Глава 2. Стоит только захотеть — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 2. Стоит только захотеть

2022-10-04 14
Глава 2. Стоит только захотеть 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Ура!» — ребята высыпали на школьный двор, Йелла недоверчиво взглянул на часы, что на колокольне около дамбы. Не может быть! Стрелки на круглом белом циферблате показывали три.

— Вот это да! — изумленно воскликнул он. — На целый час раньше отпустили, и все потому, что аисты! — Сейчас Йелла, пожалуй, не стал бы стрелять в них из рогатки. — Ну, что делать будем? — Он повернулся к мальчишкам.

Но тут вмешалась Лина. Она первая придумала про аистов, значит, она главная. День стоял чудесный: на небе ни облачка, солнце ласково пригревало.

— Пойдемте на дамбу, сядем и будем думать.

Спорить никто не стал. Какие тут споры, когда такое счастье: с уроков на час раньше отпустили! И все шестеро дружно пошли на дамбу. Спасибо аистам да Лине! Раз она говорит, что нужно идти на дамбу и думать, так тому и быть. Только Йелла почему-то в хвосте плетется — на него не похоже. Обычно он впереди. А сейчас идет, по сторонам смотрит: непривычно гулять в такое время. Все вокруг какое-то другое — и дома, и заборы. Вот и дамба. Ребята послушно расселись в ряд — Йелла с одного конца, Лина с другого. Уселись и молчат. Учителя рядом нет, кто подскажет, как об аистах думать, с чего начать? Йелла посмотрел на небо — ни облачка. И ни аиста. Даже чайки ни одной нет. Взглянул на море — тоже пусто.

Посмотрел на ребят — сидят, поджав ноги, и молчат, скучно всем, да сказать об этом неловко. Тут терпение у Йеллы лопнуло.

— А что, разве учитель велел непременно на дамбе об аистах думать? — спросил он Лину.

— Нет, но он же никогда не отпускал на час раньше, и я решила…

— Ну и что из этого? — перебил ее Йелла. — Что без толку-то на дамбе сидеть? Раз отпустили, так отпустили. Кругом все тихо, спокойно — голубое небо, голубое море. Думай не думай, все равно ничего не придумаешь.

 

На канале показалась лодка. Двое мужчин опустили парус и сняли мачту — иначе не пройти под низким мостом. Отталкиваясь от дна шестами, они гнали лодку к мосту. И Йеллу осенило. Он вскочил и закричал:

— Бегите за шестами, будем прыгать через канал!

Все мальчишки, кроме Ээльки, вскочили на ноги, обрадовались. Еще бы, не каждый день вместо уроков поиграть удается.

— Ты, Ээлька, тоже неси шест. Да скажи Ауке, пусть мой прихватит, — приказал Йелла. — А я здесь подожду.

Лине стало тоскливо. Даже Ээльку позвали, хотя обычно, когда мальчишки прыгали с шестом, Ээльку не брали: куда ему, увальню такому!

— А как же аисты, ведь мы так и не нашли ответы на все «почему»! — воскликнула Лина. Сейчас ребята убегут, даже Ээлька, и останется она на дамбе одна-одинешенька.

Лина посмотрела мальчишкам вслед.

— Ладно, Ээлька, я тебе припомню! — закричала она вдогонку. Потом угрюмо взглянула на Йеллу: — Ну, погоди, узнает учитель… — Говорить дальше она не могла, ужасно обидно, когда тебя одну бросают, да еще сегодня, когда с уроков отпустили.

А может, Йелла передумает, возьмет и ее? Все будут прыгать, всем и попадет от учителя, если он узнает. Наверное, Йелла сейчас и ее позовет, для этого и остался.

— А можно мне с вами, а, Йелла? — попросила Лина. — Если бы не я, сидели бы сейчас в школе. А вместо шеста я дома длинную палку возьму, мама ею веревку подпирает, когда белье сушит.

— Нельзя, — тут же ответил Йелла. — Девчонки прыгать не умеют. Это мальчишечья игра.

— Не хуже Ээльки прыгну, — обиделась Лина.

— Может, и не хуже. Только Ээлька не пищит, когда в воду падает, а вы, девчонки, вечно боитесь ноги промочить, орете, когда ветер платья раздувает, визжите, будто вас режут.

Да, Йелла прав, возразить нечего. Лина подобрала под себя ноги в деревянных башмаках, обхватила колени и стала смотреть на море. Грустно. Ох, как грустно!

— Учитель велел хорошенько подумать, почему к нам аисты не прилетают. Он сказал, все мечты сбываются, стоит только захотеть, — напомнила Лина.

— Пока прыгаем, что-нибудь придумаем, — отрезал Йелла. Он чувствовал, что неправ, но уже возвращались ребята, и спорить не хотелось. Напоследок он бросил: — Иди и наябедничай учителю, мне-то все равно. Он не говорил, чтобы мы как дураки сидели на дамбе.

На самом-то деле Йелле было совсем не все равно. Вдруг она и впрямь расскажет, нет, не наябедничает — Лина не из таких, — а просто возьмет и расскажет. Пока она сидит, гордо отвернувшись. С мальчишками больше разговаривать не будет. Но, увидев Ээльку, не утерпела:

— Ладно, Ээлька, я тебе припомню!

Плохо без подружек, мальчишки играть не берут. Даже Ээльку иногда принимают, а ее — нет. Так и приходится либо одной сидеть, либо с младшей сестренкой Ли́ндой возиться. А с малышами какой интерес?

Ну, ничего, она еще мальчишкам покажет! Целый день думать будет, что-нибудь да придумает. Завтра учитель спросит, она сразу руку подымет, а мальчишки, дураки, только рты разинут. Хотя этим их не проймешь!

До неё донеслись веселые ребячьи голоса. Вдалеке над морем кружилась какая-то птица. Может, аист? Лина прищурилась — нет, всего-навсего чайка. А с предателем Ээлькой она целую неделю не будет играть. А то и две. Нет, лучше три. Даже если Йелла с ребятами его не примут, она все равно не сжалится, поделом ему!

Лина не сводила с чайки глаз. Может, это все-таки аист? Нет, чайка. А вдруг сейчас из-за моря прилетит много-много аистов? А мальчишки заиграются и ничего не увидят. Впрочем, увидят или не увидят — что толку-то? Все равно аисты мимо полетят, не останутся в Приморке. Лина вздохнула. Да, без подружек совсем плохо.

Она сняла деревянный башмак и заглянула в него. Очень помогает, когда грустно. Да и думается лучше. Жаль, что башмаки приходится снимать у крыльца школы, в одних носках много не придумаешь. А как помог бы башмак в арифметике: заглянешь в него, подумаешь чуток — и пример решен. Лина снова вздохнула. Хотя нет, на арифметике не думать, а считать нужно. Трудно это и скучно. Не любила Лина арифметику и боялась ее как огня.

То ли дело — аисты! «Ну ответь мне, почему, почему?» — спросила Лина башмак. «Му, му!» — сказал тот. Лина наклонилась и что-то шепнула. Башмак так же, шепотом, ответил. Долго еще Лина сидела на дамбе, смотрела на башмак и думала об аистах. А далеко над морем кружила чайка. Она то взмывала вверх, то проносилась над самой волной.

 

Лина замечталась и не заметила, как спустилась с дамбы, держа башмак в руке. Она медленно шла по улице, разглядывая крыши домов, словно видела их впервые. Тихо, пустынно кругом. Крыши все крутые, островерхие, но школьная — самая крутая.

Вдалеке кто-то вскрикнул, потом раздался смех. Лина обернулась — это мальчишки прыгают с шестом через канал. Вот прыгнул самый большой, должно быть Йелла, и застыл высоко над водой. Разбежавшись, прыгнули еще трое. За ними еще один, кажется Ээлька, мелькнул и исчез — наверное, в воду упал. Мальчишки засуетились, забегали. «Что ж он не вылезает?» — с беспокойством подумала Лина, но тут вспомнила, что обещала не играть с ним целых три недели.

— Так ему и надо, пусть искупается хорошенько! — вдруг сказала она вслух. Сказала и удивилась: что ей какой-то Ээлька, что ей мальчишки с шестами! Пустяки все это, а главное — она догадалась, почему аисты в Приморке не живут: крыши слишком крутые. И поняла, что нужно сделать: колесо на крыше укрепить, как у ее тети в деревне Нес. Вот уж завтра все в школе ахнут!

 

И Лина заспешила в деревню. Хорошо бы поделиться с кем-нибудь! Жаль, некому рассказать. Мальчишки далеко, учитель из школы уже ушел. Можно, правда, пойти домой и рассказать маме, но мама и так все узнает, а сейчас хочется с НОВЫМ человеком поговорить. Только где взять нового-то? На улице ни души. Зачем торопиться? Лина шла медленно, останавливаясь, рассматривая крышу каждого дома. Башмак снова оказался у нее в руке. Вот здесь живет бабушка Сиви́лла III. Вдруг на пороге появилась сама хозяйка — Лина даже вздрогнула от неожиданности.

— Я старушка любопытная, все-то мне знать хочется. Гляжу, ты снова мимо идешь — то от дамбы к школе, теперь обратно. Может, что потеряла?

Лина вежливо улыбнулась:

— Нет, наоборот, нашла. Нашла ответ на одно из наших «почему».

— Что ж, — сказала бабушка, — всегда лучше найти, чем потерять. — И тихонько, по-старушечьи, засмеялась.

Они посмотрели друг на друга. «Удивительно, — думала Лина, — каждый день мимо хожу, а никогда с бабушкой не разговариваю, только здороваюсь. И сейчас, о чем говорить, не знаю».

Старушка с любопытством разглядывала девочку.

— Теперь понятно, почему у тебя башмак в руке. Крепко, значит, задумалась.

Только тут Лина заметила, что башмак у нее в руке. Она покраснела и сразу же надела его. Стыд-то какой! Что бабушка Сивилла подумает? Бабушкой ее называли все, в деревне она самая старая. «Неужели, — подумала Лина, — я так и ковыляла в одном башмаке? Понятно теперь, почему бабушка Сивилла из дома вышла».

— Я хотела… — начала было Лина и смущенно хихикнула. — Очень я глупая, а?

Как же объяснить? Но слова почему-то не приходили. Впрочем, бабушка Сивилла III над ней не смеется, не то что другие взрослые. Просто смотрит с любопытством и ждет… И Лина решилась.

— Глупо, наверное, но мне думается лучше, когда я смотрю в башмак. Вот задумалась и забыла надеть, — словно оправдываясь, сказала она.

— Ну что ж глупого-то, — тут же ответила старушка, — очень даже понятно, всякие мелочи, вроде этой, думать помогают. Ко мне, например, быстрее умные мысли приходят, когда я сижу в качалке и сосу карамельку. Сколько себя помню, всегда так было. А ведь когда-то и я маленькой была, совсем как ты. — Она удобно устроилась на крыльце, как перед долгим приятным разговором. — Ну, а теперь рассказывай, о чем так крепко задумалась, что и башмак надеть забыла? — Она снова по-доброму, по-старушечьи улыбнулась. — Рассказывай, а то всю ночь не засну, буду гадать, мучиться, я ведь любопытная.

На этот раз улыбнулась и Лина.

— Сядем рядком, поговорим ладком.

Лина тотчас же уселась на ступеньку. Какая бабушка Сивилла, оказывается, хорошая. Все взрослые как с маленькой разговаривают, а бабушка Сивилла III — как с ровней. И не скажешь, что ей столько лет. Она все-все понимает, даже то, как порой важно заглянуть в деревянный башмак. Будто самая близкая подружка. А подружки всегда своими тайнами делятся. И Лина сказала:

— Я думала об аистах, бабушка. Почему они к нам не прилетают, почему не вьют гнезда на крышах.

Бабушка Сивилла, помолчав, вздохнула:

— Да, есть над чем голову поломать. Я бы на твоем месте тоже в башмак заглянула. К нам в Приморку аисты совсем дорогу забыли.

— И я теперь знаю почему, — с гордостью выпалила Лина, — крыши у нас слишком острые.

— Смотри-ка, ты и впрямь… — Старушка видела: волнуется Лина. — Но этой беде можно помочь, нужно только втащить на крышу тележное колесо, как в других деревнях делают.

— Я тоже об этом думала, — вставила Лина. — У моей тети в деревне Нес на крыше колесо, и каждый год на нем аисты гнездо вьют.

— Все правильно, — согласилась старушка, — а вокруг дома, поди, деревья растут.

— Верно, — удивилась Лина. Неужели и бабушка Сивилла об аистах думала? Где это видано, чтобы старушки об аистах думали?! Ну и ну! — А вот о деревьях я совсем забыла, ведь у нас в Приморке они не растут, — прошептала Лина. Чуть самое главное не упустила.

— Ну, а как по-твоему, аисты о деревьях тоже забудут? — спросила бабушка Сивилла. — Ни за что не забудут! А нам, чтобы аистов понять, нужно на мир их глазами посмотреть.

От неожиданности Лина вздрогнула и выпрямилась. Как здорово бабушка сказала! Не спуская с нее глаз, Лина потянулась за башмаком.

— Была бы я, скажем, аистом, жила бы в гнезде на крыше, все равно искала бы дерево: приятно иногда в тени посидеть, ногам дать покой. Не все же время на крыше на виду у всех быть.

Слушая бабушку, Лина поджала ноги и посмотрела на башмак: так его не хватает, сразу бы помог в собственных мыслях разобраться.

 

— Давным-давно, когда я тоже маленькой была и тоже без подружек ходила, совсем как ты, у нас в деревне на бабушкином дворе росли деревья и жили аисты. Бабушка моя тоже самой старой в Приморке была. И звали ее тоже Сивиллой, только она была Сивиллой I, а я — Сивилла III, ты бы могла стать Сивиллой IV, не назови тебя мама Линой. Уж как я ее упрашивала! Конечно, я ей не указ, мы же не родственники, но, понимаешь, хорошо, когда в Приморке всегда есть бабушка Сивилла. Ну, да ладно, это так, к слову. Стоял бабушкин домик на месте нынешней школы, да только школа ваша ему не чета. Крыша какая-то неуютная, казенная, а у бабушки — камышовая. Аисты камыш любят. И деревья им по душе. Плакучие ивы склонялись прямо к глубокому каналу, а в темной прохладной воде даже щучки водились. Прямо к крыльцу вел мост. Одно гнездо аисты всегда вили на иве, другое — на крыше. А крыша низкая… Бывало, стоишь на мосту, аисты близехонько — стоит только руку протянуть.

— Вот это да! А я ничего и не знала! — изумленно прошептала Лина.

Но бабушка Сивилла не слышала. Она смотрела куда-то вдаль, в прошлое. Вот покачала головой.

— Но как-то раз поднялся шторм. Не просто большие волны, а настоящая буря. Бушевала она неделю. У дамбы такие буруны были, что соленые брызги до окон долетали. Ешь хлеб, а он будто солью посыпан. А когда буря стихла, в Уголке бабушки Сивиллы — так ее дом называли — только три ивы уцелели, да и те вскоре зачахли. Раньше под ивами со всей деревни собирались посидеть, поболтать.

Ну, а потом умерла бабушка Сивилла, пришли чужие люди, снесли дом, выкорчевали пни, засыпали канал. Долго на том месте пустырь был, это уж недавно вашу школу поставили. Но аисты так и не вернулись.

Лина сидела не шелохнувшись, обхватив колени, широко раскрыв глаза. Она словно наяву видела все, о чем рассказывала бабушка. Как сказка, хотя все происходило у них в Приморке. Бабушка Сивилла, когда была маленькой, видела аистов, потрогать могла, стоило только руку протянуть.

— Вот это да! А я ничего не знала! — в изумлении шептала Лина. — Прямо мостик к крыльцу… — Она еще крепче обхватила колени.

Бабушка Сивилла III повела головой, отгоняя воспоминания.

— Так что видишь, дело не только в острых крышах. О многом подумать придется. Где взять деревья, как укротить соленые ветры да штормы. Все учесть надо. Ну, а чтобы аистам хорошо было, мы должны их глазами на мир посмотреть.

Бабушка Сивилла так и сказала — «мы»!

— Значит, вы уже давно об аистах думаете? — спросила Лина.

— С самого детства. Мечтаю о том дне, когда они вернутся. Ведь аисты счастье приносят, уют в дом, тепло, словно друг рядом. А если в деревне аистов нет — худо. Да только забыли, видать, об этом люди.

— Учитель говорит, — прошептала Лина, — все сбывается, стоит только очень захотеть.

— Неужели так и сказал? Ну и молодец! — обрадовалась старушка. — А сейчас сбегай-ка на кухню, там на полке жестянка, а в ней — карамельки. Возьми себе и мне прихвати. А вернешься домой, сядешь, как и я, на крыльцо и будешь тоже мечтать об аистах. На своем крыльце лучше думается, а то за разговором и мысли не придут. Да, хорошо сказал твой учитель: если очень захотеть, то любая мечта сбудется. Ну, а сейчас беги за карамельками, они мне думать помогают. И себе не забудь взять — как знать, может, не хуже башмака поможет.

Лина никогда не была на кухне у бабушки Сивиллы. Как чисто кругом! Ага, вот и полка, и жестянка на месте. А на ней… на ней аисты! По бокам коробки — высокие деревья, на каждом — аисты. А на крышке другая картинка: опрятные деревенские домики, на крышах — большие гнезда, и в каждом, подняв голову, стоит аист. Наверное, щелкают клювами — радуются солнышку, голубому небу.

Лина все вертела коробку, никак насмотреться не могла. Ой, бабушка Сивилла ждет, что она подумает? Лина поставила коробку на место и выбежала на крыльцо.

— Бабушка, там на коробке аисты… гнезда на крышах. Ох, а конфеты-то… — Только тут Лина сообразила, что совсем забыла о них.

Пришлось бежать обратно. Она нарочно отвернулась, чтобы больше не смотреть на коробку, достала две круглые красные карамельки и побежала назад.

— Простите, я нечаянно.

— Не беда… — Старушка взглянула на Лину — та рассеянно протягивала ей конфету: видать, замечталась, вот бы на каждом доме аисты гнездо свили.

Лина спустилась с крыльца и пошла домой. Только у своего двора опомнилась и обернулась — бабушка Сивилла все сидела, тихонько раскачиваясь, посасывая карамельку. А замечталась Лина не только об аистах. Нужно, конечно, посмотреть на мир их глазами, но сейчас ее больше занимала бабушка Сивилла, она сама видела аистов, совсем рядом — стоит только руку протянуть, и у нее дома такая замечательная коробка.

Но это еще не главное. Прав учитель: стоит только захотеть — и мечты начнут сбываться. Так они УЖЕ СБЫВАЮТСЯ. Мечтала Лина о подруге, и вот сидит сейчас у себя на крыльце бабушка Сивилла III, но для нее, Лины, это не просто старушка за тридевять веков, а близкий друг, сверстница, с которой можно поделиться.

Лина снова обернулась. Удивительно — ей тепло и радостно оттого, что она так крепко подружилась со старенькой бабушкой Сивиллой. И радость эта слаще любой карамельки, прекраснее любой мечты. Лина сняла башмак и заглянула в него. Ну конечно, аисты приносят счастье! Теперь у нее есть друг. И не беда, что мальчишки играть не берут, она пойдет к бабушке Сивилле III, и они славно обо всем потолкуют. «Что, скажешь не так?!» — с ликованием спросила она у башмака.

 

Глава 3. Колесо от телеги

 

А утром — снова в школу. Пятеро мальчишек и одна девочка сидят за партами перед учителем. Обычно в начале урока они поют старую народную песню:

 

Ты с колыбели дорога мне, родина моя,

И лучше края не найти, куда б ни ехал я.

 

Но в это субботнее утро в классе тишина. Учитель внимательно посмотрел на каждого и спросил:

— Ну, кто из вас думал об аистах? И кто что придумал?

Лина тотчас же подняла руку. Но что удивительно — остальные тоже тянули руки. Даже Йелла, даже Ээлька! Учитель очень обрадовался, а Лина, вне себя от возмущения, вскочила и выпалила:

— И вовсе они не думали об аистах! Они через канал прыгали!..

Она тут же спохватилась и зажала рот ладошкой, да поздно. Ей вовсе не хотелось ябедничать, но разве смолчишь, когда на твоих глазах учителя обманывают, а он верит, да еще радуется.

Учитель быстро взглянул на девочку — такого он не ожидал — и повернулся к Йелле. Тот сидел за первой партой набычившись. Очень он на Лину рассердился. Но учитель как ни в чем не бывало спросил:

— Ну, Йелла, как по-твоему, почему аисты к нам в Приморку не прилетают?

— Я не думал, — честно признался Йелла, — я у мамы спросил.

— Не беда. И добрые советы уму-разуму набраться помогают, — улыбнулся учитель. — Что же она сказала?

— Что они к нам никогда и не прилетали. Она говорит, аисты каждый год на старые места возвращаются. А здесь у них гнезд нет, возвращаться некуда. Ничего, видно, не поделаешь.

Лине не сиделось на месте, она прямо дрожала от нетерпения, хотелось поскорее рассказать, что жили когда-то аисты и в Приморке, рассказать все, что узнала от бабушки Сивиллы. Она уже подняла руку, потом передумала: теперь все ребята против нее, да и учитель огорчился, не ждал от нее такого. Совсем загрустила Лина, но и молча сидеть толку мало. Она снова подняла руку, даже привстала от нетерпения, а учитель словно и не замечает. Ведь непременно нужно обо всем рассказать! И слова вырвались сами собой:

— Да прилетали они и гнезда вили, только очень давно!

 

Все разом повернулись к ней, даже учитель. И Лина стала рассказывать. Раньше здесь стоял дом — Уголок бабушки Сивиллы, во дворе росли ивы, на них аисты вили гнезда. Да, прямо здесь, где сейчас школа, вокруг канал был прорыт, и мостик вел прямо к дому. А в канале щучки водились.

 

Йелла, как о щучках услышал, сразу повернулся, забыл, что они с Линой в ссоре, забыл, что урок идет.

— Правда щучки? А большие, Лина?

У остальных тоже глаза разгорелись, похоже, щучки их больше аистов заинтересовали. Всех, кроме Ээльки. Он поднял руку и, как всегда, неторопливо заговорил:

— Лина про деревья сказала. Когда я об аистах думал, сразу о деревьях вспомнил. Аисты у нас не живут, потому что деревьев нет.

Лина сидела за соседней партой впереди. При этих словах она мгновенно повернулась — как бы не так, много он думал, пока через канал прыгал!

Ээлька словно мысли читал — тут же добавил:

— Мне про деревья случайно в голову пришло. Я прыгнул раз да в воду угодил, там глубоко — с головой будет. Штаны с рубашкой хоть выжимай, а просушить негде. Жаль, думаю, что деревьев нет — просушить не на чем. Так мокрый домой и пошел. Знаете, как от мамки досталось!

Ребята громко засмеялись, даже учитель не удержался. Лина тоже смеялась вместе со всеми.

 

— Не беда, Ээлька, что тебе искупаться пришлось, зато мысль хорошая. — Учитель повернулся к классу, глаза его еще смеялись. — Так, хорошо. Согласны, что это первый ответ на наши «почему»? В Приморке не растут деревья, вот аисты и не прилетают. — Он повернулся к доске и написал крупными буквами: «ПОЧЕМУ АИСТЫ НЕ ПРИЛЕТАЮТ В ПРИМОРКУ?» А внизу поставил цифру один.

— Я не согласен, мама говорит, что они вообще не прилетали, это в первую очередь надо записать, — заявил Йелла.

— Да, но ведь Лина только что рассказала, что аисты жили в Приморке, бабушка Сивилла III сама видела. Может, много лет назад аисты гнездо вили над тем местом, где ты сидишь, где наша школа. Вы только представьте себе!

— Может, мама и ошиблась, — буркнул Йелла — неприятно признавать, что собственная мама неправа, — и сердито уставился в потолок.

Аука поднял руку и негромко сказал:

— Тогда запишем: «Причина первая: У НАС НЕТ ДЕРЕВЬЕВ».

— Бабушка Сивилла тоже о деревьях сначала сказала. — Лине хотелось выложить все до конца. — Она говорит, аисты любят в тени от жары прятаться, на ветках сидеть, так у них ноги отдыхают; говорит: «Была бы я аистом, непременно искала бы деревья». Бабушка Сивилла еще сказала: чтобы аистов понять, нужно их глазами на мир посмотреть.

— Это все тебе бабушка рассказала? Какие слова замечательные! — Учитель повернулся к ребятам. — Итак, первая причина ясна: аисты к нам не прилетают, потому что нет деревьев. — И он потянулся за мелом.

Лина отчаянно замахала рукой: ведь сначала надо написать про крыши, а не про деревья, а учитель не видит ее, стоит спиной.

— Главная причина — крыши, а не деревья, — не выдержала она, умоляюще глядя в спину учителя. — Хотя все думают, что деревья, а ведь аисты гнезда вьют на крышах. А у нас крыши слишком острые. Это и есть причина номер один. Колесо на крышу мигом втащить можно, а деревья за день не вырастут, — и тут же выпалила про жестянку с карамельками и про нарисованные деревья и домики, где на каждом — колесо от телеги, а на нем аисты.

Пиер и Дирк заговорили разом:

— Вот здорово, если и у нас на каждом, каждом доме будут жить аисты.

— Даже на школе, — вставил Аука.

— Еще как здорово! Еще как здорово! — Лина кричала громче всех. — А у нас никто на крыше колес не держит, потому что все думают, главное — деревья. Но давайте попробуем, а там видно будет, прилетят или нет.

Лина села и затаив дыхание посмотрела на учителя: он-то должен понять, что она права.

 

 

А учитель смотрел на ребят и радовался. Стоя у доски, он вертел в руках мелок и не торопился писать. Посмотрел на возбужденных мальчишек, потом на Лину.

— Что ж, — сказал он с гордостью, — убедила нас Лина.

И крупными буквами написал на доске: «НА НАШИХ ОСТРОВЕРХИХ КРЫШАХ НЕТ КОЛЕС». Потом повернулся к ребятам.

— А что? Если все-таки втащим колеса на острые крыши, может, прилетят тогда аисты, совьют гнезда и станет у нас не хуже, чем на картинке, которую Лина видела.

— Так то ж картинка, — презрительно хмыкнул Йелла. — Нарисовать все что угодно можно. О чем мечтаешь, то и рисуй.

— Вот именно — о чем мечтаешь, — подхватил учитель. — А все начинается с мечты. Плохо, если мечта только мечтой и остается. Тогда она просто завянет и умрет. От слов нужно перейти к делу, и тогда сбудется любая мечта. Закройте же на минуту глаза. Слышите, как шумят деревья, как в гнездах щелкают клювами аисты? Голо пока в Приморке, но представьте, как все изменится: в синем небе над синим морем летают аисты, вот пролетели над дамбой, кружат над домами. Ну как, видите?

— Не будут деревья у нас расти, — упрямо пробубнил Йелла, — ветры больно соленые да ураганы. Сейчас во всей деревне одно-единственное деревце — вишня во дворе безногого Януса. Забор высоченный — не перелезешь. Она у него с солнечной стороны. Уж как он над ней трясется! От мальчишек и птиц стережет. Чтобы ни ягодки не пропало.

— Разве это нам ни о чем не говорит? — сказал учитель. — Значит, и у нас деревья могут расти, надо только ухаживать за ними. Выберем те, что повыносливее, — им и ветры, и штормы, и соленый воздух нипочем. Есть же деревья, которые и на побережье хорошо растут. А если мы надумаем сажать ивы, то заслоним их могучими тополями. Ведь у нас раньше были деревья, почему бы им и сейчас не расти?

— Да, только ждать сто лет, — сказал Дирк.

— А чтобы мечта сбылась, нужно порой много труда и терпения. Главное — чтобы для начала пара аистов к нам прилетела. Сейчас мы всё как следует обдумаем и решим, что делать. А потом… Если раньше на месте школы росли деревья, неужели сейчас не вырастут? Подумайте: деревья вокруг школы!

— И канал выроем, и щучек разведем, — вставил Йелла, — мальчишки будут рыть, а Лина станет поить нас горячим шоколадом.

— Видишь, Йелла, и тебе уже наша затея по душе. Мы бы и саженцы могли сами развести. Но что нам нужно перво-наперво, как вы думаете?

— Найти колесо от телеги! — крикнула Лина.

— Так, — сказал учитель. — Вот мы от слов к делам и подошли. Видите, мало-помалу мы нашли ответы на наши «почему», а теперь — за дело. Найдем колесо, втащим на крышу — это пустяк, но за ним большая мечта: чтобы на каждом доме в Приморке жили аисты, чтобы росли деревья, чтобы вокруг школы был канал. Представляете, какой станет наша деревня!

Взволнован учитель, взволнованы ученики. И Лине не сидится на месте: повертелась, повертелась и снова подняла руку.

— А через канал к самой двери школы перекинем мостик. А можно, — попросила она, — я сейчас сбегаю к бабушке Сивилле и принесу коробку из-под конфет? И тогда все увидят, какой станет Приморка, когда прилетят аисты и вырастут деревья.

Учитель кивнул: можно.

Бабушка Сивилла, конечно, разрешила взять коробку.

— Забирай, забирай, пусть стоит у вас, пока настоящие аисты к нам не прилетят. — Она открыла крышку и достала карамельку. — Тут еще каждому по конфете достанется.

В классе коробка пошла по рукам, всем хотелось посмотреть картинки, и, прежде чем с неохотой передать ее соседу, каждый брал карамельку. Последнюю взял учитель, он поставил коробку над доской, чтобы все видели и деревья, и аистов на крышах. А на доске крупными буквами написал: «БУДЕТ ЛИ ТАК У НАС?»

Он повернулся к ребятам.

 

— Представьте, что в нашей деревне появилась зебра. Или по дамбе бегают жирафы. Только подумайте, по дамбе, вытянув длинную шею, несется жираф!

— Или лев! — крикнул Аука.

— А почему бы и нет, добрый лев прямо из Африки. Невероятно? Да. Но ведь и аисты — это тоже пока кажется невероятным. А знаете, откуда они прилетают, где они живут, когда холодно? В самом сердце Африки, у истоков большой реки, среди озер да болот. А рядом и зебры, и газели, и львы, и буйволы. Вон стоит наш аист, из кустов хмуро смотрит носорог. А вон, видите, там на берегу еще один аист, а рядом в болоте купаются бегемоты. Слышите, фыркают? И аисты живут с ними бок о бок всю зиму. Но приходит весна, белые благородные аисты расправляют крылья и летят из дебрей Африки к нам. Вроде бы дикая птица, а почти ручная, ласковая, среди людей живет. Удивительно! Но мы что-то совсем замечтались. А ведь пока у нас даже колеса подходящего нет. И мы еще не решили, на какую крышу его ставить.

— Как не решили?! Решили, давно решили! — закричали все разом. — Конечно, к нам, на школу!

— Ну, что ж, — согласился учитель, — решили так решили. А кто будет колесо искать? Причем искать надо везде, даже там, где, кажется, его и быть не может. Нужно все дворы облазить, во все уголки заглянуть.

Все слушали затаив дыхание, Йелла торопливо проглотил карамельку и ответил за всех:

— Мы все будем. Вот кончатся уроки, и пойдем. Без колеса не вернемся.

Учитель кивнул.

— Вот так и начнет сбываться наша мечта. Сегодня суббота. Уроки кончатся в полдень. Времени у вас будет много. Нужно как следует постараться, и тогда наша мечта непременно сбудется. А пока займемся арифметикой.

 

Глава 4. Йелла и фермер

 

Кое-как справившись с арифметикой, они занялись грамматикой, но правила в голову не шли, а когда начался урок чистописания, стало совсем невмоготу.

Первой не выдержала Лина. Учитель как раз остановился около ее парты посмотреть, как она пишет, и Лина честно призналась:

— Не могу я спокойно палочки да крючочки выводить. Буквы так со строчек и прыгают.

Остальные тоже перестали писать.

— Может, решим, что дальше делать? — предложил Аука. — Надо хорошенько подумать, где найти колесо для аистов.

— Они ведь совсем скоро прилетят, правда? — спросил учителя Ээлька.

— Это верно, пора бы, — задумчиво сказал учитель. — Правильно ты подметил, Ээлька, некогда нам сложа руки сидеть.

— А что же мы тогда время на чистописание попусту тратим? — Йелла поднял тетрадку над головой, чтобы всем было видно: из упражнения он написал всего три слова, а внизу нарисовал большого аиста с большой рыбиной в клюве. — Это он в нашем канале щучек ловит, — пояснил Йелла.

Учитель рассмеялся.

— Видишь, ты, оказывается, не только в мыслях, но и в рисунках время обгоняешь, а как же быть с чистописанием? Будут у вас все буквы корявые, неровные, как будто руки трясутся. Да бабушка Сивилла во сто раз красивее тебя пишет, Лина. Ну, да ладно…

Он замолчал. Ребята во все глаза смотрели на него.

— Вчера мы потеряли час. И потеряем еще один, если я и сегодня отпущу вас. Много ли даст этот час? Согласны ли вы потом, когда мы все сделаем, прийти в школу в субботу днем и отзаниматься за пропавшие уроки?

— Согласны, — закричали все, — конечно, согласны!

— Значит, решено, — тут же сказал учитель. — До полудня еще час. За это время нужно обыскать всю Приморку. А если не найдем, то после обеда разойдемся по разным дорогам. Ни одной фермы поблизости не пропустим.

— Вот это да! А если каждый вернется с колесом, на всю деревню хватит, — сказал Аука.

— Бабушке Сивилле непременно нужно найти, — напомнила Лина.

— А безногому Янусу не дадим. Ничего он не получит, разве что камнем из рогатки, — сказал Йелла.

— Ишь какие быстрые! — остановил их учитель. — Наша задача — найти одно колесо. А вы готовы колесами всю деревню забросать. Найдите сначала одно. Думаю, и это не так просто. Не забудьте: как часы на башне пробьют двенадцать, возвращайтесь к школе. Если колеса так и не найдем, пойдете по окрестным фермам, я каждому укажу дорогу.

Ребят словно ветром сдуло. Вырвались на улицу и рассыпались по дворам, искали в каждом сарае, амбаре. Сначала они не сомневались, что найти колесо — пара пустяков. Но последний час субботнего утра пролетел незаметно, как десять минут, и вот уже бьют часы. Бом… бом… Десять, одиннадцать, двенадцать — по всей деревне прислушивались ребята. Неужели полдень? Не может быть! Но часы шли точно и пробили ровно двенадцать раз.

Йелла тоже считал, он сидел на чердаке своего дома. Недовольно посмотрел в запыленное окно. Да, большие бронзовые стрелки на башенных часах показывали двенадцать. А он ничего не нашел, сидит на чердаке, грязный и промокший. И на заднем дворе искал, и за каналом был — все без толку. И вот под конец оказался на собственном пыльном чердаке. Ясно как день: здесь колеса тоже нет. Но учитель велел во все уголки заглянуть. Вот он и заглянул, а что толку-то!

Йелла нашел лук. Живешь, живешь и не знаешь, что на чердаке лежит лук, хоть и без стрел. Он сидел и через запыленное окно целился из лука в ненавистные часы. Потом посмотрел вниз, во двор бабушки Сивиллы, — она жила по соседству. Он увидел, как дверь погреба распахнулась, показался Аука, он тащил большую и тяжелую бочку. Аука поставил ее на землю и посмотрел на часы. Был он раздосадован и разочарован. Все сараи в Приморке облазил — только к безногому Янусу, разумеется, не пошел. Попробуй попроси у него — враз по шее получишь.

Под конец он зашел к бабушке Сивилле. Сарая у нее не было. Отчаявшись, Аука попросил разрешения слазить в погреб.

— Да что там искать-то? — сказала бабушка. — Одна бочка с квашеной капустой. Давно уже там ничего не держу — лазить трудно. Но капустного запаха не выношу, вот и упрятала ее.

— Учитель сказал, чтобы мы искали даже там, где колеса и быть не может.

— Что ж, место ты выбрал подходящее, — усмехнулась бабушка Сивилла, — здесь действительно колеса и быть не может. А учитель прав: пока все не облазишь — не найдешь. Поэтому иди и ищи, ведь, пока сам не убедишься, не успокоишься. И раз уж пришел, будь добр, вытащи эту бочку на задний двор. А то в дом не войти — из-под пола капустой несет.

И вот Аука стоит, смотрит на часы, а у ног — тяжелая бочка. Вдруг на чердаке соседнего дома что-то мелькнуло. Показался Йелла и прицелился в Ауку из лука.

— Посмотри, что я нашел! — закричал он.

— Подумаешь, это же не колесо, — отозвался Аука.

— Все равно здорово! Если сделать стрелы, знаешь, как играть можно! А ты что нашел?

— Бочку квашеной капусты, — засмеялся Аука.

— А на что аистам квашеная капуста? — вытаращил глаза Йелла.

Аука пожал плечами.

— На то же, на что и лук. Пошли, пора в школу.

 

Когда пробили часы, Пиер и Дирк играли в сарае на краю деревни. Они замерли и виновато переглянулись.

— Ух ты, уже двенадцать, — сказал Дирк.

— И верно, двенадцать, — ответил Пиер.

В сарае они нашли сеновал и забрались наверх. Колеса там, конечно, не было. Они это прекрасно знали. Но Пиер, как послушный ученик, напомнил, что им велели искать даже там, где колеса и быть не может. Сверху они, как с горки, скатились по сену на землю. И так им понравилось, что они снова забрались наверх, а о колесе и думать забыли. Час пролетел незаметно. Уже двенадцать. Пиер смотрел на Дирка. Дирк — на Пиера. Они сидели прямо на полу амбара на раскиданном сене. Но вот Дирк вскочил на ноги.

— Колесо-то мы не нашли, только сено раскидали, — горестно сказал он.

— Не нашли, — эхом отозвался Пиер.

— Давай-ка соберем сено с пола и возьмем с собой.

— А на что оно аистам? Что они, козы, что ли?

— Просто некогда наверх укладывать. А так захватим с собой и бросим по дороге, фермер и не узнает, что мы у него на сеновале играли.

Мысль понравилась: надо же какой-то выход найти! Ребята торопливо собрали сено в охапки и побежали к школе.

— Покатались что надо, правда, Дирк?

— Ага, — стыдливо ответил тот. — А колесо наверняка кто-нибудь нашел.

— А давай отнесем сено в школу, скажем, что это аистам для гнезда, — предложил Пиер. — Все увидят, что и мы не зря ходили.

— Давай, — неуверенно сказал Дирк. — Ой, пошли скорее, уже первый час.

И они побежали еще быстрее.

Йелла, Аука и учитель уже поджидали у школы. Следом пришел Ээлька, он прикатил старую детскую коляску. Затем в конце улицы у канала показалась Лина. Она возвращалась с пустыми руками.

Все собрались, учитель оглядел ребят и сказал:

— Так… Лук, детская коляска, две охапки сена, а колеса что-то не видно. А ты что нашел, Аука? — Он повернулся к мальчику.

— Бочку квашеной капусты, — угрюмо ответил тот, — только я ее не принес. Аистам от нее толку мало.

— А я вообще ничего не нашла, — вставила Лина.

Учитель посмотрел на охапки сена.

— А это для чего?

— Мы подумали: если кто принесет колесо, то положим туда сено, — и аистам будет удобнее гнездо вить, — объяснил Пиер.

Дирк кивнул.

— Конечно, удобнее.

— Ну, а коляска зачем, Ээлька?

— Так у нее же четыре колеса. Маловаты, правда, но больше ничего нет. Мне ее мама дала. Говорит: «Ты — последнее дитя, хватит с меня». А ведь мне уже почти двенадцать.

— Ничего себ


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.187 с.