Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-10-04 | 77 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Недавно в США в районе Уэст-Палм-Бич, Флорида, в воздух поднялся новый вертолет Sikorsky S-97 RAIDER и совершил свой первый испытательный полет. Он способен развивать скорость порядка 450 километров в час и является самым скоростным вертолетом в мире. Появилось это чудо техники благодаря русским инженерам.
Фирма, которая его построила, была основана в США выходцем из Петербурга знаменитым Игорем Сикорским, которого, как мы уже писали, считают «отцом вертолетов». Однако мало кто знает, что первым винтокрылую машину изобрел в России вовсе не он, а другой житель Петербурга Александр Лодыгин, которого больше знают как автора другого гениального изобретения – лампы накаливания. Причем, сделал он это за 70 лет до Сикорского.
Александр Николаевич Лодыгин родился в 1847 году в селе Стеньшино Тамбовской губернии. Александр Николаевич Лодыгин родился в селе Стенынино Липецкого уезда Тамбовской губернии. Его родители были небогатыми дворянами, но знатного рода – вели свое происхождение, как и Романовым, от Андрея Кобылы). По семейной традиции Александр должен был стать военным, и потому поступил в Воронежский кадетский корпус, а после его окончания учился в Московском юнкерском пехотном училище.
Первый электролёт
В 1870 году Лодыгин вышел в отставку и переехал в Санкт-Петербург. Здесь он ищет средства для создания задуманной им летательной машины с электрическим двигателем (электролёта). Не дождавшись решения от российского военного министерства, Лодыгин написал в Париж и предложил республиканскому правительству использовать летательный аппарат в войне с Пруссией. Получив положительный ответ, изобретатель отправился во Францию. Но поражение французов в войне остановило планы Лодыгина.
|
Вернувшись в Петербург, изобретатель вольнослушателем посещал в Технологическом институте занятия по физике, химии, механике и начал первые опыты с лампами накаливания. Также он вёл работу над проектом водолазного аппарата. В 1871–1874 годах стал проводить опыты и демонстрации электрического освещения лампами накаливания в Адмиралтействе, Галерной гавани, на Одесской улице, в Технологическом институте.
Привилегия № 1619
Первоначально Лодыгин пытался использовать в качестве нити накала железную проволоку. Потерпев неудачу, перешёл к экспериментам с угольным стержнем, помещённым в стеклянный баллон.
В 1872 году Лодыгин подал заявку на изобретение лампы накаливания, а в 1874 году – получил патент на своё изобретение (привилегия № 1619 от 11 июля 1874) и Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук.
Лодыгин запатентовал своё изобретение во многих странах: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии и даже в Индии и Австралии. Он направил патентную заявку на угольную лампу накаливания и в Америку, но, будучи не в состоянии уплатить положенный патентный сбор, не мог получить патента США. Основал компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°».
В 1876 прошло первое испытание Ладыгинских ламп, на Одесской улице в Петербурге загорелись 8 электрических фонарей. Однако Ладыгину не повезло – его соотечественник Пётр Яблочков изобрёл фонарь основанный на электрической дуге. Тогда казалось, что будущее именно за дуговыми лампочками Яблочкова, а не за лампами накаливания. И о Ладыгине забыли…
Эдисон оказался проворнее
Предпринятые им попытки коммерческого использования изобретенной им лампы накаливания окончились неудачей из-за отсутствия средств. Образцами ламп Лодыгина, привезенными в США офицером, приемщиком крейсеров, строившихся там по заказу русского морского ведомства, заинтересовался американский изобретатель Томас Эдисон. Занявшись усовершенствованием различных конструкций электрических ламп накаливания, Эдисон в 1879 году создал лампу с угольной нитью накала и запатентовал свою модель лампы. Ладыгин получил свой патент раньше, но Эдисон провёл агрессивную рекламную компанию и в итоге стал считаться подлинным изобретателем лампы накаливания.
|
В Петербурге Ладыгин работал на разных заводах, занимался также усовершенствованием водолазного аппарата, трудился над другими изобретениями. За участие в Венской электротехнической выставке он был награждён орденом Станислава III-й степени – редкий случай среди российских изобретателей. Стал почётным инженер-электриком Санкт-Петербургского электротехнического института.
В США и в Париже
В 1870-х годах Лодыгин сблизился с народниками и одно время жил в туапсинской колонии-общине народников. В 1884 году начались массовые аресты революционеров. Среди разыскиваемых оказались знакомые и друзья Лодыгина и тогда он решил уехать за границу. Расставание с Россией продлилось 23 года. Лодыгин работал во Франции и США, создавая новые лампы накаливания, изобретал электропечи, электромобили, строил заводы и метрополитен. Патенты на лампы с нитями из тугоплавких металлов он продал в 1906 году «Дженерал электрик компани».
В 1884 году Лодыгин организовал в Париже производство ламп накаливания и прислал в Санкт-Петербург партию ламп для 3-й электротехнической выставки. В 1893 году обратился к нити накала из тугоплавких металлов, применявшейся им в Париже для мощных ламп 100–400 свечей. В 1894 году в Париже организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль». В 1900 году участвовал во Всемирной выставке в Париже. В 1906 году в США построил и пустил в ход завод по электрохимическому получению вольфрама, хрома, титана. Важное направление изобретательской деятельности – разработка электрических печей сопротивления и индукционных для плавки металлов, меленита, стекла, закалки и отжига стальных изделий, получения фосфора, кремния.
Возвращение в Россию
В 1907 году Семья Лодыгиных переехала в Россию. Александр Николаевич привёз целую серию изобретений в чертежах и набросках: способы приготовления сплавов, электропечи, двигатель, электроаппараты для сварки и резки. Лодыгин преподавал в Электротехническом институте, работал в строительном управлении Петербургской железной дороги. В 1913 году он был командирован Управлением земледелия и землеустройства в Олонецкую и Нижегородскую губернии для выработки предложений об электрификации. Первая мировая война изменила планы, Лодыгин начал заниматься летательным аппаратом вертикального взлёта.
|
Участвовал Лодыгин и в политической жизни. Им была написана статья «Открытое письмо гг. членам Всероссийского национального клуба» и брошюра «Националисты и другие партии», изданная Всероссийским национальным клубом.
После Февральской революции 1917 года изобретатель не сработался с новой властью. Материальные трудности заставили семью Лодыгиных уехать в США. Приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО Александр Николаевич из-за болезни был вынужден отклонить. В марте 1923 года он умер в Бруклине.
Русский Рембрандт
В небольшом городке Аскона, что на юге Швейцарии, на одном из домов висит табличка: «Здесь жила и творила с 1918 по 1938 г. русская художница Марианна Веревкина», а в местном музее хранится более ста ее картин. В Мюнхене ее именем названа улица и в Европе ее имя широко известно до сих пор. Великий Илья Репин, у которого она училась, называл Веревкину «Русский Рембрандт», но в современной России эту выдающуюся художницу не знает почти никто.
«Марианна фон Веревкин», как стали потом называть ее в Швейцарии, родилась в сентябре 1860 года Туле в семье потомственных дворян. Ее отец, генерал, герой Крымской войны, занимал важные посты и много ездил. Был командующим армией в Вильно, а затем его назначили комендантом Петропавловской крепости в Петербурге. Марианна, которую в семье называли просто Маня, обожала отца и всю жизнь носила медальон с его портретом. Мать, урожденная Дараган, – из старинного княжеского рода – тоже была незаурядной личностью. Писала портреты и иконы для православных церквей. Именно она и привила дочке, у которой определился незаурядный талант, любовь к искусству.
Самые яркие воспоминания детства у талантливой девочки были связаны с уютным имением родителей Благодать в Ковенской губернии. Родители обустроили его старорусском стиле, подражая Абрамцеву фабриканта и мецената Саввы Мамонтова. На всю жизнь она сохранила любовь к народному творчеству и костюмам.
|
Уроки у Репина
В Петербурге Марианна стала брать частные уроки у Ильи Репина, который сразу почувствовал ее одаренность, а потом стал даже называть «Русский Рембрандт», «прекрасной сказкой земли». Репин написал несколько портретов Веревкиной, всю жизнь они переписывались.
На портрете, который находится сегодня в музее Висбадена, Марианна изображена с рукой на перевязи – в результате несчастного случая на охоте она прострелила правую руку. Для художницы это чуть было не обернулось трагедией. Два пальца больше не сгибались, чтобы продолжать рисовать пришлось придумывать специальную конструкцию.
Однако, несмотря на тесную творческую дружбу с учителем, Марианна чувствовала, что каноны классического искусства и ставшей уже традиционными приемы живописи передвижников, сковывают ее. Она мечтала о «новом искусстве», стремилась к поиску новых форм и способов выражения своего видения мира. Веревкина решила, что ее цель – создание искусства будущего. Во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также и в Петербурге, она сблизилась со многими передвижниками, живописцами из окружения Александра Бенуа и Дягилева, создателей знаменитого объединения «Мир искусства», писателями и поэтами.
Служение гению
На вечерних курсах в петербургской Академии художеств Марианна познакомилась с молодым и красивым офицером Алексеем Явленским. Темпераментная и увлекающаяся девушка вообразила, что он может стать гением живописи и решила посвятить служению ему всю свою жизнь. Она забросила собственные художественные занятия и целиком отдалась обустройству дел своего кумира, с которым, впрочем, ее связывали только дружба и платонические отношения.
Явленский мечтал учиться живописи в Западной Европе, но своих средств для этого у него не было. Марианна уговорила отца помочь. Генерал благословил ее гражданский брак с Алексеем Явленским, а с него взял слово офицера, что тот никогда не оставит его дочь. Это было сделано для того, что внушительная пенсия отца, которая будет поступать ее дочери в случае его смерти, прекратится, если она зарегистрирует брак. Вскоре отец умер, Явленский вышел в отставку и молодые уехали в Мюнхен, где тогда, наряду с Парижем и Берлином, творческая жизнь била ключом. Там они поселились на улице Гизелынтрассе, отчего их потом стали называть «гизелистами».
Марианна была твердо убеждена, что ее гражданский супруг – выдающийся творец, специально для него она открыла в их квартире «Розовый салон», который стали посещать многие будущие знаменитости: Кандинский, Грабарь, Борисов-Мусатов, Добужинский, танцор Нижинский и другие. Веревкина обладала ярким даром убеждения, с увлечением проповедовала передовые, революционные течения в искусстве, была удивительно тонким ценителем живописи, творчества других художников, но сама на целых десять лет оставила мольберт.
|
Но ее кумир гением так и не стал. А сама она вернулась к живописи в 1907 году. Тогда появилась ее картина «Осень. Школа», которая сегодня считается самым знаменитым полотном Веревкиной. Затем она создает свой не менее знаменитый автопортрет. Одна за другой с успехом проходят ее выставки. В это время они с Явленским особенно тесно сближаются с Кандинским и его спутницей ГабриэллойМюнтер и создают объединение НОМХ – Новое объединение художников. Душа объединения – Марианна. Согласно легенде, свой первый абстрактный этюд Кандинский создал под влиянием Веревкиной. По сути, именно она, как считают многие искусствоведы, стояла у истоков абстрактной живописи. Однако вскоре Кандинский покидает НОМХ и вместе с художником Ф.Марком создают творческое объединение «Синий всадник».
Трудные годы
Но тут Германия объявляет войну России, начинается Первая мировая война. Немцы высылают из страны всех русских или их интернируют. Марианна вместе с Явленским, спасаясь, поспешно уезжают в нейтральную Швейцарию. Тихие городки, горы, синие озера среди изумрудных альпийских лугов выглядят очаровательно. Но жить даже в этом благословенном краю ставится все труднее, солидную пенсию за ее отца, да и скромную пенсию отставного офицера Явленского в связи с войной уполовинили. Поначалу они поселились в Цюрихе. Как раз в то время там обитает со товарищи Владимир Ленин, а потому не исключено, что когда он с подельниками обсуждал в кафе будущую революцию в России, за соседним столиком сидели, беседуя об искусстве, Марианна с Явленским и другими художниками. В Цюрихе Марианна и Явленский познакомились также с великим австрийским поэтом Райнером Мария Рильке, который обожал Россию.
Несмотря на благодатный швейцарский климат, Явленский вдруг тяжело заболел. Врачи настоятельно рекомендуют ему более теплые края и вместе с Марианной они перебираются на юг Швейцарии и поселяются в местечке Аскона на берегу знаменитого ЛагоМаджоре, совсем рядом с Италией.
В России между тем – революция, пенсии вообще прекращают поступать. «Гений», избалованный безбедной жизнь за счет Веревкиной и ее заботами, не готов к трудностям и вскоре находит себе утешение – молодую Эмми Шайер, дочь фабриканта, которая, как до этого Марианна, тоже посчитала его гением и решила посвятить ему жизнь. Вскоре он извещает Веревкину письмом, что порывает с ней, уезжает в Висбаден, переходя под крыло новой богатой подруги.
Марианна потрясена, оскорблена и унижена. Растоптана не только ее многолетняя любовь, Явленский нарушил слово офицера, которое он дал ее отцу. Она приходит в отчаяние, которое усиливают растущие материальные трудности. «С сегодняшнего дня, – записывает она, – для меня начинается новая жизнь. Я совершенно одна. Вокруг меня – природа, во мне – мое искусство, далеко от меня – мой брат, надо мной – Бог».
Однако, сильная по натуре, вскоре она справляется с постигшим ее несчастьем. Начинает много работать. Рисует и продает открытки заезжим туристам, а потом устраивается на работу в фармацевтическую фирму. Помогает ей пережить трудности и благожелательное отношение жителей Асконы, которые считают ее своей, почтительно именуя «баронессой фон Веревкин». «Жители Асконы, – отмечает Марианна, – любят меня, понимают, заботятся обо мне и никогда не дадут мне умереть с голоду». Нашлись также состоятельные меценаты, которые стали покупать ее картины.
Веревкина тоже сделала для жителей Асконы немало. Написала десятки пейзажей Асконы, основала в городе Музей современного искусства, в котором и поныне хранятся 100 ее картин и 170 эскизов.
Под старость Марианна Владимировна оказалась в инвалидном кресле, а умерла в возрасте 77 лет. Незадолго до смерти прежний кумир Явленский через знакомого просил у нее прощения. Она ответила, что он стал для нее чужим, но что она за него молиться. Причастить и соборовать Веревкину приезжал православный батюшка из Милана. В последний путь русскую художницу провожала вся Аскона, а колокола католических и протестантских церквей звонили по православному обычаю…
Матильда Кшесинская
Об этой знаменитейшей балерине до сих пор напоминает красивый особняк на Петроградской стороне в Петербурге. В своей поэме «Хорошо!» Владимир Маяковский с присущей ему прямолинейностью утверждал, будто особняк был подарен Кшесинской «за дрыгоножество». Миф о том, якобы Николай II и в самом деле преподнес его в подарок своей любовнице, оказался довольно стойким. До сих пор поговаривают, будто из его подвала подземный ход ведет под Невой до самого Зимнего дворца, чтобы император мог незаметно посещать балерину. Благодаря этой легенде она и вошла в историю, хотя балериной была замечательной.
На самом деле никто особняк знаменитой балерине, конечно, не дарил – она построила его сама. «Мысль построить себе более удобный и просторный дом, – пишет Кшесинская в своих воспоминаниях, – возникла у меня после рождения сына…» Сначала она приобрела пустующий участок, а потом наняла модного тогда архитектора Александра фон Гогена, который создал проект, а затем и построил великолепный особняк, поражающий богатством отделочных материалов. Кшесинская въехала в него под Рождество 1907 года. Разумеется, что никаких, даже самых больших, гонораров, которые ей платили, не хватило бы на всю эту роскошь. Но все дело в том, что Кшесинская была еще… расчетливым биржевым игроком и неплохо зарабатывала игрой на ценных бумагах.
Краса и гордость
Матильда Феликсовна родилась в Лигове под Петербургом в семье обрусевших поляков. Ее отца выписал из Польши еще Николай I, как лучшего исполнителя входившей тогда в моду мазурки. Вскоре он женился на солистке кордебалета, и таким образом маленькая Маля, как называли дома Кшесинскую, была просто обречена стать танцовщицей. Первые уроки она получила дома, а потом поступила в петербургское театральное училище. Легкая, гибкая, с прекрасным чувством музыки вскоре она стала превосходной балериной и воцарила на сцене Мариинского театра. Кшесинская была первой из русских балерин, которая исполнила знаменитые 32 фуэте итальянки Пьерины Леньяни. Повезло юной Мале не только с родителями. На выпускном экзамене в училище присутствовал сам император Александр III, он похвалил начинающую танцовщицу, заявив: «Вы будете красой и гордостью нашего балета!». После чего усадил рядом с собой во время торжественного обеда.
Сановные покровители
Рядом сидел молодой наследник, цесаревич, будущий император Николай II. «Не помню, о чем мы говорили, – вспоминала потом Кшесинская, – но я сразу влюбилась в наследника». В царской семье это заметили. И не возражали. Тогда само собой подразумевалось, что блестящие светские юноши флиртуют с артистками балета. До женитьбы такое считалось даже «полезным». Разумеется, что после такого знакомства балетная карьера Мали пошла в гору стремительно, и скоро она танцевал главные партии в «Щелкунчике», «Спящей красавице» и в других спектаклях на сцене императорского театра. Впрочем, для успеха ей, может быть, и не нужно было покровительство. И без того техника ее была блестящей, а выдающийся талант даже у самых придирчивых критиков не вызвал никаких сомнений. Публика заваливала Кшесинскую цветами, поклонники носили на руках. Вскоре новая дива русского балета отправилась завоевывать Европу. Гастроли ее прошли блестяще, пресса посвящала балерине из России восторженные статьи.
Затем звезда балета подружилась с великим князем Сергеем Михайловичем, который оставался ее верным другом в течение всей жизни. Но свое сердце она отдала не ему, а великому князю Андрею Владимировичу. Разумеется, что на Николая балерина претендовать не могла, наследник вскоре женился, как и полагалось в династических браках, на немецкой принцессе Дармштадт-Гессинской. Отработав 15 лет в театре, Кшесинская покинула сцену и стала выступать как «свободный художник», когда ей того хотелось. На гастроли она ездила в отдельном вагоне, жила в лучших отелях. Ее повсюду пышно чествовали как первую балерину России, называя «генералиссимусом» русского балета.
Годы лишений
Но… недолго музыка играла. Грянула война, а затем революция. В феврале 1917 года Кшесинская стала получать письма с угрозами. А потом, кто-то из друзей позвонил и с тревогой предупредил: «Малечка, завтра заберут всех, кто имеет отношение к царской семье. Хватай ребенка и беги!». Кшесинская так и сделала, велела прислуге накрывать вечерний чай, а сама взяла сына на руки, прихватила чемоданчик с драгоценностями и незаметно покинула свой чудесный дом. Как выяснилось потом, навсегда…
На другой день в элегантный особняк ворвалась солдатня, которая растащила что могла, все загадила, заплевала. Затем в нем разместился батальон самокатчиков, а позднее дом присмотрели большевики, которым импонировала близость Петропавловской крепости. В доме Кшесинской разместился их ЦК. С балкона к толпе обращался Ленин и другие ораторы. Кшесинская попыталась получить свой дом обратно. Но большевики и не думали съезжать, хотя балерину поддержал сам Керенский. Тогда Маля подала в суд. Начавшийся процесс окрестили «как тяжбу Кшесинской с Лениным». Балерина суд выиграла, Владимиру Ильичу и его подельникам предписали немедленно покинуть незаконно захваченную чужую собственность. Но те уже вошли во вкус грабежей и дом так и не вернули. А вскоре Кшесинская оказалась за границей…
Рулетка не помогла
Сначала Кшесинская довольно благополучно жила на своей вилле во Франции. Удалось продать вывезенную с собой часть драгоценностей. Однако средства быстро таяли. К тому же она пристрастилась к рулетке. Но удача уже навсегда отвернулась от Мали. Вскоре она переехала в Париж и, чтобы свести концы с концами, была вынуждена заняться педагогической деятельность. Кшесинская переоборудовала квартиру под студию, где у нее стажировались многие будущие балетные звезды. В 1958 году Кшесинская впервые увидела в Париже советский балет, который приехал на гастроли. «На спектакле я плакала от счастья… Это был все тот же балет, что и сорок лет назад! В нем сохранились душа и прежние традиции». Несравненная звезда русского балета прожила почти сто лет и тихо скончалась в Париже в 1971 году. Ее похоронили на кладбище русских эмигрантов в Сен-Женевьев-де-Буа.
Тайна клада
Особняк Кшесинской в Петербурге, который стал Ленинградом, претерпел много метаморфоз. После того как правительство большевиков перебралось в Москву, в нем разместился институт питания, потом «Уголок Ильича», затем Музей революции, а теперь там находится Музей политической истории России. В 2001 году в нем под предлогом ремонта канализации вдруг стали перекапывать двор. Подозревали, что там закопан клад. Кшесинская будто бы зарыла не только свои бриллианты, но и ценности, которые ей якобы передала царская семья. Разумеется, что так ничего и не нашли, к тому же городские власти велели прекратить раскопки. Но был ли мальчик-то? Наверное, историю о кладе надо отнести к числу таких же мифов, как и историю о подземном ходе в Зимний дворец. За годы после революции бдительное ЧК не один раз перерыло весь город в поисках «сокровищ буржуазии».
В 1919 г. в особняке Кшесинской был основан музей Революции. Сначала размещался в Зимнем дворце, а в особняк Кшесинской и в соседний особняк В. Брандта переехал позднее. В 1991 году музей получил федеральный статус и назван Музеем политической истории. Он представляет собой галерею стационарных выставок, мемориальных и исторических интерьеров, дающих представление о политической истории России XIX–XX вв. В особняке работает первый в России Детский исторический музей.
Под трехцветным флагом
«Поэты Первой мировой войны» – книга под таким названием вышла в Петербурге. Сборник включает биографии и стихи 36 поэтов, людей удивительной судьбы, многие из которых родились Петербурга или жили в этом городе. Одни из них хорошо известны, но о большинстве знают немногие. Книга издана по инициативе Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Составили и отредактировали издание петербургские писатели Анатолий Соколов и Борис Орлов.
Первая мировая, говорится в предисловии, многие десятилетия оставалась белым пятном в учебниках России. В СССР ее называли «империалистической», хотя это Германия напала на Россию, а подстрекали ее руководители тех стран Европы, которые сейчас пытаются задушить нашу страну экономическими санкциями. Еще меньше известно о русских поэтах, которые в ней участвовали, надев солдатские и офицерские шинели. В России грянула Гражданская война, и ее участники оказались по разные стороны баррикад, а многие были вынуждены бежать потом за границу, спасаясь от арестов и расстрелов.
Федор Касаткин-Ростовский
Строго запрещено было в советские времена упоминать имя князя Федора Николаевича Касаткина-Ростовского, автора гимна Добровольческой армии. Представитель старинного рода, он окончил Пажеский корпус в Петербурге и был выпущен подпоручиком. В 1912 году его песня «1812-й год» победила на конкурсе патриотических песен. В годы войны был фронтовым корреспондентом и продолжал писать стихи. В сражениях получил ранение и четыре контузии.
После убийства большевиками его матери, вступил в Добровольческую армию, сформировал в Новороссийске Сводно-гвардейский полк. В 1919 году возглавлял в Киеве подпольную офицерскую организацию. После окончания гражданской войны оказался во Франции.
Там вместе с женой основал Русский театр, в котором ставились и пьесы собственного сочинения. Умер в Париже и был похоронен на Русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Его перу принадлежит «Трехцветный флаг» или «Победная песнь Добровольческой армии», которая стала ее гимном:
Подобно витязям-варягам,
Чтоб воедино Русь собрать,
Идет на бой с трехцветным флагом
Без страха смерти наша рать.
Ей не страшны в пути лишенья,
Смешон кровавых страхов бред,
Она несет нам возрожденье
В сиянье радостных побед.
В эмиграции он тосковал по далекой родине, призывая эмигрантов не забывать о России, и писал об этом в стихах, обращаясь к русским детям:
Копите силы молодые,
В изгнанье, в дальней стороне,
Не забывайте о России,
О нашей русской старине.
Не забывайте ширь и дали,
Лесов Руси, ее степей,
Ее прибежища в печали:
Святых церквей, монастырей…
О мощи дней ее прошедших,
О силе, вере, простоте
И славе в вечный мир ушедших
Служивших правде, красоте
Ее сынов, ей жизнь отдавших,
Заветам следуя отцов,
Ее сбиравших, создававших
На протяжении веков.
Генерал Георгий Гончаренко
Немногие даже сегодня знают, что стихи популярной песни «Четвертые сутки пылают станицы…» написал бывший белый генерал Георгий Иванович Гончаренко, писавший под псевдонимом Юрий Галич. Он родился в Полтаве, потом окончил петербургское Николаевское кавалерийское училище, учился в Академии Генерального штаба. Воевал отважно, дослужился до звания генерал-майора, был награжден многими орденами. Во время Гражданской войны оказался на Украине, потом через Дальний Восток пробрался в Китай. В конечном итоге обосновался в Риге. Это ему принадлежат строки:
Четвертые сутки пылают станицы,
Горит под ногами Донская земля.
Не падайте духом, поручик Голицын,
Корнет Оболенский, седлайте коня…
Ах, русское солнце – великое солнце,
Корабль-император застыл, как стрела…
Поручик Голицын, а может, вернемся?
Зачем нам, поручик, чужая земля?
Но сам поэт в Россию не вернулся. В 1940 году, когда прибалтийские республики вошли в состав СССР, после вызова в НКВД он покончил с собой…
Павел Булыгин
Павел Булыгин, из старинного дворянского рода, начал службу в лейб-гвардии Петроградском полку. Прошел «мясорубку» сражений на реке Стоход, чудом остался жив, получил орден Св. Анны с надписью «За храбрость». Потом воевал в Белой армии, предпринял неудачную попытку освобождения из плена большевиков императора и его семьи, и умер в эмиграции. Ему принадлежат эти строки:
Слава погибшим бойцам,
С жизнью умевшим бороться,
Пусть их порыв, по сердцам
Нашим гудя, пронесется.
В дикие хмурые дни
Злого и страшного века
Нам показали они
Силу любви человека.
Годы, сменяясь, пройдут,
Пусть же всегда для народа
Жгучим примером пройдут
Дни Ледяного похода…
Николай Бруни
Николай Бруни родился в Петербурге, учился в консерватории, а на фронт ушел добровольцем. Воевал летчиком, был награжден тремя Георгиевскими крестами. После аварии спасся чудом и принял сан священника. После революции был расстрелян по приговору тройки УНКВД.
Ему принадлежат строки:
Сильней симфоний и стихов
Греметь мы будем кандалами,
И мученики всех веков,
Как братья старшие над нами.
Пусть нам свободы не вернуть,
Пусть мы бессильны и бесправны!
Но наш далекий, трудный путь
Постигнет прозорливый правнук…
Николай Гумилев
Поэт Николай Гумилев, муж Анны Ахматовой, несмотря на болезнь глаз и хромоту, поступил добровольцем в Уланский полк. Выучился стрелять с левой руки, целясь здоровым глазом. Сражался отважно, получил офицерское звание, был награжден двумя Георгиевскими крестами. Поэт был ранен, но вернулся в строй. Стихи он продолжал писать и на войне:
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
В 1918 году Гумилев вернулся в Россию, работал в издательстве, вёл литературные студии. Но знаменитым поэтом он стал еще до войны. Молодежь с восторгом читала его стихи. Особенно восхищались его «Капитанами»:
…Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что золото сыплется с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Ирина Одоевцева писала в своих воспоминаниях, что это «контрреволюционное» стихотворение он читал в Петрограде, в зале перед революционными матросами, которые устроили ему овацию. В 1921 году Гумилев был арестован петроградской ЧК и расстрелян по обвинению в заговоре.
Сергей Есенин
Сергею Есенину попасть на фронт не пришлось, но и он был призван в годы Первой мировой войны в армию. Был назначен в Царское Село, где служил в санитарном поезде. В годы войны он написал:
Ой, мне дома не сидится,
Размахнуться б на войне.
Полечу я быстрой птицей
На саврасом скакуне.
Не ревите мать и тетка,
Слезы сушат удальца.
Подарила мне красотка
Два серебряных кольца.
Саша Черный
На фронтах Первой мировой был и знаменитый в те времена в Петербурге сатирический поэт Саша Черный (Александр Гликберг). Служил в госпитале и санитарном отделе 5-й армии. Умер в эмиграции во Франции. О войне он сочинял стихи в своем духе:
А у рощицы тенистой
Сел четвертый взвод в кружок.
Русской песней голосистой
Захлебнулся бережок.
Солнце выше, песня лише:
«Таракан мой, таракан!»
А басы звучат все тише:
«Заполз Дуне в сарафан…».
Князь Олег Романов
На фронтах Первой мировой сражался правнук Николая I князь Олег Романов, сын известного русского поэта и великого князя Константина Константиновича (К.Р.). Он окончил Полоцкий кадетский корпус и императорский Александровский лицей, с золотой медалью. Был необычайно талантлив и с детских лет мечтал стать писателем, его кумиром был Пушкин. Однако грянула война, и юный князь ушел на фронт, хотя ему предлагали поступит ординарцем в Главную квартиру. Но уже в августе 1914 года он был тяжело ранен в бою и скончался в лазарете. Князь Олег Романович стал единственным членом Российского императорского дома, погибшим на Первой мировой. В 1939 году кладбище, где он был похоронен, снесли. Сохранились его стихи:
О, дай мне, Боже вдохновенье,
Поэта пламенную кровь.
О, дай мне кротость и смиренье,
Восторги, песни и любовь.
О, дай мне смелый взгляд орлиный,
Свободных песен соловья…
О, дай полет мне лебединый,
Пророка вещие слова…
Владимир Палей
Трагической была судьба князя Владимира Палея, сына великого князя Павла Александровича. В 1914 году он поступил в императорский гусарский полк и отправился на фронт. Много раз ходил в разведку и был награжден за храбрость военным орденом Анны 4-й степени.
После революции Владимира Палея, вместе с другими членами семьи Романовых, отправили в Екатеринбург, а потом в Алапаевск. Там в июле 1918 года он, вместе с другими ссыльными, был убит большевиками, сброшен живым в шахту. В 1981 году он, как и вся царская семья, был канонизирован Русской православной церковью. Вот одно из его стихотворений:
Как на сердце вдруг стало тихо
Среди наскучившего дня…
Наверно, кто-то помолился
Душою чистой за меня.
Наверно, кто-то незнакомый,
Далекий, старый и простой,
Мой образ вспомнил промелькнувший
Своею тихою мечтой…
А незадолго до своей страшной гибели Палей, словно предчувствуя ее, написал:
В страницу славы непочатую
Вонзились грязные мечи —
И перед Родиной распятою
Одежды делят палачи.
И длится страшное видение,
Блестит смертельная коса.
О, где же Бог?.. Где Провидение?!
О, как безмолвны небеса!!!
Николай Новиков
Поэт Николай Новиков в годы войны, после окончания Павловского военного училища в Петрограде, прапорщиком был отправлен со своим полком в составе русского экспедиционного корпуса во Францию. В декабре 1916 года он погиб в боях под Верденом. В кармане его френча боевые товарищи обнаружили листок бумаги, на котором было написано замечательное стихотворение в прозе «Моей Родине»:
«Из прекрасной Франции я вижу тебя, моя милая и далекая, бесконечно любимая Родина. Мое сердце тянется к тебе и грустит непонятной грустью, вместе с твоими широкими, необъятными просторами. Я грущу по твоим лесам дремучим, по твоим зеленым приволжским полям, среди которых лентой могучей развернулась наша красавица-Волга. Я грущу по тебе, мой родной старый дед – мой угрюмый – Урал. И по вас я грущу, белые тихие стены старинных монастырей, утренние, на заре, колокольные звоны.
Грущу и по вас, широкие казацкие степи – ваш шелковый ковыль грезится мне, и наше южное солнце целует мои щеки… Я люблю тебя, моя милая, грустная такая, бесконечно родная, бесконечно любимая Родина. Как влюбленный пламенным сердцем тянусь я к тебе и грущу о том, что мы далеки друг от друга…».
Самый русский композитор
Большую часть жизни великий русский композитор Сергей Рахманинов прожил в эмиграции. Американцы боготворили его музыку, но когда Гитлер напал на СССР, он собирал деньги, чтобы помогать Красной армии.
Сергей Рахманинов родился 1 апреля 1873 года в дворянской семье. Уже в раннем возрасте проявилась его феноменальная музыкальная одаренность и в 9 лет мальчика направили учиться на младшее отделение Петербургской консерватории. Но там будущий гений музыки учился плохо, прогуливал. А потому на семейном совете было принято решение перевести его в Москву, в Московскую консерваторию. Там его талант уже проявился в полной мере и в возрасте 13 лет юное дарование было представлено самому Чайковскому.
В 19 лет Рахманинов окончил консерваторию, как пианист и как композитор с Большой золотой медалью. К этому времени уже появились его первая опера, первый фортепьянный концерт, другие произведения. Карьера музыканта развивалась успешно и стремительно, как вдруг гений неожиданно потерпел фиаско. Премьера его Первой симфонии обернулась оглушительным провалом. Причина была в плохом исполнении, но главное – его новаторскую музыку публика не оценила, попросту не поняла, даже специалисты были разочарованы. В газетах появились ругательные ре
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!