Глава 2. Влияние структурного реформирования железнодорожного транспорта на организацию производства отрасли и совокупные транспортные издержки экономики страны — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава 2. Влияние структурного реформирования железнодорожного транспорта на организацию производства отрасли и совокупные транспортные издержки экономики страны

2022-02-10 24
Глава 2. Влияние структурного реформирования железнодорожного транспорта на организацию производства отрасли и совокупные транспортные издержки экономики страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

2.1. Основные направления структурного реформирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации и критерии оценки эффективности преобразований

Реформирование железнодорожного транспорта в Российской Федерации осуществляется в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года №384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» (далее – Программа структурной реформы) и Целевой моделью рынка грузовых перевозок на железнодорожном транспорте на период до 2015 года, утвержденной протоколом Правительственной комиссии по транспорту и связи от 13 апреля 2011 года №1 (далее – Целевая модель рынка).

Целями структурной реформы на железнодорожном транспорте определены:

повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;

удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом.

Реформирование железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы проводилось в три этапа:

первый этап - 2001 - 2002 годы;

второй этап - 2003 - 2005 годы;

третий этап - 2006 - 2010 годы.

За период структурной реформы решены следующие задачи:

- функции государственного регулирования отделены от хозяйственного управления и создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Функции государственного управления в области железнодорожного транспорта переданы в Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Федеральную службу по надзору в сфере транспорта;

- из ОАО «РЖД» полностью выделены пассажирские перевозки и созданы ОАО «Федеральная пассажирская компания» и 27 пригородных компаний;

- сформирован рынок оперирования грузовыми вагонами. Из ОАО «РЖД» выведены в акционерные общества операторские компании «Рефсервис», «Трансконтейнер», «Первая грузовая компания», «Вторая грузовая компания» и другие. Динамично развивался рынок независимых операторских компаний;

- из ОАО «РЖД» выведены неосновные и непрофильные бизнесы и созданы самостоятельные акционерные общества;

- начата продажа акций дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» и направление средств на развитие инфраструктурного комплекса;

- заработал механизм государственной финансовой поддержки пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;

- начато реформирование структуры управления внутри ОАО «РЖД» и формирование компании холдингового типа с корпоративным центром и региональными центрами корпоративного управления, бизнес-блоками «Инфраструктура», «Грузовые перевозки» и «Пассажирские перевозки».

Начиная с 2011 года, структурное реформирование железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Целевой моделью рынка. 

В качестве её стратегической цели определено создание условий для устойчивого социально-экономического развития России, возрастания мобильности населения и оптимизации товародвижения, укрепления экономического суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности страны, снижения совокупных транспортных издержек экономики, повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения лидирующих позиций России на основе опережающего и инновационного развития железнодорожного транспорта, гармонично увязанного с развитием других отраслей экономики, видов транспорта и регионов страны.

Достижение указанной стратегической цели обеспечивается путем реализации трех целей более низкого уровня:

1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российской транспортной системы и железнодорожного транспорта как ее составной части;

2. Развитие эффективных инвестиционных механизмов в отрасли, обеспечивающих расширенное воспроизводство и снижение уровня износа основных средств;

3. Интенсивное развитие рынка железнодорожных транспортных услуг на основе либерализации государственного регулирования отрасли, снижения барьеров для входа в отрасль, развития конкуренции и создания равных экономических условий с другими видами транспорта.

С учетом комплекса поставленных целей, основными задачами в области структурных преобразований железнодорожного транспорта на период до 2015 года являются следующие:

- создание стимулов для повышения эффективности деятельности всех участников рынка и улучшения качества предоставляемых услуг;

- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта, стимулирования привлечения капитальных вложений в развитие инфраструктуры, разработку и внедрение инновационных транспортных и логистических технологий, снижение ресурсоемкости перевозок и их воздействия на окружающую среду;

- внедрение сетевого контракта, представляющего собой долгосрочный договор между государством и владельцем инфраструктуры на гарантированное транспортное обеспечение потребностей экономики Российской Федерации и содержание, эксплуатацию и развитие инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта;

- создание условий для расширения притока частного капитала в конкурентные сегменты рынка и обеспечения достаточного объема государственных капитальных вложений в проекты, имеющие социально-экономическую эффективность;

- обеспечение развития конкуренции на железнодорожном транспорте, исключающей дискриминацию субъектов рынка железнодорожных транспортных услуг (в том числе, нормативного правового обеспечения, форм и способов государственного регулирования и контроля, финансово-экономического, технологического и организационного обеспечения). Ограниченное пилотное развитие получит конкуренция в сфере грузовых перевозок «на маршруте» и «за маршрут». При этом на данном этапе будет сохранена целостность перевозочной и инфраструктурной деятельности внутри холдинга «Российские железные дороги»;

- повышение безопасности железнодорожных перевозок, совершенствование государственного технического регулирования и надзора;

- формирование прозрачной сбалансированной системы экономических отношений между участниками рынка железнодорожных транспортных услуг и их потребителями;

- сохранение государственного регулирования и контроля над инфраструктурой общегосударственного значения;

- совершенствование государственного регулирования в естественно-монопольном, временно-монопольном и конкурентном секторах, в том числе, системы государственного тарифного регулирования (включая дерегулирование тарифов в конкурентных сегментах);

- совершенствование антимонопольного регулирования;

- повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог, их интеграция в мировой рынок транспортных и логистических услуг;

- обеспечение диверсификации портфеля бизнесов и совершенствование системы управления холдинга «Российские железные дороги».

 В соответствии с Целевой моделью рынка холдинг «РЖД» к 2015 году будет представлять собой:

• крупнейшую в России транспортную бизнес-систему;

• структурированный по видам бизнеса Холдинг с консолидированной стратегией;

• владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, предоставляющего транспортные и сопутствующие услуги на недискриминационной основе;

• интегрированного с инфраструктурой грузового общесетевого перевозчика;

• одного из крупнейших участников развивающихся рынков логистики, сервисного обслуживания пассажиров и других услуг;

• социально ответственную бизнес-систему, обеспечивающую в своей деятельности баланс корпоративных, государственных и общественных интересов.

Оценку результативности и эффективности структурного реформирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации целесообразно оценивать по уровню достижения основных целей реформы (см. табл.2.1). Оценку по предложенным критериям следует проводить, сравнивая достигнутые показатели с их целевыми значениями и показателями предыдущего периода, а также достигнутыми результатами лучшей зарубежной практики (бенчмаркинг).     

Таблица 2.1.

Основные цели и критерии оценки

№ п/п Цели структурной реформы Критерии оценки
1. Повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития - протяженность сети железных дорог в Российской Федерации, км - удельная густота сети железных дорог на единицу территории Российской Федерации, км/1000 кв. км - количество субъектов Российской Федерации, имеющих железнодорожное сообщение, единиц - сокращение износа основных средств железнодорожного транспорта, % - сокращение протяженности сети, имеющей ограничения пропускной способности, км - сокращение количества случаев нарушения безопасности перевозок, % - ускорение доставки грузов, км/сутки - выполнение графика движения пассажирских поездов, % - выполнение графика движения пригородных поездов, %
2. Формирование единой гармоничной транспортной системы страны - доля железнодорожного транспорта в грузообороте транспорта в Российской Федерации, % - доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте транспорта в Российской Федерации, % - объем транзитных перевозок, млн. тонн 
3. Снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом - доля транспортных затрат железнодорожного транспорта в конечной цене продукции, % - соотношение роста грузовых тарифов и ИПЦ, % - соотношение роста пассажирских тарифов и доходов населения, %
4. Удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляемые железнодорожным транспортом - динамика грузооборота, % - динамика пассажирооборота, %

 

В целом результаты работы железнодорожного транспорта за десятилетний период реформ показывают, что в отрасли удалось обеспечить преодоление негативной тенденции старения основных средств отрасли. Инвестиции в инфраструктуру и локомотивный парк ОАО «РЖД» существенно возросли. Объем осуществленных инвестиций в 2011 году составил более 395 млрд. рублей. Частный бизнес также активно инвестировал в закупку грузовых вагонов. Возросла надежность и безопасность железнодорожного транспорта. Улучшилось качество транспортных услуг при перевозках грузов и пассажиров.

Изменение объемов работы и доли железнодорожного транспорта в Российской Федерации за годы структурного реформирования представлено в таблице 2.2.

В период реформ Правительство проводило политику сдерживания тарифов ОАО «РЖД» на грузовые и пассажирские перевозки, в результате чего доля транспортных затрат ОАО «РЖД» в конечной цене продукции стратегических производителей в Российской Федерации сократилась.

Эти факторы способствовали сохранению ведущей роли железных дорог в транспортном комплексе Российской Федерации.

Таблица 2.2.

Динамика объемов работы и доли железнодорожного транспорта

Показатель 2003 2005 2010 2011 Изменение, 2011 к 2003, в % или п.п.
Грузооборот железнодорожного транспорта (без вагонов иных собственников и арендованных вагонов в порожнем состоянии), млрд. т-км. 1669,0 1858,0 2011,3 2127,8 +27,5%
Пассажирооборот железнодорожного транспорта, млрд. пасс-км. 157,6 172,2 138,9 139,8 -11,3%
Доля грузооборота железнодорожного транспорта в общем грузообороте РФ, % 39,0 39,7 42,3 43,3 +4,3 п.п.
Доля пассажирооборота железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте РФ, % 34,0 36,8 32,7 31,5 -2,5 п.п.

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.