Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и покупателями — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и покупателями

2022-02-10 48
Цель, задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и покупателями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей на договорной и платной основе.

Главной целью проверки является установление соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги.

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров.

Основными целями аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками являются, во-первых, установление правильности ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности (ТМЦ), принятые работы и оказанные услуги, во-вторых, достоверность показателей финансовой отчетности по показателям расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками целесообразно осуществлять в два этапа. На первом этапе необходимо дать оценку системе внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками. Путем инспектирования и опроса должностных лиц аудиторы устанавливают разделение функций принятия решений, совершения операций и контроля за ними, т.е. круг лиц, принимающих решение о заключении договора (директор или управление закупок), совершающих операцию заключения договора поставки (отдел закупок), ответственных и контролирующих организацию учета, контроля признания и списания кредиторской задолженности (бухгалтер по расчетам с поставщиками и подрядчиками, главный бухгалтер).

Аудиторы также проверяют наличие действующего графика документооборота по расчетам с поставщиками и подрядчиками, наличие компьютерной обработки первичных данных, организацию архивного дела.

А также фактический контроль за формированием достоверной информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками хозяйства.

Проведение контрольных процедур для подтверждения достоверности информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками на предприятиях должно быть выполнено таким образом, чтобы убедиться в полноте отражения в учете всех обязательств перед ними, возникающих в соответствии с нормативными и правовыми актами государственного, ведомственного уровней и предприятия, своевременности отражения всех расчетных операций и правильности определения их оценки.

Источниками информации для проведения аудита расчетов с поставщиками являются:

- Положение об учетной поли­тике;

- договоры на поставку товарно-материальных ценностей;

- договоры на оказание услуг;

- договоры на выполнение работ;

- накладные;

- журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;

- журнал регистрации доверен­ностей на получение ТМЦ;

- счета-фактуры поставщиков;

- акты сверки расчетов;

- векселя;

- копии платежных документов;

- Главная книга;

- бухгалтерская отчет­ность.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть решены следующие задачи:

- проверка правильности оформления первичных документов по реали­зации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью под­тверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженно­сти;

- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

- оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушениям и отступлениям от установленных правил учета.

 

1.2  Подготовка и планирование аудиторской проверки

 

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита [9].

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п.

Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Подтверждением надлежащей организации и постановки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является наличие и правильность:

- оформления документов, определяющих права и обязанности сторон по поставке товарно-материальных запасов (работ, услуг);

- оплаты за поставку товаров (работ, услуг);

- оценки полученных товаров, выполненных работ и оказанных услуг при осуществлении обмена (бартера);

- достоверности и реальности учета расчетов с поставщиками посредством векселей;

- полноты оформления прихода товаров и учета выполненных работ и оказанных услуг.

Правовой режим расчетов с поставщиками и подрядчиками по поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ определяется договором, отвечающим требованиям Гражданского кодекса РК.

Организации-получатели при получении товаров должны руководствоваться Инструкцией о порядке приемки продукции товаров по количеству и качеству, утвержденной постановлением кабинета Министра РК от 9.11.1994г. №1240.

Приемка товаров по количеству, качеству и комплектности производится в соответствии со стандартами техническими условиями, правилами, сопроводительными документами, договором. К сопроводительным документам относятся счета, спецификации, описи, упаковочные ярлыки, технические паспорта, сертификаты и т.п. Отсутствие сопроводительных документов не приостанавливает приемку товаров. В таком случае составляется акт о фактическом количестве, качестве, комплектности товаров, с указанием отсутствующих документов [13].

Правильность формирования стоимости продукции требует внимательного отношения, как со стороны поставщика, так и покупателя. Соответственно аудитор должен проявить тщательность при рассмотрении ценообразования в организации.

Связано это в первую очередь с правильным определением себестоимости продукции у поставщика и правильному учету у покупателя. Так например, если поставщик осуществляет транспортировку груза до пункта отправления, то стоимость транспортировки для него является расходом периода. Покупатель приходует товарно-материальные запасы с учетом стоимости приобретения, в которую включается цена покупки, транспортно-заготовительные расходы, пошлины на ввоз, комиссионные вознаграждения и прочие расходы, прямо связанные с приобретением запасов.

На запасы, поступающие от поставщиков, требуется оформление счетов-фактур, накладных, актов и других документов. на основании сопроводительных документов заводится карточка складского учета материалов.

На материалы, отпускаемые со склада на производство оформляется лимитно-заборная карта. Кроме того, в зависимости от назначения и получателя запасов оформляются требования и расходные накладные..

Все документы на отпуск материалов выписываются в бухгалтерии организации, которые передаются на исполнение ответственным лицам складского хозяйства.

Движение перечисленных документов прослеживается аудитором для того, чтобы удостовериться в том, что каждый этап прохождения документов соответствует операции или действию с запасами.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

 Детальная проверка требуется по:

а) полученным товарам, принятым работам, потребленным услугам, в том числе предоставлению электроэнергии, газа, воды и т.д., доставке или переработке запасов расчетные документы на которые приняты к оплате;

б)товарам, продукции, работам, услугам, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили;

в) излишкам товаров, установленным при их приемке;

г) потребленным услугам по перевозкам, в том числе недоплаченной или переплаченной суммам тарифов;

д) операциям, связанным с расчетами по приобретенным товарам, принятым работам, потребленным услугам, независимо от факта оплаты.

Проверке должны быть подвергнуты на основе аудиторской выборки, с учетом размера существенности и риска счета, выставленные поставщиками и подрядчиками.

Неоплаченные счета (кредиторская задолженность) рассматривается с позиции срока исковой давности. При необходимости аудитор может сделать запрос поставщикам в отношении подтверждения суммы задолженности, либо изучить акты взаимных сверок организации с поставщиками.

Необходимо это рассматривать с учетом того, что аналитический учет бухгалтерией организации должен вестись по каждому выставленному счету, поставщику или подрядчику. Данные аналитического учета обеспечивают получение аудитором информации по:

- поставщикам по акцептованным расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам, по расчетным документам которых оплата в срок не произведена

- поставщикам по поставкам, по которым расчетные документы не поступили;

- поставщикам по выданным векселям, по которым срок оплаты не наступил;

- поставщикам по полученному товарному кредиту;

- другие необходимые сведения, согласно учетной политике предприятия.

 Отдельно аудитор рассматривает случаи, когда счет поставщика был принят к оплате и оплачен, а при поступлении товаров обнаружилась их недостача по сравнению с данными сопроводительных или иных документов. Если обнаружены несоответствия цен, оговоренных в контракте, арифметические ошибки, аудитор рассматривает их влияние на финансовую отчетность, с учетом уровня существенности, установленного в ходе планирования аудита.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.