Клубного формирования на платной основе - — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Клубного формирования на платной основе -

2022-02-11 26
Клубного формирования на платной основе - 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУ

«Приморский культурный центр»

__________________ Е.Н. Рахина

«_____»______ 2013 года

ПРОГРАММА

Клубного формирования на платной основе -

 детского шахматного клуба «РОКИРОВКА»

Руководитель Фейгельман И.Б.

Санкт-Петербург

2013 год


Пояснительная записка

Актуальность создания данной программы вызвана тем, что в современных условиях родители стремятся дать ребенку как можно больше знаний и умений, развить его всесторонне. Эта программа, являющаяся вводным курсом изучения шахмат, направлена на воспитание у детей шахматной культуры, расширение их эрудиции, побуждение у них интереса к познанию.

В. А. Сухомлинский большое место отводил шахматам в деле воспитания личности. В его «Школе радости» шестилетние мальчики и девочки часто засиживались за шахматами: игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность, развивала память. Выдающийся педагог пишет о том, что без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти: игра в шахматы должна войти в жизнь … как один из элементов умственной культуры.

Нельзя узко понимать цели шахматного образования, так как шахматное объединение или секция - не столько кузница гроссмейстеров и чемпионов, сколько Храм, где происходит становление личностей. Шахматы - это, прежде всего, игра, а для юных шахматистов еще и средство самовыражения.

Шахматы явили миру сплав науки, искусства и спорта. В новом веке они должны стать для всей российской молодежи универсальным средством воспитания и развития личности. Эта игра может стать импульсом для появления юных талантов: гуманитариев, инженеров, деятелей культуры и спорта, которые развивали бы свой мозг, волю, мужество и эмоциональный мир посредством шахмат.

Дети, освоившие данную программу, смогут устанавливать логическую последовательность событий и действий, решать несложные логические задачи. Умение играть в шахматы поможет подготовить обучающегося к скорейшему и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.

Программа ориентирована на создание условий для формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного развития детей и подростков, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, имеет физкультурно-спортивную направленность.

Данная программа является адаптированным к специфике Центра вариантом курса «Введение в шахматы» авторов Стяжкина В.Н. и Стяжкиной О.М.


Цель и задачи обучения

Цель: создать условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, средствами шахмат определить его дальнейшее развитие, создать предпосылки для его личностного самоопределения.

Задачи:

Образовательные:

· дать знания об истории возникновения шахмат;

· привить элементарные навыки игры в шахматы;

· дать начальную систему знаний, умений и навыков по основам шахмат: правила игры, шахматную нотацию, ценность фигур, постановку простейших матов, простейшие принципы игры в дебюте.

Развивающие:

· развить внимание, логическое мышление и память;

· развить творческое воображение, изобретательность, умение обобщать;

· развить умение анализировать.

Воспитательные:

· воспитать чувство ответственности и уважение к сопернику;

· воспитать морально-волевые качества: объективность, самокритичность, настойчивость, усидчивость, самообладание, самоконтроль.

Содержание изучаемого курса

Срок реализации программы – 1 год. Образовательная программа предназначена для детей от 4 до 14 лет.

Продолжительность образовательного процесса: 74 часа в год (2 часа в неделю).

Учебно-тематический план

 

п/п

Раздел

Количество часов

Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 2 1 1
2. Основы шахматной игры 21 9 12
3. Элементы шахматной партии 16 6 10
4. Основы шахматной тактики 8 4 4
5. Игровая практика* 25 1 24
6. Итоговое занятие 2 1 1
  Итого часов: 74 22 52

 

*В учебно-тематический план включен раздел «Игровая практика», включающий в себя учебно-тренировочные турниры. Это связано со спецификой предмета обучения, т.к. непосредственно сама игра в шахматы (шахматная партия) не может быть отнесена к какому-либо разделу теории шахмат. Педагог самостоятельно распределяет часы раздела «Игровая практика» в ходе изучения материала программы после прохождения раздела «Основы шахматной игры».

1. Вводное занятие.

Теория. Инструктаж по охране труда. Правила поведения при проведении занятий. Правила поведения при нахождении в учреждении. Знакомство с шахматами. История возникновения шахмат в Индии (легенда), их развитие, родственные игры.

Практика. Игра по истории шахмат.

2. Основы шахматной игры.

Теория. Доска. Фигуры. Поле. Правильное расположение доски. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Расстановка фигур, их названия. Ходы фигур. Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка. Превращение пешек. Правило взятия на проходе. Рокировка. Последовательность осуществления рокировки. Виды рокировки. Условия, при которых возможна рокировка. Нападение и защита. Нападение, как способ достижения материального перевеса. Способы защиты. Значение короля. Определение понятия «шах». Способы защиты от шаха. Цель игры. Определение понятия «мат». Типичные матовые позиции. Ничья. Вечный шах. Пат. Виды ничьи. Определение понятия «пат». Типичные патовые позиции. Ценность фигур. Сравнительная ценность фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Шахматная нотация. Способы записи партии. Линейный мат. Метод постановки линейного мата. Мат ладьей. Метод матования королем и ладьей. Оппозиция. Цугцванг. Мат ферзем. Метод матования королем и ферзем. Возможность пата.

Практика. Решение задач. Разыгрывание позиций. Конкурс «Шахматное лото». Тестирование.

3. Элементы шахматной партии.

Теория. Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития. Партия Морфи – консультанты, Париж, 1858. Правило «тронул – ходи». Борьба за центр. Безопасность короля. Партии Финк – Алехин, Пасадена, 1932; Шумов – Шифферс, Петербург 1874г. Миттельшпиль. Организация атаки на короля после дебюта. Тарраш – Фогель, Нюрнберг, 1910. Паульсен – Морфи, Нью-Йорк, 1857. Принципы игры в эндшпиле. Принцип централизации. Принцип активности. Принцип взаимодействия фигур. Реализация материального перевеса.

Практика. Решение задач. Разыгрывание позиций.

4. Основы шахматной тактики.

Теория. Использование геометрических мотивов. Тактические приемы с помощью линейных фигур – ферзя, ладьи, слона. Связка. Методы борьбы со связкой. Двойной удар. «Вилка». Вскрытое нападение. «Мельница». Двойной шах. Отличие двойного шаха от вскрытого нападения.

Практика. Решение задач. Конкурс задач по тактике. Конкурс «Составь композицию». Тестирование.

5. Игровая практика.

Теория. Правила поведения во время проведения учебно-тренировочного турнира. Этика шахматиста.

Практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий.

6. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов учебно-тренировочного турнира. Итоги учебного года.

Практика. Учебно-тренировочный турнир.

Условия проведения занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 уроку (для дошкольников 1 урок – 30 минут, для школьников – 45 минут).

Деятельность обучающихся организуется в групповой форме.

Формы занятий

Занятия состоят из теоретической и практической части. Теоретический материал дается в форме лекций.

Практические занятия проводятся в форме решения задач, разыгрывания позиций, проведения учебно-тренировочных турниров, конкурсов задач по тактике и игровых конкурсов.

Схема занятия:

I. Вводная часть                  5 минут

II. Основная часть                35 минут (20 минут для дошкольников)

III. Заключительная часть.             5 минут

Схема занятия: проверка домашнего задания (Вводная часть), объяснение теоретического материала и практическая часть (Основная часть), запись обучающимися домашнего задания (заключительная часть).

Тематический план занятий

Содержание занятия Кол-во часов
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Правила поведения при проведении занятий. Правила поведения при нахождении в учреждении. Знакомство с шахматами. 1
2 Вводное занятие. История возникновения шахмат в Индии (легенда), их развитие, родственные игры. Игра по истории шахмат. 1
3 Основы шахматной игры. Доска. Фигуры. Решение задач. 1
4 Основы шахматной игры. Ходы фигур. Ладья. Слон. Ферзь. Решение задач. 1
5 Основы шахматной игры. Король. Конь. Пешка. Решение задач. 1
6 Основы шахматной игры. Рокировка. Решение задач. 1
7 Основы шахматной игры. Конкурс "Шахматное лото". 1
Содержание занятия Кол-во часов
8 Основы шахматной игры. Нападение, как способ достижения материального перевеса. Разыгрывание позиций. 1
9 Основы шахматной игры. Способы защиты. Разыгрывание позиций. 1
10 Основы шахматной игры. Значение короля. Определение понятия "шах". Решение задач. 1
11 Основы шахматной игры. Цель игры. Определение понятия "мат". Решение задач. 1
12 Игровая практика. Правила поведения во время проведения учебно-тренировочного турнира. Этика шахматиста. Учебно-тренировочный турнир. 1
13 Основы шахматной игры. Ничья. Решение задач. 1
14 Основы шахматной игры. Пат. Решение задач. 1
15 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
16 Основы шахматной игры. Конкурс "Шахматное лото". 1
17 Основы шахматной игры Ценность фигур. Решение задач. 1
18 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
19 Основы шахматной игры. Абсолютная и относительная сила фигур. Решение задач. 1
20 Основы шахматной игры. Шахматная нотация. Решение задач. 1
21 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
22 Основы шахматной игры. Линейный мат. Разыгрывание позиций. 1
23 Основы шахматной игры. Мат ладьей. Разыгрывание позиций. 1
24 Основы шахматной игры Оппозиция. Решение задач. 1
25 Основы шахматной игры. Цугцванг. Решение задач. Конкурс "Шахматное лото". 1
26 Основы шахматной игры. Мат ферзем. Возможность пата. Разыгрывание позиций. 1

 

Содержание занятия Кол-во часов
27 Основы шахматной игры. Тестирование. 1
28 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
29 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий 1
30 Элементы шахматной партии. Принципы игры в дебюте. Решение задач. 1
31 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
32 Элементы шахматной партии. Принцип быстрейшего развития. Решение задач. 1
33 Элементы шахматной партии. Пария Морфи-консультанты, Париж,1858. Разыгрывание позиций. 1
34 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
35 Элементы шахматной партии. Правило "тронул - ходи". Решение задач. 1
36 Элементы шахматной партии. Борьба за центр. Решение задач. 1
37 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
38 Элементы шахматной партии. Безопасность короля. Решение задач. 1
39 Элементы шахматной партии. Партия Финк - Алехин, Пасадена, 1932. Разыгрывание позиций. 1
40 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
41 Элементы шахматной партии. Партия Шумов - Шифферс, Петербург, 1874. Разыгрывание позиций. 1
42 Элементы шахматной партии. Миттельшпиль. Организация атаки на короля после дебюта. Решение задач. 1
43 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1

 

Содержание занятия Кол-во часов
44 Элементы шахматной партии. Партия Тарраш - Фогель, Нюрнберг, 1910. Разыгрывание позиций. 1
45 Элементы шахматной партии Партия Паульсен - Морфи, Нью-Йорк, 1857. Разыгрывание позиций. 1
46 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
47 Элементы шахматной партии. Принципы игры в эндшпиле. Решение задач. 1
48 Элементы шахматной партии. Принцип централизации. Решение задач. 1
49 Элементы шахматной партии. Принцип активности. Решение задач. 1
50 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
51 Элементы шахматной партии. Принцип взаимодействия фигур. Решение задач. 1
52 Элементы шахматной партии Реализация материального перевеса. Решение задач. 1
53 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
54 Основы шахматной тактики. Использование геометрических мотивов. Решение задач. 1
55 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
56 Основы шахматной тактики. Тактические приемы с помощью линейных фигур: ферзя, ладьи, слона. Конкурс задач по тактике. 1
57 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
58 Основы шахматной тактики. Связка. Решение задач. 1
59 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
60 Основы шахматной тактики. Двойной удар. "Вилка". Конкурс задач по тактике. 1

 

Содержание занятия Кол-во часов
61 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
62 Основы шахматной тактики. Вскрытое нападение. "Мельница". Решение задач. 1
63 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
64 Основы шахматной тактики. Двойной шах. Решение задач. 1
65 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
66 Основы шахматной тактики. Конкурс «Составь композицию». 1
67 Итоговое тестирование.  1
68 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
69 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
70 Основы шахматной тактики. Атака позиции не рокированного короля. Решение задач. 1
71 Основы шахматной тактики. Атака позиции рокированного короля. Решение задач. 1
72 Игровая практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий. 1
73 Итоговое занятие. Учебно-тренировочный турнир. Подведение итогов учебно-тренировочного турнира. 1
74 Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года. 1

 


Методическое обеспечение

Методические разработки, дидактический и лекционный материал.

1. Раздаточный материал (диаграммы) для проведения конкурсов задач по тактике.

2. Раздаточный материал (диаграммы) для решения задач.

3. Игровой набор для проведения конкурсов «Составь композицию», «Шахматное лото».

4. Тесты.

5. Методическое пособие для педагогов, тренеров и родителей юных шахматистов. Стяжкина О.М. СПб. 1999.

6. Использование игровых форм в процессе обучения шахматам. Методическое пособие. Стяжкина О.М. СПб. 2001.

7. Обучение основам шахматной тактики. Методическое пособие. Зверева С.С., Никифорова И.А. СПб. 2009.

8. Практикум. Позиции для решения с глубиной расчета 1 ход.

9. Практикум. Позиции на разыгрывание.

Список литературы для обучающихся

Основы шахматной тактики.

1. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат. 64 урока для новичков и не очень опытных игроков. – Харьков: Фолио; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 544 с.

2. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций: В 2 т. – М.: Russian chess house, 2002.

3. Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник. 1 год. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 128 с.

УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУ

«Приморский культурный центр»

__________________ Е.Н. Рахина

«_____»______ 2013 года

ПРОГРАММА

клубного формирования на платной основе -

 детского шахматного клуба «РОКИРОВКА»


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.