I.    Определение проблемной области — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

I.    Определение проблемной области

2022-02-10 296
I.    Определение проблемной области 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая тетрадь

учебного проектирования траектории профессионального образования

                                                                       Составитель:    

                                                               Учащийся (аяся) «» класса                 

                                                                  

                                    Руководитель:   

                                       Архипова И. В.,

                                                                       учитель технологии 

                                                                           

 

 

2016

Содержание

Введение

I.    Определение проблемной области

Выявление конкретной потребности

Постановка цели. Конкретизация системы задач.

Определение основных параметров и ограничений

II. Анализ деятельности

Ознакомление с миром профессий

Определение интересов и склонностей

Анализ наиболее привлекательной сферы деятельности

Выявление индивидуальных личностных и психофизиологических характеристик    

2. 5 Соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности

2.6 Определение социально- экономических факторов выбора профессии (конъюнктура рынка образовательных услуг, перспективы рынка труда, экономической стабильности в целом)

 2.7 Профессиональная проба сил

III.  Выбор профессии

3.1 Разработка вариантов выбора профессии, альтернативы, определение оптимума

3.2 Определение образовательной траектории. Выбор места обучения

3.3 Расчет стоимости затрат на образование

3.4 Составление личного профессионального плана

Разработка программы профессионального роста и развития

Контроль

Оформление

Оценка проекта

Заключение

Защита проекта

Литература

Приложения

 

      

 

 

Дорогие выпускники!Перед вами рабочая тетрадь учебного проекта по курсу «Основы профессионального выбора». Выбор объекта проектирования определяет наиболее значимая для вас проблема - проблема профессионального самоопределения.

Выбор профессии - один из важных поступков в жизни каждого человека. Какую профессию выбрать? Как не ошибиться в этом ответственном выборе? Кто может помочь в выборе профессии? Вот вопросы, которые неизбежно встают перед каждым молодым человеком, оканчивающим общеобразовательную школу. Первый шаг к выбору профессии - это выбор профессионального учебного заведения, построение своего образовательного маршрута в избираемой сфере профессиональной деятельности. Выбор профессионального учебного заведения, как правило, связан в дальнейшем и с будущей профессиональной карьерой, и с выбором образа жизни, и с успешностью социализации в обществе.

 Рабочая тетрадь составлена с опорой на схему, которая задает алгоритм последовательных действий процесса построения   траектории профессионального образования. Последовательные действия по алгоритму опорной схемы помогут вам освоить технологию проектирования образовательного маршрута по окончании обучения в основной школе. Материал, представленный в тетради, позволит вам создать проект освоения необходимых профессиональных знаний, их возможной реализации на предприятиях региона, будущего карьерного роста. Вы научитесь самостоятельно формулировать цели и задачи проектирования; находить, получать и анализировать необходимую информацию; осознавать значимость цели своей деятельности, планировать работу по ее достижению, аргументировано производить отбор вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретных учебных заведениях; учитывать факторы, оптимизирующие варианты перспектив, оценивать проделанную работу, представлять ее результаты.  

Успехов в работе!

 

 

Введение в учебном проекте

Введение - это визитная карточка проекта. Во введении обосновывается проблема, требующая решения, ее актуальность, определяется социальная значимость и практическая направленность проекта, определяются его цели, задачи. Введение включает также описание методов и средств, используемых в работе для достижения цели,  предполагаемые результаты проектной деятельности, оценку проделанной работы.

I. Определение проблемной области  

 

          Вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере профессиональной деятельности имеет первостепенное значение для каждого человека. Проблема жизнеобеспечения, полноценности существования, личностной реализации молодежи неразрывно связана с ролью профессионального труда. Как безошибочно выбрать свой путь в огромном мире профессий? Кроме знаний и умений профессиональная деятельность требует от человека наличия определенных качеств, необходимых для успешности в конкретной сфере деятельности.

 

Задание 1. Определите проблемную область вашего творческого проекта.

Цель есть образ результата. Постановка цели - это взгляд в будущее, предполагаемый способ решения проблемы,  который позволяет сконцентрировать силы и энергию. Цели, которые вы ставите перед собой, задают направление вашего движения, обеспечивают получение результата, разрешающего проблему.

Задание 1. Сформулируйте цель и задачи творческого проекта, используя опорную схему технологии профессионального выбора.

 

Определение основных параметров и ограничений  
Обоснование проблемы. Постановка цели,                       составление блока задач  
Самооценка. Позиционирование  
Опорная схема технологии профессионального выбора

 

 


Оформление  результатов
Исследование. Анализ деятельности  
              

 

 


Цель проекта:_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Задачи:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

II. Анализ деятельности

Для качественного исследования и последующего анализа целесообразно использовать алгоритм профессионального самоопределения:

  1. Ознакомление с миром профессий.
  2. Определение интересов и склонностей.
  3. Анализ наиболее привлекательной сферы деятельности.
  4. Выявление индивидуальных личностных и психофизиологических характеристик.
  5. Соотнесение индивидуальных характеристик с требованиями профессиональной деятельности.
  6. Определение социально- экономических факторов выбора профессии (конъюнктура рынка образовательных услуг, перспективы рынка труда, экономической стабильности в целом).
  7. Профессиональная проба сил.
  8. Разработка вариантов выбора профессии, альтернативы, определение оптимума.
  9. Составление личного профессионального плана.
  10. Разработка программы профессионального роста и развития.

Задание 1. Опираясь на предложенный алгоритм, составьте свой алгоритм действий, согласно которого вы будете строить свою траекторию профессионально образования. Запишите свой ответ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ознакомьтесь с предложенным планом подготовки
к профессиональному самоопределению. Какие мероприятия вы предложите дополнительно? Установите сроки выполнения плана подготовки к профессиональному самоопределению. Внесите свои ответы в план подготовки.

План подготовки
к профессиональному самоопределению

Мероприятия Сроки
1. Уточнить свои жизненные ориентиры  
2. Познакомиться с опытом работы специалиста в избираемой области профессиональной деятельности  
3. Уточнить соответствие свойств нервной системы с требованиями избираемой профессии  
4. Уточнить соответствие внимания, памяти, воображения, представлений, эмоционально-волевой устойчивости  
5. Начать более углубленно изучать предметы (перечислить)  
6. Получить профессиональную консультацию  
7. Совершить экскурсию в учебное заведение, на предприятие  

2.1 Ознакомление с миром профессий (работа со справочной литературой, информационными источниками Интернет-ресурсов, беседы со специалистами профессионалами, специалистами - консультантами, заинтересованными лицами из ближайшего окружения).

 

Сбор информации о профессии

 

 


Задание 1. Опираясь на приведенную схему, определите информационные источники сбора информации о профессии. Запишите свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Учет факторов влияния

 


Задание 1. Рассмотрите социально- экономических факторы выбора профессии. Определите социально- экономические факторы, влияющие на ваш выбор. Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ознакомьтесь с документом «Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года» (раздел «Отраслевые и территориальные приоритеты развития Свердловской области. Индикаторы развития». Определите перспективы развития отраслей и территорий СО. Запишите основные выводы по результатам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. В формате виртуальной экскурсии посетите сайты: ekaterinburg.rabota.mail.ru; rabota66.ru; kadrovik.ru; szn-ural.ru; ekb.dk.ru; ural.ru; jobway.ru; RabotaGrad.ru; hr-mnenie.com; Job.ru; SuperJob.ru, proprof.ru;работа в Россиии, странахСНГ, ознакомьтесь с документами из информационного банка данных курса «Основы профессионального выбора»: «Рейтинг самых высокооплачиваемых профессий в России», «Рейтинг занятости в УРФО». Составьте заключение о текущем состоянии конъюнктуры рынка труда УРФО. Запишите основные выводы по результатам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Используя документы информационного банка данных курса «Основы профессионального выбора»: «Атлас профессий будущего, «Топ-10 профессий, которые будут востребованы уже к 2020 г.», составьте прогноз состояния конъюнктуры рынка труда УРФО в перспективе. Запишите основные выводы по результатам.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональная проба сил.

Анализ результатов профессиональной пробы сил, если таковая имела место. Как разновидность профессиональной пробы учитываются выполненные творческие проекты, обучение по дополнительному образованию, опыт создания моделей, изделий в кружках технического и декоративно-прикладного творчества, опыт организации школьных и общественных мероприятий.

Задание 1. Приведите результаты пробы сил в выбранном сегменте профессиональной деятельности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Выбор профессии

 

3.1 Разработка вариантов выбора профессии, альтернативы, определение оптимума

Анализ вариантов выбора профессии, альтернативы, определение оптимума целесообразно произвести в таблице, оценивая варианты по заданным критериям методом морфологического (типологического) анализа.

Выбор оптимального варианта профессии  

 Профессия, специальность

 Требования к специальности

Коли-чество баллов

(максимум -5 б.)

Доступно-сть обучения

Востребо-

 ванность

на рынке труда

Соответствие характеристикам

 Стоимость образователь-ных услуг

личност-ным психофизиологическим
             
             
             
             
             
             
             

Задание 1. Рассмотрите предложенные критерии выбора профессии. Дополните свои критерии, запишите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Оцените варианты профессий, выберите вариант с наибольшим количеством баллов. Является ли этот вариант оптимальным (наилучшим)? Определите альтернативные варианты по степени их значимости для вас. Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2 Определение образовательной траектории. Выбор места обучения.

 Факторы, определяющие место обучения

 


 Структура рынка образовательных услуг

Уровень подготовки Учебное заведение Документ об образовании Квалификация
Начальный Профессиональные училища, межшкольные учебные комбинаты, учебно - курсовые комбинаты Диплом о НПО Свидетельство Удостоверение Сертификат Работники квалифицированного труда
Средний Техникумы, колледжи, специальные средние школы и училища Диплом о СПО базового или повышенного уровня Специалисты средней квалификации
Высший Государственные и частные высшие учебные заведения (институты, университеты, академии) заведения Диплом о ВО Бакалавр Специалист Магистр
Послевузовское высшее профессиональное образование Аспирантура Докторантура Диплом Кандидат наук, доктор наук (ученые степени*) Доцент, профессор, член - корреспондент, академик (ученые звания**)

Примечание:

* Учёное зва́ние - ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры. В отличие от другого квалификационного показателя — учёной степени, званием подтверждается не только определенный уровень специалиста как исследователя, но и соответствие этого специалиста конкретной научно-преподавательской должности.

**Учёная степень - ступень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении ученой степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения ученых званий.

В настоящее время (2016 г.) в Российской Федерации присуждают учёные степени кандидата и доктора наук. Полное наименование степени включает указание отрасли науки, а также номера и названия специальности в рамках отрасли (пример: доктор технических наук по специальности 01.04.07 «Физика конденсированного состояния»). Претендент на ученую степень обязан представить диссертацию, основные результаты которой должны быть им предварительно опубликованы. Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иностранному языку и философии.

Задание 1. Какие пути получения выбранной вами профессии (специальности) вам известны? Какой их них привлекает вас больше всего? Используя схемы, приведенные в п.3.2, в которых приведены факторы и условия, учитываемые при выборе места обучения, уровни профессионального образования и соответствующей квалификации по документу об образовании, проанализируйте значимость каждого пункта схемы для вас. Обоснуйте свой ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Проанализируйте каждый пункт схемы и определите несколько вариантов учебных заведений, где можно получить эту профессию (специальность), используя информационный банк данных  курса «Основы профессионального выбора»: «Вузы Екатеринбурга  2016», «Вузы, техникумы, колледжи России2016», СПО учебные заведения УРФО 2016», «Рейтинги вузов 2016» «Рособрнадзор сообщает о запретах приема», запишите варианты учебных заведений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Выбирая место обучения, рассмотрите варианты ваших дальнейших действий в случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение, запишите их. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.3 Расчет стоимости затрат на образование

   Согласно приведенной  методике, затраты на обучение рассчитываются как произведение среднегодовой стоимости обучения студента конкретной специальности и формы обучения на срок его подготовки в вузе или учебном заведении среднего профессионального образования (СПО). Общую стоимость затрат на образование составляют затраты на обучение и содержание обучающегося. Стоимость затрат на содержание обучающегося следует учесть в расчет не менее размера прожиточного минимума по региону.

   

  Задание 1. На сайте приемной комиссии учебного заведения найдите данные о правилах приема, количестве бюджетных мест, начислении дополнительных баллов к результатам ОГЭ, ЕГЭ, проходной балл по итогам приема в 2016 г. Оцените свои возможности зачисления в учебное заведение на бюджетной основе. Запишите результаты.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Используя информационный банк данных  курса «Основы профессионального выбора»: «Стоимость обучения 2016. СПО УРФО»,  «Стоимость обучения 2016. ВУЗы УРФО», «Прожиточный минимум в Свердловской области в 2016 и в 2017 году», рассчитайте стоимость затрат на образование по основному и альтернативным вариантам выбора профессии на коммерческой основе. Расчеты приведите в таблице «Расчет стоимости образования».

Пример расчета:          Расчет стоимости образования

№ п/п Наименование учебного заведения Стоимость обучения в год, руб. Срок обучения, лет Сумма, руб. (произведение: гр.3хгр.4) Размер прожиточного минимума на I кв. 2017 г., руб./мес.   Сумма средств прожиточного минимума, руб./год   Сумма, руб. (произведение: гр.6хгр.4) Всего затрат, руб. (сумма: гр.5+гр.6)
1 2 3 4 5 6   7 8
1. Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ), бакалавриат от 60 000 до 70 000   4 240000-280000 10207 122484 489936 729936-769936
2. Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ), магистратура от 60 000 до 70 000   6 360000-420000 10207 122484 489936 849936-909936
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Расчет стоимости образования

 

№ п/п Наименование учебного заведения Стоимость обучения в год, руб. Срок обучения, лет Сумма, руб. (произведение: гр.3хгр.4) Размер прожиточного минимума на I кв. 2017 г., руб./мес.   Сумма средств прожиточного минимума, руб./год   Сумма, руб. (произведение: гр.6хгр.4) Всего затрат, руб. (сумма: гр.5+гр.6)
1 2 3 4 5 6   7 8
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Задание 3. Обсудите с родителями финансовые возможности семьи. Рассмотрите возможности кредитования образования, используя информационный банк данных  курса «Основы профессионального выбора»: «Образовательные кредиты». Обоснуйте принятие решения, запишите его.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.4 Составление личного профессионального плана

Личный профессиональный план

Вопросы Ответы
1. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).  
2. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).  
3. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).  
4. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).  
5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы в данной специальности).  
6. Запасные варианты достижения цели в случае возникновения непреодолимых препятствий для реализации основных вариантов.  

 

Задание 1. Составьте свой «Личный профессиональный план», записывая свои ответы в приведенной выше таблице.

 

Планируемая профессия

- основной вариант   - запасной вариант  

2. Предполагаемое образование

- среднее   - среднее специальное   - высшее   - иметь ученую степень  

Профессиональное мастерство

- разряд   - класс   - категория  

Желаемый размер зарплаты

- до 20 тыс. рублей   - до 40 тыс. рублей   - до 60 тыс. рублей   - до 80 тыс. рублей   - до 100 тыс. рублей    свыше100 тыс. рублей  

Какой занять пост

- бригадира    - мастера   - начальника отдела   - директора предприятия   - министра   - президента  

Какие получить награды

- грамоты   - ордена и медали   - звание Героя России  

Политическая деятельность

- депутат районной, городской Думы   - депутат областной Думы   - депутат Госдумы  

Где проживать

- регион   - город   - село  

Какое иметь жилье

- частный дом   - одно-двух комнатную квартиру   - трех-четырех комнатную квартиру  

Сколько иметь детей

- одного ребенка   - двух детей   - трех детей   - более трех детей  

 

Контроль

 Контроль состоит в проверке проделанной работы по всем пунктам плана проекта.

 

Задание 1. Проверьте результаты работы над проектом по каждому пункту плана. Устраните выявленные недочеты.

.

Оформление

Задание 1. Оформите проект в соответствии с установленными требованиями.

Оценка проекта

Задание 1. Проанализируйте ход работы над проектом. Проведите самооценку в карте « Самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению».

     Самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению

Критерии и показатели Оценка в баллах (0 - 3 б.)
1 2
Жизненный план и профнамерения Осознанность смысла и цели своей жизни - четкая, нечеткая Отношение к различным видам труда - положительное Значение выбора профессии в жизни человека - может сделать человека счастливым Выбор профессии - определенный Намерение по окончании 9 класса - продолжить учебу Что побудило избрать именно эту профессию - знание, незнание соответствия профессии своим возможностям Наличие профессионального идеала - определенный, неопределенный  
Знание будущей профессии Знание содержания труда по избираемой профессии - точное, неточное Знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда - точное, неточное Знание требований избираемой профессии к человеку - точное, неточное Наличие опыта работы по избираемой профессии - наблюдал за работой других, выполнял творческие проекты Наличие первоначальных профессиональных знаний - приобретаются Знание способа приобретения профессии - точное Знание перспектив профессионального роста - точное  
Знание своих профессиональных возможностей Наличие интереса к избираемой профессии - избираемая профессия соответствует профинтересу Наличие способностей к избираемому виду труда - способности имеются Соответствие свойств нервной системы требованиям избираемой профессии - соответствуют, не соответствуют  Соответствие особенностей характера требованиям избираемой профессии - соответствуют, не соответствуют  Соответствие особенностей психических процессов требованиям избираемой профессии - соответствуют, не соответствуют Соответствие здоровья требованиям избираемой профессии - соответствуют, не соответствуют Характер самооценки - адекватная, заниженная, завышенная Наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессие й - отличные, хорошие, удовлетворительные  
ИТОГО:  

 

 

Заключение

  Подведениеитогов проделанной работы.

Задание 1. Проанализируйте ход работы над проектом. Уточните соответствие цели и задач проекта полученным результатам. Какие проблемы решались в процессе проектирования и какие результаты достигнуты? Удалось ли вам освоить технологию проектирования образовательного маршрута и создать проект успешного профессионального будущего? Соответствует ли выбранные вами варианты профессионального образования и профессиональной деятельности заданным критериям? Какие затруднения были в ходе работы над проектом? Каким образом вы справились с ними? Как действия намерены предпринять, чтобы обеспечить успешное претворение проекта в жизнь?

Защита проекта

Задание 1. Составьте план защиты проекта, не пытайтесь выступить экспромтом и не отступайте в момент защиты проек та от намеченного плана, так как можете потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента (5 -7 мин).

 

Литература

Список используемой литературы составляется в соответствии с установленными требованиями.

 

Приложения

    В Приложения к проекту могут быть вынесены справочные материалы, тестовый материал,  описание методов, применяемых для оптимизации принятия решений, и пр.


 

Рабочая тетрадь

учебного проектирования траектории профессионального образования

                                                                       Составитель:    

                                                               Учащийся (аяся) «» класса                 

                                                                  

                                    Руководитель:   

                                       Архипова И. В.,

                                                                       учитель технологии 

                                                                           

 

 

2016

Содержание

Введение

I.    Определение проблемной области


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.15 с.