Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-02-10 | 73 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ОЛ: Кодухов: 161-172 (191-192, 195-200)
Маслов: 111-112, 118-119, 129-130
УК: 311-327
ДЛ: Будагов: 13-23
Основные термины (при составлении карточек используйте ОС, блок V -Лекс): лексическое значение, понятие, представление, сема, семантическая структура слова, моносемия, полисемия, коннотация, лексическая омонимия. |
Задание 1. Лексическое значение и понятие
Сравните приводимые далее словарные статьи толкового и энциклопедического словарей «береза », ответив на следующие вопросы:
а) В каком словаре даются более подробные сведения о предмете, явлении и почему.?
б) Что описывается в энциклопедическом словаре, а что – в толковом?
Словарные статьи:
Энциклопедический словарь:
– береза, род деревьев и кустарников сем. березовых. Ок. 60 видов в Сев. полушарии… Широко распространены Б. бородавчатая и Б. пушистая. Встречаются в лесах как примесь к другим породам, а также образуют чистые насаждения на месте сведенных лесов. В Сибири встречаются березовые колки (острова). Б. имеет большое хозяйственное значение.
Словарь русского языка под ред. С.И. Ожегова:
береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями; (уменьш.-ласк.) березка, -и, ж.; (ласк.) березонька, -и, ж.; (прил.) березовый, -ая, -ое. Б. стол. Березовые дрова.
Задание 2. Семантическая структура слова
Используя предлагаемый далее материал различных языков, отметьте знаком (+) в соответствующей графе таблицы тип переноса для второго (и третьего) значений русских, английских, немецких и французских слов.
Язык |
Слова-полисеманты |
Тип переносного Значения | |
метафора | метонимия | ||
русский | вялый 1) увядший 2) лишенный бодрости золото 1) драгоценный металл 2) монеты 3) о ком/чем-н., имеющем большие достоинства, дорогом для кого-н. | ||
английский | work 1) работа, труд 2) произведение face 1) лицо 2) циферблат | ||
немецкий | Kern 1) зерно, ядро 2) суть, сущность Licht 1) свет, огонь 2) свеча 3) светило | ||
французский | champ 1) поле, нива 2) поприще argent 1) серебро (металл) 2) деньги (монеты) |
Тема III. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
|
ОЛ: Кодухов: 79, 172-178
УК: 327-342
ДЛ: Маслов: 121-124
Основные понятия: парадигматические отношения, синтагматические отношения, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, родо-видовая (гиперо-гипонимическая) группа, лексико-семантическая группа, семантическое поле, историзм, архаизм, неологизм, заимствованное слово. |
Задание 1. Виды лексических парадигм.
Определите, к какому типу лексической парадигмы относятся следующие ряды слов русского языка:
1) вал (насыпь) – вал (стержень в механизме) – вал (общий объём продукции);
2) близкий – ближний;
3) молодость, скорость, видимость, радость;
4) дом, домой, домашний, домострой, домовитый, бездомный;
5) жалюзи, шоу, шланг, горизонт, соло, дисплей, петит, пикник, шаверма, алкоголь, альтернация *;
6) грядущий, возмездие, свершиться, недуг, кончина, отчизна, предтеча *;
7) хворать, хворый, болтаться (где-то гулять), болтовня, разгильдяй, невзначай, пятерня, работяга, невпопад *;
8) хазары, ямщик, целовальник, роброн, земство, целинник, ваучер;
9) звучать, шуршать, скрипеть, скрежетать, шелестеть, грохотать;
10) бабочка, капустница, крапивница, махаон, белянка;
11) бабочка, порхать, цветы, нектар, лето, ловить, сачок, большая, красивая, много;
12) государство, страна, держава (офиц. и приподн.), земля (высок., устар.), царство (устар. и нар.-поэт.);
13) красивый – безобразный.
* Внимание!
а) для слов п. 5 установите по словарю иностранных слов язык-источник;
б) коннотацию слов пп.6 и 7 обязательно проверьте по толковому словарю.
|
II. РЕКОМЕНДАЦИИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ФОРМЫ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИЯ
1. Составление личной терминологической картотеки студента по темам практических занятий.
ПРИМЕЧАНИЕ: При составлении карточек не пользоваться Википедией!
ВНИМАНИЕ! Следующие термины должны быть внесены в личную терминологическую картотеку студента и выучены, так как они будут спрашиваться на экзамене.
ФОНЕТИКА
1. Речевой (артикуляторный) аппарат | 16. Место образования согласных |
2. Активные органы | 17. Палатализованные согласные |
3. Пассивные органы | 18. Сонорные согласные |
4. Артикуляция | 19. Аффрикаты |
5. Артикуляционная база языка | 20. Сильная позиция фонемы |
6. Акцент | 21. Слабая позиция фонемы |
1. Фонема | 22.Позиционные изменения (процессы) |
2. Дифференциальный признак фонемы | 23. Редукция |
3. Интегральный признак фонемы | 24. Протеза |
4. Вокализм | 25. Комбинаторные изменения (процессы) |
5. Консонантизм | 26. Ассимиляция |
6. Ряд гласных | 27. Аккомодация |
7. Подъем гласных | 28. Диэреза |
8. Лабиализованные гласные | 29. Стяжение согласных |
9. Способ образования согласных | 30. Исторические чередования |
МОРФЕМИКА
1. Морфема | 6. Инфикс |
2. Корень | 7. Агглютинативный аффикс («прилепа») |
3. Аффикс | 8. Флексия |
4. Постфикс (в широком и в узком смысле) | 9. Словообразующая основа |
5. Интерфикс | 10. Формообразующая основа |
ГРАММАТИКА
1. Грамматическое значение | 9. Синтетическая форма слова |
2. Грамматическая форма | 10. Аналитическая форма слова |
3. Словоформа | 11. Грамматическая категория |
4. Грамматический способ | 12. Части речи |
5. Грамматические средства | 13. Флективные языки |
6. Аффиксация | 14. Агглютинация (агглютинативные языки) |
7. Внутренняя флексия | 15. Синтетическая форма слова |
8. Супплетивизм |
ЛЕКСИКОЛОГИЯ
1. Лексема (слово) | 9. Агноним |
2. Лексическое значение | 10. Историзм |
3. Внутренняя форма слова | 11. Архаизм |
4. Мотивированное слово | 12. Неологизм |
5. Коннотация | 13. Окказионализм |
6. Полисемия | 14. Активный словарь |
7. Омонимы | 15. Пассивный словарь |
8. Паронимы |
ПИСЬМО
1. Пиктография | 5. Звуковое (фонематическое) |
2. Идеография | 6. Письмо |
3. Фонография | 7. Алфавит |
4. Слоговое письмо | 8. Транскрипция |
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
|
1. Язык
2. Речь
3. Синхрония
4. Диахрония
5. Коммуникативный акт
6. Коммуникативная ситуация
7. Паралингвистические средства
8. Коммуникативная функция
9. Когнитивная функция языка
10. Внутренняя речь
11. Языковая картина мира
12. Система языка
13. Структура языка
14. Парадигматические отношения
(парадигмы)
15. Синтагматические отношения
(синтагмы)
16. Языковая интеграция
17. Калькирование
18. Двуязычие (билингвизм)
19. Скрещивание языков
20. Родственные языки
21. Генеалогическая классификация языков
Примечание: Определения большинства приведенных терминов непосредственно формулируются в " Обучающем словаре лингвистических терминов ", и лишь меньшая часть терминов представлена в этом словаре с отсылкой к учебникам, то есть требует самостоятельного поиска дефиниции.
2. Выполнение «Заданий к практическим занятиям». Рабочая тетрадь представляется преподавателю на экзамене и оценивается.
ОБРАЗЦЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТОЧЕК
Фонетика Аккомодация (от лат. accomodā tī o – приспособление) – один из видов комбинаторных изменений звуков; частичное приспособление артикуляций смежных согласного и гласного, заключающееся в том, что экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего (прогрессивная аккомодация) или рекурсия предыдущего звука приспосабливается к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация). Например: в русском языке гласные а, о, у после мягких согласных становятся более передними по ряду (прогрессивная аккомодация), ср.: [вал] – [в’•ал], [т˚ок] – [т’˚•∙ок], [л˚ук] – [л’○•ук]; после носовых согласных русские гласные приобретают носовой оттенок: [н´ãдΛ], [м´ãркΛ]. Согласные также могут приспосабливаться к гласным (регрессивная аккомодация): например, перед гласными у, о язычные согласные становятся лабиализованными, ср.: [сºок], [тºý•ч’Λ], [кºуст], [лºом] и могут приобретать палатализацию перед гласными переднего ряда, например: роза – розы, но о розе [р˚óз’ь]. NB! В конце карточки дать ссылку на источник. |
Грамматика Агглютинация (от лат. agglū tinatio – приклеивание, склеивание) – способ слово- и формообразования, при котором к (обычно) неизменяемой основе или корню присоединяются однозначные стандартные аффиксы (прилепы). На основе этого морфологического признака выделяются агглютинативные языки. Например: башк. йорт – дом, йорт-тар – дома, йорт-тар-га – домам; турец. oda – комната, oda - lar – комнаты, oda - lar - ga – комнатам. NB! В конце карточки дать ссылку на источник. |
Лексика Историзм – устаревшее слово, вышедшее из активного употребления в связи с исчезновением того явления (реалии) и понятия, которое оно называло. (Историзмы используются как номинативное средство в научно-исторической литературе для обозначения реалий прошлых эпох и как изобразительное средство в художественных произведениях). Например: рус. алтын, боярин, кольчуга, нэпман, СССР; англ. crossbow (арбалет), herald (герольд, глашатай), landgrave (ландграф), legionary (легионер); нем. Harnisch (латы), Hellebarde (алебарда), Grafenw ü rde (графство – как титул), Landsknecht (ландскнехт). NB! В конце карточки дать ссылку на источник. |
ВНИМАНИЕ! Оценка картотеки и таблиц в рабочей тетради учитывается при выведении экзаменационного балла.
|
Если термины не сопровождаются примерами, студент с такой картотекой до экзамена не допускается.
Форма промежуточной (итоговой) аттестации –
устный экзамен.
Структура билета
1. Теоретический вопрос (см. список вопросов далее).
2. Практическая часть:
а) задания по фонетике (см. приводимый далее образец);
б) задание по грамматике (см. приводимый далее образец).
в) лингвистическая карта мира (см. список языков далее).
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!