Дискреционная и недискреционная фискальная политика. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

2022-02-11 26
Дискреционная и недискреционная фискальная политика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делит­ся на дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика — целенаправ­ленное изменение величин государственных расходов, нало­гов и сальдо государственного бюджета в результате специ­альных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.

Рассмотрим механизм дискреционной фискальной поли­тики, используя кейнсианскую модель макроэкономического равновесия (рис. 5.3). Проанализируем воздействие государ­ственных закупок на объем совокупного дохода (выпуска). Предположим, что совокупные расходы (АЕ) первоначально включают потребительские расходы С, инвестиции I, госу­дарственные закупки G 1. Графически их можно представить в виде кривой С + I + G 1. Экономика находится в равновесии в точке Е 1, равновесный выпуск составляет Y1.

Пусть в период спада производства правительство, стре­мясь поддержать совокупный спрос, приняло решение осу­ществить дополнительные закупки товаров и услуг на сумму ∆G = (G 2G 1). Эти государственные расходы будем считать постоянными для любого объема реального ВВП. Если госу­дарственные расходы увеличиваются на ∆G, значит, кривая планируемых расходов С + I + G1 переместилась вверх на эту же величину в положение С + I + G2. Увеличение совокупных расходов стимулировало рост объема ВВП с Y 1 до Y2. Точка макроэкономического равновесия переместится из Е1 в E 2. Из рис. 5.3 видно, что прирост реального ВВП превышает прирост государственных закупок, т.е. последние обладают эффектом мультипликатора.

  Мультипликатор государ­ственных закупок MG показывает изменение реального ВВП в результате изменения расходов государства. Механизмы действия мультипликатора государственных закупок и муль­типликатора инвестиций аналогичны. Рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное прираще­ние дохода, равное росту государственных расходов. Часть дохода, определенная предельной склонностью к потребле­нию, будет использована на потребление, что приведет к даль­нейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода. Следовательно, изменение государственных закупок приводит в движение такой же процесс мультипликации со­вокупного дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных закупок также можно определить по формуле

MG =                                  (5.1)

Для определения изменения реального совокупного дохо­да (выпуска) в результате роста государственных закупок не­обходимо умножить мультипликатор MG на прирост госу­дарственных расходов ∆ G.

Y = Y 2 – Y 1 = MG ž ∆ G.                 ( 5.2)

Для того чтобы государственные расходы имели более сильное стимулирующее действие, они не должны финанси­роваться за счет налоговых поступлений. Увеличение налоговых ставок, наоборот, снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема ВВП. Поэтому рост госу­дарственных расходов, как правило, сопровождается бюд­жетным дефицитом.

Дискреционная фискальная политика предполагает так­же изменение трансфертных платежей. Однако эффектив­ность их воздействия на совокупные расходы, а значит, и на объем дохода (выпуска) несколько меньше, нежели эф­фективность государственных закупок. Это связано с тем что выплата трансфертов приводит к увеличению доходов населения, но только часть прироста дохода, определяемая предельной склонностью к потреблению, используется им на потребление, увеличивая на соответствующую величину объем совокупных расходов.

Мультипликатор трансфертов MTR показывает, во сколько раз возрастет (сократится) реальный совокупный доход (ВВП) при увеличении (уменьшении) трансфертных расходов на единицу. Это отношение изменения объема вы­пуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов

М TR = mpc / (1 - mpc).          (5.3)

Аналогичное мультипликативное воздействие на равно­весный уровень дохода окажет и снижение налогов Т.

Допустим, что при совокупных расходах C1 + I + G равно­весное состояние достигалось в точке Е1 при совокупном до­ходе Y1 (рис. 5.4).

Если налоговые отчисления снижаются на ∆Т, то распо­лагаемый доход возрастает на такую же величину. Свои до­ходы население использует на потребление и сбережение, соотношение между изменениями которых определяет пре­дельная склонность к потреблению трс. Поэтому снижение налога вызовет увеличение потребительских расходов на трс ž ∆ Т. Их величина будет равна С2 = C1 + трс ž ∆Т. На та­кую же величину, как и потребление, возрастут и совокуп­ные расходы, кривая С1 + I + G сдвинется вверх, в положе­ние С2 + I + G.

Точка макроэкономического равновесия переместится из Е1 в E2, объем равновесного ВВП увеличится с Y 1 до Y2. Причем прирост совокупного дохода (выпуска) ∆Y = Y2 – Y1 превышает изменение автономных налогов (∆Т), что свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Он показы­вает изменение реального ВВП в результате изменения нало­говых поступлений в бюджет.

Мультипликатор автономных налогов МT — коэффи­циент, показывающий, во сколько раз сократится (возрас­тет) реальный совокупный доход (ВВП) при увеличении (уменьшении) автономных налогов на единицу. Поскольку увеличение налогов приводит к сокращению совокупного до­хода (выпуска) и наоборот, то мультипликатор автономных налогов будет отрицательной величиной. Налоговый муль­типликатор

MT = ∆ Y / ∆ T = - mpc / (1 – mpc). (5.4)

Изменение налогов оказывает меньшее влияние на вели­чину совокупных расходов, а следовательно, и на объем на­ционального продукта, чем изменение государственных за­купок. Это объясняется тем, что рост налогов частично ком­пенсируется сокращением совокупных расходов, а частично уменьшением сбережений, в то время как изменения госу­дарственных закупок влияют только на совокупные расхо­ды. Поэтому мультипликатор налогов меньше мультиплика­тора государственных расходов.

При реализации фискальной политики часто в качестве инструментов одновременно используются как государствен­ные расходы, так и налоги. Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту лее величину, то сальдо государственного бюджета при этом не изменяется и бюджет остается сбалансированным. При этом одновременное увеличение государственных закупок и налогов обусловит рост совокупного дохода (выпуска) на ве­личину, равную первоначальному приросту государствен­ных закупок и автономных налогов. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, кото­рый в идеале равен 1.

Бюджет полной занятости — соотношение государ­ственных расходов и доходов (дефицит или излишек), кото­рое сложилось бы, если экономика в течение года функцио­нировала в условиях полной занятости.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.