
21. | Раздражительный | 3 2 1 0 1 2 3 | Невозмутимый |
|
Ключ к методике «Личностный дифференциал» (ЛД).
№ | Ф. | +/- | Черты личности | +/- | Черты личности | |
1. | О | + | Обаятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Непривлекательный |
2. | С | - | Слабый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Сильный |
3. | А | + | Разговорчивый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Молчаливый |
4. | О | - | Безответственный | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Добросовестный |
5. | С | + | Упрямый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Уступчивый |
6. | А | - | Замкнутый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Открытый |
7. | О | + | Добрый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Эгоистичный |
8. | С | - | Зависимый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Независимый |
9. | А | + | Деятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Пассивный |
10. | О | - | Черствый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Отзывчивый |
11. | С | + | Решительный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Нерешительный |
12. | А | - | Вялый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Энергичный |
13. | О | + | Справедливый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Несправедливый |
14. | С | - | Расслабленный | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Напряженный |
15. | А | + | Суетливый | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Спокойный |
16. | О | - | Враждебный | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Дружелюбный |
17. | С | + | Уверенный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Неуверенный |
18. | А | - | Нелюдимый | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Общительный |
19. | О | + | Честный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Неискренний |
20. | С | - | Несамостоятельный | 3 2 1 0 1 2 3 | + | Самостоятельный |
21. | А | + | Раздражительный | 3 2 1 0 1 2 3 | - | Невозмутимый |
Примечание: столбец «Ф» в таблице означает «фактор»: «О» – фактор оценок, «С» – фактор силы, «А» – фактор активности: «+/–» – означает, где находятся положительные и отрицательные значения по фактору.
Интерпретация факторов ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
|
Низкие значения фактора (О) указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (О) интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) – его отвержению.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
|
Использование метода ЛД
ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе и к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности, могут быть получены и с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии является достаточно важным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
Следующие вопросы будут рассмотрены на следующем занятии.
3. Частные СД и их разработка.
4. СД субъектности личности.
Материал лекции представлен в текстовом формате.
Будьте здоровы!
[1] Просто для оценки стимула используется много шкал (измерений).
[2] Полный вариант данного СД с полной инструкцией испытуемому приведен в Приложении 1.
[3] См., например, Приложения 3 и 4 (СД для оценки личностных качеств).
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!