Гимнастика и массаж в раннем возрасте — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Гимнастика и массаж в раннем возрасте

2022-02-10 20
Гимнастика и массаж в раннем возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГИМНАСТИКА И МАССАЖ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Учебно-методический комплекс курса

Для специальностей

050715.65 – «Логопедия»,  050717.65 – «Специальная дошкольная

педагогика и психология»

 

 

Пермь

пгпу

2011

 

Р е ц е н з е н т:

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета О.Р. Ворошнина

 

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Форма обучения очная

 

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

       

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа

 

 

        лекции Практ. занятия Лабор. работы
Тема 1. Коррекционная направленность работы по физическому воспитанию детей раннего возраста с проблемами в развитии   1   1 2
Тема 2. Обоснование методики коррекции неврологических нарушений средствами ЛФК и массажа   1   1 2
Тема 3. Основы методики реабилитации детей первого года жизни с перинатальной эцефалопатией   1   1 2
Тема 4. Методика физической реабилитации детей с ДЦП на ранней резидуальной стадии   1   1 2
Тема 5. Методика физической реабилитации детей с мышечной гипотонией   1   1 2
Тема 6. Методика физической реабилитации детей с мышечной гипертонией   1   1 2
Тема 7. Профилактика и коррекция речевых расстройств у детей с неврологическими нарушениями на этапе предречевого развития   1   1 2
Тема 8. Акватренинг в системе физического воспитания ребенка   1   1 2
Тема 9. ЛФК и массаж при асимметрии мышечного тонуса   1   1 2
Тема 10. Планирование работы по организации педагогической системы средств и методов физической культуры для реабилитации детей раннего возраста   1   1 2
ИТОГО: 40 20   20 20

 

 

Содержание курса

Тема 1. Коррекционная направленность работы по физическому воспитанию детей раннего возраста с проблемами в развитии

Особенности развития детей с перинатальным поражением нервной системы, врожденная патология опорно-двигательного аппарата (кривошея, косолапость, врожденный вывих бедра, сколиоз, недоразвитие и дефекты конечностей); заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, полиомиелит); приобретенные заболевания и повреждения ОДА. Основные проявления двигательных нарушений по Мастюковой Е.М.: мышечная гипо- или гипертония, замедленность процесса освоения новых движений, нарушение осанки, плоскостопие, дискоординация движений, нарушение общей и тонкой моторики, заметное отставание в показателях физического развития и др. особенности развития детей со сложными двигательными нарушениями. Общие принципы развития моторики, последовательность формирования движений у детей.

Тема 2. Обоснование методики коррекции неврологических нарушений средствами ЛФК и Массажа

Характеристика неврологических нарушений у детей первого года жизни с перинатальным поражением нервной системы. Основные факторы, способствующие развитию ПЭП. Синдром мышечной гипотонии, признаки пониженного мышечного тонуса. Синдром мышечной гипертонии. Признаки повышенного мышечного тонуса. Мышечная асимметрия,ее признаки.

Синдром гипервозбудимости (угнетения ЦНС). Синдром гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром вегетативно-висцеральных расстройств, синдром мозжечковых расстройств, синдром речевых расстройств, синдром психоэмоциональных расстройств. Обоснование методики коррекции неврологических расстройств. Бондинг.

Тема 3. Основы методики реабилитации детей первого года жизни с перинатальной энцефалопатией

Задачи и основные принципы ЛФК при перинатальной энцефалопатии (ПЭП). Общая характеристика и физиологическое обоснование средств ЛФК и массажа. Лечебный массаж как средство коррекции двигательных нарушений. Использование физиоролла, криотерапии, упражнений с отягощением и др.

Тема 5. Методика физической реабилитации детей с мышечной гипотонией

Организация и проведение массажа при мышечном гипотонусе, отбор упражнений и массажа. Рефлекторные упражнения. Особенности применения физиоролла. Методика применения отягощений.

Тема 10. Планирование работы по организации педагогической системы средств и методов физической культуры для реабилитации детей раннего возраста

Модель режима двигательной активности для детей с неврологическими нарушениями. Требования к составлению комплексов массажа и гимнастики. Анализ примерных комплексов ЛФК и массажа для детей с 1 месяца до 3 лет.

Темы лабораторных работ

Литература:

1. Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

2. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

3. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

4. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

Другая литература по выбору студентов.

Литература:

1. Изучите анамнез, проведите наблюдение за ребенком с диагнозом мышечная гипотония.

2. Составьте примерный комплекс ЛФК и массажа для детей с диагнозом мышечная гипотония. Обоснуйте свой выбор.

Обязательная литература:

1.Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Н.М. Назаровой – 5-е изд., испр. М.: Владос, 2011.

2.Шипицина Л.М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение в детей в учреждениях различного типа СПб, 2010

Список дополнительной литературы и учебно-методических материалов:

Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с

Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

28. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

29. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

30. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

31. Лебедев Б.В. Неврология раннего детского возраста / Б.В. Лебедев, Ю.Н. Барошнев.– Л, 1981.

32. Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева.– Л., 1986.

33. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

34. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко.– М.: Физкультура и спорт, 1986.

35. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д. Губерт, М.Г. Рысс / под ред. проф. А.Ф. Тура.– Просвещение, 1972.

36.  Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / М.И. Фонарев.– М.: Медицина, 1983.

1. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова.– М., 1981.

2. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / П. Лич.– СПб., 1993.

3. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

Тема 10. Планирование работы по организации педагогической системы средств и методов физической культуры для реабилитации детей раннего возраста

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов о модели режима двигательной активности для детей с неврологическими нарушениями.

2. Формировать навыки составления комплексов массажа и гимнастики для детей, анализа примерных комплексов ЛФК и массажа для детей с 1 месяца до 3 лет.

Форма отчетности: анализ конспектов комплексов массажа и гимнастики для детей с 1 месяца до 3 лет, альбом массажа на 1 год жизни ребенка с ПЭП.

Форма организации: деловая игра.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Проведите самостоятельно комплекс гимнастики и массажа для детей с разным неврологическим диагнозом (с помощью дидактической куклы - пупса).

Обязательная литература:

1.Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Н.М. Назаровой – 5-е изд., испр. М.: Владос, 2011.

2.Шипицина Л.М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение в детей в учреждениях различного типа СПб, 2010

Список дополнительной литературы и учебно-методических материалов:

Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с

Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

64. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

65. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

66. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

67. Лебедев Б.В. Неврология раннего детского возраста / Б.В. Лебедев, Ю.Н. Барошнев.– Л, 1981.

68. Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева.– Л., 1986.

69. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

70. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко.– М.: Физкультура и спорт, 1986.

71. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д. Губерт, М.Г. Рысс / под ред. проф. А.Ф. Тура.– Просвещение, 1972.

72.  Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / М.И. Фонарев.– М.: Медицина, 1983.

1. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова.– М., 1981.

2. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / П. Лич.– СПб., 1993.

3. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

Примерная тематика докладов

1. Физкультура для ослабленных детей.

2. Гимнастика и массаж в раннем возрасте.

3. Гимнастика детей грудного возраста.

4. Основы лечебного массажа.

5. О пользе и особенностях детского массажа и гимнастики.

6. Методика проведения массажа при мышечной гипотонии.

7. Методика проведения массажа при мышечной гипертонии.

8. Методика проведения массажа при перинатальной энцефалопатии.

9. Массаж и гимнастика при заболеваниях дыхательной системы.

10. Медицинский контроль за проведением гимнастики и массажа в раннем возрасте.

11. Акватренинг в системе физического воспитания детей раннего возраста.

12. Игротренинг в системе физического воспитания малышей.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Обязательная литература:

1.Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Н.М. Назаровой – 5-е изд., испр. М.: Владос, 2011.

2.Шипицина Л.М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение в детей в учреждениях различного типа СПб, 2010

Список дополнительной литературы и учебно-методических материалов:

Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с

Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

73. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

74. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

75. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

76. Лебедев Б.В. Неврология раннего детского возраста / Б.В. Лебедев, Ю.Н. Барошнев.– Л, 1981.

77. Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева.– Л., 1986.

78. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

79. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко.– М.: Физкультура и спорт, 1986.

80. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д. Губерт, М.Г. Рысс / под ред. проф. А.Ф. Тура.– Просвещение, 1972.

81.  Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / М.И. Фонарев.– М.: Медицина, 1983.

1. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова.– М., 1981.

2. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / П. Лич.– СПб., 1993.

3. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

7.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение

дисциплин

 

Для организации изучения курса необходимо компьютерное и мультимедийное оборудование, используемое для демонстрации студентам презентаций и примеров проектов воспитанников.

В процессе выполнения студентами проектов предполагается использование Интернет-ресурсов:

Институт Коррекционной Педагогики РАО - http://www.ise.iip.net

2. Social Work in Schools: Training School Social Pedagogues
::Katholieke Hogeschool Limburg::::Martin-Luther-Universitat::
::Oxford University::

::Perm State Pedagogical University::

3./http://www.otrok.ru/medbook/listmed/dmitr.ht

4.Форум Малофеева Н.Н.- http://www.books.ru/shop/authors/-

5. http://www.ucheba.ru/referats/21257.html

6. Электронная библиотека www.biglib.com.ua

7. Журнал "Психология" - статьи, новости, форум! Консультации психологов. www.psychologies.ru

Литература:

1. Сборники статей и материалов конференций по физического воспитания детей раннего возраста с двигательными нарушениями за последние 5 лет.

2. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

3. Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / М.И. Фонарев.– М.: Медицина, 1983.

4. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д. Губерт, М.Г. Рысс / под ред. проф. А.Ф. Тура.– Просвещение, 1972.

5. Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

6. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

7. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

8. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

9. http://59.ru/forum/

10. http://www.mail.ru/

11. http://www.defektolog.ru/

Другая литература по выбору студентов

Литература:

Обязательная литература:

1.Специальная педагогика: Учеб. пособие  для студентов вузов/ Под ред. Н.М. Назаровой – 5-е изд., испр. М.: Владос, 2011.

2.Шипицина Л.М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение в детей в учреждениях различного типа СПб, 2010

Список дополнительной литературы и учебно-методических материалов:

Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с

Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

145. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

146. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

147. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

148. Лебедев Б.В. Неврология раннего детского возраста / Б.В. Лебедев, Ю.Н. Барошнев.– Л, 1981.

149. Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева.– Л., 1986.

150. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

151. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко.– М.: Физкультура и спорт, 1986.

152. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д. Губерт, М.Г. Рысс / под ред. проф. А.Ф. Тура.– Просвещение, 1972.

153.  Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / М.И. Фонарев.– М.: Медицина, 1983.

1. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова.– М., 1981.

2. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / П. Лич.– СПб., 1993.

3. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

1. http://59.ru/forum/

2. http://www.mail.ru/

3. http://www.defektolog.ru/

Тема 10. Планирование работы по организации педагогической системы средств и методов физической культуры для реабилитации детей раннего возраста

Задачи изучения темы:

1. Расширять представления студентов о модели режима двигательной активности для детей с неврологическими нарушениями.

2. Формировать представления о требованиях к составлению комплексов массажа и гимнастики.

3. Развивать навыки анализа примерных комплексов ЛФК и массажа для детей с 1 месяца до 3 лет.

Задание: альбом гимнастики и массажа для детей 1 года жизни, анализ прокомплексов, план по ЛФК.

Форма отчетности: альбом, анализ конспектов ЛФК и массажа, планов ЛФК.

Обязательная литература:

1.Специальная педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов/ Под ред. Н.М. Назаровой – 5-е изд., испр. М.: Владос, 2011.

2.Шипицина Л.М. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение в детей в учреждениях различного типа СПб, 2010

Список дополнительной литературы и учебно-методических материалов:

Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с

Абрашина Н.А. Лечебный массаж для детей с нарушениями развития: практич. пособие / Н. А. Абашина.– М., 2001.

154. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка: методическое руководство для родителей и воспитателей / В. В. Кантан.– СПб., 2001.

155. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур.– СПб., 2001.

156. Решетнева Г.А. Физическое воспитание детей первого года жизни с нарушениями в развитии / Г.А. Решетнева, И.Н. Минка.– М., 2004.

157. Лебедев Б.В. Неврология раннего детского возраста / Б.В. Лебедев, Ю.Н. Барошнев.– Л, 1981.

158. Бортфельд С.А. ЛФК и массаж при ДЦП / С.А. Бортфельд, Е.И. Рогачева.– Л., 1986.

159. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

160. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей / В.К. Велитченко.– М.: Физкультура и спорт, 1986.

161. Губерт К.Д. Гимнастика и массаж в раннем возрасте / К.Д. Губерт, М.Г. Рысс / под ред. проф. А.Ф. Тура.– Просвещение, 1972.

162.  Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте / М.И. Фонарев.– М.: Медицина, 1983.

1. Журба Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова.– М., 1981.

2. Лич П. Младенец и ребенок: От рождения до пяти лет / П. Лич.– СПб., 1993.

3. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для самых маленьких / И.С. Красикова.– СПб., 2007.

1. http://59.ru/forum/

2. http://www.mail.ru/

3. http://www.defektolog.ru/

7.4. Методические рекомендации преподавателю

Предмет «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» рассчитан на 80 учебных часов, из которых 40 часов отводится на лабораторные и практические занятия, оставшееся время рассчитано на самостоятельные занятия студентов.

Курс изучается после освоения основных теоретической положений в рамках предмета «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» и предполагает овладение студентами умениями и навыками планирования и реализации комплексов гимнастики и массажа для детей раннего возраста на основе непосредственного выполнения лабораторных заданий.

Преподавание курса требует от преподавателя владения навыками проведения массажа и гимнастики с детьми раннего возраста с разными неврологическими диагнозами, ведения дискуссии со студентами, организации обсуждения студентами различных вопросов.

Курс представлен 10 темами, отражающими содержание организации физической реабилитации в раннем возрасте. Наибольшее внимание педагогу следует уделить освоению студентами тем, связанных с характеристикой неврологических нарушений и основами методики реабилитации детей средствами массажа и гимнастики, а также анализом результатов наблюдений за работой массажиста в СКОУ и формулированием выводов.

Наибольшее количество часов отводится на изучение тем, предполагающих реализацию упражнений лечебной гимнастики и массажа. Это диктуется необходимостью больших временных затрат на проведение студентами собственных комплексов и посещение занятий с детьми, проводимых другими студентами группы.

Преподаватель осуществляет текущий и итоговый контроль за освоением студентами учебного курса, а также за выполнением студентами заданий для самостоятельной работы.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Порядок проведения текущего контроля по дисциплине:

Входной контроль проводится для всех студентов, начинающих изучать дисциплину. Входной контроль обеспечивает проверку знаний, умений и навыков, необходимых для изучения курса – теоретических представлений о ЛФК и массаже как основных средствах физической реабилитации детей. Входной контроль проводится в форме компьютерного тестирования по темам, рассмотрение которых проводилось в курсе «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии»: «Значение использования средств ЛФК для физической реабилитации детей раннего возраста», «Теоретические основы физического воспитания детей», «Характеристика неврологических нарушений». Для получения зачета по данной форме контроля студенту необходимо достигнуть 25%-го уровня освоения знаний.

Рубежный контроль по дисциплине проводится после освоения первого раздела предмета в форме презентации доклада. Контроль проводится по критериям:

Актуальность и обоснованность темы  
Актуальна, обоснована 3
Тема актуальна, но недостаточно обоснована 2
Неактуальна, необоснованна 1
Формулировка научных характеристик доклада  
Соответствуют теме и содержанию доклада 3
Частично соответствуют теме и содержанию 2
Не соответствуют теме и содержанию 1
Целесообразность отбора средств ЛФК и массажа  
Выбор мероприятий соответствует целям и задачам доклада 3
Выбор мероприятий частично соответствует целям и задачам доклада 2
Мероприятия отобраны по случайному признаку 1
Качество доклада  
Высокий уровень организации, оформления 3
Недостаточность организации и оформления 2
Дезорганизованность, скудность оформления 1
Качество презентации доклада  
Содержательность и адекватность способа предъявления 3
Содержательность и неадекватность способа предъявления 2
Бессодержательность и неадекватность 1

 

Минимальное количество баллов для получения рубежного зачета – 11. До прохождения рубежного зачета допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой курса.

Контроль остаточных знаний проводится для всех студентов, изучавших дисциплину через 2 – 4 семестра после ее изучения в соответствии с графиком. Контроль остаточных знаний проводится в форме компьютерного тестирования по предметам «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» и «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» и включает задания, направленные на выявление уровня остаточных знаний и представлений студентов о теоретических основах ЛФК и массажа, их влияния на физическую реабилитацию детей раннего возраста, а также задания, направленные на выявление навыков и умений, предусмотренных программами курсов.

Текущей контроль является обязательной формой контроля усвоения дисциплины для всех студентов. К прохождению указанных видов текущего контроля допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой по изученным разделам. Студенты, которые не прошли текущий контроль, не допускаются к формам промежуточного контроля.

Порядок проведения промежуточной аттестации по предмету:

Промежуточная аттестация по курсу «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» проводится после выполнения студентами всех форм работы, предусмотренных программой.

Форма проведения зачета – доклад, материалы всех лабораторных работ. Критериями оценки доклада являются:

Актуальность и обоснованность темы  
Актуальна, обоснована 3
Тема актуальна, но недостаточно обоснована 2
Неактуальна, необоснованна 1
Формулировка научных характеристик доклада  
Соответствуют теме и содержанию доклада 3
Частично соответствуют теме и содержанию 2
Не соответствуют теме и содержанию 1
Целесообразность отбора средств и методов массажа и гимнастики  
Выбор мероприятий соответствует целям и задачам доклада 3
Выбор мероприятий частично соответствует целям и задачам доклада 2
Мероприятия отобраны по случайному признаку 1
Качество проведения комплекса массажа и гимнастики  
Высокий уровень организации, оформления 3
Недостаточность организации и оформления 2
Дезорганизованность, скудность оформления 1
Качество презентации доклада  
Содержательность и адекватность способа предъявления 3
Содержательность и неадекватность способа предъявления 2
Бессодержательность и неадекватность 1

Минимальное количество баллов для получения промежуточного зачета – 14. До прохождения зачета допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия и предоставившие все формы отчетности, предусмотренные программой.

 


Приложения

 

Примерный комплекс упражнений и массажа для детей от 1,5 до 3 месяцев 1. Массаж рук - поглаживание. Ладонью руки проводят по направлению от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и плеча ребенка. Движение повторяют по 4-5 раз для каждой руки.2. Массаж живота - поглаживание. Ладонью руки производят круговое поглаживание живота в направлении по ходу часовой стрелки, минуя область правого подреберья (расположение печени). Круговое движение повторяют 6-8 раз.3. Массаж ног - поглаживание. Придерживая одной рукой ногу ребенка за стопу, ладонью другой руки поглаживают ее по наружной и задней стороне голении бедра (не касаясь внутренней его стороны) в направлении от стопы к тазобедренному суставу. Движение повторяют по 4 - 6 раз для каждой ноги (рис. 9).4. Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение укрепляет мышцы спины. Ребенка повертывают на бок и, касаясь двумя пальцами кожи спины по обеим сторонам позвоночника, производят движение в направлении от ягодиц к плечевому поясу. Тактильное раздражение кожи спины вызывает рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение выполняют по одному разу в положении ребенка на правом и левом боку.Начиная с 2-месячного возраста комплекс массажа и гимнастики дополняется следующими упражнениями, способствующими укреплению мышц спины, шеи, стопы.5. Укладывание на живот. Ребенка кладут на живот, а его согнутые в локтях руки подкладывают ему под грудь.6. Рефлекторное ползание на животе. Ребенку, лежащему на животе с опоройна согнутые в локтях руки, слегка подпирают ладонью стопы. Это вызывает рефлекторное разгибание ног ребенка, вследствие чего он продвигается вперед и вновь сгибает ноги. Упражнение повторяют 2-3 раза.7. Массаж спины. Ребенка кладут на живот и поглаживают ему спину по направлению от ягодиц к шее тыльной поверхностью обеих рук и обратно от шеи к ягодицам - ладонями. Движение повторяют 4-6 раз.8. Рефлекторное разгибание спины и ног (имитация положения пловца). Лежащего на животе ребенка приподнимают на правой ладони, одновременно левойрукой придерживают его за стопы и нижние части обеих голеней. При этом происходит рефлекторное отклонение головы назад, разгибание позвоночника и ног в тазобедренных суставах Упражнение проводят 1-2 раза.Помимо вышеприведенных специальных упражнений, укрепляющих мускулатуру спины, рекомендуется начиная с 2 месяцев класть ребенка на живот на 1-2минуты во все отрезки бодрствования.9. Массаж стоп. Ребенок лежит на спине.а) Поглаживание. Нога лежит ахилловым сухожилием на указательных пальцах обеих рук взрослого. Большими пальцами рук он поглаживает тыльную поверхность стопы ребенка от пальцев к голеностопному суставу и вокруг него.Движение повторяют 4-6 раз.б) Растирание пальцев стопы. Взрослый, проводящий массаж, помещает стопуребенка между ладонями своих рук и делает 4-6 легких растирающих движенийпоочередно для каждой ноги.10. Рефлекторное сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс). Ребенок лежит на спине. Одной рукой слегка приподнимают ногу ребенка, держа голень на ладони. Указательным пальцем другой руки слегка надавливают на кожу подошвенной поверхности стопы ребенка у основания пальцев, вызывая этим рефлекторное сгибание пальцев стопы. Затем проводят пальцем по наружному краю стопы до пятки и вновь слегка надавливают - появляется рефлекс веерообразного разгибания пальцев стопы. Упражнение повторяют по 3-4 раза для каждой ноги.11. Потанцовывание (ножной рефлекс). Ребенка держат двумя руками под мышки и, придав ему вертикальное положение, на мгновение касаются его ногами стола. От прикосновения к плотной поверхности полусогнутые ноги ребенка рефлекторно выпрямляются в коленных и тазобедренных составах. Упражнение повторяют 4-6 раз.Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные.Активные упражнения - это произвольные упражнения, которые ребенок делаетсамостоятельно. Рефлекторные возникают непосредственно в ответ на раздражения кожно-мышечно-нервного аппарата. Пассивные упражнения производитмедицинская сестра. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разгибание ног). Комплексы физических упражнений Для детей от 1,5 до 3 месяцев                     Физиологические предпосылки: повышенный тонус мышц, рук и ног, наличиенекоторых врожденных рефлексов - подошвенный, ножной, спинной и др.Элементы массажа в этом возрасте - поглаживание, рефлекторные движения.1. Массаж рук (поглаживание).2. Массаж живота (поглаживание).3. Массаж ног (поглаживание).4. Выкладывание на живот.5. Рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс).6. Массаж спины (поглаживание).7. Массаж стопы (поглаживание).8. Сгибание и разгибание пальцев стопы (подошвенный рефлекс).9. Рефлекторное ползание. Для детей 3-4 месяцев                         Физиологические предпосылки: исчезновение физиологической гипертонии рук.Установление равновесия между сгибателями и разгибателями верхних конечностей. (Поэтому в этот возрастной комплекс вводятся пассивные упражнения для рук, а также растирание и разминание, поглаживающий.)1. Массаж рук (поглаживание).2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны (пассивное упражнение).3. Массаж живота (поглаживание - растирание).4. Поворот на живот в обе стороны (рефлекторное упражнение).5. Массаж спины (поглаживание, разминание).6. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание, кольцевое растирание голени).7. Массаж стоп (поглаживание, растирание пальцев, похлопывание).8. Отведение и приведение стоп (рефлекторное упражнение).9. «Потанцовывание» (рефлекторное упражнение).10. Сгибание позвоночника и ног (рефлекс положения). Для детей 4-6 месяцев Физиологические предпосылки: полное уравновешивание мышц-сгибателей и разгибателей нижних конечностей; укрепление передних шейных мышц, вследствие чего проявляются ещё некоторые врождённые рефлексы положения; нарастание активности ребёнка, направленной на изменение положения тела из лежачего в сидячее; формирование деятельности слухового анализатора, что даёт возможность воспитывать двигательные условные рефлексы в ответ на звуковые сигналы, выполнения упражнения на счёт: «раз, два, три, четыре».1. Массаж рук.2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны.3. Массаж живота.4. Поворот со спины на живот в обе стороны.5. «Парение» на животе (рефлекс положения).6. Массаж спины.7. Поднимание верхней части тела из положения на спине при поддержке за обе руки, отведённые в стороны.8, 9, 10. Массаж стоп и упражнение для стоп.11. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (пассивное упражнение).12. «Парение» на спине.13. Присаживание.14. Массаж грудной клетки.15. Поднимание ребёнка на ноги с поддержкой.16. Присаживание. Для детей 6-10 месяцев                        Физиологические предпосылки: нарастание числа активных движений; расширение условных связей с окружающей средой; развитие понимания речи, появление способности к более длительному сокращению крупной мускулатуры и удержанию тела в определённом положении.1. Круговые движения руками.2. «Скользящие шаги» - сгибание и разгибание ног вместе или попеременно с речевой инструкцией.3. Массаж живота.4. Поворот со спины на живот вправо.5. Массаж спины.6. Упражнение для стимулирования ползания.7. Массаж стоп.8. Присаживание.9. Поворот со спины на живот влево.10. Приподнимание ребёнка на ноги.11. Приподнимание туловища из положения на животе.12. Поднимание выпрямленных ног.13. Переступание.14. Массаж грудной клетки.Массаж и гимнастику назначают каждому здоровому ребенку, начиная с 1,5-2 месяцев. Для детей первого года жизни упражнения должны быть просты и легко выполнимы.Перед проведением гимнастики и массажа комната хорошо проветривается, температура в помещении должна быть оптимальной (20-22°). Массаж и гимнастика проводятся только при нормальной температуре тела ребенка, до кормления, длительность занятия не должна превышать 5-10 минут.Во время выполнения упражнений поддерживают положительный эмоциональный тонус, радостное настроение, не допускают переутомления. Занятия гимнастикой сопровождают ласковым разговором с ребенком, что спо

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.