Первообразы «Анима», «Анимус» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Первообразы «Анима», «Анимус»

2022-02-10 60
Первообразы «Анима», «Анимус» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В них сконцентрирована, согласно Юнгу, врожденная андрогенная людская природа. Первый архетип отождествляет внутренний женский образ в мужчине (бессознательная женская сторона), а второй – мужское начало в представительнице женского пола (бессознательная мужская сторона).

Данные архетипы людей частично основаны на существующем биологическом факте: в человеческом организме вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Они эволюционировали, по словам Юнга, в течение многих столетий в рамках коллективного бессознательного в качестве результата опыта процесса взаимодействия с противоположным полом. Некоторые мужчины немного «феминизировались», а женщины «шовинизировались» по причине многолетнего совместного проживания. Карл утверждал, что эти архетипы, как и остальные, должны сосуществовать гармонично, то есть не нарушать общего баланса, для того чтобы не спровоцировать торможение развития личности в направлении исключительно самоосуществления.

«Самость» как главный архетип Юнга

В рамках его концепции он признается наиболее важным. «Самость» – сердцевина личности, которая окружена другими элементами. При достижении интеграции всех душевных аспектов, человек начинает ощущать внутреннее единство, целостность, гармонию.

Итак, в восприятии Юнга эволюция самого себя – первостепенная цель жизни человека.

Основной символ «Самости»

Им выступает «Мандала» (ее многочисленные виды): нимб святого, абстрактный круг, окно-розетка и проч. Согласно концепции Юнга, единство «Я», цельность, выраженные символически в фигурной завершенности, подобной ей, можно встретить в сновидениях, мифах, фантазиях, религиозном, мистическом опыте. Данный исследователь полагал, что именно религия выступает великой силой, которая содействует человеческому стремлению к полноте, целостности. Однако не стоит забывать, что гармонизация всех душевных составляющих – сложный процесс.

Он считал невозможным достижение истинной уравновешенности всех личностных структур, если только в среднем возрасте. Можно сказать больше, главный архетип не проявляется, пока не произойдет соединение, гармонизация всех душевных аспектов (сознательных, бессознательных). Ввиду этого момента достижение уже зрелого «Я» требует настойчивости, постоянства, интеллекта, существенного жизненного опыта.

Врожденность первообразов

Существует еще одна трактовка. Так, архетипы – это появившиеся воспоминания, идеи, предрасполагающие человека переживать, воспринимать, реагировать на различные события конкретным образом. Конечно, в реальности это не совсем так, если уточнять, то правильнее их интерпретировать как предрасполагающие факторы, влияющие на проявление людьми в поведении универсальных моделей: восприятия, мышления, действия в качестве ответа на соответствующий объект (событие).

Именно врожденной здесь выступает непосредственно тенденция эмоционального реагирования, поведенческого, когнитивного на определенные ситуации, к примеру, в момент неожиданного столкновения с любым субъектом (родителями, незнакомцем, змеей и проч.).

Взаимосвязь первообразов с чувствами и мыслями

Архетипы – это «начальные образы». Юнг утверждал, что каждый из них связан с определенной тенденцией выражать конкретные типы чувств, мысли относительно соответствующей ситуации, объекта. К примеру, ребенок воспринимает свою мать посредством ее настоящих характеристик, окрашенных неосознанными представлениями касательно данных об архетипических атрибутах матери: воспитании, зависимости, плодородии.

Таким образом, в основе концепции сконцентрированы понятия «архетип» и «символ». Юнг охарактеризовал первое как первообраз, а второе – как средство его выражения в человеческой жизни.

Структура психики по Юнгу

1. Экзопсихическая составляющая - структуры, которые замыкаются на внешнем мире и ответственны за связь с ним.
2. Эндопсихическая составляющая -
1) эго-комплекс - это то, что определяет личность (сугубо индивидуальное образование);
2) личное бессознательное;
3) коллективное бессознательное - является носителем своего опыта (1), опыта всех поколений на Земле (2), бытия материи (3).

Эго - комплекс или сознание - это центр сознания, это то, что определяет личность.

Сознание берется из принципа реальности. Организм попадает в чужую среду и идет адаптация через органы чувств. Источник развития сознания это органы чувств, которые вынесены во вне, на кожные покровы и т.д. В основе развития сознания лежит развитие ощущения. Ощущение порождает восприятие. После восприятия идет интерпретация и оценка с помощью чувств (положительные или отрицательные эмоции). Сознание строится из сознательных перцепций, воспоминаний мыслей и чувств. Служит основой нашего самосознания. Создает ощущение последовательности и направленности нашей сознательной жизни.

Сознание - это ядро психики - канал связи «Я» с внешним миром.

Сознание полностью ориентировано во внешний мир.
Преимущества сознания состоит в том, что оно имеет выход во внешний мир. Интеллект помогает адаптивно вписаться во внешний мир. Поэтому одна из основных функций сознания адаптивная. Сознание помогает человеку приспособить внешний мир к себе.

Но в силу того, что сознание ориентировано во внешний мир, оно мало знает, что делается внутри, не знает внутренние психические содержания. Сознание гордится собой и не видит ничего вокруг. Благодаря самонадеянности разума был изгнан из природы. И как в наказание человек единственное животное, которое осознает смерть. В филогенезе и онтогенезе человек проходи путь развития и его последующей самонадеянности. В первобытном обществе сознание и КБ было связано. Сознание не отрывалось от бессознательного. Человек был погружен в КБ. Сознание было на службе у КБ и была гармония.

Личное (индивидуальное) бессознательное - по существу аналогично Фрейдовскому -образуется из содержаний, которые:
• были в сознании и забыты (механизм памяти)
• были в сознании и вытеснены (механизм вытеснения).

Карл Юнг вводит понятие «Тень»:
• это центр личного бессознательного (а не архитип коллективного бессознательного как дано в некоторых источниках), фокус материала, который был вытеснен из сознания;
• это обратная или темная (невидимая) сторона сознания.

Тень включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам.

Эго или сознание - это медаль с двумя сторонами, тень - её темная сторона. Вытесненный из сознания материал, структурируется вокруг тени, которая становиться как бы негативной самостью, тенью Эго.

Тень не осознается и отрицается. Способ получить невроз - отрицать тень.

 

Центром учения Юнга является представление об «индивидуации». Процесс индивидуации порождается всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души. Поскольку ее подавление ведет к психическим расстройствам, религиозное развитие – неотъемлемый компонент процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцелению). С такой позитивной точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и целостности. Аналитик в психотерапии играет активную роль. Чаще, чем свободные ассоциации, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

Юнг предложил знаменитую теорию личностных типов, указал на различия между поведением экстравертов и интровертов сообразно отношению каждого из них к окружающему миру.

Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:

1. Независимость психики от сознания, четкое разделение этих феноменов человеческой природы;

2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии;

3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека;

4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике.

Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате -открытого кризиса», дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного, и каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся: психоанализ 3. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое входили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психоанализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-погия Анны Фрейд и Э. Эриксона.

 

Психоанализ - врачебный метод исследования, зародившийся в начале 90-х гг. XIX в. в Вене, Австрии, в работах Ж. Шарко и И. бернгейма, использовавших гипноз в лечении многих нервных заболеваний, и развитый 3. Фрейдом (1856-1939). Работу 3. Фрейда -Толкование сновидений принято считать первым психоаналитическим трудом и началом психоанализа.

Основные положения и принципы психоанализа

1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии.

2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.

3. Выделяются три уровня психической жизни:

- сознание, которое содержит в себе неблокируемые, осознаваемые и переживаемые индивидом явления, мысли, чувства и другие феномены;

- предсознание - латентная (скрытая) часть психики, которая не содержит в себе четко осознаваемых представлений и мыслей, но при усилии памяти может воспроизвести необходимую информацию;

- бессознательное - самая важная часть психики, оказывающая решающее значение на поведение и личность человека, содержащая в себе неосознаваемые им феномены, вытесненные цензурой из сознания: инстинкты, воспоминания, чувства, события и целые куски жизни. Содержание бессознательного оказывает воздействие на человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т, п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).

Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

Юнг отходит от концепции психоанализа и создает свою теорию, названную им аналитической психологией. Центральное содержание аналитической психологии составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Бессознательное имеет два аспекта -личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними проводится четкая дифференциация.

Структура личности имеет три части.

1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум (воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр личности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию в пространстве, и формируется прижизненно.

2. Личное бессознательное - это верхний слой психики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сформированный из индивидуального опыта человека. В личном бессознательном заключены забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, которые когда-то сознавались, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Эти содержания могут проявляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессознательного доступно сознанию.

3. Коллективное бессознательное - наиболее влиятельная психическая система, почти полностью отделено от личного бессознательного в жизни индивидуума, содержит в себе воспоминания, унаследованные от предков в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеповеческое животное существование Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллективном бессознательном содержатся все «архетипы».

Юнговская структура личности отличается от фрейдовской дифференциацией Ид - разведением - «личного» и «коллективного» бессознательного, не противопоставлением их, но наделением разными качествами и механизмами формирования. У Фрейда «Ид» является биологическим, природным данным, а у Юнга бессознательное включает и социальные моменты. Однако «архетипы», наполняющие коллективное бессознательное, носят наследственный характер.

Юнг стремился создать универсальную теорию, объясняющую природу человека, которая открыта для нового опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи оказали существенное влияние на развитие психологии в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат. Историческое значение идей Юнга

1. Расширение понимания психики человека через введение понятия коллективного бессознательного и архетипов, дифференцируя понятие собственно бессознательного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной природы.

2. Выделенные психологические типы экстраверта и интроверта, а также сопутствующие им четыре типа характера - интуитивный, мыслительный, ощущающий и чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии типологий личности и тестов для выявлений принадлежности индивида к тому или иному типу.

3. Идея о решающем значении процесса индивидуализации (т. е. обретения своей самости) в развитии и становлении личности и стремления к ее целостности оказала влияние «а многие современные психотерапевтические концепции (гештальтподходФ. Перлза, гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где главной задачей является создание целостной личности, возврат человека к своей самости и ее интеграция.

4. Понятие архетипа гак общего для всей человеческой психики символа разрабатывалось в различных школах психотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование символов и образов в психологическом консультировании).

А. Адлер отошел от психоанализа и создал свою теорию, названную индивидуальной психологией.

1. Чувство неполноценности, а не сексуальность, является фактором развития личности, заставляя преодолевать мнимый или реальный недостаток. Имеет следующие характеристики: отличается от комплекса неполноценности; врожденная и бессознательная природа, индивидуально у каждого человека; может быть органическим (физический недостаток) или психологическим (неполноценность в эмоциональной, коммуникативной сфере).

2. Стремление к превосходству, врожденное, бессознательное, - это компенсация переживаемой неполноценности, уравновешивающая ее. Индивидуально у каждого и является движущей силой развития личности, так как, заставляя преодолевать недостаток, формирует стремление стать лучшим.

3. Фиктивный финализм, или постановка жизненной цели, обусловлен характером неполноценности, например, при физическом недостатке ставится цель преодолеть его и жизнь строится по соответствующему плану. Конечной идеальной целью развития человека является "стремление к совершенству-, к достижению своей самости.

4. Стиль жизни - это набор особенностей и привычных способов функционирования индивида в окружающей среде, который вырабатывается индивидуально как компенсация конфетной неполноценности и способ достижения поставленной жизненной цели. Стиль индивидуален и уникален у каждого человека.

5. Социальный интерес - врожденный бессознательный элемент, определяет направление развития личности, постановку жизненных целей и формирование индивидуального стиля. Понимается как чувство общности с другими людьми, умение сотрудничать с ними и может иметь разную степень развития, что и будет обусловливать особенности адаптации и жизненного стиля.

6. Творческое «Я» - это энергия, которая помогает личности поставить цель и осуществить свой уникальный жизненный стиль. Человек сам формирует свою жизнь, используя факты наследственности и опыта и придавая им нужную окраску.

Индивидуальная психология А. Адлера является одной из интереснейших теорий личности XX в. В ней поднимаются важнейшие вопросы природы человека, которые ранее не имели столь широкого изучения в психологии.

1. Понятие творческого «Я», которое противоречит пониманию психики как раз и навсегда детерминированной биологическими и наследственными инстинктами, расширяет понимание природы человека. Адлеровская идея творческой активности и индивидуальности оказала сильнейшее влияние на развитие психологии и впоследствии разрабатывалась многими учеными гуманистической направленности, в частности А. Маслоу, К. Роджерсом, обусловив развитие новых подходов и теорий личности.

2. Введение термина социального интереса, или социального чувства, обусловливает понимание человека как существа социального, что расширяет границы понимания человеческой природы.

3. Отведение обществу важной роли в формировании и развитии личности дает основание считать Адлера основателем социального психоанализа. Адлер одним из первых признавал, что не только заложенные в человеке и передающиеся по наследству элементы являются источником формирования личности, но и общество оказывает существенное влияние на этот процесс.

В конце 30-х гг, возник неофрейдизм, соединивший психоанализ Фрейда с социологическими теориями, и предвестником этого явления стала индивидуальная психология А. Адлера. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихи-ческих процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Через исцеление индивида может и должно произойти исцеление всего общества.

В русле неофрейдизма развивались следующие теории.

1. Теория базальной тревоги Карен Хорни; причиной невроза является тревога, зарождающаяся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающаяся при недостатке любви и внимания.

2. Гуманистический психоанализ Э. Фромма: невроз и проблемы адаптации в среде возникают в результате невозможности для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

3. Эгопсихология Анны Фрейд и Э. Эриксона: отрицание необходимости изучение бессознательного уровня психики и рассмотрение «Эго» как не менее важной в развитии личности и независимой от бессознательных импульсов «Оно» структуры.

4. Теория Вильгельма Райха: признание необходимости полного сексуального раскрепощения человека, что способствовало бы установлению подлинно человеческих (естественных] взаимоотношений в любви, труде и познании.

Впервые термин -гуманистическая психология» был использован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг. усилиями Р. Мэя, А, Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии, гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека.

1. Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т, д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.

2. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов - инстинктов, раздражителей, бессознательных стремлений или предписанных ролей.

3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели - это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.

4. Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.

5. Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.

6. Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос -почему?',

а описание самого феномена состояния и ответ на вопрос «как?».

Направления в развитии гуманистической психологии. В рамках гуманистической психологии сложились два различных подхода: первый разрабатывался Р. Маем и был очень близок к экзистенциальной психологии, поскольку делал акцент на проблемах и трудностях личностного выбора, ответственности в определении смысла существования и пр. Представители второго подхода - Маслоу и Роджерс - постулировали изначальную конструктивность и позитивность психики человека.

Маслоуразработал собственную теорию, названную гуманистической психологией.

была создана теории потребностей, которая включает в себя следующие положения.

1. Потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями.

2. Удовлетворение потребности, стоящей нэ более высоком уровне, невозможно без удовлетворения низшей потребности, эта потребность не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально, что для каждого человека индивидуально.

3. В этой иерархии существуют следующие потребности:

- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

- потребности в безопасности (стабильность, порядок);

- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);

- потребность в уважении (самоуважение, признание);

- потребность в самоактуализации (развитие способностей).

4. Сэмоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс х|рактвризуетея как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне, В этом заключается самоаюуализация личности,

5, Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего 'Я«и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.