Икона «Экономисса» или «Домостроительница» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Икона «Экономисса» или «Домостроительница»

2022-10-04 20
Икона «Экономисса» или «Домостроительница» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В X веке великий Афонский подвижник старец Афанасий основал на Афоне лавру, в которую со всех сторон во множестве стекались иноки, привлекаемые высотой и строгостью подвигов ее основателя. Афанасий с радостью принимал всех приходящих к нему и вместе с ними проходил все виды монастырского послушания. Но вскоре новосозданную лавру постигло тяжкое испытание.

Вследствие неурожая начался сильный голод. В лавре св. Афанасия голод чувствовался особенно сильно, и иноки, несмотря на свою привычку к строгой монастырской жизни, не вынесли постигшего лавру искушения и разбрелись в поисках себе другого пристанища. Лавра опустела; в ней продолжал оставаться один только игумен св. Афанасий, но и он впоследствии с великой скорбью принужден был оставить свою обитель. С железным посохом отправился он в свой печальный путь по дороге к Карее. После двухчасового пути св. старец утомился и хотел было отдохнуть на придорожном камне, как вдруг увидел идущую к нему Женщину под голубым воздушным покрывалом. Св. Афанасий весьма смутился от неожиданности и недоумевал, не призрак ли это? Откуда могла появиться здесь женщина, если вход женщинам на Афон строго воспрещен? Пока св. Афанасий раздумывал над этим вопросом, Жена поравнялась с ним и спросила его:

— Куда ты идешь?

— Кто Ты, как зашла сюда? — спросил он Ее в свою очередь, — и зачем Тебе знать, куда я иду? Ты видишь, что я здешний инок.

— Я знаю твое горе и все, что с тобой произошло, и желаю тебе помочь, — отвечала Жена, — но прежде Я хочу знать, куда ты идешь.

Удивленный такой настойчивостью Ее, св. Афанасий рассказал все, что случилось с его обителью, и объяснил, как и он принужден был покинуть ее и искать себе другого пристанища.

— Только это! — горячо воскликнула Незнакомка, — и ты, строгий подвижник, не вынес временного лишения и ради куска насущного хлеба бросаешь свою обитель?! Воротись! Я тебе помогу: все будет дано тебе в избытке, только не покидай своего уединения и не оставляй своей лавры, которая прославится и займет первое место между всеми афонскими обителями.

— Но кто же Ты? — спросил изумленный Афанасий Незнакомку.

— Та, имени Которой ты посвящаешь твою обитель. Я — Матерь Господа твоего, — отвечала Жена. Св. Афанасий недоверчиво и с сомнением посмотрел на Нее и ответил:

— Боюсь поверить этому, ибо многоразличны сети дьявола. Бывает, что и враг преобразуется в ангела светла. Чем Ты убедишь меня в истинности Твоих слов?

— Видишь этот придорожный камень, — ответила Женщина, — ударь по нему твоим посохом, и тогда узнаешь, Кто с тобой говорит. Только знай, что с этого времени Я навсегда остаюсь Экономиссой (Домостроительницей) твоей лавры.

Афанасий ударил посохом по камню, тотчас же он разверзся и из образовавшейся трещины с шумом выбежал обильный поток воды. Пораженный этим чудом св. Афанасий обернулся, чтобы благоговейно повергнуться ниц к ногам Пресвятой Богоматери, но Ее уже не было. Афанасий немедленно возвратился в свою обитель и к великому своему изумлению нашел опустевшие во время голода кладовые и сосуды наполненными всем нужным. Вскоре в обитель опять собралось множество братии.

Св. Афанасий при своей жизни удостоился получить вторичное доказательство того, что Небесная Владычица благоволит к его обители и печется о ней. Однажды один из подвижников этой обители, благочестивый инок Матфей, во время утреннего богослужения сподобился увидеть Царицу Небесную. Она вошла в храм с двумя ангелами и начала обходить братию, причем Матфей заметил, что Она раздавала всем монеты разного достоинства, смотря по тому, кто с каким усердием молился. И сам очевидец этого видения, к великой своей радости, удостоился принять несколько монет из пречистых рук Богоматери-Экономиссы.

Согласно воле Царицы Небесной в лавре св. Афанасия с той поры и доселе не бывает эконома, а только подэконом или помощник Экономиссы. В память чудесного явления Богоматери св. Афанасию в лавpe написана икона Пресвятой Богородицы-Домостроительницы. На этой иконе Богоматерь изображена сидящей на престоле с Богомладенцем на левой руке. С правой стороны престола изображен в молитвенном положении преподобный Михаил Синадский, а с левой — св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, символически изображая тем особенное попечение, покровительство и заботливость, оказываемые обители со стороны Божией Матери.

На месте явления Богоматери св. Афанасию, по дороге к Карейскому монастырю, воздвигнута в честь

Ее небольшая церковь во имя Живоносного Источника. В этой церкви находится икона, изображающая совершившееся здесь чудо. Здесь же устроена открытая галерея для отдыха поклонников и богомольцев. Источник и доселе обильно струится, утоляя жажду пришельцев и паломников и подавая верующим исцеление.

Перед иконой Божией Матери теплят неугасимую лампаду иноки соседней кельи, живописно расположившейся на прибрежном холме.

Июля

Рядитенская икона

Икона Божией Матери, известная под этим названием, явилась в 1338 году в Новгороде, в церкви Св. Троицы. Эта церковь находится на Рядитене улице, отчего и сама икона названа Рядитенской. Явление ее сопровождалось чудесными знамениями: она стояла на воздухе и источала слезы. По случаю явления Рядитенской иконы Божией Матери архиепископом Новгородским Василием был установлен ежегодный крестный ход 6 июля.

Июля

Влахернская икона

Предание глубокой древности говорит, что эта икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и находилась сначала в Антиохии, а потом в Иерусалиме. Супруга греческого императора Феодосия II (408—450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436—437 годах, приобрела эту икону и отослала ее в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Икона была поставлена Пульхерией в храме, находящемся во Влахернах, и потому получила наименование Влахернской. Тогда же в честь нее установлено было совершать еженедельное моление по средам и основан монастырь.

Пребывание Влахернской иконы в Царьграде сопровождалось многими чудесами. Сохранилось предание, что Богоматерь, явившись однажды двум слепцам, привела их к Своему образу во Влахернский храм и даровала им исцеление. Поэтому Влахернская икона получила и другое название «Одигитрия», что значит «Путеводительница». Многие другие слепцы, омывая свои глаза водой из источника, находящегося здесь же при Влахернском храме, также получали исцеление от слепоты. Проистекающие от этой иконы чудеса были причиной особенного почитания ее со стороны греческих императоров, которые даже ввели в обычай брать ее с собой в походы, чтобы быть под защитой и покровительством Богоматери во время военных опасностей. Так, греческий император Ираклий брал эту икону с собой в поход против персов.

С 626 года установился благочестивый обычай ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахернского монастыря в императорский дворец, где она и оставалась до понедельника Светлой седмицы.

В VIII столетии, когда в Константинополе возникла иконоборческая ересь и по приказу императоров-иконоборцев начались гонения на иконопочитателей и истребление св. икон, явилась опасность утратить и драгоценную икону Одигитрии. Поэтому некоторые благочестивые люди тайно взяли ночью из Влахернской церкви эту икону, отнесли в обитель (Пантократора (Вседержителя) и скрыли ее в церковной стене, наглухо заложив камнями. Там икона Богоматери пребывала около ста лет, до восстановления иконопочитания. По особому указанию Божию ревнители православия отыскали Влахернскую икону в стене обители Пантократора и с великим торжеством перенесли и поставили ее на прежнее место во Влахернской церкви.

В эпоху крестовых походов, когда Константинополем завладели было крестоносцы, венециане перенесли эту икону снова в обитель Пантократора. Но на этот раз она оставалась там недолго и вскоре была возвращена во Влахернскую обитель, когда крестоносцы были изгнаны из Константинополя. Мы знаем, что в XIV веке эту икону видели в монастыре Одигитрии в Царьграде русские путешественники Стефан Новгородец, дьяк Александр, дьякон Игнатий и Зосима.

По взятии Царьграда турками (в 1453 году), когда началась тяжкая для греческих христиан эпоха мусульманского владычества, икона Одигитрии исчезла из Константинополя неизвестно куда. Говорят, что она была взята из Влахернского храма и для большей безопасности отправлена на Афон, а спустя два столетия после падения Царьграда, с Афона перенесена в Россию (1654 г.) в дар царю Алексею Михайловичу. Икона была с торжеством встречена патриархом Никоном в Москве, на Лобном месте, и поставлена в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла, где находится и поныне. Когда царь Алексей Михайлович выразил сомнение относительно этой чудотворной иконы, то в том же 1654 году 10 декабря протосингелл Иерусалимского престола Гавриил, принося благодарность царю за присланную ему из России милостыню, удостоверил особой грамотой подлинность этой иконы и объяснил, что «поднесенная государю через грека Дмитрия Костинари чудотворная икона Богоматери Влахернской есть та самая, которая была некогда покровительницей Константинополя и которую имел царь Ираклий при себе в походе».

Во время нашествия французов в 1812 году и занятия ими Москвы, когда Успенский собор кощунственно был превращен в стоянку вражеских войск, многие святыни подверглись поруганию и повреждению. В том числе была несколько повреждена и святая икона Одигитрии: после изгнания французов из Москвы она найдена была без доски, в которой прежде находилась. Тогда она была снова врезана в новую кипарисную доску и украшена серебряной ризой.

Вместе с чудотворной Влахернской иконой в 1654 году была доставлена в Россию и точная копия с нее, которая находилась потом в подмосковном имении, местечке Строганове, в 9 верстах от Москвы, почему и это местечко получило название Влахернского.

Наименование Одигитрии имеют многие другие иконы Богоматери, например, Владимирская, Смоленская, Страстная и Феодоровская, но точных списков с иконы Одигитрии Влахернской имеется немного. Один такой список находится в московском Высокопетровском монастыре, в соборной церкви митрополита Петра, по левую сторону от царских врат; другие — в подмосковных сельцах Ново-Спасское и Кузьминское, и затем еще в селе Деденево, близ города Дмитрова Московской губернии, в Спасо-Влахернском монастыре. Все эти иконы прославились многими чудесными знамениями.

Празднование Влахернской иконе Богоматери в селе Кузьминках совершается 2 июля, а в московском Успенском соборе и других местах — на пятой неделе Великого поста.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.