Тема: Педагогические технологии изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема: Педагогические технологии изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе.

2022-02-10 21
Тема: Педагогические технологии изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одной из основополагающих характеристик учащегося, плодотворного осваивающего курс ОРКСЭ является его способность к проективной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели возможного будущего”. Смысл социально – значимой деятельности заключается в ее “улучшающем” характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме целеполагания, конструирования идеального образа человека и мира. В процессе производства (и освоения, потребления) “предмета социума” человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм — идеальной структуры художественного продукта, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми в рамках социума. Социум, в данном случае, рассматривается в контексте отчуждения в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего "национального мира". Культура — это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума — делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Социальная деятельность — это целеориентированная активность, содержание которой задано ролью. Культурная деятельность — это активность смысло— и ценностно-ориентированная.

Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, с другой — в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.

Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее — ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории "деятельность"; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию "социального", ибо культура как процесс "живет" в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура "застывает" в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшних культурных процессов.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием "социально-культурная проектная деятельность".

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Именно она является еще одним мощным методическим фактором продуктивной работы учащихся в рамках курса ОРКСЭ.

По способу (методу) проектирования можно выделить философско-теоретическое проектирование — конструирование моделей мира и человека на основе рационального мышления; духовно-ценностное проектирование — создание в рамках религиозно-этических систем идеала, воплощающего представление конкретной культуры о человеческом совершенстве; художественное проектирование “второй реальности” с помощью образа, знака, символа и др.

По объекту проектирование может быть социальным (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогическим (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерным (проектирование “второй природы” из материала “первой”) и др.

Комбинация различных способов проектирования в соотношении с теми или иными составляющими объектной области дает учащимся множество вариантов проектной деятельности — в виде специализированных технологий. Например, синтез различных элементов социального, духовно-ценностного и педагогического проектирования — идеологию и т.д.

Особое место в системе специализированных технологий занимает социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда вовлеченностей социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих направленностей имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным результатом должен стать проект, предназначенный для практической реализации. В основе любой социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел), определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие проект.

Следовательно, успешность деятельности ученика в социально-культурной сфере во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования, содержание которой составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и внедрение в учебную программу предмета ОРКСЭ элементов социально-культурного проектирования, целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить учащихся технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности; сформировать проектные качества и способности личности, ее умение конструировать собственные технологические подходы к решению задач в динамично меняющихся нестандартных ситуациях.

Актуальность овладения основами социально-культурного проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех направлений социального взаимодействия. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит ребятам более эффективно осуществлять аналитические и организационные функции в социально-культурной сфере. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность учащегося — умение разработать социально значимый проект и оформить его — это реальная возможность создать себе место в рамках существующих систем социальных отношений.

Как известно, технология, и в том числе данная, сама по себе “безразлична” к порождаемым ею результатам — скальпелем хирурга можно избавить человека от болезни, а можно и лишить его жизни Вот почему отработка технологических навыков и приемов должна стать заключительным этапом и итогом образовательного цикла, логику которого можно выразить семантическим рядом: “ценности — цели — знания — методы”, отражающим суть подготовки любого учащегося в области гуманитарного профиля. Это значит, что в основе овладения любой технологией должно лежать четыре концептуальных блока (или уровня):

Ценности — это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту. Цели — это желаемые результаты, которые ученик предвосхищает, исходя из своего понимания сути культуры, своей индивидуальности, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем. При одних и тех же знаниях о культуре, в зависимости от ценностных ориентаций проектировщика, мы можем иметь программы с взаимно исключающей целевой установкой. Данные уровни проектной деятельности обеспечиваются материалами и занятиями где раскрывается теоретические основания и принципы проектирования, анализируются различные уровни и грани культуры как объекта проектирования, характеризуется сущность и технология проблемно-целевого анализа, выявляется специфика современной социокультурной ситуации и описывается проблемное поле проектной деятельности.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социокультурных изменений и социального взаимодействия заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. При разработке программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ “должного” доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы социальной деятельности. В отличие от них проектное решение учащегося не имеет ярко выраженного директивного или отчетного характера, т.е. не является документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает мероприятия, способствующие разрешение конкретной социальной ситуации. Органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование, во-первых, разрабатывает модель “должного” в соответствии с наличными ресурсами; во-вторых, соотносит проблему с общим образом ее решения, допуская альтернативные пути и средства достижения цели; в-третьих, задает более обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации. Таким образом, социокультурное проектирование — это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное для ребенка образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и его собственную культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями ребенка о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной       культурой и социумом, проецируемые материалами курса ОРКСЭ) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно, содержательно) сложившимся нормам. При этом следует отметить потенциальное многообразие проектных решений одной и той же проблемной ситуации, что обусловлено как различными представлениями об идеальном состоянии культуры и социума (или их отдельных проявлений), зависящими от ценностной позиции проектировщика, его понимания сущности данных феноменов, так и вариативностью способов воссоздания (возрождения, реконструкции, сохранения) социальной и культурной целостности.

В этой связи ведущими целевыми ориентациями проблемно-целевого проектирования для учащихся в рамках курса ОРКСЭ являются:

— создание условий для развития социокультурного субъекта (личности, общности, общества в целом), самореализации учащегося в основных сферах его жизнедеятельности путем оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержанию культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению собственными усилиями;

— обеспечения благоприятных условий для саморазвития культурной жизни учащихся посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений.

Задачи проектной деятельности в рамках курса ОРКСЭ:

— анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика социальных и духовно – нравственных проблем учащихся и четкое определением их источника и характера;

— поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;

— выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;

— разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.

Основными результатами технологии социокультурного проектирования являются программа и проект. Программа — это текст, подготовленный учеником, отражающий всю совокупность условий, необходимых для оптимизации его культурной жизни (т.е. процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятийи инициатив.

Проект может существовать в двух формах:

а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни личности или класса;

б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный учащимся самому себе.

И в первом и во втором случае проект — это как бы локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода личных проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации ученика за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.

По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть учебными и уникальными. Если учебные воспроизводимы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответствии с местными социо-культурными условиями, то уникальные не могут тиражироваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования.

Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность учащихся в сфере духовно – нравственных императивов и морально - этических принципов., поскольку именно должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы той или иной мировоззренческой области (например, культуры региона, среды и условий собственной жизнедеятельности личности, социальной группы и т.д.); во-вторых, иметь представление о идеальном состоянии своих ценностей и способах его поддержки.

Причем, исследовательская процедура выражается здесь прежде всего в создании идеально-мыслимого представления о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта), которое проходит путь от проблематизации исходного состояния объектной области проектирования через формулировку целевых установок к определению конкретных методов изменения ситуации. Объектные области проектирования — и социум, и культура, и личность — рассматриваются как некие теоретические (а значит, в определенной степени — искусственные) модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. В процессе проблематизации они как бы подлежат искусственному расчленению и последующей “сборке” в целевой и содержательной части проекта.

Таким образом, проблематизации, целеполагание и инструментализация (те. содержательное оснащение проектного решения) в совокупности и составляют общую структура и алгоритм проектной деятельности учащегося, ориентированной на его социальную активность в рамках предмета.

В рамках культурологической парадигмы подобный подход резко ограничивает возможности и пространство социально-педагогической регуляции. Системно выстраивая объект социокультурного проектирования (общий, как уже было отмечено, для прикладной культурологии и социальной педагогики), мы включаем в него те уровни, которые ранее не рассматривались в качестве предмета изучения и регуляции, а именно: регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений и общенациональную культуру как явление, характеризующееся признаками субъектности, целостности, системности и механизмами саморазвития.

Представление о социально-культурной деятельности как сложном и многоуровневом образовании позволяет четче определить проблемное поле, которое задает функции специалиста, работающего в социально-культурной сфере, а, следовательно, и содержание его проектной деятельности. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает закономерности, механизмы и условия оптимизации культурных процессов на обозначенных выше уровнях — общенациональном (в рамках государственной культурной политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления культурой и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурной общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Именно на этих уровнях возможна и наиболее эффективна регуляция культурных процессов — в силу социально-правовой определенности как объекта, так и субъекта регулирования.

Здесь мы выходим на второй аспект содержания социально-культурной деятельности учащихся в рамках курса ОРКСЭ, как способа осуществления определенных социальных функций, т.е. как социальной деятельности, преследующей достижение конкретных целей и предполагающей решение определенных (в частности, культурологических, социально-педагогических) задач. Эта деятельность может быть как объектом анализа (с позиции ее ценностей, целей, функций) со стороны учителя, так и предметом практического овладения — в форме освоения различных социально-культурных технологий.

Таким образом социокультурное проектирование — мощный фактор вовлечения учащихся в конкретные социальные практики. Это технология решения проблем в условиях максимальной неопределенности задач и вариативности их возможных решений. Именно поэтому чрезвычайно важны некие исходные положения, которые определяют общие ориентиры и мировоззренческие рамки проектной деятельности в рамках курса ОРКСЭ. Ведь социально-культурный проект представляет собой целевой блок, который реализуется через систему практических мероприятий К числу ведущих принципов социокультурного проектирования относятся:

1. Принцип «критического порога модификации», предполагающий учет границ и возможностей управляемости объекта проектирования (который одновременно является субъектом самоорганизации и саморазвития), степени корректируемости социокультурных процессов и оценку социально значимых последствий такой модификации. Следовательно, смысл проектирования заключается не в жестком управлении культурными и мировоззренческими процессами личности, но в поддержке самоорганизующейся социально-культурной инициативы индивидуума, среды, для которой его культура есть имманентный, универсальный и пронизывающий ее компонент.

2. Принцип оптимизации “зоны ближайшего развития” личности — социокультурной среды ее обитания.

Как уже отмечалось, ведущая целевая ориентация проектирования заключается в разработке условий, способствующих саморазвитию социально-культурного субъекта (личности) посредством решения или предупреждения проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности. В этой связи существенным аспектом содержательной части проекта является оптимизация непосредственной среды обитания человека, создание избыточных социальных условий, стимулирующих личностное развитие. В рамках культурно-исторической концепции развития личности, богатство индивидуальности определяется и обеспечивается влиянием исторически развивающейся культуры; успешность социализации и индивидуализации личности задается ее социально-культурным контекстом, а в качестве объекта оптимизации данных процессов рассматривается зона ближайшего развития — социально-культурная среда как ведущее пространство обитания человека, условие формирования и реализации его потенциалов.

В этой связи чрезвычайно актуальной задачей проектирования является оптимизация зоны ближайшего развития ученика, которую следует рассматривать как жизненно важное для полноценного развития личности культурное пространство — “вместилище” специфического культурного содержания: сложившихся формы общения, духовных ценностей, семиотики и семантики архитектуры, значимых событий, символов. Культурная среда — это “дом” повседневного обитания человека. Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходит в другое измерение — духовный мир личности, образ жизни человека. Смысловые и символические составляющие культурного пространства неизбежно играют роль ориентира в ценностных предпочтениях, формируют чувство семейной близости, родственности составляющих его людей, мотивируют поведение людей в широком спектре — “от преданной любви до безразличия, от искреннего почитания до надругательства, от благолепия до варварства”.

Таким образом, под социально-культурной средой понимается вся совокупность социальных и духовных факторов и условий, непосредственно окружающих человека в процессе его жизнедеятельности. Акцент на оптимизацию социокультурной среды обитания обусловлен тем обстоятельством, что она является основополагающим фактором, определяющим человеческие ценности, нормы, идеалы и т.д. (наряду с семейно-бытовой и общеидеологической атмосферой общества).

3. Принцип персонифицированности процесса и результатов социокультурного проектирования и в итоге социальной практики в рамках курса. Он означает, во-первых, альтернативность идей и проектов, создающая условия для свободного самоосуществления, самореализации учащегося средствами культурной деятельности. Основой поведения человека в рамках проекта должна стать его внутренне детерминированная самодеятельность и творческая активность. Самореализация личности, перевод общественных ценностей в личные невозможен без самодеятельности человека, его встречной активности по усвоению общественных норм и идеалов. Мало знать, что есть добро, справедливость, милосердие – каждому человеку надо как бы заново открыть эти ценности для себя в процессе духовного самостроительства, надо осуществлять эти ценности в условиях повседневности.

Поэтому ключевым понятием при разработке программ поддержки и развития социальных практик у обучающихся по программе ОРКСЭ, является не развитие или возрождение, а сохранение их духовно – нравственного капитала. Возрождение в точном смысле данного понятия — это восстановление форм социальной жизни, способных к полноценному творчеству и напряженной деятельности в пространстве “здесь и теперь”. Вместе с тем существуют определенные сложности реализации принципа сохранения (и в рамках проектирования, и в сфере культурной политики в целом). Парадокс заключается в том, что культура России всегда тяготела к сохранению, а государственная политика очень часто была ориентирована на изменение. Естественная соразмерность традиционных и инновационных механизмов и процессов культурной развития в рамках курса обеспечивается созданием (в ходе преподавания) условий, как создающих предпосылки для культурных инноваций, так и поддерживающих культурную преемственность.

Технологической основой и первым этапом разработки социально-культурных проектов и программ всех уровней является разработка социокультурной ситуации.

Ситуация в контексте курса ОРКСЭ — это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его окружения, отношения с другими людьми и т.д. Ситуации бывают объективные и субъективные, перспективные (открывающие новые возможности развития) и деструктивные (блокирующие развитие субъекта), управляемые и неуправляемые. Являясь системой внешних по отношению к учащемуся условий, ситуация в то же время опосредует его активность, создает предпосылки для их преобразования или преодоления.

Категория ситуация является одной из основных в технологии социокультурного проектирования. С помощью этой системной категории выделяется динамическая социокультурная целостность, имеющая специфичную структуру, т.е. набор устойчивых компонент (жизненных условий, механизмов регуляции отношений людей, их целей и намерений и т.п.), “оформляющих” совместную жизнь и деятельность людей. Обозначая границы, качество и направленность конкретного социокультурного процесса в данный промежуток времени, она выступает в качестве модели анализа и одновременно служит методом проектирования, позволяя операционально описать некую совокупность условий и проблем жизнедеятельности людей, характеризующих социокультурную среду их существования, а также выйти в рамках проекта на решение этих проблем — путем создания более оптимальных условий функционирования человека в социокультурной среде.

Единица анализа ситуации — проблема, требующая своего решения в рамках конкретного проекта. Это понятие в проектировании имеет несколько значений. Под проблемой следует понимать, во-первых, некие объективные трудности, преграды, факты неблагополучия учащегося. Во-вторых, проблему следует рассматривать и в другой плоскости — как результат осознания, понимания ситуации, видения в ней определенного противоречия, на разрешение которого и должна быть направлена разрабатываемая программа. В этом случае проблема есть осознанное несоответствие реального и желаемого, сущего и должного, целей и результатов, т.е. реального положения и принятых в обществе нормативных представлений и предписаний (качественный аспект).

Проблемная ситуация — это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности учащегося: человека, социально демографических, этнических, национальных и других групп населения, общества в целом, региона. Ее частные аспекты: социокультурная ситуация — характеризуется через соответствующие проблемы — социально-культурные; жизненная ситуация — фиксирует индивидуально-личностное измерение бытия и выявляется путем анализа личностных проблем, которые, в свою очередь, определяют содержание и характер деятельности и поведения человека в определенных обстоятельствах. Между остротой переживания личностных проблем и мотивами участия человека в тех или иных сферах и видах социально-культурной деятельности существует прямая связь — состояние неудовлетворенности учащегося значимыми для его жизнедеятельности обстоятельствами стимулирует активность по изменению ситуации, в том числе и средствами социально-культурной деятельности.

Анализ проблемной ситуации — основополагающий этап в технологии разработки любого типа социальных проектов. Именно отсюда берут свое начало цели и задачи проекта, варианты способов разрешения проблем. При этом проблемная ситуация, в зависимости от ее характера и компетентности учащегося, либо преобразуется в задачу, которая затем решается в рамках проекта, либо воспринимается как неразрешимая (с учетом наличных средств, ресурсов) проблема (как личностная, так и социальная — для субъекта проектирования, культурной политики). Цели и задача продуктивно формулируется лишь в том случае, когда, во-первых, учащийся видит желаемое (идеальное) состояние объекта и, во-вторых, когда в самой проблемной ситуации обнаруживаются условия, средства и ресурсы, необходимые для ее изменения в оптимальном направлении. Преобразование проблемной ситуации в цели и задачи проекта — основополагающее условие успешности его последующей реализации.

Таким образом, анализ проблемной ситуации является первичным по отношению к этапу разработки содержательной части проекта. Залогом качества проблемной ситуации служит ее творческое превращение в целевую установку для учащегося и систему задач, в соответствии с которыми рождается идея проекта и выстраиваются возможные модели будущих решений в рамках курса.

Выработка проектных решений на основе анализа ситуации предполагает локализацию проблем (т.е. ее привязку к конкретной ситуации), проработку различных путей и возможностей их преодоления в зависимости от особенностей и условий учащегося.

В процессе предпроектного изучения ситуации и выработке альтернативных способов решения проблем прежде всего важно выделить те элементы социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни, которые могут и должны быть изменены. Тем самым фиксируются границы ситуации, внутри которых оказывается возможным решение проблемы за счет воздействия на поддающиеся регулированию и трансформации элементы жизненных условий. После выделения этих элементов в рамках проекта намечаются гипотетические способы их целенаправленного изменения и преобразования.

При использовании таких подходов к формированию поля социальных практик учащегося учитывается специфика духовно-нравственной и социально-психологической культуры. Это заключается в том, что мораль не имеет своей собственной локализованной сферы общественных отношений и своих институтов, она пронизывает все формы человеческого бытия и сознания, составляет ядро духовных ценностей. Гибко реагируя на изменения социальной практики, нравственность выступает одним из мощных регуляторов жизнедеятельности человека и общества, воздействуя непосредственно на поведение людей во всех сферах – политике, экономике, праве и т.д.

Поэтому проблемное поле проектирования в рамках предмета ОРКСЭ обусловлено целям рядом тенденций, связанных с утратой значительной частью населения духовно-нравственных идеалов, девальвацией фундаментальных ценностей (добра, сострадания, совести, социальной справедливости). В общественном сознании сохраняются (и даже усиливаются) ориентации, основанные на принципах насилия, борьбы, ненависти, нетерпимости. Нравственность как базовое основание культуры разрушена чрезмерной политизацией общественной жизни и индивидуального сознания, причем, тенденция подчинения нравственности задачам политики сохраняется и сегодня.

Технология использования портфолио при реализации курса ОРКСЭ

Составление портфолио, с использованием результатов курса ОРКСЭ, имеет особую актуальность, особенно в контексте преемственности между начальной и основной школами, а также в контексте преемственности самого курса на этой ступени. Это поддерживает как идеи самого курса, так и комплексные задачи обучения на этом этапе, где одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка и его духовно – нравственное становление В этом контексте портфолио способно поддерживать такие целевые установки курса ОРКСЭ как:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ, в том числе по курсу ОРКСЭ. Другими словами, раздел "творческие работы" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы в рамках курса ОРКСЭ должна стать фраза: "Процесс достижений ученика на каждом уроке должен быть зафиксирован". Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии должна поддерживаться этим инструментом. Равно как и размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Безусловная ценность такого портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами, формальными оценками и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности по предмету ОРКСЭ, а его результат – это скрытый план работы учителя.

 

Тема: Проектирование уроков на основе комплексного учебного плана по курсу «ОРКСЭ».

Для преподавания курса основ мировых религиозных культур, а также для профилактики нетерпимости, которая нередко принимает агрессивные формы в отношении различных этно-конфессиональных сообществ, можно рекомендовать использование элементов технологии создания образовательной среды мультикультурной направленности со свойствами диалогичности. Одна из задач школы в этом направлении - выработка своеобразного «иммунитета» у учащихся против воздействия негативных настроений в социокультурной среде через проектирование соответствующих поведенческих моделей.

В образовательной технологии изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. В числе признаков образовательной технологии также необходимо отметить процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, совокупность приемов и методов, проектирование и организацию процесса обучения, наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Образовательная среда – это пространство, обладающее определёнными свойствами, позволяющими влиять на участников образовательного процесса в направлении, необходимом для достижения целей образования. Непосредственными участниками образовательного процесса являются учителя, учащиеся и их родители. В результате воздействия специальным образом организованной образовательной среды на личность у ребёнка могут произойти существенные изменения в его образе мира, системе ценностей


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.