Различия между менеджером и лидером (по А.Н. Дятлову) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Различия между менеджером и лидером (по А.Н. Дятлову)

2022-02-11 43
Различия между менеджером и лидером (по А.Н. Дятлову) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
Основа действий – план Основа действий – видение, перспективы
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионал Энтузиаст
Принимает решения Превращает решение в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем

Источник: Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации».– М.: ИНФРА-М, 1999.

 

Однако важно понимать, что лидерство - это не личностные качества, не полномочия, не мотивация и не идеология, как оно иногда ошибочно трактуется в переводной литературе. В первую очередь, лидерство - это система взаимоотношений в группе, когда один человек (лидер) выступает с инициативой и берет на себя ответственность за действия группы и их возможные последствия, а другие (последователи) готовы следовать предложенной инициативе и прикладывать для этого значительные усилия.

Таким образом, менеджер и лидер - понятия абсолютно различные: менеджер - это должность, а лидер - признание группы; менеджер по сути - исполнитель чужой воли (собственника, совета директоров, других менеджеров), лидер же - всегда инициатор и инноватор. Фраза, ставшая классической: managers do things right and leaders do right things, смысл которой заключается в том, что (хорошие) менеджеры правильно исполняют задания, а (эффективные) лидеры - определяют, что нужно исполнять.

Вернемся к сопоставлению качеств, присущих менеджеру и лидеру.

Во-первых, менеджер администрирует, а лидер занимается инновациями. То есть, менеджер дает основные инструкции, модерирует и контролирует работу персонала, полагаясь на уже существующие решения, в то время как лидер не только понимает и принимает необходимость перемен и инноваций, генеририруя новые идеи и подходы в своей области, но и управляет процессом изменений в сложной организации в рамках продолжительной стратегической программы изменений, побуждая других к инновациям, трансформируя и направляя организацию к новым перспективам и развитию.

Во-вторых, менеджер поручает, а лидер вдохновляет. Если менеджер устанавливает четкие задачи и дает конкретные задания, то лидер вовлекает команду в коллективное решение проблем, добиваясь от них самоотдачи при выполнении планов, стратегии. Кроме того, для того, чтобы вдохновить сотрудников, лидер заботится о позитивной атмосфере внутри команды, поощряет и премирует явное развитие, а также создает культуру, в которой принято праздновать успех. Поэтому в таких фирмах, как Dell, Google, Southwest Airlines, Apple и Wallmart распространены летучки и вечеринки. Джон Абель, основатель многомиллиардной компании Boston Scientific, подтверждает необходимость подобных мероприятий: «Ты получаешь то, что празднуешь». Кроме того, для того, чтобы стимулировать сотрудников к развитию, лидер побуждает членов команды обсуждать их персональные потребности в развитии, ставит общие задачи в области развития человека на текущей должности и систематически ищет разные ресурсы для повышения эффективности членов своей команд и развития.

В-третьих, если менеджер руководствуется целями других, то лидер разрабатывает собственные цели. Менеджер передает команде коллективные цели в одностороннем порядке и планирует пути выхода из непредвиденных ситуаций в целях достижения целей. Лидер, напротив, определяет и анализирует альтернативы, оценивает их издержки, риски и пользу для организации. Таким образом, он устанавливает амбициозные цели для себя или команды в целом, используя соответствующую систему показателей, и при этом показывает другим как их цели соотносятся с его целями и со стратегией компании.

В-четвертых, менеджер действует в соответствии с планом, а лидер всегда оценивает перспективы. Только при необходимости менеджер адаптирует краткосрочные планы к изменениям бизнес приоритетов компании в своей зоне ответственности. Между тем, лидер всегда принимает во внимание задачи, потребности и приоритеты других подразделений компании. Кроме того, он приветствует вклад и мнения других при выработке конкретных решений и планов.

Следующим различием является то, что менеджер полагается на систему, а лидер полагается на людей. Лидер устанавливает культуру сотрудничества во всей организации и создает благоприятный климат и поддерживает коммерческое поведение в организации. Он перенимает элементы поведения, деловые подходы и профессиональные привычки различных людей и культур или адаптируется к ним, а также активно вовлекает коллег в принятие решений.

Кроме того, менеджер использует доводы, а лидер – эмоции. Председатель правления корпорации Apple Стив Джобс является истинным лидером, и вдохновляет своих сотрудников тем, что проявляя свои наилучшие качества, они могут «оставить свой след во вселенной».

Ещё одно различие заключается том, что менеджер контролирует, а лидер доверяет. Менеджер обрисовывает четкую картину курса изменений, устанавливает жесткие показатели эффективности, отслеживает прогресс и несоответствующее поведение. Таким, образом, он следит за работой команды, соотносит ее успехи с поставленными целями или контрольными точками.

Одним из примеров эффективного контроля в организации является корпорация Satyam Computer Services, работающая в сфере промышленных технологий. Численность сотрудников компании превышает 25 000 человек, полторы тысячи из которых являются топ-менеджерами. В их подчинении находится полторы тысячи подразделений и функциональных структур. В свою очередь, лидер доверяет сотрудникам и принимает существование различных точек зрения и индивидуальных отличий. Он стремится, в той или иной степени, понять сложности и нюансы индивидуальных особенностей и межкультурной коммуникации и взаимодействия на рабочем месте, инвестируя в построение отношений с другими. Благодаря эффективному контролю компания достигла оборота в более 1 млрд. долларов. 

Кроме того, менеджер поддерживает движение, а лидер дает импульс движению. Менеджер оказывает помощь или поддержку инициатив, ведущих к переменам. Основатель бренда Tom’s of Maine Том Чаппел побуждает к инновациям в своей компании, проявляя свои лидерские качества: «Успех – это значит, что линию вашего поведения никогда не определяет конкуренция. Напротив – именно вы сами должны определять своё поведение исходя из той точки зрения, которая вам максимально близка». 

Менеджер является истинным профессионалом в своем деле, а лидер, скорее, энтузиастом. Менеджер видит, какой вклад его сфера/функция вносит в прибыльный рост организации. Знает, каковы планы по его сфере ответственности; хорошо знает свою среду, в которой непосредственно оперирует. Он мыслит в контексте существующих проблем и вопросов, а также демонстрирует понимание основных вопросов в своей сфере ответственности. Лидер, в свою очередь, вырабатывает новые инициативы, направленные на получение прибыли, и затрагивающие не только его собственную сферу ответственности.

Следующее различие заключается в том, что менеджер принимает решения, а лидер превращает решение в реальность, внедряя существенные улучшения в процессы, возможности, методы или практику в значительной части компании, которые оказывают существенное влияние на финансовые показатели. Подобная культура лидерства хорошо развита в корпорации Nike.

Кроме того, менеджер делает дело правильно, а лидер делает правильное дело. Лидер принимает жесткие решения, Подробную информацию об этом можно найти в книге специалиста по рекламе Донни Дейча: «Часто ошибаюсь, никогда не сомневаюсь».

Менеджер уважаем, а лидер обожаем. При этом лидер принимает на себя более высокие риски, чтобы получить более высокую выручку или конкурентное преимущество. Лидер не боится и не избегает конфликтов и критики. Руководитель американской компании WinPlus Дэн Шин сформулировал основной принцип культуры лидерства следующим образом: «Великие люди возводят себе монументы из тех камней, которые швыряют в них критики». Стремятся понять соображения и чувства других.

Тем не менее, несмотря на многие преимущества лидера, он не важнее менеджера и не может его заменить. Если организация хочет выжить и тем более добиться успеха в современных условиях, ей необходимы и менеджеры, и лидеры. В идеале руководитель должен сочетать умелое лидерство с грамотным менеджментом и использовать их как две взаимодополняющие силы.

Однако с точки зрения психологии, человек не способен быть одновременно менеджером и лидером, так как это люди совершенно разных типов. Поэтому для того, чтобы найти способ обучать грамотных менеджеров и одновременно воспитывать талантливых лидеров, компаниям необходимо понимать и учитывать все различия между ними.   

        

Подходы к определению значимых факторов эффективного лидерства:

• теории личностных качеств лидера;

• поведенческие теории лидерства;

• теории лидерства, основанные на ситуационном подходе;

• теории харизматических качеств лидеров.

 Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства.

СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи.

 

2. Поведенческие теории лидерства

Традиционная система

По традиционной системе классификации, стиль может быть автократичным (это одна крайность), либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. А также демократический стиль.

 

АВТОКРАТИЧНЫЙ лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям.

Автократ, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

 Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает названиеблагосклонного автократа.

И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он применяет свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника. Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя.

  ДЕМОКРАТИЧНЫЙ руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

Объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал.

  Демократичный лидер пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. В некотором смысле он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их работа, по природе своей, сама является вознаграждением. Он также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Он вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ стиль руководства (попустительский) – когда руководитель дает полную свободу действий работникам. Считая, что они абсолютно ответственные люди.

 

Теория Мак Грегора

Дуглас Мак Грегор (1906—1964) — американский социальный психолог. Предложил теорию X и теорию Y.

Согласно теории “Х”:

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Согласно теории «Y»:

1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней. 2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

 

Теория Лайкерта

Ренсис Лайкерт (Ликерт - Rensis Likert, 1903–1981) - американский социолог и психолог, внесший вклад в обоснование методов исследования социального поведения.

 Р. Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства:

Система 1 Система 2 Система 3 Система 4
Эксплуататорско- авторитарная Благосклонно- авторитарная Консультативная Партиципативно- демократическая (Основанная на участии)


Он описывает руководителей, относящихся к

системе 1, как эксплуататорско-авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа.

Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях -наказанием.

Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.

Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.