Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2022-02-10 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
По методике Ясюковой Л.Н.
Уважаемые родители.
Вы получили на руки письменную «Психологическую характеристику», отражающую уровни развития психологических качеств, необходимых для обучения в школе. Что с этим делать, каждый из вас решит самостоятельно. Это заключение может стать для вас и напоминанием, и руководством к действию.
Информация представлена в характеристике не словесно, а схематично и наглядно: выявленный уровень развития всех психологических качеств отмечен галочкой в соответствующей колонке таблицы.
Для удобства восприятия уровни окрашены в соответствующий цвет:
красный - зона повышенного внимания,
желтый – это возрастная норма, но требует развития, т.к. по силам будут задания на базовом уровне (отметки "3", "4"), задания повышенного уровня могут вызывать проблемы (отметки "4", "5").
зеленый цвет - хороший уровень, путь к знаниям открыт, но и в этом случае необходимо постоянно заниматься с ребенком, развивать его, иначе интеллект может деградировать.
Для удобства в этом документе описание результатов оформлено в таблице. Как пользоваться?
1. Сначала смотрите в столбец №1 и найдите результаты вашего ребенка.
2 шаг. В столбце №2 читайте, что означают эти результаты.
3 шаг. В столбце №3 читайте, как помочь ребенку.
4 шаг. Если что-то непонятно, консультации психолога для родителей в ПН, ВТ, СР с 16.15 до 17.20 ч. в кабинете логопеда и психолога (2 этаж МДОУ № 1).
Скорость переработки информации и внимательность
Уровень | Объяснение | Что делать? |
Скорость переработки информации - III, IV, V уровни, внимательность – IV, V уровни | Поводов для беспокойства нет. С внимательностью все в порядке. | Ошибки по незнанию материала. Учить! |
Скорость переработки информации и внимательность – III зона | Достаточно часто ребенок может допускать ошибки по невнимательности. | Обучать методам речевого самоконтроля. Сначала ребенок должен рассказывать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания. Осуществлять действие под самодиктовку. |
Скорость переработки информации, внимательность - I - II зона | Возможны ММД (минимальные мозговые дисфункции). Недопустимы повышенные нагрузки (занятия с репетиторами, дополнительные кружки, секции и пр.) | обязательно проверить ребенка у невропатолога. Оптимизировать нагрузки и режим ребенка, что обязательно должно сочетаться с его лечением. |
скорость в зоне II, внимательность - IV – V зоны НЕЛЬЗЯ! подгонять детей, заставлять их работать быстрее, тренировать на выполнение действий в более быстром темпе. | Медлительные дети. 1 тип. Быстро отвечает на вопросы, но медленно работает. Осложнения при выполнении письменных работ: либо он не будет успевать, либо будет низким качество работы. 2 тип. мышление развито слабо. 3 тип. Повышенная тревожность, неуверенность в себе. 4 тип. Темперамент - флегматик (все делает медленно). Тренировка двигательных навыков дает незначительный результат. | Понять причины медлительности. Больше внимания уделять отработке навыков письма дома, чтобы они быстрее автоматизировались. Несколько больше, чем задается на дом, выполнять письменных работ (вместо 2 строчек - 4 строчки). Развивать мышление. эмоциональная поддержка родителей и учителя, а также успехи в деятельности Единственный способ - систематизированное и методичное обучение, формирующее понятийное мышление. Сильный интеллект преодолевает зависимость от моторики. |
Понимание и выполнение инструкции
|
Уровень | Объяснение | Что делать? |
Не понимают инструкцию | Говорить, глядя на ребенка, спросить, как ребенок понял. Повторить 2-3 раза по необходимости | |
Часто не соблюдают инструкции, правила оформления работ, хотя, в целом, могут делать это правильно | Небрежность, невнимательность, нежелание выполнять требования | Приучать к самоконтролю: просить детей проверять правильность выполнения заданий, когда они заявляют, что все уже выучили, и кратко воспроизводят общий смысл заученного, так как они вполне могут упустить важные детали. Детей надо просить рассказывать выученный материал полностью, нельзя, чтобы они ограничивались коротким изложением того, о чем, в целом, идет речь. |
|
Речевое развитие и мышление
Уровень | Объяснение | Что делать? |
I зона | Задержка речевого развития. В основе могут лежать осложнения неврологического или физиологического характера. | Обязательно необходимы консультации невропатолога, логопеда и дефектолога. |
II зона | Слабый уровень речевого развития. | Доброжелательное общение с ребенком, обучение его чтению. Накопление словарного запаса. Разъяснять значения слов, обучать правильному их употреблению и грамотному построению предложений. Расширять общую информированность ребенка о предметах окружающего мира. Чисто словесные рассказы о чем-то, чего ребенок не может увидеть или потрогать руками, обычно воспринимаются им с трудом. Постоянно подробно проговаривать все, что они делают, объяснять, почему и как они это делают, как можно больше и подробнее рассказывать обо всем, что они видят и чувствуют. Развитие мышления, расширение общей осведомленности позволят ребенку ускорить процесс формирования речевых ответов. Тревожным детям полезно дома устные уроки рассказывать полностью и обязательно громко, громко отвечать на вопросы, которые могут им задать в школе. Подготовка к предстоящим школьным урокам (хотя бы первое время) должна быть абсолютной, до мелочей, чтобы в самом процессе урока дети как можно меньше сталкивались с чем-то неожиданным. Если в основе речевого недоразвития лежит ММД, то, в первую очередь, требуется выполнение всех рекомендаций невропатолога. Развивающие занятия не должны утомлять ребенка. Занятия в форме бесед, диалогов, расширяющих кругозор ребенка, лучше всего подходят в данном случае. Необщительных, замкнутых детей не следует с первых дней активно втягивать в общение. Следует заботиться о развитии «школьной» речи детей, то есть о том, как они «озвучивают» домашние задания, отвечают на вопросы, пересказывают тексты и т.п. |
III зона | Среднее речевое развитие. | Достаточно для обучения по общеобразовательной программе на базовом уровне. |
IV – V зоны | Хороший и высокий уровни речевого развития. Прежде чем дать благоприятный прогноз, необходимо посмотреть, как развито у ребенка мышление. | Мышление развито: свободно употребляют не только заученные взрослые фразы, но легко говорят «своими словами», речь их достаточно богата. Мышление не развито: несостоятельность проявляется только в средней школе, когда приходится больше думать, находить решения, соображать, а не только говорить. Если таких детей не научить мыслить, то у них смогут получить развитие лишь гуманитарные способности. |
Понятийное интуитивноемышление
|
Понятийное интуитивное мышление основано на личном опыте ребенка и, соответственно, связано с его возможностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Это мышление необходимо, как база, для усвоения школьных знаний. Благодаря этому типу мышления школьные знания не остаются формальными и поверхностными, а «входят» в личный опыт ребенка, находят применение в его жизни, помогают формировать представление об окружающем мире и осмысливать его.
Уровень | Объяснение | Что делать? |
I – II зоны - слабый уровень развития | Ребенок не способен самостоятельно разобраться в каких-либо научных построениях школьной программы. Он может выучить материал, но не способен понять его суть и использовать школьные знания в своем личном опыте. Успешность учебной деятельности может быть только за счет памяти и усидчивости. | Развивать мышление, иначе проблемы могут возникнуть в 6 - 7 классах. Родители не понимают, почему их ребенок не может больше быть отличником, и обвиняют в этом учителей. |
III зона – Средний уровень | Необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления имеются, но прогноз является неопределенным. | Ребенку необходима помощь. Взрослые должны постоянно контролировать, чтобы ребенок не просто вызубривал и повторял заданный материал, но и правильно понимал его. |
IV – V зоны – Хороший и высокий уровни | Ребенок способен понимать и вписывать в свой личный опыт школьные знания, прогноз для развития полноценного понятийного мышления благоприятный. | Не стоит успокаиваться, помогать ребенку ПО ЕГО ПРОСЬБЕ с трудными для него заданиями. Не стоит сразу бросаться на помощь, ребенок должен сначала сам "помучиться", иначе развитие прекратится. |
Понятийное логическоемышление
|
Мышление по аналогии характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, видит зону их применения и может использовать их на практике, то есть может действовать в соответствии с заложенным в них алгоритмом.
Уровень | Объяснение | Что делать? |
I – II зоны - слабый уровень развития | Ребенок фактически не умеет работать по правилу. Он может его вызубрить, но не умеет применять и делает ошибки. Он может использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способен выполнить аналогичные задания. Либо ребенок не понимает, какова зона применения правила, и использует его там, где оно не работает. У них будет масса ошибок | Если интуитивное понятийное мышление остается неразвитым, поступив в школу, ребенок может действовать в соответствии с объяснениями учителя, то есть – по аналогии, но при выполнении домашних заданий он оказывается беспомощным, так как самостоятельно мыслить не умеет и нуждается в постоянной помощи взрослых. Однако беда не столько в этом, сколько в том, что знания, приобретаемые в школе, остаются поверхностными и «чужими» для ребенка. Развивать мышление. |
III, IV, V зоны Средний, хороший и высокий уровни | Ребенок способен чувствовать (понимать, осознавать) смысл, суть закономерностей, с которыми он имеет дело, и правильно применять их на практике. |
Абстрактное мышление
Если мышление ребенка остается преимущественно образным, он оказывается не в состоянии отвлечься от качественного содержания материала. Задания оказываются для него непосильными. На "5" по математике, физике, химии не стоит надеяться.
Обучение устному счету.
Если ребенок не может производить счетные операции в уме, не надо от него это требовать. Пусть сначала считает на пальцах, потом – с помощью палочек или любых других предметов, далее – с опорой на зрительное представление примера, который ему надо решить в уме.
2. Обучение решению задач в общем виде (с буквами, без чисел). Однако, если ребенок сначала решает задачу с числами, а потом заменяет численные значения буквами (так работают по программе Л.В. Занкова), абстрактное мышление не развивается. Решение задачи в общем виде должно предшествовать различным вариантам конкретных численных решений (так делается по программе В.В. Давыдова и, частично, по программе Л.Г. Петерсон). Только в этом случае абстрактное мышление ребенка будет развиваться.
|
Ребенок должен со слуха воспринимать задание, выполнять его в уме и говорить только ответ. Если ребенок сразу произносит ответ, как будто он его видит или знает, можно заключить, – что база для развития абстрактного мышления у него сформировалась. После этого ребенок сможет легко усвоить таблицу умножения, потому что ему не придется ее заучивать. Он сможет использовать принцип, по которому она построена.
Если ребенок с трудом считает в уме, то таблицу умножения ему приходится действительно учить, но вызубрить ее он не сможет. Таблица умножения впрямую не учится, ее надо понять и усвоить. Из педагогической практики известно, вызубренные куски таблицы умножения не облегчают счет.
Как учить ребенка?
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Для начала можно попросить ребенка подробно описать то, что он видит, т.е. образец, и проанализировать с ним детали изображения. Особое внимание уделить ошибкам, допущенным при описании. И лишь убедившись в том, что ребенок сумел правильно воспринять образец, приступить к графическому воспроизведению.
2. Если у ребенка не сформированы собственно графические навыки: он видит образец во всех деталях, но из-за неразвитой моторики не в состоянии воспроизвести его. Это легко преодолеть, если моторный навык будет вырабатываться совместно со взрослым в процессе работы по принципу «рука в руке» (взрослый берет руку ребенка с карандашом в свою руку и вместе с ним воспроизводит образец). Особое внимание необходимо уделить тому, чтобы ребенок не только отрабатывал моторный навык, но и постоянно соотносил полученное изображение с образцом.
3. Уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие зрительно-моторной координации, так решаются сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
4. Работа по развитию зрительно-моторных координаций, как и любая работа по подготовке к школе, должна быть целенаправленной, систематической (лучше ежедневной по 10-15 минут). При выполнении любых графических заданий (раскрашивании, штриховке, копировании) необходимо следить за правильным положением ручки (карандаша), тетради, посадкой. Соблюдение правильной позы при письме и правильное держание ручки – необходимое условие успешного формирования навыка письма.
5. При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий. Продолжительность работы 3-5 минут. Затем отдых, переключение и, если ребенок хочет, – еще 3-5 минут работы. Не переходить к следующим заданием, если не освоено предыдущее.
Энергетический показатель
Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. В «Психологической характеристике» эта психологическая особенность ребенка обозначена как «Энергия».
Уровень | Объяснение | Что делать? |
II зона | Чувство усталости, хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность | Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их существенное снижение. Необходимо проанализировать, все ли занятия необходимы ребенку, отвечают ли они его интересам или удовлетворяют честолюбие родителей. 1. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной, сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости инфекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям. 2. У детей обычная усталость, но при этом присутствует «внешнее» подавление активности ребенка (авторитарное давление родителей, чрезмерные охранительные запреты или предупредительные заботы). В этом случае со здоровьем у ребенка может быть все в порядке, а переутомление из-за внешнего управления и давления. Оптимизировать состояние и работоспособность ребенка можно за счет нормализации отношения к нему со стороны взрослых (коррекции стиля воспитания) и общего режима его жизнедеятельности без снижения нагрузок. |
III зона. Компенсируемое состояние усталости. | Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. | Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха ребенка. |
IV зона. Оптимальная работоспособность. | Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. | Хотя нагрузки соответствуют возможностям ребенка и его образ жизни позволяет ему полностью восстанавливать затраченную энергию, необходимо ненавязчиво наблюдать за состоянием. |
V зона. Перевозбуждение | Результат работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к истощению. | Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок. |
Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нарушается адекватность реагирования, снижается способность к самоуправлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах.
Но чем больше времени ребенок начинает уделять урокам и меньше – отдыху, тем плачевнее бывают общие результаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.
ОБОБЩАЕМ
(по большинству отметок в соответствующей зоне)
Зона I – Уровень патологии. Свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития, в основе которых могут лежать осложнения физиологического или неврологического характера, различные травмы и хронические заболевания. Абсолютно необходимы медицинское обследование, консультации врачей и дефектологов прежде, чем давать какие-либо психологические рекомендации по оптимизации процесса развития ребенка.
Зона II – Слабый уровень, или субнорма. Свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требует объединения усилий психолога, родителей и педагогов для оказания помощи ребенку. Если абсолютное большинство рассматриваемых показателей не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться в школе ребенок не сможет. Поступление ребенка в школу рекомендуется отложить на год, но при этом не следует ждать, что «все созреет само», необходимо активно работать с ребенком для того, чтобы наверстать упущенное.
Зона III – Средний уровень, или норма. Типичен для детей, поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательной программе. Если абсолютное большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребенка к школе. Однако этот вывод не освобождает родителей от текущего контроля за обучением и от необходимости оказывать детям помощь. Если ребенок будет предоставлен сам себе («ты уже большой, ты – школьник»), то через какое-то время он может оказаться в числе неуспевающих.
Зона IV – Хороший уровень. Превышает типичный уровень развития детей данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим, усложненным и расширенным программам, а также по программе Л.В. Занкова.
Зона V – Высокий уровень. Редко встречается и свидетельствует о незаурядности ребенка. Если хотя бы половина показателей находится на этом уровне, а остальные – на уровне хорошего развития, то ребенку необходимы индивидуальные усиленные нагрузки, так как не только обычные, но и гимназические программы будут для него слишком просты. Обучение без напряжения будет снижать темпы развития ребенка, отсутствие интереса к занятиям может приводить к падению успеваемости.
Эмоционально-энергетические показатели не рассматриваются при составлении общего заключения о готовности или неготовности.
Если вы, уважаемые родители, дочитали до этого места, то вы - умные родители. Я уверена, что вы сделаете правильный выбор и справитесь со всеми трудностями. Если еще остались вопросы, обращайтесь к психологу, т.е. ко мне, в указанное в самом начале время. Буду рада помочь.
УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ - ЭТО ИНТЕРЕСНО И УВЛЕКАТЕЛЬНО
УДАЧИ ВАМ И ТЕРПЕНИЯ!
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
По методике Ясюковой Л.Н.
Уважаемые родители.
Вы получили на руки письменную «Психологическую характеристику», отражающую уровни развития психологических качеств, необходимых для обучения в школе. Что с этим делать, каждый из вас решит самостоятельно. Это заключение может стать для вас и напоминанием, и руководством к действию.
Информация представлена в характеристике не словесно, а схематично и наглядно: выявленный уровень развития всех психологических качеств отмечен галочкой в соответствующей колонке таблицы.
Для удобства восприятия уровни окрашены в соответствующий цвет:
красный - зона повышенного внимания,
желтый – это возрастная норма, но требует развития, т.к. по силам будут задания на базовом уровне (отметки "3", "4"), задания повышенного уровня могут вызывать проблемы (отметки "4", "5").
зеленый цвет - хороший уровень, путь к знаниям открыт, но и в этом случае необходимо постоянно заниматься с ребенком, развивать его, иначе интеллект может деградировать.
Для удобства в этом документе описание результатов оформлено в таблице. Как пользоваться?
1. Сначала смотрите в столбец №1 и найдите результаты вашего ребенка.
2 шаг. В столбце №2 читайте, что означают эти результаты.
3 шаг. В столбце №3 читайте, как помочь ребенку.
4 шаг. Если что-то непонятно, консультации психолога для родителей в ПН, ВТ, СР с 16.15 до 17.20 ч. в кабинете логопеда и психолога (2 этаж МДОУ № 1).
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!