Ситуация - инцидент – конфликт — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ситуация - инцидент – конфликт

2022-02-10 22
Ситуация - инцидент – конфликт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды конфликтов

Конфликтов, несмотря на кажущееся множество, на самом деле не так уж и много, и они классифицируются следующим образом.

1 Внутриличностный конфликт. Возникает в случаях, когда эстетиче­ские, этические, религиозные, этнические убеждения человека противоречат требованиям социальной среды. Сюда же следует отнести состояние внутрен­него конфликта у психически неустойчивых людей, или находящихся в погранич­ном состоянии. Часто люди привыкают к такому состоянию и стараются его поддерживать, артистически умело вовлекая окружающих в обсуждение и решение придуманных проблем. Подозрительность, мнительность, выиски­вание всего, что, по мнению человека, вредит ему, приводят к межличност­ным конфликтам.

2 Межличностные конфликты. Возникают из-за несоответствия у раз­ных людей целей, мотивов, установок, несходства характеров, разных куль­турных уровней. Они протекают почти всегда бурно.

3 Конфликты между личностью и группой. Такие конфликты воз­никают в том случае, когда групповые нормы поведения противоречат ожи­даниям личности; личность принимает нормы поведения той группы, в которую она вливается. В психологии это называется конформность - про­цесс изменения индивидом своих мнений, поведения в целом в сторону со­гласия с группой в ответ на реальное или воображаемое личностью группо­вое давление, даже в ситуациях, когда нет прямого требования соглашаться с группой.

4 Межгрупповые конфликты очень разнообразны, требуют собствен­ной классификации по видам, длительности протекания, содержанию и т.д., поэтому им сложно дать общую характеристику.

5 По времени протекания выделяют кратковременные и длительные (затяжные) конфликты. Кратковременные возникают вследствие взаимного непонимания или каких-то ошибок, а длительные конфликты - из-за нравственных травм; они очень опасны.

6 Распространено деление конфликтов на положительные и отрица­тельные. Это спорный вопрос; конечно, если конфликт, в ко­нечном счете, приводит к каким-то положительным результатам, он может счи­таться положительным. Если же конфликт приводит к разрушению (духовному, материальному), он - отрицательный. Но противоборство сторон при любом исходе невозможно назвать положительным процессом, потому что есть проигравшие и победившие - печаль, раздражение, гнев, с одной сторо­ны, и радость, злорадство, ликование - с другой; что же здесь положительного?!

 

Поведение людей в конфликтах

Выделяют пять основных типов поведения людей в конфликтах:

- сотрудничество - человек стремится к разрешению конфликтной си­туации с учетом интересов «противника». Если сотрудничество становится взаимным, то трудности во взаимоотношениях и в решении деловых вопро­сов успешно разрешаются, и до конфликтных отношений обычно не доходит. А если нет? - в этом случае сторона, стремящаяся к сотрудничеству и не по­лучившая встречного движения, остается беззащитной.

- приспособление, когда человек готов и стремится согласиться с требо­ваниями «противника», принять его требования. Ситуация разрешается на стадии «предконфликта». Плохо то, что соглашающаяся сторона вначале вы­ступает как конфликтная, а затем «сдалась», а это неизбежные потери - неза­висимости, материальные, «потеря лица».

- уклонение от открытого конфликта характеризуется активным из­беганием столкновения с «противником», но при этом человек остается «при своем мнении». Конфликт затягивается, рано или поздно такое маневрирова­ние приходится прекращать, стороны принимают все более агрессивную по­зицию.

- открытое противостояние сторон конфликта ведет к устранению одной из сторон.

- компромисс, когда стороны противостояния используют все элемен­ты борьбы, но понимают, что дело заходит в тупик. И тогда они могут пойти на определенные уступки. Уступки вынужденные, поэтому конфликт на не­определенное время затухает, но может возникнуть, когда одна из сто­рон решит, что у нее есть ресурсы победить.

 

Действия руководителя при разрешении конфликта

Управленцам известны способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения. Разработаны технологии организации конфлик­тов и управления ими. Здесь - царство политтехнологов.

Общие рекомендации:  руководитель должен не устранять кон­фликт, а управлять им и эффективно использовать его в своих интересах.

Первый шаг руководителя - понять источники конфликта. Следует выяснить - это простой спор о ресурсах, технологиях,  недо­разумение по какой-то производственной проблеме, разные подходы к системе ценностей лю­дей, или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непе­реносимости), психологической несовместимости.

Второй шаг - после определения источника конфликта руководитель должен минимизировать количество участников, потому что, чем меньше людей участвует в конфликте, тем меньше потребуется усилий для его разрешения.

Есть два варианта разрешения конфликтов:

1 Административный, когда конфликтующие стороны разводятся друг от друга по месту и времени. Это не лучший путь, поскольку конфликтная ситуация здесь полностью не снимается.

2 Психолого-педагогический:

а) Понижение уровня значимости ситуации для противоборствующихсторон (объяснить незначительность выгод от победы и ценность потерянного);

б) Сближение целей противоборствующих сторон, их интеграция;

в)Руководитель должен продемонстрировать противоборствующим сторонам свои правовые и, материальные возможности (показать кулак).

Но главная задача руководителя состоит в том, чтобы «войти» в кон­фликт на начальной стадии.Если руководитель входит в конфликт на начальной стадии, он разреша­ется в 90 %; на стадии подъема - в 40%, а на стадии «пик», когда страсти на­калились до предела, конфликты практически не разрешаются или разреша­ются редко.

Когда все силы отданы борьбе (стадия «пик»), наступает спад и, если конфликт не разрешен, он в какой-то момент разрастается с новой силой, так как в период спада для сражения могут быть привлечены новые силы и применены новые способы и средства.

Термин «разрешение конфликтов» обычно употребляется в двух значе­ниях: как прекращение конфликта самими участниками и как внешнее воз­действие на конфликт, основанное на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон.

Урегулированием конфликта называют недопущение насильственных действий, достижение хоть каких-то договоренностей, выполнение которых более выгодно сторонам, чем продолжение конфликтного по форме взаимо­действия. На практике урегулирование конфликтных ситуаций путем перего­воров, посредничества, арбитража является более распространенным, чем их разрешение.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ЛИТЕРАТУРА


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.