Путешествие по городу, которого нет — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Путешествие по городу, которого нет

2022-02-11 39
Путешествие по городу, которого нет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лачуги бедноты и роскошные виллы богачей, акрополь и храмы на холме Бирса, шумный рынок и узкие полутемные улочки — таким представал Карфаген перед чужеземцами, прибывавшими в город. Как справедливо отмечают, он напоминал старинные восточные города с их запутанной планировкой. Еще Б. А. Тураев подчеркивал, что "несмотря на непосредственное соседство с греками, и на многолюдную греческую колонию, и на многочисленные памятники греческого искусства, Карфаген оставался восточным городом и по облику и по нравам своих обитателей".

Главную роль в возвышении Карфагена сыграло его идеальное географическое положение. Карфаген был важнейшим портовым городом в западной части Средиземноморья. Общая площадь города составляла примерно 20 квадратных километров. Для сравнения: площадь Вавилона и Александрии составляла 10 квадратных километров, а площадь Рима в III веке нашей эры, когда император Аврелиан обнес его стеной, — 18 квадратных километров.

По данным археологических раскопок, первый искусственный порт был построен в Карфагене в первой половине IV века до нашей эры. Он напоминал, скорее, длинный канал, прорытый к морю. Вскоре его засыпали, а вместо него построили два порта, торговый и военный. К началу III века морское сообщение стало столь оживленным, что можно было в считанные дни отыскать в Карфагенском порту корабль, который умчит тебя в любую точку Средиземноморья.

На внешней акватории — она имела форму прямоугольника — оборудовали порт для грузовых судов. Вход туда был открыт чужеземным купеческим кораблям. Впрочем, они прибывали в гавань только для того, чтобы взять товары или выгрузить их. Обычно же корабли располагались на мелководье, в стороне от гавани. Карфагеняне поступали так и в других гаванях; вот почему их порты так малы; например, размеры порта сицилийской Мотии составляли всего 51 × 37 метров.

Вход в карфагенский порт защищал укрепленный мол, чей фундамент сохранился до сих пор. Канал шириной более 20 метров соединял торговую гавань с морем. В случае опасности его перегораживали железными цепями.

Внутренняя гавань Котон была приспособлена для военных нужд. Очевидно, корабли попадали сюда, минуя шлюз. Посредине этой круглой гавани карфагеняне возвели искусственный круглый остров. Здесь находилась резиденция морского военачальника — суффета. "С этого места давались трубные сигналы, — писал Аппиан, — глашатай возвещал то, что требовалось огласить". Отсюда военачальник видел все, что происходило в открытом море. Археологи обнаружили на острове остатки высокой платформы, которая располагалась выше доков (их высота равнялась 6–8 метрам).

Крытые доки располагались как по внутреннему периметру гавани, так и вдоль берега острова. Перед каждым из них высились две ионические колонны, так что порт напоминал, скорее, парадный зал.

Теперь на месте древней гавани — два небольших пруда, занесенных илом. Во время расчистки этих водоемов в 1954–1955 годах на дне их были обнаружены каменные плиты, а также остатки каменного основания моста, который соединял остров с городом.

Французский историк С. Лансель подсчитал, сколько кораблей могло находиться в Котоне. Диаметр военной гавани составлял 300 метров; ее периметр — около 940 метров, причем у входа в гавань корабли не могли находиться. Длина "полезного периметра" порта равнялась примерно 910 метрам. Ширина корабля составляла в среднем около шести метров. Простая арифметика показывает, что вдоль береговой линии порта могло выстроиться 152 корабля. Возле "адмиральского острова" располагались на стоянке еще тридцать кораблей.

Военная гавань была ограждена от посторонних стеной. "Подплывающим нельзя было ясно видеть, что делается внутри гавани", — писал Аппиан. На набережных размещались верфи, где строились корабли, и склады, где содержалось все нужное для их оснащения.

Рядом с гаванью находилась главная площадь города — большая площадь неправильной формы. Ее сравнивали с греческой агорой или римским Форумом. Она стала средоточием хозяйственной и административной жизни Карфагена. Эту торговую площадь называли, как и саму гавань, — Котон. Три улицы вели отсюда к Бирсе.

Неподалеку от этой площади находилось здание, где заседал карфагенский сенат (иногда его заседания проходили в храме Эшмуна). Поблизости, под открытым небом, проводился суд.

К югу от Котона располагался тофет. Здесь карфагеняне приносили в жертву детей. Вглубь полуострова вдавались жилые кварталы. Дома перемежались с садами и даже полями. Площадь, обнесенная городскими стенами, была достаточно велика, тем не менее карфагеняне возводили дома в несколько этажей. В глухих, беленых стенах домов, выходивших на улицу, почти не было окон.

Расположенный у моря нижний город был шумным и восточным. Этот район — Малка — был застроен домами в шесть-семь этажей, напоминавшими здания, которые возводились в самом крупном финикийском городе — Тире, прародине карфагенян. По сообщению П. Синтаса, в Карфагене была найдена золотая подвеска, изображающая многоэтажный дом с плоской крышей, стенами, сложенными из сырцового кирпича, и почти квадратными окнами, расположенными только в верхних этажах. Стены зданий были покрыты обычно белой штукатуркой. Дома эти походили, скорее, на казармы. Они теснились на пыльных улочках — таких узких, что с крыши одного дома на крышу другого можно было перейти по переброшенной доске. В этих казармах ютились красильщики, матросы, торговцы рыбой и портовые рабочие — городская чернь. Большинство их жило одним днем и не знало, что им делать завтра.

Наиболее укреплены были две части города — гавань и Бирса. Впрочем, прилегавшие к ним кварталы были застроены так тесно и так изобиловали садами, бассейнами, рвами, что неприятельским солдатам, доведись им ворваться в Карфаген, пришлось бы немало проплутать в этом огромном городе.

А вот для крепости Бирса была характерна эллинистическая планировка: прямые улицы располагались в четком геометрическом порядке; лестницы соединяли различные части холма; улицы, как и в сицилийских городах, были оборудованы сточными трубами.

Подобная планировка возникла под греческим влиянием. Как выяснили археологи, в соседнем с Карфагеном городе — Керкуане — правильная прямоугольная планировка появляется после того, как в конце IV века до нашей эры его разрушил Агафокл. Возможно, тогда же карфагеняне начали перестраивать свой город.

Античные авторы сравнивали Бирсу с акрополем — неотъемлемой частью греческих городов. Бирса располагалась на холме высотой 63 метра. Она была обнесена стеной с узкими воротами. В случае опасности внутри этой крепости могли укрываться защитники города. В мирное время здесь хранились казна и государственные архивы.

При раскопках в Бирсе были обнаружены остатки водоемов, фрагменты беленых стен, украшенных изнутри росписями, обломки колонн с декоративными розетками. На склонах холма и сейчас видны остатки крепостных стен, сложенных из известняка-ракушечника. Этот мягкий, податливый материал хорошо поддается обработке. В древности его широко применяли при строительстве Карфагена и других африканских городов — Утики, Хасдрумета.

Французы, владевшие Тунисом, построили в 1890 году на месте Бирсы тяжеловесный собор Святого Людовика. Сейчас рядом с собором располагается Национальный археологический музей, где собраны предметы, найденные во время раскопок Карфагена. Сам холм стали называть холмом Святого Людовика в честь этого собора.

В древнем Карфагене было немало храмов. Одни из них почти не отличались от традиционных финикийских святилищ и представляли собой открытый двор, обнесенный стеной, где росло священное дерево и громоздились священные камни или колонны. В глубине двора находилось здание, состоявшее из вестибюля, целлы и недоступного для верующих помещения — святая святых. Однако некоторые храмы выглядели по-настоящему величественно. Правда, все они разрушены римлянами так основательно, что невозможно даже восстановить их план.

На вершине Бирсы, на высокой террасе, располагался храм Эшмуна, окруженный священными кипарисами, — самый знаменитый и богатый храм Карфагена. По тому уважению, которым он пользовался, его сравнивали с афинским Парфеноном. К нему вели шестьдесят огромных ступеней. В минуту опасности эта лестница перекрывалась. На плоской крыше храма (возможно, она располагалась террасами) могло уместиться несколько сотен человек. В дни падения Карфагена в храме Эшмуна укрывались последние защитники города.

В северной части города, невдалеке от моря возвышался храм Таннит, крыша которого блистала медью. При раскопках в Карфагене археологи нашли фрагменты статуи Таннит, очевидно, стоявшей в храме. От нее сохранились всего три фрагмента, но и по ним видно, что статуя изображала женщину, сидевшую на троне, по бокам которого располагались крылатые сфинксы (керубы). Ее лицо бесстрастно; глаза полузакруты. Тщательностью отделки эта статуя напоминает греческую скульптуру. Ученые датируют ее III–II веками до нашей эры.

Храм Решефа располагался между гаванью и Бирсой. По словам Аппиана, целла в этом храме — не самом богатом из карфагенских храмов — была покрыта золотом и стоила несколько тысяч талантов, а внутри храма стояла огромная позолоченная статуя бога, которую греки считали статуей Аполлона.

Большую часть Карфагена занимало огромное предместье — Мегара. Его опоясывала стена; она отгораживала этот аристократический квартал от остального города. В Мегаре находились дворцы карфагенских богачей; они были похожи на загородные дома богатых финикийцев. Их окружали тенистые сады, в которых росли кипарисы, платаны, гранатовые деревья. Дорожки были выложены редкостными камнями. В хрустально чистых прудах плескались диковинные рыбы. Над местностью веял пьянящий аромат цветов и жасмина — в наше время жасмин стал символом Туниса. Как отмечал Аппиан, это предместье изобиловало "терновником и загородками из ежевики и разного вида аканта (колючее декоративное растение. — А.В.), а также различными каналами с водой, шедшими во всех направлениях".

 

В Карфагене имелось много мастерских. В них наряду с рабами трудились и свободные люди. До нас дошла слава карфагенских красильщиков, ткачей, каменотесов, медников, литейщиков, ювелиров и столяров. Качество некоторых найденных предметов поражает.

Продукция карфагенских ремесленников пользовалась спросом на всей территории страны, а также в Западной Африке, Иберии и других районах Европы. Поначалу местные мастера подражали изделиям египетских, а затем греческих мастеров. Впрочем, эти изделия, — исключая разве что текстиль, — по своему качеству уступали греческим образцам. Не случайно карфагеняне запрещали грекам торговать в западной части Средиземноморья; только так они могли справиться с конкурентами.

Карфагенские мастера изготавливали самые разные предметы из железа и бронзы: ножи, зеркала, лопаты, пинцеты, гири, доспехи, оружие, плуги и мотыги. В городе имелись свои стеклодувные и ювелирные мастерские, в которых можно было встретить любые украшения из золота и серебра. Крупные гончарные мастерские снабжали свою продукцию фабричными клеймами. По этим амфорам и кувшинам можно изучать историю Карфагена.

В VIII–VII веках до нашей эры карфагеняне, как и жители Финикии, изготавливали яркую красную керамику, то есть наносили на поверхность сосуда блестящее красное покрытие — ангоб, — слегка маслянистое на ощупь. Оно постепенно истиралось. Позднее цвет керамики стал матово-красным. Продукция карфагенских гончаров выглядела тяжеловесной, грубой; она была лишена украшений, кроме горизонтальных лент. Лишь в IV веке карфагеняне начинают подражать греческим гончарам. Теперь в почете расписная керамика с завитками растений, фигурками животных и людей. Однако до гармонии, присущей грекам, пока далеко.

В крупных ливийских латифундиях имелись гончарные мастерские, где изготавливали посуду для собственных нужд, В них было несколько комнат: в одной вращался гончарный круг, в другой разжигали кирпичную печь, в третьей размещался склад. В ту пору гончарный круг был довольно примитивным. Работали на нем два человека: один приводил его в движение, а другой вылепливал сосуд. Позднее, когда к власти в Ливии пришел Масинисса, он начал переселять в страну карфагенских гончаров, чтобы наладить здесь собственное производство.

Особенно славился Карфаген своими тканями. Шерсть поставляли кочевники, а лен — ливийские крестьяне; горожане окрашивали ткань в пурпур или кармин. В V веке до нашей эры карфагенские ковры и подушки (вероятно, окрашенные в пурпур) пользовались спросом даже в Афинах, привыкших к роскоши. Чужеземцы покупали у карфагенян также парусину и ткани из хлопка, выращенного на плантациях Мальты. Считалось, что мальтийские ткани превосходят красотой и качеством знаменитые в древности сидонские ткани.

Далеко за пределами Карфагена знали и тамошних мастеров косметики. Все модницы покупали африканские мази, белила и румяна.

 

Исследования археологов позволяют представить быт горожан. Их жилища были обставлены мебелью: невысокими столами, стульями, табуретами, плоскими ложами. В больших деревянных сундуках хранились главные домашние богатства.

В домах имелись ванны (это показали раскопки в Керкуане) с тщательно спланированной системой отвода воды. Полы в домах были покрыты тонким слоем красноватого цемента, с вкраплением кусочков мрамора. Римляне называли подобную технику "пунической вымосткой". В эллинистическую эпоху появились мозаичные полы. Наружные стены домов были сплошными, а окна выходили во внутренний тихий и тенистый дворик.

Вечерами комнаты освещались керамическими светильниками. Их можно было подвесить к потолку наподобие люстр. Лампы местного производства не пользовались в Карфагене таким спросом, как привозные греческие. Если местные лампы представляли собой блюдо с двумя носиками, в которые вставлялись фитили, то греческий светильник был снабжен закрытым резервуаром, в который наливали масло, и одним носиком.

Богатые дома украшались статуями по греческому образцу; здесь можно было увидеть работы самых известных греческих скульпторов. Хозяева этих дворцов носили греческую одежду и греческие украшения, пользовались греческими светильниками и керамикой. У бедняков не было денег на подобные покупки, и они предпочитали продукцию карфагенских мастеров.

Мужчины носили яркую, свободную одежду, накидывали на тунику плащ, скрепленный фибулой — булавкой. Женщины предпочитали приталенную тунику.

Среди карфагенян было принято отпускать бороду и коротко подстригать волосы, убирая их под конический колпак или шапочку, напоминавшую феску. У женщин в моде были длинные волосы; они носили немало украшений.

В музеях Туниса можно увидеть немало украшений, относящихся к пунической эпохе. Это — браслеты, бусы, серьги, кулоны, кольца. Очень разнообразно выглядели бусы: они состояли из золотых или стеклянных бусин (нередко эти бусины чередовались), костяных, каменных или металлических фигурок божеств, а также из амулетов. Браслеты нередко украшали драгоценными камнями, например, сапфирами; их надевали не только на руки, но и на ноги. Серьги носили обычно в одном ухе. Серьги тоже очень разнообразны: одни имеют форму мальтийского креста, желудя, вазы, коробочки. Возможно, внутри коробочек были спрятаны заклинания.

Кулоны обычно были круглыми. Карфагеняне подвешивали их на шнурке; многие вместо кулона носили что-нибудь другое, например, печать из глазурованной глины или сердолика. Обычно ей придавали форму египетского скарабея: на плоской стороне фигурки располагалась надпись или какой-либо знак. Печать крепилась к золотому или серебряному кольцу. Если кольцо было узким, его надевали на палец, а не подвешивали.

Многие носили золотые кольца; их надевали на пальцы рук и ног, вставляли в уши и нос. По словам Аристотеля, мужчины носили столько колец, сколько раз участвовали в походах. Помимо колец, они носили серьги, ожерелья, браслеты.

А как украшали себя женщины! Флобер оставил красочное описание карфагенской модницы, дочери Гамилькара Барки: "Сплетенные нити жемчуга спускались от висков к углам рта… На груди сверкало множество камней, пестрых, как чешуя мурены. Руки, покрытые алмазами, были обнажены до плеч… щиколотки соединены золотой цепочкой".

Известно, что в семье Гамилькара хранилось более 270 золотых кубков, ваз и кувшинов, но от этой коллекции не осталось и следа. Возможно, многие из этих предметов вместе с ценностями, находившимися у других частных лиц, а также в храмах, пошли на уплату дани Риму после проигранных войн.

 

 

ПОД СЕНЬЮ СТЕН И АКВЕДУКА

 

Изредка война угрожала Карфагену. Горожане не боялись осады: стены надежно защищали их. С суши Карфаген был окружен тройной стеной. Высота стен достигала 15–17 метров, а ширина — почти десяти метров. Их сложили из щебня и камня и облицовали большими квадрами. Глыбы камня иногда скреплялись известковым раствором, но часто были так плотно пригнаны друг к другу, что в нем не было надобности.

Во время осады солдаты передвигались по стене. Зубцы и башни, расположенные через каждые 60 метров, позволяли им укрыться от врага.

Защитники города жили на своем боевом посту: прямо внутри крепостных стен были устроены двухэтажные помещения. Здесь находились казармы, где хватало места для 20 тысяч пеших воинов и 4 тысяч всадников; при них были склады продовольствия и оружия. Очевидно, здесь же проживал и командующий карфагенской армией. Внутри стен были обустроены и конюшни для четырех тысяч лошадей с запасами ячменя и другого корма, а также загоны, в которых содержались триста слонов.

Время возведения стен неизвестно. О. Мельцер предположил, что карфагеняне построили тройные стены только в III веке до нашей эры, когда стали использовать боевых слонов. Разумеется, город и раньше был окружен стенами, но не такими мощными.

Кроме того, Карфаген, по словам Полибия, опоясывали частокол и ров. Следы рва были обнаружены в 1949 году с помощью аэрофотосъемки. Последующие раскопки показали, что имелись два рва: внешний — шириной 20 метров и внутренний — шириной 5,3 метра; были обнаружены и канавы, оставшиеся от частокола.

С моря Карфаген был тоже практически неуязвим. Вот только в городе было мало источников пресной воды, поэтому карфагеняне приложили немало усилий, чтобы обеспечить снабжение города водой.

Водой горожане привыкли запасаться издавна. Археологи обнаружили множество цистерн. В них собирали воду с террас, дворов и мощенных плитами улиц. Они были облицованы известковой штукатуркой, не пропускавшей воду. Возле любого дома стояла подобная цистерна.

Среди руин Карфагена отлично сохранились огромные цистерны глубиной около 9 метров. В одном из пригородов — их двадцать пять; в другом — не менее сорока. В 1888 году их реставрировали и снова стали использовать. Сейчас, как и при императоре Адриане, в них находятся городские запасы воды.

Рядом видны остатки акведука, по которому в античное время в город подавали воду с отрога Тунисского Атласа.

"Это было замечательное сооружение, — писал Флобер. — Пять этажей арок тяжеловесной архитектуры, с контрфорсами внизу и львиными головами наверху, доходили до западной части акрополя, где они спускались под город, выливая почти целую реку в мегарские цистерны".

Длина акведука, сложенного из известняка-ракушечника, кирпича и бетона, составляла 132 километра. Это был самый длинный акведук, построенный в античную эпоху. Например, длина знаменитого римского акведука не достигала и ста километров.

Акведук брал начало из овального водоема, расположенного у подножья горы Загуан. В древности это место считалось священным. Отсюда поток холодной, необычайно чистой воды устремлялся в городские цистерны. По акведуку подавалось 32 миллиона литров воды в год, или 370 литров в секунду. Вода текла сама; высота акведука в равнинной местности достигала 20 с лишним метров.

В 136 году нашей эры, при императоре Адриане, римляне перестроили карфагенский акведук. Разрушенный в эпоху великого переселения народов, он трижды восстанавливался — вандалами в 439 году, византийцами в 534 году и арабами в 698 году В последний раз его восстанавливали турки — в 1574 году.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.