Процесс проведения аудита расчетов с поставщиками и покупателями — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Процесс проведения аудита расчетов с поставщиками и покупателями

2022-02-10 31
Процесс проведения аудита расчетов с поставщиками и покупателями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, прежде всего, необходимо выяснить документальную обоснованность произведенных операций, убедиться в подлинности документов и правильности их оформления.

Аудитор при проверке должен обратить внимание на следующее:

- имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;

- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо установить дату возникновения и причину образования;

- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаются ли меры к ее взысканию;

- обоснованность получения авансов;

- уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги);

- правильность ведения аналитического учета по счету 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам», правильность составления бухгалтерских проводок по счету 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам»,;

- соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере, главной книге и балансе;

- правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;

- при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы, необходимо проверить, числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;

- осуществлялась ли инвентаризация расчетов (необходимо просмотреть результаты и, если необходимо, провести встречную проверку расчетов);

- полноту оприходования материальных ценностей. Необходимо сопоставить данные об их количестве и стоимости по платежным документам с данными документов на их оприходование (счетов, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета, отчетов движения продуктов и материалов;

- правильность установления цен на материальные ценности: соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

- правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);

- предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств;

- правильность отражения операций при оплате векселями;

- предъявлялись ли претензии поставщикам и подрядчикам в случае несоответствия цен и тарифов, обусловленных договорами; несоответствие качества стандартам или техническим условиям, за брак и простои, возникшие по вине поставщиков или подрядчиков;

- наличие зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту. Необходимо уточнить, как ведется учет курсовых разниц, и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснить, производился ли пересчет остатков на последнюю отчетную дату.

Рассмотрим аудиторские процедуры, которые могут присутствовать в зависимости от результатов проведенного анализа в программе проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг.

С помощью этой процедуры достигается уверенность в том, что в организации присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: по операциям по поступлению ТМЦ путем репрезентативной выборки с помощью случайного или систематического отбора, по операциям по приобретению работ, услуг путем непредставительной выборки в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов [8].   

 Проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном "наборе" услуг, предоставляемых проверяемой организацией за определенный период, полученную, например, в результате устного опроса или просмотра учетных регистров за предыдущие периоды. При этом аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами и на поставку с тем или иным поставщиком.

Затем необходимо проверить наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур. После этого необходимо сверить полученные данные с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.

Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг.

Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, разовый или систематический характер носят такие факты. Из беседы с главным бухгалтером (или его заместителем) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация и т.д. Полезно также ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить особое внимание.

Проверка законности первичной учетной документации, оформляющей операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Цель проведения данной процедуры - получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичных документов имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью.

По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета [14].

Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах.

В результате данной процедуры аудитор получает достаточное количество доказательств того, что при принятии документов к учету соблюдены шесть основных принципов:

- было достаточно оснований для регистрации каждого документа;

- все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;

- все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;

-  все документы зарегистрированы своевременно;

- все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;

- каждый документ принят к учету единожды.

Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особое внимание следует уделить документам, на которые не составлены графики документооборота, и операциям, по которым первичные документы отсутствуют либо в них отсутствуют определенные реквизиты.

Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности.

Цель этой процедуры - достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности. Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций[5, с. 116].

Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат.

Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на прочие доходы организации.

Проверка расчетов по претензиям.

Претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск.

Проверка учета курсовых разниц.

Если у проверяемой организации есть поставщики-нерезиденты или расчеты между контрагентами-резидентами производятся в тенге, а в договоре сумма указана в иностранной валюте или в условных единицах, то в учете возникают курсовые и суммовые разницы. При проверке аудитор должен убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на прочие доходы и расходы организации.

В завершение проверки аудитор обобщает записи в рабочих документах и дает оценку правильности ведения учета, достоверности учетных и отчетных данных.

После проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение.

Аудиторское заключение содержит выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Республики Казахстан.

Завершают аудиторское заключение следующие элементы:

- порядок указания даты в аудиторском заключении (дата завершения аудита не должна предшествовать дате подписания или утверждения отчетности);

- порядок подписания аудиторского заключения;

- порядок приложения к аудиторскому заключению проверенной отчетности и формирования единого пакета, определения количества экземпляров (не менее двух).

Аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю группы.

Проводя аудит расчетов с поставщиками и покупателями, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета.

- К наиболее типичным ошибкам, характерным для раздела учета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», можно отнести следующие:

- отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;

- уничтожение подлинных документов;

- ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);

- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);

- нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских операций);

- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;

- неправильное оформление и предъявление претензий по договорам;

- отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;

- несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета пред­приятия;

- неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;

- некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

- неоприходование ТМЦ, полученных от поставщиков;

-  подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;

- счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подряд­чикам (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);

- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицирован­ной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);

- отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юриди­ческую силу;

- отсутствие графика документооборота;

- ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);

-  несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);

-  нарушение срока хранения документации в архиве;

-  уничтожение первичных документов без акта о выделении докумен­тов к уничтожению;

- перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;

- несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком иско­вой давности;

- необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями и т.д.);

- отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, доку­менты по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отра­женными в учете;

- счетные ошибки при исчислении курсовых разниц;

- списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;

- неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списа­ние за счет резерва по сомнительным долгам либо за счет прочих расходов;

- отсутствие аналитического учета по поставщикам по неоплаченным
в срок расчетным документам, по неотфактурованным поставкам, по авансам выданным и т.п.;

- несвоевременное предъявление претензий поставщикам и др.

При аудите расчетов с покупателями и заказчиками аудитору следует обратить внимание на такие возможные ошибки и нарушения как:

- отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;

- неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС, налогу с продаж и т.д.;

- некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;

- недостоверность аналитического учета;

- формальное проведение инвентаризации расчетов.

Обо всех выявленных ошибках и нарушениях аудитор обязан указать в рабочих документах для того, чтобы составить наиболее верное представление о состоянии учета и достоверности отчетности организации, выразив свое мнение в аудиторском заключении.


 

ГЛАВА II.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АТАЙ-СК»

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.