Возникновение и развитие профессиональной ориентации. Основные профориентационные теории. Современная профориентация, ее цели и задачи — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Возникновение и развитие профессиональной ориентации. Основные профориентационные теории. Современная профориентация, ее цели и задачи

2022-02-10 50
Возникновение и развитие профессиональной ориентации. Основные профориентационные теории. Современная профориентация, ее цели и задачи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Возникновение первых идей и подходов к профориента­ции в зарубежных социально-психологических системах (вторая половина ХIX века).
  2. Первые лаборатории профориентации (первое десятилетие ХХ в.: Страсбург, Бостон).
  3. Влияние идей гуманистической философии и психологии на становление оте­чественной профориентации.
  4. Появление первой профориентационной теории «черт и факторов» Ф. Парсонса (США, рубеж XIX-XX вв.).
  5. Теоретические положения Д. Сьюпера, А. Маслоу, К. Роджерса, Ф. Хоппе, Г. Мюнстенберга и др., повлиявших на становление и развитие отечественной теории и практики профориентационной работы.
  6. Исторические аспекты развития профориентации в России в дореволюционный и послереволюционный периоды.
  7. Междисциплинарный характер профориентации как области научно-практического знания.
  8. Профориентация как научное управление процессом профессионального самоопределения молодежи. Прикладной характер профориентации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Типология проблем выбора профессии. Самооп­ределение личности как процесс и результат по­иска внутреннего «Я» и смысла в трудовой дея­тельности

 

  1. Субъективные и объективные затруднения при выборе профессии человеком.
  2. Причины, приводящие к неадекватному профессиональному выбору.
  3. Типичные затруднения, противоречия между факторами «хочу», «могу», «надо».
  4. Ценностно-смысловой подход к развитию понятия «самоопределение личности».
  5. Самоопределение как актуализация внутреннего потенциала личности, определение собственного отношения к проблеме выбора профессии, наличие потребности и развитие способности к принятию решения о выборе профессии.
  6. Соотношение самооценки способности учащихся, их успеваемости, результатов профессиональных проб и состояния здоровья при выборе профессии.
  7. Роль учителя, классного руководителя, школьного психолога в руководстве процессом профессиональ­ного самоопределения учащихся.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Методологические основы самоопределения. Типы, виды, уровни самоопределения личности. Условия успешного самоопределения

1. Научные положения и подходы гуманистической фило­софии и психологии, определившие содержание отечественной профориентации: идеи А. Маслоу, К. Ясперса, Н. Бердяева, В. Франкла о самореализации, самоактуализации, самопознании, самотрансценденции личности.

2. Ценностно-смысловой поход к сущности профессионального самоопределения и трудовой дея­тельности.

3. Человек как субъект самоопределения. И.С. Кон, П.Г. Щедровицкий о смыслах самоопределения.

4. Типы самооп­ределения: жизненное, личностное, профессиональное и др. Уровни самоопределения по Е.А.Климову: гностический и практический.

5. Пять общих уровней по профессиональному и жизненному типу самоопределения (по Н. Пряжникову).

6. Внутренняя потребность в самоопределении как главное условие успешного выстраивания собственной профессиональной судьбы.     

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Профессиональное самосознание, его развитие на различных

Этапах жизненного пути

 

  1. Сущность и определение профессионального самосознания как компонента профессионального самоопределения личности. С.М. Богословский, В.В. Столин о самосознании личности.
  2. С.Р. Пантилеев о самоотношении как выражение личностного смысла «Я».
  3. «Я-концепция» Р. Бернса, как совокупность представлений индивида о себе (когнитивная, оценочная, поведенческая составляющие).
  4. «Я-концепция» К. Роджерса («Я-реальное», «Я-идеальное»), проблема рассогласования между представлениями человека о себе «реальном» и «идеальном» как движитель его саморазвития.
  5. «Эго-идентичность» Э. Эриксона и проблема нахождения своего места в окружающем мире.
  6. А.К. Маркова о соотношении личностного и профессионального самосознания.
  7. Онтогенез профессионального самосознания.
  8. Культурно-исторические традиции развития и формирования профессионального самосознания.
  9. Социально-профессиональная идентификация. Взаимосвязь профессионального самосознания и развитие профессионализма.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Личный профессиональный план как результат профессионального самоопределения. Типы лич­ных профессиональных планов

 

  1. Жизненные цели, ценности, планы, перспективы, их осмысление в ситуации профессионального самоопределения.
  2. Жизненный план как средство осуществления жизненных целей.
  3. Жизненные цели – предметное выражение ценностных ориента­ции личности.
  4. Ближайшие и отдаленные жизненные и профессиональные перспективы.
  5. Рациональные и эмоциональные факторы, влияющие на формирование и профессиональных планов.
  6. Принцип «Хочу – могу – надо» при составлении профессионального плана.
  7. Восемь типов факторов (по Е.Климову - «восемь углов выбора профессии»), влияющих на профессиональный план старшеклассника.
  8. Основные типы и уровни сформированности профессиональных планов.
  9. Определение стратегии профориентационной помощи оптанту в зависимости от типа личного профессионального плана.
  10. Особенности понятия «проектирование профессиональной карьеры».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Возрастные особенности профессионального самоопределения. Изучение профессиональных установок и предпочтений подростка на этапе принятия решения о выборе профессии

 

  1. Возрастные, психофизиологические особенности школьников разного возраста и их учет в профориентационной работе.
  2. Отличительные особенности личностного, жизненного и профессионального самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах.
  3. Профессиональные установки подростков и их влияние на ситуацию выбора профессии.
  4. Три основных типа профессиональных установок подростка (по Л.М.Митиной): на профконсультанта, на конкретную специфическую задачу профессионального выбора, на профессиональную задачу в целом, их взаимосвязь с этапами процесса принятия решения о выборе профессии.
  5. Способы и методы выявления и коррекции профессиональных установок подростков.
  6. Профконсультационный тренинг как эффективное средство и форма формирования продуктивных профессиональных установок подростков.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

Особенности процесса самоопределения школьников в условиях профилизации школы. Планирование и организация профориентационной работы в школе

  1. Традиционная система профессиональной ориентации и ее основные компоненты: профессиональное просвещение, (информирование, пропаганда), предварительная профессиональная диагностика (изучение личности школьника в целях профориентации), профессиональная консультация (проектирование развития личности школьника), профессиональный отбор (подбор), социально-профессиональная адаптация (профессиональная и социально-психологическая).
  2. Взаимосвязь и взаимовлияние компонентов профориентации, развитие их содержания.
  3. Процесс и структура самоопределения школьников: самопознание и самоанализ, анализ профессий и профессиональные пробы, соотнесение собственных возможностей с требованиями профессии к человеку.
  4. Цели, задачи, содержание профессиональной ориентации школьников разных возрастных групп в ходе учебного процесса во внеклассной и внешкольной деятельности.
  5. Проблема профилизации школы на современном этапе развития образования.
  6. Идея самоопределения личности как содержательная основа
  7. Концепции профильного обучения на старшей ступени.
  8. Особенности содержания и организации профориентационной работы в процессе перехода школы к профильному обучению.
  9. Подходы к планированию профориентационной работы со школьниками.
  10. Профессиональная ориентация в процессе бучения и во внеурочное время.
  11. Деятельность классного руководителя по профессиональной ориентации.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

Изучение личности в целях профориентации: принципы, методы пси­холого-педагогической диагностики. Выявление и развитие общих и специальных способностей

  1. Цели и задачи изучения личности школьника.
  2. Многообразие личностных особенностей.
  3. Личность школьника как субъект развития и самоопределения.
  4. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении личности.
  5. Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональном самоопределении.
  6. Эмоции и чувства, формы эмоциональных переживаний, волевые качества личности и их значение в профессиональной деятельности человека.
  7. Способности и склонности, условия их проявления и развития.
  8. Влияние представлений о себе на выбор профессии.
  9. Самооценка, уровень притязаний и их роль в профессиональном самоопределении личности.
  10. Методы изучения личности: наблюдение (виды, требования, правила, техника подготовки и проведения), беседа, интервью, опрос, анкетирование (виды анкет, техника составления, правила подготовки проведения, обработка), изучение продуктов деятельности учащихся.
  11. Методы независимых характеристик.
  12. Психологические методы: интроспекция, тестирование.
  13. Социологические методы, применяемые в целях изучения школьников: социометрия, рейтинг.
  14. Математические методы: статический, факторный, дисперсионный, корреляционный анализ, контент-анализ.
  15. Педагогический эксперимент: (требования к эксперименту; виды педагогического эксперимента.
  16. Проблема отбора (подбор) диагностических методов и методик.
  17. Применение компьютерных технологий в проведении профессиональной диагностики учащихся.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 9

Методы профориентации. Активизирующие методы и методики профессионального самоопределения

  1. Классификация методов профориентации по целям профориентационой помощи (по Н. Пряжникову).
  2. Принципы отбора и особенности применения методов профориентации в различных ситуациях выбора профессии и с различными возрас­тными группами оптантов.
  3. Активизирующие методы и методики профессионального самоопределения, их особенности и предназначение.
  4. Игровые методы профориентации и самоопределения.
  5. Содержание и технология применения одной из активизирующих профориентационных методик

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10

Психолого-педагогическое сопрово­ждение профессионального самоопределения учащихся: принципы, структура, содержание

1. Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) как процесс оказания психологической помощи и педагогической поддержки в различных ситуациях жизненного, личностного и профессионального самоопределения.

2. Характеристика основ­ных принципов ППС школьников: активности, самостоятельности оптанта, дифференциации и индивидуализации, учет возрастных особенностей и др.

3. Профессиональное становление лично­сти и его основные стадии (по Т.В. Кудрявцеву): зарождение и формирование профессиональных намерений, период профес­сионального обучения, активное вхождение в профессиональ­ную среду.

4. Психологические критерии успешности прохожде­ния оптантом каждой из стадий.

5. Возможные кризисы профес­сионального становления, их особенности на каждой из стадий.

6. Основные компоненты структуры процесса ППС: целевой, со­держательный, ценностно-смысловой, деятельностный, результативный, их содержание и педагогические смыслы.

7. Профес­сиональная консультация как основное средство и форма ППС в работе со школьниками.

8. Особенности проектирования процесса ППС в работе со старшеклассниками.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.