Прелесть жизни в диком сельском краю — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Прелесть жизни в диком сельском краю

2022-02-11 38
Прелесть жизни в диком сельском краю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

На первых порах карфагеняне владели узкой полоской земли на побережье Африки. Внутренние районы Туниса и Алжира населяли ливийские племена, занимавшиеся земледелием. В горных районах и на окраине Сахары кочевали нумидийские племена, занимавшиеся животноводством.

После 450 года до нашей эры карфагеняне подчинили себе значительную часть территории Туниса и Алжира. В покоренных ими районах они обустраивали латифундии, где широко применяли рабский труд. Так, после поражения армии Агафокла многие военнопленные отправились работать на латифундии.

В окрестностях Карфагена процветало земледелие — на нем основывалось благосостояние державы. Пунийцы издавна вкладывали свои доходы в приобретение земли, плодородие которой отмечают древние авторы. Карфагеняне, признанные купцы и мореходы, больше всего любили покой сельского поместья.

Любой карфагенянин, разбогатевший на морской торговле или производстве стекла, стремился вложить деньги в недвижимость. Он покупал имение к югу от столицы и строил дворец. На полях его имения росли оливковые и плодовые деревья, финиковые пальмы и виноград; на лугах паслись коровы и лошади. Так, авантюристы превращались в латифундистов, в степенных "помещиков". Крупные землевладельцы составили в Карфагене особую партию. Они противились дальнейшей экспансии, сторонниками которой были богатые торговцы.

Развитию сельского хозяйства способствовали и климатические изменения, и деятельность людей, изменявших природу. В описываемую эпоху на территории Карфагенской республики распространяется средиземноморский климат; теперь здесь господствуют этезии — северо-западные ветры. Сами карфагеняне начинают широко применять орошение, устраивая запруды на речках. Для орошения полей строят огромные акведуки. Например, вода из Карфагенского акведука тоже подавалась на поля.

Интерес к сельскому хозяйству не случаен. Карфагеняне понимали, что в случае войны могут быть отрезаны от заморских колоний и потому заботились о процветании своих ливийских владений. Впоследствии земли Северной Африки стали житницей Рима.

По словам Диодора, карфагенская земля покрылась садами и огородами; каждый клочок ее орошали ручьи и каналы; всюду возвышались дворцы, чьи пышные фасады выдавали богатство их владельцев. Склады ломились от припасов. На одних плантациях произрастал виноград; на других оливковые деревья; на пастбищах бродили стада коров и овец, табуны лошадей.

 

"Карфагенская область обширна, — писал Страбон. — Вся область от Карфагена до Столпов отличается плодородием; в ней много диких зверей, как и во всей внутренней части материка".

Особым плодородием отличались долина реки Меджерда, окрестности Тебессы и Бизацена — область к югу и юго-востоку от Карфагена. Во время второй Пунической войны именно эти территории подверглись наибольшему разорению. Однако хозяйство вскоре было восстановлено, и в начале II века до нашей эры данные области вновь стали житницей Карфагена.

Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница и ячмень. Особенно славилась урожаями Бизацена. Ее земля, писал Плиний, "приносила земледельцам урожай сам-сто". В Ливии возделывались стручковые растения, капуста, спаржа, артишоки, латук и пряности (ливийский перец, кориандр). Выращивали также лен и марену — растение, использовавшееся для окрашивания тканей. На Мальте имелись плантации хлопчатника; в Западном Средиземноморье хлопок нигде больше не возделывали.

Самыми распространенными фруктовыми деревьями были инжир, финиковая пальма (ее изображения встречаются на карфагенских монетах и многочисленных стелах) и гранат (недаром римляне называли плоды граната "пуническими яблоками"). Начиная с V века до нашей эры финики выращивали на территориях, прилегающих к Сахаре, где имелось много оазисов, а также к западу от Утики; особенно славилась финиками местность к югу от Феццана, на территории современной Ливии.

После 400 года до нашей эры в Ливии и на атлантическом побережье Марокко широко распространяется виноградарство; карфагеняне возделывают виноград также в Иберии и на Сицилии. Особенно бурно виноградарство в Африке развивается после Второй Пунической войны; в это время спрос на греческие вина здесь резко падает. Импортную продукцию стараются не покупать, а изготавливают собственное вино; славится вино из изюма.

По всему побережью Ливии, а также к югу от Хадрумета, начиная с IV века до нашей эры, появляются плантации оливковых деревьев. По словам Плиния, "в Африке имеются оливы, называемые "милиариями" (тысячниками), так как они дают якобы по 1000 фунтов масла с каждого дерева".

На плантациях карфагеняне широко применяли невольничий труд. В некоторых хозяйствах работало до 20 тысяч рабов. Эксплуатировались также боды — полусвободные люди, напоминавшие римских клиентов. Возможно, что в их число входили потомки финикийцев, прибывших в Карфаген гораздо позже первых поселенцев.

Поля пахали, впрягая в плуг быков, как тунисские берберы пашут еще и сегодня. Собранное зерно хранили в ямах. "Жатвы были всегда обильные, коневодство процветало, плантации великолепно возделывались", — такую характеристику карфагенскому хозяйству мы находим на страницах "Саламбо".

Большая часть сельскохозяйственной продукции потреблялась там, где производилась. Остальное везли в Карфаген — на нужды горожан или для продажи в другие страны. Туда отправляли пшеницу из Ливии и Бизацены, сицилийские фрукты, оливковое масло из окрестностей Хадрумета, ливийский воск, орехи, гранаты, миндаль. Африканские племена покупали у карфагенян вино.

 

Население Карфагена занималось также животноводством. По словам карфагенского агронома Магона, есть два вида животноводческого хозяйства: "Одни заняты выпасом крупного и мелкого скота за пределами усадьбы; другие в самой усадьбе разводят кур, голубей, пчел".

Ливийские кочевники разводили стада овец; нумидийские кочевники — табуны лошадей. В крупных латифундиях держали коров, лошадей, овец и коз. "Коровы должны быть в том возрасте, когда они в силах давать приплод, — поучал Магон, — с неповрежденными членами, длинные, крупные, с черноватыми рогами, широким лбом, большими черными глазами, волосатыми ушами, узкой мордой, чуть курносые, не горбатые, со спиной слегка вогнутой, с широкими ноздрями, губами черноватого цвета" (пер. М. Е. Сергеенко). Что касается лошадей, то их использовали только на войне или охоте, а вовсе не для перевозки грузов. В хозяйстве ливийцев можно было встретить также ослов. Вот их-то и применяли как тягловую силу и для перевозки грузов. Разводили также домашнюю птицу — кур, гусей, цесарок и даже страусов, которых содержали ради яиц.

В Ливии было распространено также пчеловодство; страна славилась не только медом, но и воском. По словам Плиния, "пунический воск ценился как самый лучший и широко использовался в медицине".

 

Высокого развития в Карфагене достигла агрономическая наука. Возникла особая литературная традиция. Авторы этих сочинений рассказывали, как лучше возделывать те или иные сельскохозяйственные культуры, как обрабатывать землю и использовать труд рабов. Эти сочинения оказали большое влияние на развитие агрономии в Римской республике.

Наиболее знаменит Магон. Время его жизни и деятельности неизвестно. Его нельзя отождествлять со знаменитым политиком Магоном, захватившим власть в Карфагене в середине VI века до нашей эры. Вероятно, агроном Магон жил в конце IV века до нашей эры, когда карфагеняне накопили большой опыт ведения сельского хозяйства, ведь еще столетие назад они не возделывали ни виноград, ни оливковые деревья.

По словам Плиния, Магон был полководцем. Возможно, он начал писать свой трактат, удалившись от дел и переехав в имение, находившееся близ мыса Бон. Книга написана ясным, точным языком, как и подобает говорить военачальнику. Сам Плиний сравнил Магона с греческим писателем Ксенофонтом, который занялся сочинительством, оставив ремесло наемного воина.

Трактат Магона состоял из 28 томов. Это произведение отличалось энциклопедической широтой. Известно, что в нем имелись разделы, посвященные животноводству, пчеловодству, ветеринарии, кормлению скота, виноградарству, возделыванию оливковых и гранатовых деревьев, миндаля и орехов, выращиванию зерновых и бобовых культур. Римский агроном Колумелла приводит рецепт вина от Магона; подобное вино до сих пор приготавливают в Марокко. Магон говорил даже о разведении каштанов, которые на его родине не росли.

После падения Карфагена римский сенат постановил перевести сочинение Магона на латинский язык. "Наш сенат оказал ему такую честь, что, по взятии Карфагена, раздарив библиотеки африканским князькам, решил только его 28 книг перевести на латинский язык", — писал Плиний. Эти книги стали руководством для римских агрономов, ведь земледелие было развито в Карфагене выше, чем в Риме, а, с другой стороны, римские колонисты, переселявшиеся в Африку, могли узнать, в каких условиях им придется отныне жить и работать.

Однако из книг Магона нам известны лишь сорок цитат, уцелевших в трудах Варрона, Плиния и Колумеллы. Последний назвал его "отцом сельскохозяйственной науки".

Порой слова Магона звучат как проповедь Руссо, как его призыв вернуться к чистой, естественной жизни. "Если ты купил имение, — писал Магон, — продай свой городской дом, чтобы не вводить себя в искушение и не почитать городских богов больше, чем сельских. Кому хорошо живется в городе, тому не нужно имение". Возможно, Магон был не только блистательным агрономом, поучавшим своих современников растить пшеницу и миндаль, но еще и неисправимым мечтателем, призывавшим читателей бежать от цивилизации ради прелести жизни в диком сельском краю.

В сочинении Магона уделено место и тому, как обращаться с рабами. Он советовал вести себя с ними как можно мягче и предпочитать слово бичу. Ведь одними наказаниями можно только ожесточить раба. Наоборот, отличившимся рабам позволялось завести семью; для них отводился участок земли или мастерская; им выделялась часть стада. Некоторые рабы могли когда-нибудь стать управителями имения, а разбогатевшие рабы — выкупить себя.

 

ТЕМНОЕ НАЧАЛО НАЧАЛ

 

Век девятнадцатый — век "конгрессов, банков, федераций, застольных спичей, красных слов", — содрогнулся, узнав богов Карфагена. Казалось, они сулили не потустороннюю жизнь, а скорую, жестокую смерть. С их идолов капала кровь; они пропахли обгорелым мясом людей. Приговор историков был суров. "Карфагенская религия отличалась вообще мрачным характером и не могла иметь нравственного влияния на народ, остававшийся жестоким, корыстолюбивым, недоверчивым и не внушающим доверия", — писал русский историк Б. А. Тураев. Двадцатый век ("Еще бездомней, еще страшнее жизни мгла…") мог бы стерпеться с этими богами. Из утонченной культуры fin de siecle ("конца века") человек был насильно выброшен в мир звериной дикости. В век массовых казней мрачная мудрость карфагенян стала понятнее людям. Ведь в пунической религии, писала Т. П. Каптерева, "темное начало первобытной магии сочеталось с изощренной жестокостью дряхлеющей цивилизации".

Карфагеняне почитали богов Финикии, но далеко не всех. Они более ревностно поклонялись старым финикийским богам, нежели их соплеменники, оставшиеся на родине. Здесь, в Карфагене, сохранялись некоторые древние обычаи, давно отжившие в Финикии. Немецкий историк Георг Херм даже сравнил финикийцев, поселившихся в Карфагене, с квакерами, покинувшими Англию, чтобы жить по своим религиозным обычаям на новой земле — в Северной Америке.

Сами имена знатных карфагенян проникнуты религиозным мироощущением. В сообщениях античных авторов нам вновь и вновь встречаются те же имена: Ганнибал ("Милостив ко мне Баал). Гасдрубал ("Баал помогает"), Гамилькар ("Покровительствуемый Мелькартом"), Ганнон ("Милостив"), Батбаал ("Дочь Баала"). Вера в помощь богов, их заступничество не оставляла карфагенян на протяжении всей их жизни.

Нам известен ряд богов, которым поклонялись в Карфагене. "На богов смотрели как на жестоких господ, которых можно умилостивить мольбами или подкупить подарками", — писал Флобер. Им жертвовали муку, молоко, мясо, масло; приносили в жертву животных, а иногда и людей. Их храмы располагались у моря, неподалеку от гаваней.

Главных богов было двое: Баал-Хаммон и Таннит (Тиннит), "украшение Баала". Баал-Хаммон — типичное солнечное божество, "владыка жара"; его отождествляли с египетским Амоном или древнейшим богом Финикии — Эломом и почитали в виде бегила — священного столба, имевшего коническую форму. Единственным украшением стел, воздвигнутых в честь Баал-Хаммона, был вплоть до V века лишь солнечный диск. Римляне именовали этого бога Сатурном. Храмы, посвященные ему, имелись в Карфагене, Тугге, Константине. Во всех этих храмах приносили в жертву детей.

Баал-Хаммона изображали в виде могучего бородатого старца, сидящего на троне. Он был облачен в длинную, ниспадающую складками одежду. На голове его возвышалась коническая тиара. Одной рукой он благословлял людей, в другой держал посох. Часто он сжимал в левой руке колосья, ведь его считали покровителем земледелия. Рядом с головой виднелся диск — своего рода "нимб", знак солнечного божества.

Днем Баал-Хаммон пребывал на небе, а ночью возвращался с запада на восток через царство мертвых, куда души умерших попадали на кораблях или верхом на дельфинах. По верованиям карфагенян, существующий мир простирался между двумя соединявшимися океанами, небесным и подземным; по ним плыл корабль Баал-Хаммона. Сам он был наделен триединой сущностью: владел небом, землей и потусторонним миром.

Исследователи отмечают поразительную схожесть Баал-Хаммона с библейским Йахве. Кстати, в глубокой древности Иахве тоже требовал приносить ему в жертву перворожденных детей. Следы забытого ритуала сохранила Библия. Так, поучая Моисея, Бог возглашает не только известные всем заповеди, но и такой закон: "Отдавай Мне первенца из сынов твоих" (Исход, 22:29).

 

Таннит вобрала в себя черты богинь-матерей местного ливийского населения, чем и объясняется ее необычайная популярность, отмечают историки. Таннит стала богиней-Матерью Карфагена, госпожой и покровительницей города. Она властвовала над небесами и светилами, посылала благодатный дождь, дарила земле — плодородие, людям — жизнь и охраняла покой мертвых.

Со временем Таннит превзошла по популярности Баал-Хаммона. Ее почитали не только в Карфагене, но и в его колониях, разбросанных по Средиземноморью. Так, при раскопках в Эбесе обнаружили около 600 фигурок, изображавших богиню. Ее представляли то с голубем в руке, то — наподобие египетской Исиды — в мантии и с крыльями за плечами; то она походила на греческую богиню плодородия Деметру, то — на древнейших критских богинь. Ее атрибутами были колосья и плод граната — символ плодородия. Культ Таннит сохранялся в Карфагене даже в эпоху римского владычества.

На многочисленных стелах, посвященных Таннит, ее символизировал диск Венеры в сочетании с лунным полумесяцем, поскольку она считалась лунной богиней. Эти стелы найдены между морем и современной железнодорожной станцией Картаж-Дермеш — там, где когда-то располагался храм Таннит. Надписи на стелах однообразные; они обычно оканчиваются фразой: "Ты слышишь, благослови его".

Т. П. Каптерева отмечает: "Как форма культового искусства стелы глубоко внедрились в североафриканскую среду, где издавна существовало поклонение священным камням. Не будет преувеличением сказать, что вотивные стелы на долгие столетия стали главным видом искусства в Африке". Для нас стелы являются самым многочисленным памятником пунической эпохи.

Облик стел менялся со временем. Под влиянием греческого искусства появляются стелы, увенчанные треугольным фронтоном. Иногда стелы выглядят с лицевой стороны как храм с колоннами. В нише изображается во весь рост сам покойный. Верхняя часть некоторых стел напоминает человеческую фигуру, однако облик ее передан очень приблизительно: лицо лишено всякого выражения, из общей массы камня выделяются лишь руки. Человек кажется "безвозрастным"; он изображен предельно обобщенно, без признаков возраста.

Французские исследователи Жильбер-Шарль Пикар и Колетт Пикар отмечали, что для карфагенского искусства характерны "большая строгость и сухость". Чувствуется влияние искусства Египта, Месопотамии и Сирии. Здесь сохраняются архаические черты, исчезающие или даже исчезнувшие на Востоке.

В основании стел изображены жертвенные животные: бараны, ягнята, птицы, быки. Встречаются также изображения жрецов, совершающих службу над алтарем.

Стелы устанавливали на карфагенской земле и в эпоху римского владычества. Большая коллекция стел имеется в музее Бардо.

Многие стелы украшены так называемым "знаком Таннит", встречающимся и в Финикии, — равнобедренным треугольником, на вершине которого покоятся горизонтальная линия и диск. Иногда этот знак сочетается с изображениями лотосов, пальм, колонн. Смысл "знака Таннит" непонятен. По мнению одних исследователей, это схематическое изображение женского тела. По мнению других, треугольник и диск символизируют пару Баал-Хаммон и Таннит. Третьи истолковывают его следующим образом: треугольник обозначает священный бетил; диск — солярный знак; черта между ними — это грань, отделяющая землю от неба. Сама абстрактная фигура постепенно приобрела антропоморфные черты, "очеловечилась", стала эмблемой Карфагена. Ее штамповали на керамике, выкладывали с помощью мозаичных камешков, ее форму придавали амулетам и украшениям.

 

Главными божествами Тира — родины предков карфагенян — считались Мелькарт ("Царь города") и Эшмун, бог-врачеватель, умирающий и воскресающий бог, хозяин жизни и смерти. Они пользовались уважением и в Карфагене.

Храм, посвященный Эшмуну, располагался на вершине Бирсы. Возможно, первый храм Эшмуна возвела в Карфагене сама Элисса.

Существовал в Карфагене и храм Мелькарта. Этот бог-покровитель Тира считался защитником всех, кто покинул родину и переселился в далекий край; он стал владыкой всех карфагенских колоний. Так, мореплаватель Ганнон, высадившись на берегу Африки, основал храм Мелькарта.

Уважением в Карфагене пользовался и Решеф, которому на земле Финикии поклонялись еще во II тысячелетии до нашей эры. Имя Решеф означает "пламя", "искра"; его атрибут — лук, что позволяло грекам отождествить его с Аполлоном. На самом деле, Решеф был, по-видимому, карфагенским богом бури и небесного света и, скорее, напоминал греческого Зевса.

Карфагенские купцы рано познакомились с греческими, этрусскими и римскими богами и стали отождествлять их со своими родными богами, например, Таннит — с римской богиней плодородия Церерой или римской Юноной. Двойником Эшмуна стал бог врачевания Асклепий, а Мелькарта — Аполлон или Геракл.

В 396 году до нашей эры в карфагенский пантеон были введены греческие богини плодородия Деметра и Кора, а за стенами Бирсы построены их храмы. По словам Диодора, карфагеняне проявили почтительность к чужим богам, чтобы отвратить их гнев за то, что разрушили их святилише в пригороде Сиракуз. Вспыхнувшая тогда эпидемия образумила святотатцев. Враги чужих богов принялись истово им молиться. Жрецами их храмов стали наиболее знатные граждане Карфагена, а также жившие в городе греки. По мнению историков, эта религиозная реформа была направлена против Магонидов, терпевших неудачи в войне на Сицилии. Отныне потомки Магона никогда не будут допущены к власти.

Позднее в Карфагене стали распространяться культы Диониса и Афродиты — ее считали покровительницей мореходов. Пунийцы почитали также богов Египта — Осириса, Исиду, Гора, Анубиса и особенно бородатого карлика Беса; их изображения были очень популярны в Карфагене.

Образ карфагенских богов сохранили терракотовые статуэтки и монеты. Однако не обнаружено ни одной крупной статуи, хотя в IV–III веках до нашей эры пунические храмы были украшены статуями божеств.

В местечке Тиниссут на мысе Бон найдены образцы новопунической скульптуры, созданной уже после падения Карфагена, но сохранившей традиции карфагенской культуры. Лучше всего сохранились три статуи, когда-то украшавшие местное святилище; теперь их могут увидеть посетители музея Бардо. Вот Баал-Хаммон, сидящий на троне; его руки опираются на сфинксов, а голову украшает причудливая тиара из перьев. Вот круглолицая, улыбающаяся богиня кормит грудью младенца. А вот самая необычная статуя — богиня с львиной головой. Ее глаза расширены; круглые ноздри раздуты; пасть напряженно сжата; на лбу грозно набухли складки. Мощная грива, как у египетской богини Сохмет, обрамляет ее голову и шею. На римских монетах иногда можно увидеть изображение этой странной — леонокефальной — богини, которую римляне считали "гением Африки". Вероятно, обе статуи являются изображениями богини Таннит.

 

Облик карфагенских храмов известен нам весьма смутно. По преданию, внутри храмов стояли колонны из золота и изумруда. У дверей лежали ручные змеи, охранявшие божеств. В самих храмах можно было встретить изображения змеи, свернувшейся в круг и пожирающей собственный хвост. Возможно, отмечает российский историк А. И. Немировский, это был тот самый Мировой змей, которого древние евреи называли Левиафаном. В любом случае рисунки символизировали суть мира, вечно возвращающегося к самому себе. Ведь, по верованиям карфагенян, космос не имел ни начала, ни конца. Космос был замкнут.

Иерархия служителей храмов строго регламентировалась. Во главе крупного храма пребывал настоятель с двумя заместителями. В их подчинении находились различные служители, в том числе казначеи, гадатели, музыканты, писцы и цирюльники. В обязанности последних входило, например, бритье головы человека, соблюдающего траур. При храмах также находились священные проститутки — женщины и юноши. Это была обычная практика для финикийских святилищ. При храме жили и рабы. Они занимали более высокое положение, чем частные и государственные рабы.

Настоятели храмов были людьми очень уважаемыми; они принадлежали к высшей пунической знати; среди них были дети сенаторов и суффетов. Нередко должность настоятеля передавалась по наследству, от отца к сыну, поскольку жрецы могли обзаводиться семьей. Судя по сохранившимся надписям, жрецы женились на жрицах.

Впрочем, в политической жизни города жрецы не играли особой роли, хотя им не возбранялось занимать светские должности. Однако правили городом не они. В Карфагене уже тогда было "разделение властей". Жрецы пользовались в городе большим уважением и обладали значительными привилегиями. За исполнение обряда верующие платили им. Часть жертвенных животных и плодов оставалась в распоряжении жрецов.

Служители бога носили длинные льняные одеяния, а также колпаки. Волосы скрепляли полоской из драгоценного металла или сбривали.

По мнению Жильбера-Шарля Пикара, жрецы были хранителями финикийских традиций и культурных богатств; именно они так долго помогали сохранять финикийские обычаи и язык в Северной Африке. Плутарх сообщал, что в карфагенских храмах хранились "священные писания", доступные только жрецам. Во время штурма Карфагена эти писания, — очевидно, богословские трактаты и мифологические поэмы, — погибли.

 

В МЕДНЫХ РУКАХ БОГА

 

Около храма Таннит в 1921–1949 годах было раскопано кладбище (тофет), где хоронили останки детей, а иногда и взрослых, сожженных в угоду божеству. Чаще всего в жертву приносили детей из знатных семейств (в основном грудных младенцев); это был долг тех, кто возглавлял город, — пожертвовать самым дорогим, чтобы боги смилостивились к народу. Уберечь своего ребенка не мог никто из выдающихся политиков и военачальников.

Жертву сжигали на костре. Сохранился также рассказ Диодора о том, как детей, выбранных для жертвы, подводили к колоссальной статуе Кроноса (очевидно, Баал-Хаммона. — А.В.), клали на ее медные руки, и по ним дети соскальзывали вниз, в огонь. "Едва очутившись на краю отверстия, жертвы исчезали, как капли воды на раскаленном металле, и белый дым поднимался среди багрового пламени" — так описывал казнь, совершаемую во славу божества, Гюстав Флобер. Во время жертвоприношения запрещалось плакать. Считалось, что любая слезинка, любой вздох умаляют ценность жертвы. Глядя на смерть детей, их родители должны были радоваться, облачившись в яркие, нарядные одежды. Так требовали боги. "Такими злодеяниями карфагеняне отвратили от себя богов", — писал Юстин.

Человеческие жертвы приносили в те дни, когда народу грозила опасность. Смерть ребенка защищала от гибели его отца. Так, вместо того, чтобы жертвовать царем, приносили в жертву его сына. Жертвоприношение преследовало двойную цель: жертвующий очищал себя от грехов и заключал союз с богом.

Останки жертв хоронили на особом кладбище — тофете. Карфагенский тофет располагался на морском берегу (видимо, там, где высадились первые колонисты) и представлял собой огороженный двор с небольшой часовенкой площадью всего в один квадратный метр. Останки сожженных детей хоронили в урнах на этом дворе; над урнами ставили стелы. По оценке историков, за всю историю Карфагена здесь было сожжено около 50 тысяч детей.

В древнейшем слое тофета, датируемом VIII — началом VII века до нашей эры, обнаружены небольшие красные урны с черным линейным рисунком (их высота составляла в среднем 25 сантиметров). Урны помещали в выемках, выдолбленных в материковой скале (этот слой располагался прямо на скальном основании). По предположению Жильбера-Шарля Пикара, тофет был обустроен там, где принесла себя в жертву царица Элисса. Иногда рядом с урнами оставляли статуэтки. Когда участок с урнами заполнялся, его засыпали песком и глиной, а сверху помещали новый ряд погребальных урн.

Второй слой тофета датируется, судя по керамике, VII веком. Урн в нем в четыре-пять раз больше; они проще и грубее. Над ними установлены известняковые стелы. Иногда несколько урн лежат под одной стелой. Обычно на стелах нет надписей, хотя порой встречаются посвящения. Например, на одной из стел перечислены 17 поколений жрецов Таннит.

Во второй половине V века облик тофета меняется. В это время, по предположению Жильбера-Шарля Пикара, связь Карфагена с городом-основателем, Тиром, окончательно ослабла, и знаменует это перемена в религиозных верованиях: восточная Астарта уступила место африканской Таннит. Тофет, посвященный Баал-Хаммону, превращается в "Святилище Таннит". Появляются тонкие стелы с гладкой поверхностью, украшенные "знаком Таннит" или посвятительной надписью, в которой указано имя посвящающего, его генеалогия, профессия, а также профессии его предков.

В пору расцвета Карфагена человеческие жертвоприношения были редки. Вместо детей обычно сжигали животных (например, ягнят) или выкидыши. Лишь когда городу грозили бедствия, карфагеняне, боясь торговаться с богом, отдавали ему самое дорогое, что у них было. Так, в 310 году до нашей эры, когда к стенам Карфагена подошел сицилийский вождь Агафокл, по словам Диодора, было сожжено около пятисот детей, в том числе 200 детей из знатных семейств и 300 принесенных в жертву добровольно.

Тофеты существовали во всех пунических городах. Они располагались обычно возле городских стен. Тофет в Карфагене использовался вплоть до падения города. Верхний слой его сильно поврежден. Сохранившиеся здесь стелы в основном разбиты; другие стелы, очевидно, использованы в качестве строительного камня.

Анализируя эту мрачную традицию, историки отмечают, что у пунийцев было очень развито религиозное чувство и принесение в жертву первенца вполне доказывает их веру По словам Мадлен Ур-Мьедан, "христианская церковь Африки очень быстро пустила корни в Карфагене и других древних пунических поселениях, очевидно благодаря каким-то семенам, уже зароненным в пуническую религию". Недаром территория распространения христианства в Африке во II веке нашей эры примерно соответствует области пунических поселений.

…Для греков карфагенская религия была чрезвычайно мрачна. Их отвращение пережило тысячелетия и передалось нам. Религия римлян, заклятых врагов карфагенян, была в этом отношении ближе к пуническим верованиям. Римляне тоже не гнушались приносить людей в жертву. Так, после разгрома при Каннах римляне принесли в жертву двух греков и двух кельтов, закопав их живыми на Форуме.

 

ЖИЗНЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЖИЗНИ

 

Карфагеняне верили в то, что будут жить после смерти. В могилы близких они непременно ставили светильники, а также сосуды с пищей и водой, полагая, что усопшие будут нуждаться в этих дарах после смерти. Даже в урнах с прахом жертв из святилища Таннит часто находили амулеты и мелкие ювелирные изделия, а иногда небольшие светильники или горшки. Рядом с урнами попадались сосуды для питья и другие предметы.

По предположению Мамеда Фантара, карфагеняне верили, скорее, не в загробную жизнь, а в реинкарнацию, связанную с выполнением определенных условий. По другому мнению, дары, положенные в могилу, предназначались "растительной" душе человека, остающейся после смерти в земле; другая душа человека — "духовная" — отправлялась на небеса, в царство богов. В прочем, по имеющимся находкам трудно составить единое, непротиворечивое мнение.

Наглядное представление о традициях карфагенских захоронений дают раскопки некрополя в Эбесе. Он обустроен в V веке до нашей эры. Вот как описывает этот некрополь А. Гарсиа и Бельидо.

Могилы находились на склоне холма. Они имели форму неправильного четырехугольника со сторонами от 3 до 4 метров. Имелись и коллективные захоронения. Большинство погребений располагалось на глубине 2–3 метров. Саркофаги были простыми, каменными, без каких-либо украшений. В захоронениях, разграбленных еще в Средние века, обнаружены предметы, не заинтересовавшие грабителей: керамика, серьги, амулеты, маски, обломки страусовых яиц и терракотовые статуэтки богов и богинь. Последние когда-то были покрыты листами золота и украшены драгоценностями, которые стали добычей грабителей.

Статуэтки и амулеты защищали покойного от враждебных ему сил. Амулеты имели форму сердца, язычка, диска. Большинство терракот — это женские фигуры, обнаженные или одетые, изображенные по грудь или во весь рост. Часто женщины держат в руках голубку. Встречаются, хоть и намного реже, мужские. Среди них также есть одетые и обнаженные.

Любопытно, что мастера демонстрируют полное пренебрежение к человеческому телу, его пропорциям и формам: например, голова одной из статуэток занимает почти треть всей высоты. Впрочем, лица переданы достаточно точно. Как заметил Ю. Б. Циркин, "в этом чувствуется влияние греков или по крайней мере знакомство с их произведениями". Более условно выполнено туловище. Формы одетых фигурок практически не угадываются под одеждой — карфагеняне обычно носили длинную, широкую тунику, не подпоясывая ее, — зато очень четко воспроизведены украшения.

Терракотовые статуэтки, найденные в самом Карфагене, часто напоминают работы египетских или греческих мастеров. Многие из них изображают богов или богинь; они стоят или восседают на троне. Есть также статуэтки жрецов и жриц, облаченных в длинные, широкие одежды и молитвенно сложивших руки.

Столовая посуда, светильники, украшения и оружие тоже являлись необходимыми атрибутами того, кто отправился в загробный мир. Некоторые сосуды передают форму человеческого лица или тела. А. Гарсиа и Бельидо приводит пример кувшина, который представляет собой почти шаровидную человеческую голову. Уши и волосы переданы довольно условно, зато рельефно выделяются другие части лица: прямой, вертикальный нос, горизонтальная полоска рта, глаза с круглыми зрачками. Другой испанский археолог, М. Аструк, описывает вазы, изображающие животных, например оленя.

Страусовые яйца служили сосудами. Иногда в них лишь высверливали небольшие отверстия. Чаще отрезали верхнюю часть яйца — от одной до двух третей, и получалась необычная ваза, которую покрывали росписью. Основные мотивы росписи — геометрические или растительные узоры, в том числе цветы лотоса, пальметты и розетки. Очень часто изображался такой магический символ, как "широко открытые глаза". Стоит отметить, что традиция использования страусовых яиц в качестве погребальных сосудов известна еще в додинастическом Египте.

Огромное количество предметов было найдено при раскопках карфагенских некрополей VII–II веков до нашей эры: саркофаги, статуэтки, терракотовые маски, амулеты, ювелирные украшения, сосуды, глиняные светильники. Обнаружено много металлических предметов: секиры, молотки, ножи, булавки, лопатки, круглые зеркала из бронзы, а также священные бритвы-топорики.

Эти "бритвы" представляют собой широкие бронзовые лезвия, которым придана форма топорика; они восходят к египетским прототипам. Самые ранние из них относятся ко второй половине VII века до нашей эры. На них нет никакого орнамента, кроме пунктирного узора, и то он встречается не всегда. Начиная с V века эти топорики покрывают тонкими чеканными рисунками; на них изображены люди, птицы, ритуальные сцены. Ручкой служит голова птицы с изогнутым клювом. С IV века до нашей эры на топориках появляются изображения Гермеса, Геракла, Диониса, Сциллы; они напоминают рисунки на греческих вазах. Топорики достигают 10–20 сантиметров в длину.

В карфагенских некрополях встречаются также многочисленные безделушки: стеклянные флакончики, пузырьки для благовоний, раковины для румян, коробочки, магические таблички. Как признавался Дональд Харден, "почти все пунические предметы в наших музеях найдены в погребениях, и, если бы не гробницы, мы знали бы намного меньше о керамике и других предметах, которыми карфагеняне пользовались в повседневной жизни".

Особенно интересны погребальные маски, изготовленные из обожженной глины, — наиболее самобытное произведение пунической керамики. Эти маски датированы в основном VII–VI веками до нашей эры. Большие коллекции их можно увидеть в Тунисе, в музее Бардо, а также в Национальном археологическом музее.

Глиняные маски изображают мужские и женские лица; некоторые из них спокойны и доброжелательны; другие строят отвратительные гримасы. Часть масок имеют сквозные отверстия для рта и глаз.

Вот человек с маленьким, сжатым ртом и близко посаженными глазами; в его носу виднеется металлическое кольцо (знатные карфагеняне имели привычку носить кольцо в носу). Вот морщинистый старик с оттопыренными ушами. Вот "негроидная" маска: выступающие скулы, широкий, перебитый нос, широко расставленные глаза. Вот узкое, оскаленное лицо; лоб и щеки разрисованы татуировкой в виде нескольких параллельных полос; прищуренные глаза смотрят с сарказмом. Как признавалась Мадлен Ур-Мьедан, на эти маски "часто нельзя смотреть без содрогания". По мнению историков, эти гротескные маски как будто стремятся "рассмешить" властителей загробного мира, смилостивить их или же отогнать злых духов. У всех масок есть глухое отверстие на обратной стороне, позволяющее повесить их на стену или дверь гробницы. Подобные маски находят также в Финикии и Палестине. Дональд Харден отмечал, что эти маски "более других напоминают африканские племенные маски". Часто они украшены татуировками. Возможно, маски использовали также в ритуальных плясках во время жертвоприношений.

Археологи встречают множество масок-амулетов высотой всего несколько сантиметров. Их изготавливали в IV–III веках до нашей эры из разноцветного стекла. Иногда из подобных амулетов составлялись ожерелья. На кремовых или ярко-оранжевых масках выделялись своей выразительностью большие черные глаза. Согласно древним поверьям, такие глаза могут зачаровывать силой св<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.