Тема: Особенности реализации учебного модуля «Основы светской этики» — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Тема: Особенности реализации учебного модуля «Основы светской этики»

2022-02-10 67
Тема: Особенности реализации учебного модуля «Основы светской этики» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения.

1. Определение понятия «светская этика» в трудах религиозных и светских философов.

2. Методологические основы методики преподавания курса «Основы светской этики».

3. Общая характеристика светской этики  как образовательной области.

4. Предмет, задачи, структура учебного предмета «Основы светской этики».

Проблемные задания для подготовки к дискуссии на тему: Светская этика и ценности глазами современной молодежи.

Подготовить примеры светской символизации и интерпретации православных запретов и предписаний, определить нравственные и мировоззренческие сходства и различия.

Разработать ситуации современного использования духовного потенциала светских  норм и предписаний.

Практические задания.

1. Используя рекомендуемую литературу, подготовить эссе или мини-презентацию по предлагаемой тематике:

1). Толерантный потенциал светской этики.

2). Научные подходы к анализу содержания светской этики.

3). Нормативно-правовое обеспечение преподавания основ светской этики в российской системе образования.

4). Содержание и задачи общественной дискуссии о преподавании светской этики в современной школе.

2. Познакомиться с примерным содержанием курса «Основы светской этики» в современной школе. Назовите варианты имеющихся программ по данной дисциплине.


III. Методические рекомендации для преподавателей

Основными видами учебной работы студентов являются лекции, практические занятия, лабораторные работы. На лекциях раскрываются основные понятия и положения курса, отмечаются современные подходы к решаемым проблемам. Тексты лекций необходимо иллюстрировать картами, картосхемами, рисунками и другим наглядным материалом. На практических и лабораторных занятиях студенты овладевают общепедагогическими и частнометодическими умениями, связанными с решением учебно-профессиональных задач. С точки зрения методов обучения предпочтение отдается проблемно-поисковым, повышающим степень познавательной активности студентов. Лабораторные работы позволяют подготовить студентов к использованию различных методов, форм и средств обучения для проектирования уроков дисциплины «ОРКСЭ» в начальной школе (по различным программам), управлять умственной деятельностью учащихся, обеспечивать достижение образовательных, развивающих, воспитательных целей. Материалы практического занятия содержат вопросы для обсуждения, необходимые для актуализации и обобщения основных теоретических положений.

Важное место принадлежит разработке проведения уроков в классе, проведению экскурсий, выполнению проектов, в том числе религиозной тематики. Среди методических приемов есть место играм и занимательному материалу, в т.ч. и регионального характера.

Будучи звеном единой системы методической подготовки будущего учителя учебный курс имеет непосредственный выход в школу, дает знания, умения и навыки для преподавания школьного курса «ОРКСЭ» в начальной школе.

В процессе работы над курсом необходимо предлагать студентам прорабатывать рекомендуемые источники литературы, составлять свою картотеку, папку наглядных пособий, которые окажутся весьма полезными при работе в школе.

Успешное усвоение этого курса во многом зависит от того, насколько удачно выстроена система практических занятий, которые, безусловно, помогут студентам закрепить теоретические знания, получаемые ими на лекциях и из учебных пособий.

Одна и та же тема на дневном отделении может быть включена в лекционный курс, а на заочном – выделена на самостоятельное изучение. Кроме того, студенческие курсы и группы сильно отличаются по уровню подготовки и по активности, и в одних случаях целесообразнее давать задания на самостоятельную подготовку, а в других – подробно разбирать материал на практических занятиях. В силу этих причин в заданиях для практических работ включены задания различного целевого назначения, позволяющие преподавателю дифференцировать работу с разными группами.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа. Задания для самостоятельной работы могут включать в себя:

- конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

- проработку учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе) и подготовку докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх;

- работу с нормативными документами;

- поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации;  

- выполнение контрольных работ, творческих (проектных) заданий,

- решение задач, упражнений;

- написание рефератов (эссе);

- работа с тестами и вопросами для самопроверки;

- моделирование и/или анализ конкретных проблемных ситуаций и др/

Конкретные виды самостоятельной работы по дисциплине, а также критерии их оценки определяются преподавателем.

Контроль учебной работы студентов в межсессионный период осуществляется в ходе аудиторных учебных занятий, проводимых в соответствии с расписанием, а также путем проверки результатов самостоятельно выполненных заданий, предусмотренных действующими учебными планами и программами, а также результатов тестирования.

Форма проведения зачета и экзамена: устная, письменная, тестирование, защита работы (проекта) и другие – устанавливается кафедрой.

Основой для определения оценки на экзаменах служит уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой соответствующей дисциплины. Необходимо обеспечить объективность и единообразие требований, предъявляемых на экзаменах, с учетом роли данной дисциплины в изучении других дисциплин учебного плана и в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников.

Основными критериями освоения дисциплины являются: освоение студентом основных дидактических единиц дисциплины, полнота и осознанность знаний, степень овладения различными видами умений: аналитическими, проектировочными, коммуникативными, организаторскими и др., способность использовать освоенные способы деятельности в решении профессиональных задач.

Критерии оценки знаний и умений студентов по дисциплине «Методика преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Ответ оценивается отметкой «5», если студент:

· полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

· изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя религиозную, светскую и методическую терминологию;

· правильно выполнил рисунки, схемы, графики, сопутствующие ответу;

· показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

· продемонстрировал усвоение изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

· отвечал самостоятельно без наводящих вопросов экзаменатора.

· Возможны одна-две неточности при освещении вопросов или в выкладках, которые студент легко исправил по замечанию преподавателя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеется один из недостатков:

· в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие культурологическое и методическое содержание ответа;

· допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию экзаменатора;

· допущены: ошибка или более двух недочетов при освещении вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию преподавателя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

· неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса;

· имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании религиозной и методической терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов преподавателя;

· студент не справился с применением теории в новой ситуации;

· при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

· не раскрыто основное содержание учебного материала;

· обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

· допущены ошибки в определении понятий, при использовании религиозной и методической терминологии, а также в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов экзаменатора.

Выполнение тестов промежуточной и итоговой аттестации оценивается следующим образом: правильное выполнение заданий теста от 85-100% - «отлично»; 70-84% - «хорошо», 50-69% - «удовлетворительно». «Зачтено» - от 50% правильно выполненных заданий промежуточной или итоговой тестовой работы.

IV. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

образец теста.

1. 1. Установите соответствие результатов освоения учебного курса.

А. Требование к личностным результатам   Б. Требование к метапредметным результатам   В. Требование к предметным результатам 1. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий. 2. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. 3. Формирование основ российской гражданской идентичности. 4. Развитие навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы в спорных ситуациях. 5. Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. 6. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий 7. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие

 

2. Установите соответствие характеристик понятий.

А. Добро.   Б. Мораль. В. Религия   Г. Культура.     Д. Совесть. Е. Добродетель. 1. Система норм и ценностей, регулирующих поведение человека 2. Выражает стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом. 3. Переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. 4. Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей, отношений между ними.. 5. Мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок 6. Все, что создал человек, то, что он меняет в мире своим трудом.

 

3.  Установите соответствие востребованности модулей

А. Основы светской этики. Б. Основы буддийской культуры В. Основы исламской культуры. Г. Основы мировых религиозных культур. Д. Основы православной культуры 1. 42 % 2. 30 % 3. 18 % 4. 9 % 5. 1 %

4. Верны или неверны следующие утверждения:

1. Моральные нормы не имеют документального оформления и нигде не записаны.

2. УМК ОРКСЭ предусмотрено одновременное изучение одним ребенком двух или более модулей.

3. Выражением религии является ее культ.

4. Каждая религия несёт в себе такой тип знания, который не может быть проверен или опровергнут с позиции другой религии, а также с позиций научного (нерелигиозного) знания или здравого смысла.

5. Домашнее задание в рамках курса ОРКСЭ не предусмотрено.

6. В рамках курса ОРКСЭ не предусматривается преподавание религии.

 

5. Установите соответствие названия храма религии

А. Религиозные секты Б. Мусульманство В. Иудаизм Г. Буддизм Д. Христианство 1. Синагога 2. Соборы, часовни 3. Мечеть 4. Молельные дома 5.Дацаны, хурулы

 

6). Выберите правильный ответ

В отечественном школьном образовании целесообразно придерживаться определения:

А) Религия — это духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлением об инобытии (загробном мире) как доминирующем по отношению к обыденному существованию реальности».

Б) «Религия — это система ориентации человека в мире, образец преданности цели, идее или силе, превосходящей человека».

В) «Религия — система верований и практик, относящихся к вещам, священным, обособленным, запретным, которая объединяет в одну моральную общность, называемую церковью, всех, кто их принимает».

 

7). Выберите правильный ответ

Курс ОРКУСЭ начали изучать во всех общеобразовательных учреждениях России

А) с сентября 2009 г.

Б) с сентября 2012 г.

В). с сентября 2013 г.

Г) с сентября 2014 г.

 

8). Сформулируйте цель комплексного курса ОРКиСЭ.

9). Может ли модуль «Основы православной культуры» преподавать священник? Свой ответ обоснуйте.

10). Почему модуль выбирают родители, а не дети?

11). Как можно измерить результативность данного курса? Что является главным критерием результативности?       

 

Вопросы к зачету

1. Структура и содержание курса ОРКСЭ.

2. Общие положения концепции комплексного изучения курса ОРКСЭ

3. Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

4. Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания

5. Требование к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения учебного курса ОРКСЭ

6. Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

7. Значение использования иллюстративного материала в изучении курса ОРКСЭ. Характеристика видов иллюстративного материала.

8. Методика работы с иллюстративным материалом в курсе ОРКСЭ

9. Работа с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ

10. Особенности работы с домашними заданиями школьников в курсе ОРКСЭ

11. Педагогические технологии изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе.

12. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Характеристика основных понятий.

13. Нормативно-правовая база введения курса ОРКСЭ.

14. Психолого-педагогический аспект курса ОРКСЭ.

15. Особенности процесса изучения курса ОРКСЭ на разных ступенях школьного образования.

16. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества.

17. Религия и наука. Религия и философия. Религиозный культ и культура.

18. Формы организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».

19. Методика проведения экскурсии в храм: цели, содержание, структура, методы и приемы.

20.  Формы проведения заочной экскурсии.

21. Виртуальная экскурсия: особенности, методика проведения.

22. Общая характеристика православной культуры как образовательной области.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.