Основные этапы и составные компоненты конфликта. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Основные этапы и составные компоненты конфликта.

2022-02-11 29
Основные этапы и составные компоненты конфликта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конфликт — это предельное обострение противоречий. Умение понимать причины возникновения, особенности протекания конфликта, находить оптимальные способы разрешения конфликтных ситуаций необходимо каждому педагогу, как в исследовательских, так и в практических целях. Для правильного управления ситуацией конфликта, для организации коррекционной работы по нейтрализации его отрицательных последствий важно выделить его структурные и динамические «составляющие».

Основными структурными компонентами (элементами) конфликта являются база конфликтаиинцидент.

База для конфликта или конфликтная ситуация может существовать продолжительное время без всякого инцидента и даже вообще не вылиться в открытое столкновение. К базе конфликта могут относиться причина конфликта (наличие внешних или внутренних противоречий между участниками конфликта) и участники конфликта— это противостоящие друг другу стороны (оппоненты), которые отстаивают свои позиции в споре.

Инцидент — действия участников конфликта, направленные на овладение объектом конфликта. Объект конфликта предмет спора, то, на что претендуют конфликтующие стороны. Его непременной характеристикой является неделимость. Таким образом, обязательными структурными компонентами конфликта яв­ляются конфликтная ситуация и инцидент, а обязательными элементами конфликтной ситуации являются участники и объект конфликта.

На практике важно уметь различать конфликт и конфликтнуюситуацию, не отождествляя их.

Конфликт может считаться разрешенным только в том случае, если исчезнет конфликтная ситуация и будут исчерпаны причины конфликта. Устранение инцидента не может считаться разрешением конфликта, если не ликвидирована сама конфликтная ситуация. Она лишь приводит к переходу конфликта в скрытую форму.

В одном большом конфликте иногда можно наблюдать целую цепь конфликтных взаимодействий (элементарных конфликтов). Об окончании одного элементарного конфликта и начале другого можно судить по изменению его основных структурных элементов: конфликтной ситуации, прекращении одного инцидента и начале другого.

Психологическая позиция - это та условная сила, которая определяет успех или поражение сторон ситуации в разрешении конфликта. Психологические позицииучастников конфликта могут быть личностными (когда выступают от своего имени и в споре преследуют собственные интересы) или групповыми(в споре преследуются коллективные цели). Стратегия поведения сторон в конфликте преследует цель повысить свою собственную позицию, чтобы добиться «перевеса сил» в свою пользу.

Общим принципом, которым следует руководствоваться при оценке психологических (субъективных) последствий конфликта, является влияние конфликта на способность каждого из его участников получить некоторый новый опыт, способный изменить его поведение в будущем. Конструктивное зерно нового опыта заключается в том, что участник конфликта в состоянии стать в позицию своего противника и осознать мотивы, побудившие его к конфликту. Этот новый психологический поворот в сознании является для участников конфликта толчком к пересмотру своих мотивов, целей и средств, используемых ими в конфликтном взаимодействии, а, следовательно, побуждением к психологической перестройке личности. В этом смыс­ле конфликт ориентирован на будущее: если его участники смогли извлечь из него уроки, то он психологически эффективен, если же нет, то неэффективен, а возможно, и вреден. В обязанности каждого педагога (в том числе руководителя группы образовательного учреждения) входит управление конфликтом, имеющее своей целью сделать его эффективным.

Конфликт часто является симптомом каких-то упущений и недостатков в работе образовательного заведения. Важно понять его как симптом, использовать для выявления недо­статков, чтобы улучшить качество обучения и воспитания. Если конфликт возник неожиданно для педагога, то это означает, что тот не сумел увидеть существовавшую в основе его работы конфликтную ситуацию, но именно теперь ему представилась такая возможность. Нужно помнить, что устранить инцидент — это вовсе не означает устранить конфликт: необходимо разобраться в мотивах и позаботиться об эффективности его последствий.

Чтобы выявить причину конфликта, недостаточно владеть основными понятиями его структуры. Существуют разные причины возникновения педагогических конфликтов: объективные условия организации образовательно-воспитательного процесса в том или ином учебном заведении, социально-психологические, индивидуально-психологические, возрастные, тендерные особенности индивидов, приводящие к обострению внутригрупповых или межличностных взаимодействий.

В зависимости от того, какие факторы и причины выделяются при рассмотрении конфликта, его может анализировать на разных уровнях:

· социальном - анализ условий организации педагогического процесса;

· социально-психологическом - анализ социально-психологического строения и особенностей участвующих в конфликте сторон;

· индивидуально-психологическом.

В каждом конфликте заложено неповторимое сочетание факторов, которые являются причиной, обусловившей конфликт. Основные его этапы: возникновение конфликта; инцидент; разрешение конфликта.

Возникновение конфликта связано с обострением внешних или внутренних противоречий, преодоление которых сопровождается отрицательными эмоциональными переживаниями. Мотивы конфликтующих сторон определяются идеями, желаниями, целями, ценностями, стремлениями к утверждениям приблизительного равенства или превосходства.

Инцидент — открытое столкновение, осознаваемое участниками как конфликт; действия участников конфликта направлены на овладение его объектом.

Разрешение конфликта — это ликвидация конфликтной ситуации и связанных с нею противоречий. Устранение инцидента еще не может считаться разрешением конфликта, по­скольку переводит его в скрытую форму. При возникновении конфликта педагогу необходимо знать, что значимой особенностью любого межличностного взаимодействия является полимотивированность. Центрация педагога на своих собственных потребностях, на требованиях администрации или запросах коллег препятствует установлению личностно-равноправных диалогических взаимодействий с учащимися. Поэтому условием диалогизации педагогической системы является формирование «гуманистической» центрации.

Рассмотрение основных этапов и составных компонентов конфликта было подробным, так как с ними тесно связан процесс формирования личностных ресурсов разрешения конфликтов вообще и педагогических в частности. Этот процесс не простой, связан со сложностью самого опыта, который приобретается постепенно. Поэтому в работе по формированию личностных ресурсов разрешения конфликтов можно выделить несколько последовательных этапов, прохождение через которые является важным условием приобретения необходимого опыта педагогического взаимодействия.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.