Для специальности 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Для специальности 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии»

2022-02-11 36
Для специальности 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

EEOA - 2305

 

Количество кредитов - 5

 

 

                                                                                                                        

 

 

Атырау, 2018

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАО «АТЫРАУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА»

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

 

Утвержден на заседании Учебно - методического совета АУНГ Председатель Учебно - методического совета АУНГ, проректор по академическим вопросам  
Протокол №_____ ________ Диарова Д.М.,профессор, д.ф.-м.н.  (подпись)       ф.и.о. (звание, степень)
«_____»___________2018 г.    

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Электрическое и электронное оборудование автомобилей» составленна основе  Учебной программы дисциплин компонента по выбору утвержденной на Учебно-методическом совете АУНГ протокол № ­­­­3 от «26» декабря 2017 года

 

Согласовано:

 

Начальник УМУ:        __________   Зайдемова Ж.К., профессор, к.т.н.

                                                 (подпись)            ф.и.о. (звание, степень)                       

 

 

Рассмотрено на заседании Совета индустриально-технологическогофакультета

 

Протокол № ____ «___»                               2018 г.

 

Председатель Совета индустриально-

технологического факультета                __________Шугаеп ов Н.А., доцент, к.т.н.

                                                                                        (подпись)            ф.и.о. (звание, степень)                          

 

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры «Технологические машины и транспорт»

 

Протокол № _____ «   »                        2018 г.

 

Зав кафедрой:         __________        М едетов Ш.М. к.т.н., доцент

                                                 (подпись)           ф.и.о. (звание, степень)        

 

Разработал:                 __________         Тулегенова О.Ш., к.т.н., профессор

                                                (подпись)           ф.и.о. (звание, степень)

 

Рецензент:                 __________        ________________________________

                                                (подпись)           ф.и.о. (звание, степень)

 

 

Член Учебно – методического совета университета___________________________________

                                                                                                           

 

Член Учебно – методического совета университета ________ _________________________

                                                                                                         

 

Содержание

 

1.Программа обучения по дисциплине (Syllabus) для студента................................................... 5

2.Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины.........................................................

3 Лекционный комплекс.....................................................................................................................

4.Практические занятия......................................................................................................................

5.Контрольные задания.......................................................................................................................

6.Требования к оформлению расчетных работ.................................................................................

 

 

1 Программа обучения по дисциплине (Syllabus) для студента

Основная информация

Факультет

Индустриально-технологический

Шифр и название специальности

5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии»

Курс, семестр

3;6

Цикл дисциплины

ПД/КВ

Количество кредитов

5

Распределение часов по

 видам занятий

лекций практические лабораторные СРСП СРС
45 30 - 60 90

Время и место проведения учебной дисциплины (по учебному расписанию)

Лекционные занятия - к.9, ауд.

Практические занятия - к.9, ауд.

Лабораторные занятия - к.9, ауд.

Лектор

Тулегенова О.Ш. (тел. 87021241370), [email protected]

Преподаватели, ведущие занятия

Тулегенова О.Ш. (тел. 87021241370), [email protected]

ПРЕРЕКВИЗИТЫ И ПОСТРЕКВИЗИТЫ

Пререквизиты:        

Физика, электротехника и основы электроники, конструкция автомобилей

Постреквизиты:

Специальные дисциплины, курсовое и дипломное проектирование

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Дисциплина «Электроника и электрооборудование автомобилей» рассматривает общие вопросы и сведения об электрооборудовании транспортных и транспортно-технологических машин, связанные с назначением, устройством, принципами действия электронных устройств и электрических систем автомобиля. Изучаются характеристики функциональных узлов и элементов; общие положения о проектировании электрооборудования, методики расчета, типовые узлы и устройства, их унификация и взаимозаменяемость; технология и схемы электрообеспечения при технической эксплуатации, методы ресурсосбережения.

Цель учебной дисциплины: является изучение основ электроники и общих вопросов автомобильного электрооборудования, принципов работы и конструкций электронных узлов автомобиля, методики расчета типовых узлов и устройств, их унификации и взаимозаменяемости; технологии и схем электрообеспечения производства при технической эксплуатации, методов ресурсосбережения.

Задачи дисциплины: является приобретение студентами теоретических знаний и производственных навыков для последующей производственной инженерной деятельности

по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования транспортных машин и оборудования, научить студента разбираться в принципах работы электронных узлов и электрических систем, методах их диагностики и ремонта.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:  

- общие сведения об электрооборудовании автомобилей, характеристики его функциональных узлов и элементов, общие положения о проектировании электрооборудования, методики расчета, унификации и взаимозаменяемость узлов и деталей;

- сущность процессов, протекающих в приборах, аппаратах и цепях системы электрооборудования;

- характерные неисправности приборов, причины возникновения и признаки проявления неисправностей;

- современные методы диагностирования технического состояния электрооборудования, устройство и правила применения оборудования, приспособлений и инструмента для технического обслуживания электрооборудования автомобилей.

После изучения дисциплины студенты должны уметь:

- самостоятельно изучать новые конструкции приборов и аппаратов электрооборудования и автомобильной электроники;

- давать оценку происходящим процессам и на практике устранять возможные неисправности автомобильного электрооборудования.

В результате изучения дисциплины студент должен владеть:

- методами ремонта и диагностики технического состояния элементов электрооборудования автомобилей и возможностей его использования для совершенствования существующих технологических и рабочих процессов и технических систем, обеспечивающих эффективную и надежную эксплуатацию автотранспортных средств, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса на автомобильном транспорте.

В результате изучения дисциплины студент должен быть компетентным:

Знать: элементную базу электронных устройств автомобиля; влияние характеристик электрического и электронного оборудования на рабочие процессы ДВС.

Уметь: выполнять и читать функциональные, структурные и принципиальные электрические схемы электрооборудования; проверять, регулировать, находить неисправности и диагностировать основные виды электрического и электронного оборудования автомобилей на стендах, с помощью компьютерного мотор-тестера или сканера, газоанализатора, мультиметра;  самостоятельно осваивать новые типы электронного оборудования.

Владеть: общими сведениями об электрооборудовании автомобилей; навыками принятия решений при использовании имитационного моделирования функционирования систем пуска ДВС; навыками обработки экспериментальных результатов; навыками математического планирования эксперимента.

1. 3 СОДЕРЖАНИЕ И план ИЗУЧЕНИЯ учебной дисциплины

Наименование темы и ее содержание Коли- чество часов Рекомендуемая литература
1 2 3 4

МОДУЛЬ I

   
1 Тема 1. Введение. Основные понятия и определения 2

ОЛ1,ОЛ3, ОЛ4, ДЛ7

2 Тема 2. Общие требования к электрооборудованию автомобиля 2
3  Тема 3. Система энергоснабжения автомобиля.   Аккумуляторные батареи. 2
4 Тема 4. Генераторные установки 3
5 Тема 5. Регулирование напряжения генератора 3

Практические занятия

   
1 Тема 1. Принцип действия, конструкция, характеристики, оценка технического состояния и техническое обслуживание аккумуляторных батарей 3

  ОЛ1ОЛ2ДЛ5

ДЛ6

 

2 Тема 2. Конструкция, принцип действия характеристики и оценка технического состояния стартера 3
3 Тема 3. Конструкция, принцип действия, характеристики автомобильного генератора и оценка технического состояния  
4 Тема 4. Конструкция, принцип действия, характеристики и оценки технического состояния регуляторов напряжения    

Самостоятельная работа (СРСП+СРС)

   
1 Управление двигателем и трансмиссией 15

ОЛ5ОЛ1, ДЛ8 ДЛ9

2 Управление ходовой частью 15
3   Управление оборудованием салона и кузова 15

МОДУЛЬ II

   
6 Тема 6. Техническое обслуживание генераторных установок и аккумуляторной батареи. 3

ОЛ1, ОЛ2, ДЛ1

7 Тема 7. Система запуска двигателя 3
8 Тема 8. Система зажигания 3
9 Тема 9. Классическая батарейная система зажигания 3
10 Тема 10. Искровые свечи зажигания 3

Практические занятия

   
5 Тема 5. Конструкция, принцип действия, характеристики и оценки технического состояния катушки зажигания 3

  ОЛ1ОЛ2ДЛ5

ДЛ6

 

6 Тема 6. Устройство, характеристики и оценки технического состояния искровых свечей зажигания 3
7 Тема 7. Конструкция, принцип действия, характеристики и оценки технического состояния распределителя зажигания  

Самостоятельная работа (СРСП+СРС)

   
4 Управление бензиновым двигателем 15

ОЛ1, ДЛ2

5 Управление впрыском топлива 15
6 Электронное управление подвеской 15

МОДУЛЬ III

   
11 Тема 11. Электронные системы управления 3

ОЛ1, ОЛ2, ДЛ1

 

12 Тема 12. Управление впрыском топлива 3
13 Тема 13. Организация силовой проводки автомобиля 3
14 Тема 14. Приборная панель автомобиля 3
15 Тема 15. Вспомогательное электрооборудование 3
16 Тема 16. Система освещения 3

Практические занятия

8 Тема 8. Конструкция, принцип действия, характеристики и оценки технического состояния головного освещения фар автомобиля   3   ОЛ1ОЛ2ДЛ5 ДЛ6
9 Тема 9. Устройство, основные характеристики и особенности применения автомобильных проводов и предохранителей 3  
10 Тема 10. Конструкция, принцип действия, характеристики и оценки технического состояния электропривода вспомогательного оборудования на примере стеклоочистителя типа СЛ100 3  

Самостоятельная работа (СРСП+СРС)

   
7 Управление углом опережения зажигания 15

 

 

ОЛ1, ДЛ2

 

8 Электронные антиблокировочные системы 15
9 Электронное управление положением фар 15
10 Устройства управления стеклоочистителем 15

Всего:

225  

 

1. 4 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Классификация электрооборудования транспортно-технологических машин.

2. Условия эксплуатации электрооборудования.

3. Улучшение характеристик двигателей

4. Классификация электрооборудования транспортно-технологических машин.

5. Условия эксплуатации электрооборудования.

6. Номинальные параметры

7. Назначения и условия эксплуатации аккумуляторной батареи (АКБ)

8. Требования к стартерным АКБ.

9. Принцип работы АКБ.

10. Устройство и конструктивные схемы АКБ.

11. Характеристики АКБ.

12. Эксплуатация и неисправности АКБ.

13. Почему генераторы современных автомобилей обладают свойствами самоограничения максимального тока?

14. Для чего предназначен регулятор напряжения бортовой сети и на каких элементах он может быть построен?

15. С помощью какого элемента задается напряжение бортовой сети и контактно-транзисторных регуляторов?

16. Поясните принцип действия контактно-транзисторного регулятора напряжения бортовой сети.

17. Способы регулирования напряжения генераторов

18. Типы регуляторов напряжения.

19. Электрические схемы регуляторов напряжения.

20. Объясните принцип работы генератора переменного тока и преобразователя переменного тока в постоянный.

21. Расскажите об устройстве и разновидностях конструкций генераторов переменного тока.

22.  Для чего нужен и как работает регулятор напряжения вибрационного типа?

23.  Как устроен и работает бесконтактный регулятор напряжения?

24.  Как устроен и работает свинцово-кислотный аккумулятор?

25. Какую маркировку применяют для аккумуляторов?

26.  Что такое емкость аккумуляторной батареи?

27.  Перечислите основные неисправности генераторных установок и способы их устранения.

28.  Перечислите основные неисправности аккумуляторных батарей и способы их устранения.

29. Из каких частей состоит катушка зажигания?

30. Как устроен прерыватель?

31. Как устроен распределитель?

32. Зачем в прерывателе установлен конденсатор?

33. Каково соотношение витков первичной и вторичной обмоток катушки зажигания?

34. Как отличается зависимость U2ш=f3(n, Rш=∞) от соответствующей зависимости в классической контактной системе?

35. Зависит ли величина тока i1 от угла замкнутого состояния контактов прерывателя и почему?

36. Почему ток, проходящий через контакты iк, с увеличением частоты уменьшается?

37. Сравните кривую первичного тока i1 с кривой тока через контакты iк по величине и по характеру зависимости от частоты n.

38. Почему при уменьшении частоты n от средних значений первичный ток увеличивается, а напряжение U2m уменьшается?

39. Почему первичный ток i1 с увеличением частоты n уменьшается?

Каким образом осуществляется воспламенение топливной смеси в карбюраторном двигателе? 

40. Какие конструкции механических и электронных устройств применяют для коммутирования тока в первичной обмотке катушки зажигания?

41. Для чего устанавливают конденсатор параллельно контактам прерывателя?

42. Для чего нужен, как устроен и работает центробежный регулятор угла опережения зажигания?

43. Объясните устройство и работу вакуумного регулятора опережения зажигания.

44. Что такое октан-корректор и для чего он нужен?

45. Как устроены катушка и свечи зажигания?

46. Для чего нужен контроллер?

47. Какие датчики используют для совместной работы с контроллером?

48. Объясните принцип функционирования электронных распределителей зажигания.

49. Расскажите об устройстве управления экономайзером принудительного холостого хода карбюратора. Для чего это устройство необходимо?

50.  Что дает применение в двигателе системы электронного впрыска топ-лива?

51.  Какие элементы содержит система электронного впрыска? Каково назначение этих элементов?

52.  Какие отличительные особенности имеет система электронного впрыска для дизеля?

53.  Какие виды исходной информации используют в системах электронного впрыска?

54. Расскажите об устройстве датчиков для получения исходной информа-ции в системе электронного впрыска.

55.  Какая информация хранится в ПЗУ процессора системы электронного впрыска и как она используется в процессе изменения нагрузки на автомобиль?

56. Объясните назначение полупроводникового диода.

57. Какими параметрами характеризуется полупроводниковый диод?

58. Что такое обратный ток диода?

59. Нарисуйте осциллограмму однополупериодного выпрямления.

60. Нарисуйте осциллограмму двухполупериодного выпрямления.

61. Какими основными параметрами характеризуется резистор?

62. Какими основными параметрами характеризуется конденсатор?

63. Расскажите об устройстве стеклоочистителя и стеклоомывателя.

64. Как осуществляется прерывистая работа стеклоочистителя?

65. Расскажите о системе автоматического управления стеклоочистителем.

66. Для чего необходима и как работает автоматическая система управления положением фар автомобиля?

67. Расскажите о принципе действия устройства для поддержания заданной скорости автомобиля.

68. Как устроен и работает электровакуумный привод дроссельной за-слонки?

69. В каких единицах измеряется емкость конденсатора?

70. Объясните назначение и принцип действия стабилитрона.

71. Нарисуйте вольт-амперную характеристику диода.

72. На каком участке вольт-амперной характеристики работает стабилитрон?

73. Что такое транзистор и для чего он предназначен?

74. Какие способы включения транзисторов Вы знаете? Какой из них является наиболее распространенным?

75. Что представляет собой АБ?

76. Напишите уравнения химических процессов, происходящих в аккумуляторе при зарядке и разрядке.

77. Какие способы заряда АБ Вы знаете?

78. Каковы существующие способы заряда батарей, их достоинства и недостатки?

79. От чего зависит сила зарядного тока аккумулятора?

80. Чем опасен перезаряд аккумулятора? Каковы возможные причины перезарядки батареи на автомобиле?

81. Как изменяется вольт-амперная характеристика батареи с увеличением разряженности батареи?

82. Для чего необходимо знать вольт-амперную характеристику АБ?

83. Для чего измеряют уровень электролита в аккумуляторах, на что он влияет?

84. О каком параметре технического состояния АБ можно судить по плотности электролита?

85. Почему вводят температурную поправку для плотности электролита при оценке технического состояния аккумулятора?

86. Для определения какого параметра технического состояния аккумулятора необходимо знать плотность электролита после последней зарядки?

87. Какие параметры технического состояния аккумуляторов позволяет оценить нагрузочная вилка?

88. Что представляет собой нагрузочная вилка?

89. Каким образом можно оценить емкость аккумулятора с помощью нагрузочной вилки?

90. Каковы показания нагрузочной вилки разряженного и заряженного аккумулятора?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.5.1 Основная литература (ОЛ)

1. Акимов, Сергей Валентинович. Электрообордование автомобилей: учебник для вузов / С.В. Акимов, Ю.П. Чижков. – М.: За рулем, 2005. – 336 с.

2. Чижков, Юрий Павлович. Электрооборудование автомобилей: курс лекций: [Для студ. вузов] / Ю.П. Чижков. – М.: Машиностроение, 2002. – 240 с.

3. Туревский, Илья Семенович. Электрооборудование автомобилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / И.С. Туревский, В.Б. Соков, Ю.Н. Калинин. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. – 368 с.

4. Яковлев, Вадим Фридрихович. Диагностика электронных систем автомобиля: учеб. пособие / В.Ф. Яковлев. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 272 с.

5. Соляник, Алексей Григорьевич. Электроника и электрооборудование транспортных и транспортно технологических машин: лабораторный практикум / А.Г. Соляник. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. – 42 с.

1.5.2 Дополнительная:

6. Соснин, Дмитрий Александрович. Новейшие автомобильные электронные системы: учеб. пособие для спец. по ремонту автом., студ. вузов и колледжей / Д.А. Соснин, В.Ф. Яковлев. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 240 с.

7. Астратов, Борис Вадимович. Электронное оборудование автомобилей: диагностика и техническое обслуживание: практическое пособие спец. по ремонту и владельцам автомобилей / Б.В. Астратов, Д.А. Соснин, А.А. Тюнин. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 288 с.

8. Гаврилов, Константин Львович. Практическое руководство по диагностике и ремонту электрооборудования легковых и грузовых автомобилей иностранного и отечественного производства: учебно-практическое пособие для вузов / К.Л. Гаврилов. – М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2005. – 224 с.

9. Соснин, Дмитрий Александрович. Автотроника. Электрооборудование и системы бортовой автоматики современных легковых авто-мобилей: учеб. пособие спец. по ремонту и владельцам автомобилей / Д.А. Соснин; [Моск. автомобильно-дор. ин-т (техн. ун-т)]. – М.: СОЛОН-Р, 2005. – 272 с.

                                    1.5.3 Технические средства

Мультимедийные устройства +
Компьютеры +
Слайды +
Лабораторные стенды +

1.6 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Вид занятия/недели 1 2 3 РК1 4 РК 2 6
Лекции + + +                       РК1 + РК 2

Экзамен

Практические + + +                 РК1 + РК 2

+-контроль выполнения на учебных занятиях

1.6.1 Тематический план заданий по СРС

Тема задания Задания СРС Цель и содержание задания Литература Форма контроля Коли чест во бал лов
1 Управление двигателем и трансмиссией Изучить заданную тему, законспектировать в тетрадь. Особенности работы электрооборудования автомобилей ОЛ1, ДЛ2   СР 100
2 Управление ходовой частью Изучить заданную тему, законспектировать в тетрадь. Изучить конструкции электрооборудования ОЛ1, ДЛ2   СР 100
3 Управление оборудованием салона и кузова Изучить заданную тему, законспектировать в тетрадь. Самостоятельное изучение и составление конспекта по теме ОЛ1, ДЛ2   СР 100
4 Управление бензиновым двигателем Изучить заданную тему, законспектировать в тетрадь. Изучить управление бензиновым двигателем ОЛ1, ДЛ2   ИЗ 100
5 Управление впрыском топлива Изучить заданную тему, законспектировать в тетрадь. Знать управление впрыском топлива ОЛ1, ДЛ2   ИЗ 100
6 Электронное управление подвеской Изучить заданную тему, сделать доклад-презентацию Изучить электронное управление подвеской ОЛ1, ДЛ2   ИЗ 100
7 Управление углом опережения зажигания Изучить заданную тему, законспектировать в тетрадь. Изучить физические основы ОЛ1, ДЛ2   ИЗ 100
8 Электронные антиблокировочные системы Изучить заданную тему, законспектировать в тетрадь. Изучить электронные антиблокировочные системы ОЛ1, ДЛ2   ИЗ 100
9 Электронное управление положением фар Изучить тему и подготовить реферат Изучить электронное управление положением фар ОЛ1, ДЛ2   ИЗ ПК 100
10 Устройства управления стеклоочистителем Изучить заданную тему, законспектировать в тетрадь. Изучение различных способов эксплуатации стеклоочистителей ОЛ1, ДЛ2   ИЗ 100

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.