Тема 8. Акватренинг в системе физического воспитания ребенка — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 8. Акватренинг в системе физического воспитания ребенка

2022-02-10 66
Тема 8. Акватренинг в системе физического воспитания ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов об организации и проведении акватренинга при мышечном гипотонусе и гипертонусе.

2. Развивать навыки применения рефлекторных упражнений, учитывать особенности поддержки ребенка в воде взрослым, ориентироваться в методике проведения акватренинга.

Задание: Составить картотеку рефлекторных упражнений в воде. Конспект по авкватренингу.

Форма отчетности: Картотека упражнений в воде. Конспект занятий с ребенком по акватренингу.

Обязательная литература:

1.Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Н.М. Назаровой – 5-е изд., испр. М.: Владос, 2011.

2.Шипицина Л.М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение в детей в учреждениях различного типа СПб, 2010

Список дополнительной литературы и учебно-методических материалов:

Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с

Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

136. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

137. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

138. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

139. Лебедев Б.В. Неврология раннего детского возраста / Б.В. Лебедев, Ю.Н. Барошнев.– Л, 1981.

140. Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева.– Л., 1986.

141. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

142. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко.– М.: Физкультура и спорт, 1986.

143. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д. Губерт, М.Г. Рысс / под ред. проф. А.Ф. Тура.– Просвещение, 1972.

144.  Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / М.И. Фонарев.– М.: Медицина, 1983.

1. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова.– М., 1981.

2. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / П. Лич.– СПб., 1993.

3. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

1..

2. http://59.ru/forum/

3. http://www.mail.ru/

4. http://www.defektolog.ru/

Тема 9. ЛФК и массаж при ассиметрии мышечного тонуса

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов о последовательности мероприятий при организации ЛФК и массажа при асимметрии мышечного тонуса (первичная диагностика, массаж).

2. Развивать навыки применения лечебной гимнастики, методов пассивной миорелаксации, контрольного тестирования.

3. Формировать умение использовать упражнения лечебной гимнастики, рекомендуемые при асимметрии мышечного тонуса

Задание: подготовка к проведению ЛФК и массаж при ассиметрии мышечного тонуса.

Студенты осуществляют подготовку и проведение ЛФК и массажа при ассиметрии мышечного тонуса.

Форма отчетности: конспекты ЛФК и массажа.

Литература:

Обязательная литература:

1.Специальная педагогика: Учеб. пособие  для студентов вузов/ Под ред. Н.М. Назаровой – 5-е изд., испр. М.: Владос, 2011.

2.Шипицина Л.М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение в детей в учреждениях различного типа СПб, 2010

Список дополнительной литературы и учебно-методических материалов:

Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с

Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

145. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

146. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

147. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

148. Лебедев Б.В. Неврология раннего детского возраста / Б.В. Лебедев, Ю.Н. Барошнев.– Л, 1981.

149. Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева.– Л., 1986.

150. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

151. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко.– М.: Физкультура и спорт, 1986.

152. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д. Губерт, М.Г. Рысс / под ред. проф. А.Ф. Тура.– Просвещение, 1972.

153.  Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / М.И. Фонарев.– М.: Медицина, 1983.

1. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова.– М., 1981.

2. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / П. Лич.– СПб., 1993.

3. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

1. http://59.ru/forum/

2. http://www.mail.ru/

3. http://www.defektolog.ru/

Тема 10. Планирование работы по организации педагогической системы средств и методов физической культуры для реабилитации детей раннего возраста

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов о модели режима двигательной активности для детей с неврологическими нарушениями.

2. Формировать представления о требованиях к составлению комплексов массажа и гимнастики.

3. Развивать навыки анализа примерных комплексов ЛФК и массажа для детей с 1 месяца до 3 лет.

Задание: альбом гимнастики и массажа для детей 1 года жизни, анализ прокомплексов, план по ЛФК.

Форма отчетности: альбом, анализ конспектов ЛФК и массажа, планов ЛФК.

Обязательная литература:

1.Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Н.М. Назаровой – 5-е изд., испр. М.: Владос, 2011.

2.Шипицина Л.М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение в детей в учреждениях различного типа СПб, 2010

Список дополнительной литературы и учебно-методических материалов:

Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с

Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

154. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

155. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

156. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

157. Лебедев Б.В. Неврология раннего детского возраста / Б.В. Лебедев, Ю.Н. Барошнев.– Л, 1981.

158. Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева.– Л., 1986.

159. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

160. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко.– М.: Физкультура и спорт, 1986.

161. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д. Губерт, М.Г. Рысс / под ред. проф. А.Ф. Тура.– Просвещение, 1972.

162.  Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / М.И. Фонарев.– М.: Медицина, 1983.

1. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова.– М., 1981.

2. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / П. Лич.– СПб., 1993.

3. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

1. http://59.ru/forum/

2. http://www.mail.ru/

3. http://www.defektolog.ru/

7.4. Методические рекомендации преподавателю

Предмет «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» рассчитан на 80 учебных часов, из которых 40 часов отводится на лабораторные и практические занятия, оставшееся время рассчитано на самостоятельные занятия студентов.

Курс изучается после освоения основных теоретической положений в рамках предмета «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» и предполагает овладение студентами умениями и навыками планирования и реализации комплексов гимнастики и массажа для детей раннего возраста на основе непосредственного выполнения лабораторных заданий.

Преподавание курса требует от преподавателя владения навыками проведения массажа и гимнастики с детьми раннего возраста с разными неврологическими диагнозами, ведения дискуссии со студентами, организации обсуждения студентами различных вопросов.

Курс представлен 10 темами, отражающими содержание организации физической реабилитации в раннем возрасте. Наибольшее внимание педагогу следует уделить освоению студентами тем, связанных с характеристикой неврологических нарушений и основами методики реабилитации детей средствами массажа и гимнастики, а также анализом результатов наблюдений за работой массажиста в СКОУ и формулированием выводов.

Наибольшее количество часов отводится на изучение тем, предполагающих реализацию упражнений лечебной гимнастики и массажа. Это диктуется необходимостью больших временных затрат на проведение студентами собственных комплексов и посещение занятий с детьми, проводимых другими студентами группы.

Преподаватель осуществляет текущий и итоговый контроль за освоением студентами учебного курса, а также за выполнением студентами заданий для самостоятельной работы.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Порядок проведения текущего контроля по дисциплине:

Входной контроль проводится для всех студентов, начинающих изучать дисциплину. Входной контроль обеспечивает проверку знаний, умений и навыков, необходимых для изучения курса – теоретических представлений о ЛФК и массаже как основных средствах физической реабилитации детей. Входной контроль проводится в форме компьютерного тестирования по темам, рассмотрение которых проводилось в курсе «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии»: «Значение использования средств ЛФК для физической реабилитации детей раннего возраста», «Теоретические основы физического воспитания детей», «Характеристика неврологических нарушений». Для получения зачета по данной форме контроля студенту необходимо достигнуть 25%-го уровня освоения знаний.

Рубежный контроль по дисциплине проводится после освоения первого раздела предмета в форме презентации доклада. Контроль проводится по критериям:

Актуальность и обоснованность темы  
Актуальна, обоснована 3
Тема актуальна, но недостаточно обоснована 2
Неактуальна, необоснованна 1
Формулировка научных характеристик доклада  
Соответствуют теме и содержанию доклада 3
Частично соответствуют теме и содержанию 2
Не соответствуют теме и содержанию 1
Целесообразность отбора средств ЛФК и массажа  
Выбор мероприятий соответствует целям и задачам доклада 3
Выбор мероприятий частично соответствует целям и задачам доклада 2
Мероприятия отобраны по случайному признаку 1
Качество доклада  
Высокий уровень организации, оформления 3
Недостаточность организации и оформления 2
Дезорганизованность, скудность оформления 1
Качество презентации доклада  
Содержательность и адекватность способа предъявления 3
Содержательность и неадекватность способа предъявления 2
Бессодержательность и неадекватность 1

 

Минимальное количество баллов для получения рубежного зачета – 11. До прохождения рубежного зачета допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой курса.

Контроль остаточных знаний проводится для всех студентов, изучавших дисциплину через 2 – 4 семестра после ее изучения в соответствии с графиком. Контроль остаточных знаний проводится в форме компьютерного тестирования по предметам «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» и «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» и включает задания, направленные на выявление уровня остаточных знаний и представлений студентов о теоретических основах ЛФК и массажа, их влияния на физическую реабилитацию детей раннего возраста, а также задания, направленные на выявление навыков и умений, предусмотренных программами курсов.

Текущей контроль является обязательной формой контроля усвоения дисциплины для всех студентов. К прохождению указанных видов текущего контроля допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой по изученным разделам. Студенты, которые не прошли текущий контроль, не допускаются к формам промежуточного контроля.

Порядок проведения промежуточной аттестации по предмету:

Промежуточная аттестация по курсу «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» проводится после выполнения студентами всех форм работы, предусмотренных программой.

Форма проведения зачета – доклад, материалы всех лабораторных работ. Критериями оценки доклада являются:

Актуальность и обоснованность темы  
Актуальна, обоснована 3
Тема актуальна, но недостаточно обоснована 2
Неактуальна, необоснованна 1
Формулировка научных характеристик доклада  
Соответствуют теме и содержанию доклада 3
Частично соответствуют теме и содержанию 2
Не соответствуют теме и содержанию 1
Целесообразность отбора средств и методов массажа и гимнастики  
Выбор мероприятий соответствует целям и задачам доклада 3
Выбор мероприятий частично соответствует целям и задачам доклада 2
Мероприятия отобраны по случайному признаку 1
Качество проведения комплекса массажа и гимнастики  
Высокий уровень организации, оформления 3
Недостаточность организации и оформления 2
Дезорганизованность, скудность оформления 1
Качество презентации доклада  
Содержательность и адекватность способа предъявления 3
Содержательность и неадекватность способа предъявления 2
Бессодержательность и неадекватность 1

Минимальное количество баллов для получения промежуточного зачета – 14. До прохождения зачета допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой.

 


Приложения

 

Примерный комплекс упражнений и массажа для детей от 1,5 до 3 месяцев 1. Массаж рук - поглаживание. Ладонью руки проводят по направлению от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Движение повторяют по 4-5 раз для каждой руки.2. Массаж живота - поглаживание. Ладонью руки производят круговое поглаживание живота в направлении по ходу часовой стрелки, минуя область правого подреберья (расположение печени). Круговое движение повторяют 6-8 раз.3. Массаж ног - поглаживание. Придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью другой руки поглаживают ее по наружной и задней стороне голении бедра (не касаясь внутренней его стороны) в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Движение повторяют по 4 - 6 раз для каждой ноги (рис. 9).4. Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение укрепляет мышцы спины. Ребенка повертывают на бок и, касаясь двумя пальцами кожи спины по обеим сторонам позвоночника, производят движение в направлении от ягодиц к плечевому поясу. Тактильное раздражение кожи спины вызывает рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение выполняют по одному разу в положении ребенка на правом и левом боку.Начиная с 2-месячного возраста комплекс массажа и гимнастики дополняется следующими упражнениями, способствующими укреплению мышц спины, шеи, стопы.5. Укладывание на живот. Ребенка кладут на живот, а его согнутые в локтях руки подкладывают ему под грудь.6. Рефлекторное ползание на животе. Ребенку, лежащему на животе с опоройна согнутые в локтях руки, слегка подпирают ладонью стопы. Это вызывает рефлекторное разгибание ног ребенка, вследствие чего он продвигается вперед и вновь сгибает ноги. Упражнение повторяют 2-3 раза.7. Массаж спины. Ребенка кладут на живот и поглаживают ему спину по направлению от ягодиц к шее тыльной поверхностью обеих рук и обратно от шеи к ягодицам - ладонями. Движение повторяют 4-6 раз.8. Рефлекторное разгибание спины и ног (имитация положения пловца). Лежащего на животе ребенка приподнимают на правой ладони, одновременно левойрукой придерживают его за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад, разгибание позвоночника и ног в тазобедренных суставах Упражнение проводят 1-2 раза.Помимо вышеприведенных специальных упражнений, укрепляющих мускулатуру спины, рекомендуется начиная с 2 месяцев класть ребенка на живот на 1-2минуты во все отрезки бодрствования.9. Массаж стоп. Ребенок лежит на спине.а) Поглаживание. Нога лежит ахилловым сухожилием на указательных пальцах обеих рук взрослого. Большими пальцами рук он поглаживает тыльную поверхность стопы ребенка от пальцев к голеностопному суставу и вокруг него.Движение повторяют 4-6 раз.б) Растирание пальцев стопы. Взрослый, проводящий массаж, помещает стопуребенка между ладонями своих рук и делает 4-6 легких растирающих движенийпоочередно для каждой ноги.10. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). Ребенок лежит на спине. Одной рукой слегка приподнимают ногу ребенка, держа голень на ладони. Указательным пальцем другой руки слегка надавливают на кожу подошвенной поверхности стопы ребенка у основания пальцев, вызывая этим рефлекторное сгибание пальцев стопы. Затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки и вновь слегка надавливают - появляется рефлекс веерообразного разгибания пальцев стопы. Упражнение повторяют по 3-4 раза для каждой ноги.11. Потанцовывание (ножной рефлекс). Ребенка держат двумя руками под мышки и, придав ему вертикальное положение, на мгновение касаются его ногами стола. От прикосновения к плотной поверхности полусогнутые ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных составах. Упражнение повторяют 4-6 раз.Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные.Активные упражнения - это произвольные упражнения, которые ребенок делаетсамостоятельно. Рефлекторные возникают непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечно-нервного аппарата. Пассивные упражнения производитмедицинская сестра. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разгибание ног). Комплексы физических упражнений Для детей от 1,5 до 3 месяцев                     Физиологические предпосылки: повышенный тонус мышц, рук и ног, наличиенекоторых врожденных рефлексов - подошвенный, ножной, спинной и др.Элементы массажа в этом возрасте - поглаживание, рефлекторные движения.1. Массаж рук (поглаживание).2. Массаж живота (поглаживание).3. Массаж ног (поглаживание).4. Выкладывание на живот.5. Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс).6. Массаж спины (поглаживание).7. Массаж стопы (поглаживание).8. Сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс).9. Рефлекторное ползание. Для детей 3-4 месяцев                         Физиологические предпосылки: исчезновение физиологической гипертонии рук.Установление равновесия между сгибателями и разгибателями верхних конечностей. (Поэтому в этот возрастной комплекс вводятся пассивные упражнения для рук, а также растирание и разминание, поглаживающий.)1. Массаж рук (поглаживание).2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны (пассивное упражнение).3. Массаж живота (поглаживание - растирание).4. Поворот на живот в обе стороны (рефлекторное упражнение).5. Массаж спины (поглаживание, разминание).6. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание, кольцевое растирание голени).7. Массаж стоп (поглаживание, растирание пальцев, похлопывание).8. Отведение и приведение стоп (рефлекторное упражнение).9. «Потанцовывание» (рефлекторное упражнение).10. Сгибание позвоночника и ног (рефлекс положения). Для детей 4-6 месяцев Физиологические предпосылки: полное уравновешивание мышц-сгибателей и разгибателей нижних конечностей; укрепление передних шейных мышц, вследствие чего проявляются ещё некоторые врождённые рефлексы положения; нарастание активности ребёнка, направленной на изменение положения тела из лежачего в сидячее; формирование деятельности слухового анализатора, что даёт возможность воспитывать двигательные условные рефлексы в ответ на звуковые сигналы, выполнения упражнения на счёт: «раз, два, три, четыре».1. Массаж рук.2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны.3. Массаж живота.4. Поворот со спины на живот в обе стороны.5. «Парение» на животе (рефлекс положения).6. Массаж спины.7. Поднимание верхней части тела из положения на спине при поддержке за обе руки, отведённые в стороны.8, 9, 10. Массаж стоп и упражнение для стоп.11. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (пассивное упражнение).12. «Парение» на спине.13. Присаживание.14. Массаж грудной клетки.15. Поднимание ребёнка на ноги с поддержкой.16. Присаживание. Для детей 6-10 месяцев                        Физиологические предпосылки: нарастание числа активных движений; расширение условных связей с окружающей средой; развитие понимания речи, появление способности к более длительному сокращению крупной мускулатуры и удержанию тела в определённом положении.1. Круговые движения руками.2. «Скользящие шаги» - сгибание и разгибание ног вместе или попеременно с речевой инструкцией.3. Массаж живота.4. Поворот со спины на живот вправо.5. Массаж спины.6. Упражнение для стимулирования ползания.7. Массаж стоп.8. Присаживание.9. Поворот со спины на живот влево.10. Приподнимание ребёнка на ноги.11. Приподнимание туловища из положения на животе.12. Поднимание выпрямленных ног.13. Переступание.14. Массаж грудной клетки.Массаж и гимнастику назначают каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5-2 месяцев. Для детей первого года жизни упражнения должны быть просты и легко выполнимы.Перед проведением гимнастики и массажа комната хорошо проветривается, температура в помещении должна быть оптимальной (20-22°). Массаж и гимнастика проводятся только при нормальной температуре тела ребенка, до кормления, длительность занятия не должна превышать 5-10 минут.Во время выполнения упражнений поддерживают положительный эмоциональный тонус, радостное настроение, не допускают переутомления. Занятия гимнастикой сопровождают ласковым разговором с ребенком, что способствует созданию положительных эмоций, развитию звуковых умений и в дальнейшем речи.В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов физических упражнений (массажа и гимнастики). При этом обязательно учитывают физиологические возрастные особенности центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка, с тем чтобы обеспечить его правильное физическое развитие.

В возрасте до 1 года массаж проводят всем детям. Все виды массажа для ребенка грудного возраста необходимо чередовать с физическими упражнениями, т.к. они так же улучшают снабжение мышц кровью, функцию внутренних органов, обменные процессы. Физические упражнения способствуют своевременному развитию у ребенка первого года жизни различных навыков и функций (ползанье, сидение, стояние, ходьба). Важно не только, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к 1 году ходил, но еще более важно то, как он сидит и как ходит (неправильное сидение уродует грудную клетку, неправильная ходьба деформирует нижние конечности).

Назначение комплексов гимнастических упражнений проводит массажист или врач. Приемы массажа и гимнастики можно начинать с 1,5 месяцев жизни ребенка, а в некоторых случаях (при выявленной патологии) и ранее.

Массаж можно проводить на специальном массажном столе (или на пеленальном столе); дома массаж чаще проводят на обычном столе (примерные размеры 70х70х90 или 110...120х80х75 см), на который надо положить сложенное вдвое байковое одеяло, накрытое клеенкой, (или специальный массажный коврик) и байковой пеленкой. В чем преимущество массажного коврика? Во время массажа малыши часто писают - коврик разделен специальными бороздками на клеточки-квадртики, в эти бороздки быстро и «спрячется» вся «неприятность». Малыш не огорчится, а маме останется только заменить пеленку. Помимо этого малыш, лежа на коврике, получит немного пассивного «рефлекторного массажа». Температура должна быть не ниже 20-22 С, иначе ребенок может замерзнуть. Начинать массаж желательно не ранее, чем через 40-45 минут после еды. Для маленького ребенка массаж и гимнастические комплексы являются такой же нагрузкой как для взрослого длительный туристический поход, поэтому чаще всего после массажа малыши крепко засыпают.

Перед массажем ребенка раздевают, подмывают, укладывают на массажный стол. Ребенок должен быть спокоен, а при всех видах раздражительности, возбужденности, плаче, отказе от предстоящей процедуры, массаж делать НЕЛЬЗЯ. Массаж надо проводить теплыми, чистыми руками. Тальк, масло и различные крема на кожу ребенка наносятся только при необходимости, во всех остальных случаях массажист наносит немного крема или масла на свои руки - это необходимо для обеспечения лучшего скольжения по поверхности тела ребенка.

Последовательность проведения массажа - руки, ноги, живот, грудь, спина, ягодицы, задняя поверхность ног, стопы и выполнение гимнастических упражнений. Если в помещении прохладно - участки тела ребенка, которые в данный момент не массажируются, должны быть укрыты пеленкой.

Показания к применению массажа и гимнастики врожденная мышечная кривошея врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава, врожденная косолапость, пупочная грыжа, рахит, детский, церебральный паралич, сколиотическая болезнь, послеоперационный период, предоперационный период, врожденные дефекты позвоночника, гипотрофия, анемия, пневмония новорожденных, бронхиальная астма, для улучшения физического развития, родовые травмы, асфиксия - при легкой форме, лимфатико-гипопластический диатез раннего возраста, хронические бронхиты, плевриты, ателектазы дискинезия и дисфункция желудочно-кишечного тракта, болезни щитовидной железы.

Противопоказания к применению массажа: острые лихорадочные заболевания, заболевания кожи - гнойные и гнойничковые поражения, остеомиелит, склонность к кровотечениям, тяжелые формы недостаточности питания (гипотрофия, атрофия), острые воспалительные, лимфатических узлов, мышц, костей (эмфизема, лимфадениты, флегмоны) острые артриты, туберкулез костей и суставов, врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации, диатез (в острой форме), острые формы нефрита, острые формы гепатита, большие пупочные, бедренные, мошоночные грыжи с явным выпадением органов брюшной полости и наклонностям к ущемлению, значительные расстройства нервной системы

Как мы уже договорились ранее, речь пойдет о комплексе упражнений и массажа, которые мама сможет самостоятельно выполнить дома в основном с профилактической целью или если педиатр или другой специалист будет рекомендовать проводить такие занятия самостоятельно.

Сразу хочу предостеречь от возможных ошибок - если у ребенка есть показания для проведения занятий с лечебной целью, то следует обязательно обратиться к специалисту. Обязательно необходимо, чтобы занятия хорошо воспринимались ребенком (см. выше) и у него был контакт с взрослым, который проводит процедуры, у малыша обязательно должно быть хорошее настроение. Для маленького ребенка с неврологическим статусом особенно важно проводить такие занятия в хорошем расположении духа и проводить их должен только специалист.

Массаж первого года жизни включает основные приемы: поглаживание растирание разминание вибрация. Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале применяют щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания конечностей), а так же разминание.

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа. Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.

При поглаживании живота следует избегать давления на область печени. При поглаживании спины прием выполняется вдоль позвоночника, сам позвоночный столб массировать нельзя.

Растирание способствует расслаблению мышц, улучшению кровообращения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия. Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а так же на мышцы, причем не только на поверхностные, но и на расположенные достаточно глубоко.

Благотворно действует разминание и на дыхательную систему. Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом. В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации как потряхивание и встряхивание, а с 3-4 месяцев можно применять так же легкое поколачивание пальцами. Чтобы ребенок был здоровым, кроме массажа, с ним необходимо каждый день заниматься гимнастическими упражнениями.

Уже в первые месяцы жизни он рефлекторно выполняет отдльные виды физических упражнений. По мере роста и развития ребенка массаж спины и живота рекомендуется сочетать с несложными физическими упражнениями. Для каждого малыша следует выбрать свой индивидуальный комплекс упражнений, который будет соответствовать состоянию его здоровья. Чтобы правильно подобрать ребенку упражнения, надо проконсультироваться у врача.

Основные принципы построения комплекса упражнений, которые должна знать мама: Комплекс упражнений должен быть составлен так, чтобы в него входили упражнения для всех групп мышц, среди которых важное место следует отводить общеукрепляющим упражнениям. Комплекс упражнений необходимо сформировать по принципу от простого к сложному. Постепенно надо увеличивать физические нагрузки за счет повторений одного и того же упражнения. Если в первые дни занятий ребенок должен повторять каждое упражнение 2-3 раза, то через несколько дней с ним можно сделать и 4-5 упражнений.

О времени длительности занятий следует проконсультироваться у врача. Постепенно время занятий можно увеличивать. В процессе гимнастики малыш не должен переутомляться. Все упражнения должны приносить малышу радость. Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев.

С первого дня жизни и до 2 месяцев ребенок очень много спит. Его сон может продолжаться до 22 часов в сутки. Поэтому, чтобы организм ребенка развивался правильно, во время его бодрствования следует делать ему массаж и самые простые гимнастические упражнения. Когда ребенку исполняется 1 месяц, он впервые начинает реагировать на голос матери. В этом возрасте ребенок очень слаб. Он не умеет держать головку, руки и ноги почти не разгибаются, судорожно прижаты к телу. Руки, как правило, сжаты в кулаки.

Однако в 2 месяца он уже ровно держит головку, а его реакция распространяется не только на голос матери, но и на другие звуки и предметы. Если с ним кто-нибудь начинает разговаривать, то он отвечает улыбкой, двигает руками, ногами и т.д. Эти положительные эмоции очень полезны для нервной системы ребенка. Чтобы его ручки и ножки как можно больше двигались, родители должны чаще обращаться к малышу и разговаривать с ним ласковым голосом.

В 3 месяца малыш уже самостоятельно переворачивается на бок или даже на живот. При этом все движения ребенка рефлекторные или бессознательные. Дети от первого дня рождения до 4 месяцев подвержены гипертонусу сгибателей рук и ног. При появлении этого симптома нужно постараться расслабить сгибательные мышцы массажем, основным приемом которого является поглаживание.

Все упражнения, связанные со сгибанием и разгибанием конечностей, ребенок должен выполнять с помощью взрослых.

Выполнять все упражнения следует мягко, без усилий и при отсутствии сопротивления мышц ребенка. Эти упражнения должны непременно нравиться ребенку, вызывать у него радость и не причинять боли. Чтобы не нарушать двигательную активность ребенка его не рекомендуется туго пеленать. Не реже 1 раза в день ребенку следует проводить теплые ванны.

С самого рождения рекомендуется прививать ребенку первые навыки плавания (малыши обычно обожают это занятие, если его не испугали предыдущие встречи с водой).

Гимнастические упражнения, сочетающиеся с массажем, должны проводиться не более 15 минут в день. В том случае, если ребенок по какой-либо причине противится выполнению того или иного упражнения, от него следует отказаться или же выбрать такие, которые будут приносить ребенку положительные эмоции.

Во время проведения процедур нужно постоянно ласково разговаривать с ребенком; тогда упражнения будут приносить ему радость и желание заниматься гимнастикой снова и снова. Примерный комплекс упражнений при гипертонусе.

Массаж ног И.п. - лежа на спине. Ноги направлены к массажисту. Для проведения процедуры необходимо взять в одну руку ногу ребенка, а другой рукой делать мягкие плавные поглаживания сначала задней, а затем боковой поверхности ноги. Данную процедуру следует выполнять по направлению от стопы к бедру, не дотрагиваясь до коленной чашечки. Её нужно повторить 7 раз на правой и на левой ногах. Кроме плоскостного поглаживания, во время массажа ног рекомендуется использовать прием обхватывающего поглаживания. Его следует проводить в том же положении, что и обыкновенное поглаживание. Для проведения процедуры нужно взять в руку ногу ребенка, большим пальцем руки поглаживать боковую поверхность ноги, а другими пальцами - заднюю поверхность ноги. Процедуру следует повторить по 5 раз на левой и на правой ногах.

 Массаж стоп И.п. - лежа на спине. Для выполнения процедуры необходимо поддерживать ногу ребенка в области голени левой рукой. Чтобы создать для стоп опору, следует подложить на ее тыльную часть 2 пальца правой руки. Массаж нужно делать при помощи круговых движений большого пальца правой руки т.о., чтобы он описывал восьмерку.

Рефлекторное сгибание и разгибание стоп. Для выполнения процедуры следует левой рукой поддерживать ногу ребенка, а большим пальцем правой руки слегка нажать на стопу у основания пальцев. В этом случа


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.