Результаты диагностики готовности к школьному обучению — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Результаты диагностики готовности к школьному обучению

2022-02-10 22
Результаты диагностики готовности к школьному обучению 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

По методике Ясюковой Л.Н.

Уважаемые родители.

Вы получили на руки письменную «Психологическую характеристику», отражающую уровни развития психологических качеств, необходимых для обучения в школе. Что с этим делать, каждый из вас решит самостоятельно. Это заключение может стать для вас и напоминанием, и руководством к действию.

Информация представлена в характеристике не словесно, а схематично и наглядно: выявленный уровень развития всех психологических качеств отмечен галочкой в соответствующей колонке таблицы.

Для удобства восприятия уровни окрашены в соответствующий цвет:

красный - зона повышенного внимания,

желтый – это возрастная норма, но требует развития, т.к. по силам будут задания на базовом уровне (отметки "3", "4"), задания повышенного уровня могут вызывать проблемы (отметки "4", "5").

зеленый цвет - хороший уровень, путь к знаниям открыт, но и в этом случае необходимо постоянно заниматься с ребенком, развивать его, иначе интеллект может деградировать.

Для удобства в этом документе описание результатов оформлено в таблице. Как пользоваться?

1. Сначала смотрите в столбец №1 и найдите результаты вашего ребенка.

2 шаг. В столбце №2 читайте, что означают эти результаты.

3 шаг. В столбце №3 читайте, как помочь ребенку.

4 шаг. Если что-то непонятно, консультации психолога для родителей в ПН, ВТ, СР с 16.15 до 17.20 ч. в кабинете логопеда и психолога (2 этаж МДОУ № 1).

Скорость переработки информации и внимательность

Уровень Объяснение Что делать?
Скорость переработки информации - III, IV, V уровни, внимательность – IV, V уровни   Поводов для беспокойства нет. С внимательностью все в порядке. Ошибки по незнанию материала. Учить!
Скорость переработки информации и внимательность – III зона Достаточно часто ребенок может допускать ошибки по невнимательности. Обучать методам речевого самоконтроля. Сначала ребенок должен рассказывать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания. Осуществлять действие под самодиктовку.
Скорость переработки информации, внимательность - I - II зона Возможны ММД (минимальные мозговые дисфункции). Недопустимы повышенные нагрузки (занятия с репетиторами, дополнительные кружки, секции и пр.) обязательно проверить ребенка у невропатолога. Оптимизировать нагрузки и режим ребенка, что обязательно должно сочетаться с его лечением.
скорость в зоне II, внимательность - IV – V зоны     НЕЛЬЗЯ! подгонять детей, заставлять их работать быстрее, тренировать на выполнение действий в более быстром темпе. Медлительные дети.   1 тип. Быстро отвечает на вопросы, но медленно работает. Осложнения при выполнении письменных работ: либо он не будет успевать, либо будет низким качество работы. 2 тип. мышление развито слабо.   3 тип. Повышенная тревожность, неуверенность в себе.   4 тип. Темперамент - флегматик (все делает медленно). Тренировка двигательных навыков дает незначительный результат. Понять причины медлительности. Больше внимания уделять отработке навыков письма дома, чтобы они быстрее автоматизировались. Несколько больше, чем задается на дом, выполнять письменных работ (вместо 2 строчек - 4 строчки).   Развивать мышление.     эмоциональная поддержка родителей и учителя, а также успехи в деятельности   Единственный способ - систематизированное и методичное обучение, формирующее понятийное мышление. Сильный интеллект преодолевает зависимость от моторики.

Понимание и выполнение инструкции

Уровень Объяснение Что делать?
Не понимают инструкцию   Говорить, глядя на ребенка, спросить, как ребенок понял. Повторить 2-3 раза по необходимости
Часто не соблюдают инструкции, правила оформления работ, хотя, в целом, могут делать это правильно Небрежность, невнимательность, нежелание выполнять требования Приучать к самоконтролю: просить детей проверять правильность выполнения заданий, когда они заявляют, что все уже выучили, и кратко воспроизводят общий смысл заученного, так как они вполне могут упустить важные детали. Детей надо просить рассказывать выученный материал полностью, нельзя, чтобы они ограничивались коротким изложением того, о чем, в целом, идет речь.

 

Речевое развитие и мышление

Уровень Объяснение Что делать?
I зона Задержка речевого развития. В основе могут лежать осложнения неврологического или физиологического характера. Обязательно необходимы консультации невропатолога, логопеда и дефектолога.
II зона Слабый уровень речевого развития. Доброжелательное общение с ребенком, обучение его чтению. Накопление словарного запаса. Разъяснять значения слов, обучать правильному их употреблению и грамотному построению предложений. Расширять общую информированность ребенка о предметах окружающего мира. Чисто словесные рассказы о чем-то, чего ребенок не может увидеть или потрогать руками, обычно воспринимаются им с трудом. Постоянно подробно проговаривать все, что они делают, объяснять, почему и как они это делают, как можно больше и подробнее рассказывать обо всем, что они видят и чувствуют. Развитие мышления, расширение общей осведомленности позволят ребенку ускорить процесс формирования речевых ответов. Тревожным детям полезно дома устные уроки рассказывать полностью и обязательно громко, громко отвечать на вопросы, которые могут им задать в школе. Подготовка к предстоящим школьным урокам (хотя бы первое время) должна быть абсолютной, до мелочей, чтобы в самом процессе урока дети как можно меньше сталкивались с чем-то неожиданным. Если в основе речевого недоразвития лежит ММД, то, в первую очередь, требуется выполнение всех рекомендаций невропатолога. Развивающие занятия не должны утомлять ребенка. Занятия в форме бесед, диалогов, расширяющих кругозор ребенка, лучше всего подходят в данном случае. Необщительных, замкнутых детей не следует с первых дней активно втягивать в общение. Следует заботиться о развитии «школьной» речи детей, то есть о том, как они «озвучивают» домашние задания, отвечают на вопросы, пересказывают тексты и т.п.
III зона Среднее речевое развитие. Достаточно для обучения по общеобразовательной программе на базовом уровне.
IV – V зоны Хороший и высокий уровни речевого развития.   Прежде чем дать благоприятный прогноз, необходимо посмотреть, как развито у ребенка мышление. Мышление развито: свободно употребляют не только заученные взрослые фразы, но легко говорят «своими словами», речь их достаточно богата. Мышление не развито: несостоятельность проявляется только в средней школе, когда приходится больше думать, находить решения, соображать, а не только говорить. Если таких детей не научить мыслить, то у них смогут получить развитие лишь гуманитарные способности.

Понятийное интуитивноемышление

Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как база, для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.

Уровень Объяснение Что делать?
I – II зоны - слабый уровень развития Ребенок не способен самостоятельно разобраться в каких-либо научных построениях школьной программы. Он может выучить материал, но не способен понять его суть и использовать школьные знания в своем личном опыте. Успешность учебной деятельности может быть только за счет памяти и усидчивости. Развивать мышление, иначе проблемы могут возникнуть в 6 - 7 классах. Родители не понимают, почему их ребенок не может больше быть отличником, и обвиняют в этом учителей.
III зонаСредний уровень Необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления имеются, но прогноз является неопределенным. Ребенку необходима помощь. Взрослые должны постоянно контролировать, чтобы ребенок не просто вызубривал и повторял заданный материал, но и правильно понимал его.
IV – V зоныХороший и высокий уровни Ребенок способен понимать и вписывать в свой личный опыт школьные знания, прогноз для развития полноценного понятийного мышления благоприятный. Не стоит успокаиваться, помогать ребенку ПО ЕГО ПРОСЬБЕ с трудными для него заданиями. Не стоит сразу бросаться на помощь, ребенок должен сначала сам "помучиться", иначе развитие прекратится.

Понятийное логическоемышление

Мышление по аналогии характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.

Уровень Объяснение Что делать?
I – II зоны - слабый уровень развития Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Он может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить аналогичные задания. Либо ребенок не понимает, какова зона применения правила, и использует его там, где оно не работает. У них будет масса ошибок

Если интуитивное понятийное мышление остается неразвитым, поступив в школу, ребенок может действовать в соответствии с объяснениями учителя, то есть – по аналогии, но при выполнении домашних заданий он оказывается беспомощным, так как самостоятельно мыслить не умеет и нуждается в постоянной помощи взрослых. Однако беда не столько в этом, сколько в том, что знания, приобретаемые в школе, остаются поверхностными и «чужими» для ребенка.

Развивать мышление.

III, IV, V зоны Средний, хороший и высокий уровни Ребенок способен чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике.

Абстрактное мышление

 Если мышление ребенка остается преимущественно образным, он оказывается не в состоянии отвлечься от качественного содержания материала. Задания оказываются для него непосильными. На "5" по математике, физике, химии не стоит надеяться.

Обучение устному счету.

Если ребенок не может производить счетные операции в уме, не надо от него это требовать. Пусть сначала считает на пальцах, потом – с помощью палочек или любых других предметов, далее – с опорой на зрительное представление примера, который ему надо решить в уме.

2. Обучение решению задач в общем виде (с буквами, без чисел). Однако, если ребенок сначала решает задачу с числами, а потом заменяет численные значения буквами (так работают по программе Л.В. Занкова), абстрактное мышление не развивается. Решение задачи в общем виде должно предшествовать различным вариантам конкретных численных решений (так делается по программе В.В. Давыдова и, частично, по программе Л.Г. Петерсон). Только в этом случае абстрактное мышление ребенка будет развиваться.

Ребенок должен со слуха воспринимать задание, выполнять его в уме и говорить только ответ. Если ребенок сразу произносит ответ, как будто он его видит или знает, можно заключить, – что база для развития абстрактного мышления у него сформировалась. После этого ребенок сможет легко усвоить таблицу умножения, потому что ему не придется ее заучивать. Он сможет использовать принцип, по которому она построена.

Если ребенок с трудом считает в уме, то таблицу умножения ему приходится действительно учить, но вызубрить ее он не сможет. Таблица умножения впрямую не учится, ее надо понять и усвоить. Из педагогической практики известно, вызубренные куски таблицы умножения не облегчают счет.

Как учить ребенка?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Для начала можно попросить ребенка подробно описать то, что он видит, т.е. образец, и проанализировать с ним детали изображения. Особое внимание уделить ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в том, что ребенок сумел правильно воспринять образец, приступить к графическому воспроизведению.

2. Если у ребенка не сформированы собственно графические навыки: он видит образец во всех деталях, но из-за неразвитой моторики не в состоянии воспроизвести его. Это легко преодолеть, если моторный навык будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руке» (взрослый берет руку ребенка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребенок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом.

3. Уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие зрительно-моторной координации, так решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

4. Работа по развитию зрительно-моторных координаций, как и любая работа по подготовке к школе, должна быть целенаправленной, систематической (лучше ежедневной по 10-15 минут). При выполнении любых графических заданий (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки (карандаша), тетради, посадкой. Соблюдение правильной позы при письме и правильное держание ручки – необходимое условие успешного формирования навыка письма.

5. При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. Продолжительность работы 3-5 минут. Затем отдых, переключение и, если ребенок хочет, – еще 3-5 минут работы. Не переходить к следующим заданием, если не освоено предыдущее.

Энергетический показатель

Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. В «Психологической характеристике» эта психологическая особенность ребенка обозначена как «Энергия».

 

Уровень Объяснение Что делать?
II зона Чувство усталости, хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Необходимо проанализировать, все ли занятия необходимы ребенку, отвечают ли они его интересам или удовлетворяют честолюбие родителей. 1. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям. 2. У детей обычная усталость, но при этом присутствует «внешнее» подавление активности ребенка (авторитарное давление родителей, чрезмерные охранительные запреты или предупредительные заботы). В этом случае со здоровьем у ребенка может быть все в порядке, а переутомление из-за внешнего управления и давления. Оптимизировать состояние и работоспособность ребенка можно за счет нормализации отношения к нему со стороны взрослых (коррекции стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок.
III зона. Компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка.
IV зона.  Оптимальная работоспособность.   Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам.   Хотя нагрузки соответствуют возможностям ребенка и его образ жизни позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию, необходимо ненавязчиво наблюдать за состоянием.
V зона. Перевозбуждение   Результат работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к истощению.   Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.

Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах.

Но чем больше времени ребенок начинает уделять урокам и меньше – отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.

ОБОБЩАЕМ

(по большинству отметок в соответствующей зоне)

Зона I – Уровень патологии. Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Абсолютно необходимы медицинское обследование, консультации врачей и дефектологов прежде, чем давать какие-либо психологические рекомендации по оптимизации процесса развития ребенка.

Зона II – Слабый уровень, или субнорма. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку. Если абсолютное большинство рассматриваемых показателей не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет. Поступление ребенка в школу рекомендуется отложить на год, но при этом не следует ждать, что «все созреет само», необходимо активно работать с ребенком для того, чтобы наверстать упущенное.

Зона III – Средний уровень, или норма. Типичен для детей, поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательной программе. Если абсолютное большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребенка к школе. Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего контроля за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. Если ребенок будет предоставлен сам себе («ты уже большой, ты – школьник»), то через какое-то время он может оказаться в числе неуспевающих.

Зона IV – Хороший уровень. Превышает типичный уровень развития детей данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам, а также по программе Л.В. Занкова.

Зона V – Высокий уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка. Если хотя бы половина показателей находится на этом уровне, а остальные – на уровне хорошего развития, то ребенку необходимы индивидуальные усиленные нагрузки, так как не только обычные, но и гимназические программы будут для него слишком просты. Обучение без напряжения будет снижать темпы развития ребенка, отсутствие интереса к занятиям может приводить к падению успеваемости.

Эмоционально-энергетические показатели не рассматриваются при составлении общего заключения о готовности или неготовности.

Если вы, уважаемые родители, дочитали до этого места, то вы - умные родители. Я уверена, что вы сделаете правильный выбор и справитесь со всеми трудностями. Если еще остались вопросы, обращайтесь к психологу, т.е. ко мне, в указанное в самом начале время. Буду рада помочь.

УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ - ЭТО ИНТЕРЕСНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО

УДАЧИ ВАМ И ТЕРПЕНИЯ!

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

По методике Ясюковой Л.Н.

Уважаемые родители.

Вы получили на руки письменную «Психологическую характеристику», отражающую уровни развития психологических качеств, необходимых для обучения в школе. Что с этим делать, каждый из вас решит самостоятельно. Это заключение может стать для вас и напоминанием, и руководством к действию.

Информация представлена в характеристике не словесно, а схематично и наглядно: выявленный уровень развития всех психологических качеств отмечен галочкой в соответствующей колонке таблицы.

Для удобства восприятия уровни окрашены в соответствующий цвет:

красный - зона повышенного внимания,

желтый – это возрастная норма, но требует развития, т.к. по силам будут задания на базовом уровне (отметки "3", "4"), задания повышенного уровня могут вызывать проблемы (отметки "4", "5").

зеленый цвет - хороший уровень, путь к знаниям открыт, но и в этом случае необходимо постоянно заниматься с ребенком, развивать его, иначе интеллект может деградировать.

Для удобства в этом документе описание результатов оформлено в таблице. Как пользоваться?

1. Сначала смотрите в столбец №1 и найдите результаты вашего ребенка.

2 шаг. В столбце №2 читайте, что означают эти результаты.

3 шаг. В столбце №3 читайте, как помочь ребенку.

4 шаг. Если что-то непонятно, консультации психолога для родителей в ПН, ВТ, СР с 16.15 до 17.20 ч. в кабинете логопеда и психолога (2 этаж МДОУ № 1).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.