Профессиональные деформации (стресс) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Профессиональные деформации (стресс)

2022-02-10 22
Профессиональные деформации (стресс) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профессиональные деформации неизбежны в любой профессиональной деятельности. Например, преподавательская деятельность насыщена эмоциогенными факторами. Один из факторов является самым главным: преподаватель каждый день вы­нужден из взрослого состояния переходить в юность, проживать чужую жизнь, существовать в логике другого человека. Это трудно, и со временем, чтобы как-то освободиться  от таких перевоплощений, он переходит к морализаторству, авторитарности в суждениях и поведении, что, в конечном счете, становится чертами характера.

В психологии давно исследуют очень интересную проблему задатков и способностей. Не вдаваясь в суть генетических факторов с ключевым поня­тием «импрессинги» или социальных, следует отметить, что человеку опре­делен его собственный предел в физических или интеллектуальных достиже­ниях. Каждый спортсмен в определенный период своей карьеры вдруг заме­чает, что, несмотря на тренировки, результаты больше не растут. И не будут расти, он достиг предела.

У преподавателей также есть предельные для них уровни про­фессионализма. Поскольку эти уровни все же не длина или высота прыжка, к их анализу надо подходить осторожно. Речь идет не о том, что преподаватель в силу интеллектуальных задатков не может перешагнуть какой-то свой пре­дел; в ВУЗе большинство преподавателей защитили кандидатские диссерта­ции, и на том этапе они были равны по возможностям и способностям. Но немногие продолжают ак­тивно заниматься наукой; большинство - только преподают. Неизменная деятельность ведет к профессиональной усталости, наступает период стаби­лизации в достижениях. На начальном этапе профессионализации такие пе­риоды короткие, а позже они могут продолжаться год и более. Так начина­ется профессиональная стагнация:

- нарастает чувство неудовлетворенности профессией, которое может сопрово­ждаться психосоматическими расстройствами;

- появляются сложности во взаимоотношениях с коллегами, студентами, руководством вуза;

- снижается эффективность профессиональной деятельности через 10-15 лет, что выражается в отказе от новаторства, в шаблонности и стереотипно­сти, изоляции от коллектива, неверии в себя, в чувстве одиночества.В целом, обедняется репертуар способов, ме­тодов выполнения работы, сворачиваются профессиональные навыки, сни­жается работоспособность, развивается негативизм.

Профессиональная стагнация преподавателей во многом зависит от со­циальной составляющей - зарплаты, периферийности социального имиджа, отсутствия моральных стимулов. Во всяком случае, это позиционируется преподавателем,  как причина. В таких условиях быстро наступает пресы­щение профессиональной деятельностью.

Но об уровне интеллекта все же следует говорить. Интеллект - это УМ, познавательная деятельность. Качество познавательной деятельности с воз­растом снижается, зато сильно начинают проявляться акцентуации харак­тера (акцентуации характера - высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант нормы, граничащий с психопатией). Акцентуации характера профессионализируются, формируют индивидуальный стиль деятельности и превращаются в про­фессиональные деформации.

Это уже кризис в профессиональном развитии, выражающийся в профессиональных деструкциях - изменениях сложившейся структуры дея­тельности, которые негативно сказываются на продуктивности труда и меж­личностных отношениях.

Профессиональные деформациивыражаются в стрессах, фрустрациях и психическом выгорании.

Стресс - это системная реакция организма при воздействии стресс-факторов (стрессоров).

Признаки ответной реакции организма на стрессовую реакцию:

- физиологические(учащенные пульс и дыхание, повышенное потоотде­ление, напряжение мышц рук и ног, нетипичные эмоции, повышенная возбу­димость, ухудшение памяти, появление различных болей);

- психологические (затруднения в принятии даже простых решений, от­сутствие уверенности в себе, беспокойство, беспричин­ный страх, быстрая речь, сонливость, человеку «ничего не нравится»);

- поведенческие(человек становится рассеянным, ему трудно сосредото­читься на чем-то конкретном, он часто попадает в сложные и нелепые ситуа­ции, возникает манерность, появляется беспричинная агрессия).

В течение жизни каждый человек испытывает кризисы – резкая перемена жизни, потеря близких, старость; это сопровождается сменой моделей жизни. Освоить новые модели жизни не всегда и не всем удается, а иногда – невозможно. Важно помнить только:

Причиной эмоционально-стрессовой реакции является не само по себе действие стрессоров, а субъективная их оценка.

Следовательно, нужно анализировать возникшие трудности: от старости не убежишь, горе от потери близких со временем «притупиться», перемены в жизни требуют активности, чтобы вернуться к прежней жизни, а если невозможно, стройте новую жизнь, и, не вспоминайте прежнюю.

Причины стрессов в профессиональной деятельности разнообразны, но если их классифицировать, то выделяется всего несколько групп:

I. Непосредственные причины стрессов

1) субъективные:высокая субъективная сложность задачи;высокая ответственность задания;опасность и неопределенность ситуации;недостаточный контроль над ситуацией;частичный или полный неуспех в деятельности.

2) операционные:противоречивость и дефицит информации;большой объем информации;нарушение ритма поступления информации.

3) временные:дефицит времени; длительность нагрузки.

4) организационные: неправильный выбор информации;отвлечение внимания, совмещенная деятельность.

II. Базовые причины стрессов

1) морально-нравственные:безответственность;небрежность.

2) профессиональные:низкий уровень знаний;недостаточно развиты умения и навыки;отсутствие необходимого опыта.

3) физические:снижение резервов организма в результате острых и хронических забо­леваний;неблагоприятные функциональные состояния.

4) психологические:низкая или чрезмерно высокая мотивация к деятельности;недостаток в развитии профессионально-важных качеств;особенности психического состояния человека.

III. Сопутствующие причины стрессов

1) в организации труда:нерациональный режим труда и отдыха;недостатки в охране труда, технике безопасности, организации рабоче­го места;недостатки в обратной связи о результатах деятельности;неадекватная оценка деятельности и оплаты труда.

2) в условиях труда:неблагоприятный психологический климат в коллективе;недостаточная совместимость,низкий ролевой статус;

- неудовлетворенный уровень социальной ответственности, личного до­верия, общественного признания, одобрения.

 

\Причины стрессов в профессиональнойдеятельности

Физические

Работа

1) количественная перегрузка

2) качественная перегрузка

3) необъяснимые перемены

4) плохое оборудование

Структура и климат

1) слабая коммуникация

2) недостаток соучастия

3) неправильно определенная иерархия

Организационные факто­ры

1) семья

2) экономика

3) общество

4) обстоятельства жизни

Роль на работе

1) ролевой конфликт

2) ролевая неясность

3) ответственность за людей

4) недостаток поддержки

5) несоответствие статуса

Проблемы карьеры

1) замедленное продвижение

2) слишком быстрое продвижение

3) несправедливость

4) недостаток подготовки

5) несоответствие квалификации

Отношения

1) с руководителями

2) с подчиненными

4) с клиентами

5) с рабочими

 

Личностные

1) неудовлетворение потребностей 2) крушение надежд и отсутствие достижений 3) эмоциональная неус­тойчивость, 4) заниженная или завышенная самооценка 5) неясность ситуации

 

Последствия стрессов

Субъективные 1) утомляемость 2) тревожность 3) чувство вины

Поведенческие

1) инциденты

2) нехорошие разговоры

Физиологические

1) растущее кровяное давление

2) высокое содержание холестерина

3) коронарные заболевания

Организационные 1) прогулы 2) низкая производительность 3) неудовлетворенность работой
           

 

Жизненные ситуации и события могут вызвать положительный стресс, или отрицательный. Чтобы различать источники стрессов, да и сами стрессы, положительные выделили особым названием - эустресс, а отрица­тельные - дистресс. Пример: Вы нашли кошелек с деньгам или потеряли свой кошелек.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс, можно предвидеть (например, этапы становления семьи или же биологически обу­словленные возрастные изменения). Другие ситуации - неожи­данные и непредсказуемые, особенно внезапные (несчастные случаи, природ­ные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют ситуации, обу­словленные поведением руководителя, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жи­тельства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций может вызвать эмоциональ­ный дискомфорт.

Стресс иногда путают с фрустрацией (от лат. frustratio - обман, на­прасное ожидание) - отрицательные переживания в виде тревоги, от­чаяния, разочарования, раздражения в ситуациях, когда планы неожиданнонарушаются из-за непреодолимых препят­ствий.Выделяют три типа ситуаций, приводящих к фрустрации: отсутствие не­обходимых средств достижения цели, потеря, конфликт. Например, согласно плану, по прилету в аэропорт, человек пересаживается на автобус, и к намеченному часу достигает  цели. А вылет самолета по каким-то причинам отложили на несколько часов. В такой нередкой ситуации все люди испытывают фрустрацию; разница в том, в какой форме у людей проявляется это психическое состояние – растерянность, блокада мыслей, активности, люди становятся беспокойными, суетливыми, совершают какие-то бессмысленные движения, ищут глазами «спасителя» или кого можно обвинить…Некоторые в таких ситуациях спокойны.

Различают три стадии развития стресса: стадия тревоги; стадия резистентности; стадия истощения. После стадии истощения появляется «синдром психического выгорания» - состояние эмоциональной опустошенности, люди чувствуют себя усталыми, перестают радоваться жизни, концентрируют внимание на своих болезнях.Общие характеристики: чувство эмоционального исто­щения; изнеможение (человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция раз­вивать негативное отношение к подопечным); негативное самовосприятие в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерст­ва.

Синдромы психического выгорания:

1 Притухание (уплощение) положительных эмоций;

2 Возникновение конфликтов с коллегами;

3 Утрата ценностей жизни и обязательств.

Психическое выгорание появляется у людей, которые дли­тельное время страстно работают, помогают другимрешать их проблемы: вра­чи, психотерапевты, преподаватели, социальные работники.... В какой-то момент у них появляется разочарование, потому что длительная работа приводит к психическому изнурению (беспокойству, тревоге, раздра­жению, гневу, пониженной самооценке, а также семейным проблемам).«Все плохо...», «Все не так...», «Да провались все пропадом...» - такие эмоциональные умозаключения характерны для преподавателей, которые по-прежнему живут в коконе местоимения «Мы». Терминальные (базовые) ценности формировались в коллективе, а именно они являются основой лич­ности. И эти ценности не могут измениться в одно поколение. Поэтому, старшему поколению пре­подавателей непонятна расчетливость молодых ассистентов.

 

4.6. Конфликт

В основе конфликта обычно лежит ситуация. В учебниках по психологии управления перечислены типичные ситуации, в которых возникают конфликты.

- Противоречивость целей и неопределенность функций отдельных под­разделений и работников

- Организационная структура не отвечает задачам, слабо разграничены права и обязанности.

- Ресурсная недостаточность

- Слабый уровень профессиональной подготовки.

- Необоснованное наказание и поощрение работников.

- Расширение функций работника руководителем.

- Различия в поведении, речи, оценках

- Неопределенность перспектив роста.

- Плохая физическая среда.

- Недостаток чуткости и внимания со стороны руководителя.

- Психологический феномен, под которым понимают состояние «обиды»,несправедливой обделённости, зависти, безнадежной отсталости…

Здесь необходимо вводить поправки. Во-первых, представим - человек долго искал работу. Наконец, нашел…Так какие же у него могут быть претензии из представленного выше списка к работодателю? Во-вторых, на что он должен обижаться? Следует помнить: уровень чувства «обиды» характеризует психическую «нормальность»; человек придумал, как с ним должны вести себя люди, сам придумал и обижается, потому что - «взял и не отдал, обещал и не исполнил обещания…». А почему должны были обязательно отдать? Когда кому-то что-либо даешь, нужно всегда помнить, что может не отдать по разным причинам: с умыслом, заболел, забыл, неожиданно уехал, в тюрьму посадили…Кредит в банке берете, он же защищает свою собственность, не убежишь, все равно деньги вернет. Так почему у людей возникает чувство обиды? Потому что ему хочется испытать это чувство, переложить ответственность на других, замаскировать свою несостоятельность. Даже поговорка есть: «на обиженных воду возят».

Предконфликтная ситуация может тлеть долгое время. Чтобы возник конфликт, нужен инцидент. Но здесь следует учитывать опасность PR-кампаний; именно в момент появления таких ситуаций активизируется груп­па людей, которые их «выпячивают», и особенно культивируют ситуации 10 и 11. Вот тогда и возникает инцидент, когда одна сторона начинает действовать та­ким образом, что ущемляются интересы другой стороны. Инцидент всегда возникает по инициативе одной из сторон, вступивших в проти­воречие. Хотя в ряде случаев инцидент может возникнуть независимо от действий людей, в силу об­стоятельств (физических, экологических, политических), или случая.

Следовательно, конфликт не возникает мгновенно, ему предшествуют ситуации, на основе которых возникает инцидент, приводящий к конфликту.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.