Биогенетические теории поведения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биогенетические теории поведения

2022-02-10 23
Биогенетические теории поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие естественных наук во второй половине XIX века и захватившее всех эволюционное учение Ч. Дарвина прагматизировали подходы к объяснению сложных явлений, происходящих в человеческом обществе. «Закон эволюции» широко и беззаботно переносился на любую подмеченную упорядоченность. В то время психология из науки метафизической и философской стала преобразовываться в дисциплину в большей степени биологическую. Новые приверженцы психологии оставили ее старое здание, и перешли в физические и физиологические лаборатории, в школы, на улицы большого города. Господство генетического принципа заставило психологию остановиться на вопросе психогенеза - ранних стадиях «развития души». Научный интерес с одной стороны и назревшие до неотложности задачи воспитания, требовавшие обновления, с другой, вызвали к жизни психологию детского возраста.

Особенно большое влияние на объяснение новообразований различных возрастов оказал биогенетический закон, который лег в основу ряда теорий о психическом развитии человека. Прежде, чем биогенетический закон был сформулирован в окончательном варианте, ему предшествовали многочисленные наблюдения развития живых организмов. В частности, неоднократно предпринимались попытки объяснить любопытную картину развития человеческого зародыша. В начальной стадии деления оплодотворенного яйца женщины клетки располагаются в такой форме, которая заставляет думать о развитии какого-то низшего существа, но план развития вдруг меняется, и наблюдатель видит зародыш одного из червеобразных существ. На этом царство беспозвоночных заканчивается, зародыш приобретает признаки, относящие его к позвоночным, появляется что-то похожее на жаберные щели и т. д. Затем общая форма тела, короткие конечности и размер напоминают зародыш цыпленка четвертого дня и кролика на одиннадцатый день. В дальнейшем, отличительные признаки человека начинают проявляться все более отчетливо, и уже в начале шестой недели зародыш человека можно спутать только с зародышем обезьяны.

Стадии развития зародыша характерны и для более низкоорганизованных животных, что специально отметил Ч. Дарвин, считавший, что сходство в развитии зародышей несходных между собой во взрослом состоянии животных говорит об общности их происхождения. Согласно закону «зародышевого сходства» в зародыше потомков виден «смутный портрет» предков, и по индивидуальному развитию можно проследить историю данного вида.

На основе различных исследований Эрнст Геккель сформулировал биогенетический закон: онтогенез есть сжатое повторение филогенеза. Иными словами, ряд форм, которые проходит отдельный организм во время своего развития от яйца до взрослого состояния, есть сжатое повторение длинного ряда форм, который прошли животные предки с древнейших времен до настоящего времени.

Практически сразу же вслед за биологами биогенетический закон стали распространять на психическое развитие ребенка. Общий тезис звучал так: психическое развитие ребенка во многом протекает параллельно эпохам развития народов. Немецкий философ Иоанн Гербарт (1776-1841), разрабатывая учебный план для учащихся, исходил из того, что предметом первоначального обучения должна быть история человечества. Гомеровский период является идеальным для отроческого возраста, история Рима - для переходного возраста, а в юношеском возрасте необходимо заниматься новыми языками и новой историей.

В конце XIX века биогенетический закон получил окончательную прописку в работах многих исследователей. Гутчинсон описал следующую схему развития ребенка, повторяющего все этапы культурно-исторического развития человечества.

1 этап - «рытье и копание». Он продолжается до пяти лет, когда «рот является критерием всех вещей».

2 этап - «охоты и захвата», продолжающийся с четырех до двенадцати лет. Общая характеристика - страх перед чужими, жестокость и равнодушие к страданиям.

3 этап - пастушеский, охватывает период с девяти до двенадцати лет. На этом этапе отмечается стремление иметь своих животных, рыть пещеры, строить хижины.

4 этап - земледельческий. Продолжается от двенадцати до шестнадцати лет. На этом этапе развивается предусмотрительность и любовь к садоводству.

5 этап - промышленный и торговый. Начинается с четырнадцати лет и характеризуется полными карманами всяких пустяков, вымениванием, требованием платы за услуги и признанием ценности и смысла арифметики.

По мнению В. Штерна, «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны, на втором году, овладев вертикальной походкой и речью - элементарного человеческого сознания. В первые пять лет игры и сказок он стоит на стадии первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое, с определенными обязанностями - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру, с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени».

Психическое развитие В. Штерн разделил на два этапа. Первый этап до овладения речью и вертикальной походкой характеризуется воспроизведением эволюции животных, второй - историей духовной культуры.

Издревле считалось, что детство заканчивается в 7 лет, отрочество в 14, а юность в 21 год. «Климактерическое» деление жизни ребенка на семилетние периоды сохраняется и до нашего времени. Все дети в определенном возрасте в своих поступках очень похожи друг на друга. Они вдруг начинают сопротивляться привычным требованиям взрослых, становятся раздражительными, замкнутыми или чрезмерно возбужденными, несуразными в оценке поведения окружающих их людей.

Для педагогов всегда был чрезвычайно важным вопрос о критериях в оценке различных возрастов. В отличие от физиологических возрастных изменений, которые можно достаточно строго фиксировать, психологические новообразования с трудом поддаются учету. Они зависят от экономических, политических, социальных и других факторов, которые образуют множество вариантов воздействий на формирование личности.

В оценке возраста обычно отталкиваются от известных и свойственных конкретному этапу развития личности психологических новообразований. Например, для юности характерен идеализм, мечтательный и романтический вначале, а затем крепнущий или разрушаемый жизнью. Общепризнано, что для этого возраста свойственна изменчивость переживаний. Но при этом невозможно установить точную границу между сегодняшним и завтрашним возрастом. Не случайно подростковый и юношеский возрасты называют «кризисными», «критическими», «переходными». Более ста лет назад А. Богдановский в известной в книге «Молодые преступники» дал глубокую оценку различных ступеней молодости. [3]

За отрочеством следует юность, последняя стадия подготовительного периода человеческой жизни. Этим периодом заканчивается физическое и духовное формирование человеческого организма. По климактерическому делению юность заканчивается в 21 год, но физическое и нравственное развитие ее продолжается, поэтому окончание молодости и полное совершеннолетие определяется 25 годами. Этот рубеж социальной и физической зрелости сохраняется и в настоящее время. Например, в России судья может быть избран только по достижении 25 лет.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.