Права национальных меньшинств — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Права национальных меньшинств

2022-02-10 26
Права национальных меньшинств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современном мире широко распространено положение, когда на территории государства проживают различные народы. В большинстве стран есть преобладающие группы населения со своей общей историей и культурой и более мелкие группы - меньшинства, каждое из которых имеет свои характерные особенности.

Среди всех европейских стран лишь Португалия выделяется практически полным отсутствием национальных меньшинств. Во всех других государствах существуют как преобладающие группы населения со своим общим языком, историей и культурой, так и мелкие языковые, религиозные, национальные общности - меньшинства - насчитывающие иногда до 30 - 40% от общего числа жителей страны. Защита их прав представляет в настоящее время одну из наиболее острых проблем современности. Недостаточно гибкая политика по отношению к меньшинствам может привести к конфликтам на этнической почве. Однако существование различных групп не всегда носит мирный характер. Конфликты на этнической почве могут сопровождаться насилием и разрушениями, приводить к ответным действиям репрессивного характера, ставить под угрозу единство государства, на территории которого они происходят, и создавать опасность вовлечения в них соседних стран. Всюду, где меньшинствам отказывают в правах, нарушаются общепризнанные права человека.

Дискриминация, т.е., менее благоприятное отношение к меньшинствам в политической, социальной, культурной и экономической сферах, по-прежнему существует. Она является крупным источником напряженности во многих частях мира, несмотря на неоднократное осуждение ее в международных соглашениях, подписанных всеми членами ООН. Особо важными гарантиями, которые должны обеспечиваться представителям меньшинств, являются: признание правосубъектности, равенство перед законом, равная защита. закона.

В основе белорусского законодательства, регулирующего правовой статус меньшинств, лежит целый ряд норм Конституции Республики Беларусь. Так, согласно ст. 14 Конституции Республики Беларусь государство должно регулировать отношения между национальными общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Статья 15 Конституции Республики Беларусь возлагает на государство ответственность за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Беларуси. Согласно ст. 16 Конституции все религии и вероисповедания равны перед законом. Тем самым на конституционном уровне гарантированы определенные групповые права национальных меньшинств. В то же время Конституция Республики Беларусь закрепляет и индивидуальные права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Так, согласно ст. 50 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за национальную принадлежность. Это право гарантировано ст. 12 Конституции Республики Беларусь.

Существенную роль в белорусском законодательстве, регламентирующем статус меньшинств, отводится законам. Закон о национальных меньшинствах в Республике Беларусь от 11 ноября 1992 г. закрепляет целый комплекс прав и свобод для лиц, относящих себя к национальным меньшинствам.

 

Права женщин

Одним из основных достижений уходящего столетия можно считать изменение социального статуса женщины, признание того факта, что женщина должна иметь равные с мужчиной права во всех сферах общественной жизни.

Огромная заслуга в утверждении принципа равноправия женщин во всем мире принадлежит ООН. Положение о равноправии женщин закреплено во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах.

В дальнейшем в развитие этого принципа в рамках ООН были разработаны и приняты: Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951), Конвенция о политических правах женщин (1952), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), которую часто называют «женской конвенцией». В этом документе указывается на то, что дискриминация женщин препятствует экономическому росту и повышению благосостояния всего общества. Конвенция предписывает всем государствам признать важность экономического и социального вклада женщин в благосостояние семьи и развитие общества в целом. В ней также признается необходимость изменения сложившихся представлений посредством проведения просветительской работы среди мужчин и женщин в целях признания равенства прав и обязанностей, преодоления предрассудков и обычаев, основанных на стереотипах. Еще одна особенность Конвенции заключается в обязательном признании необходимости достижения не только юридического, но и фактического равенства, а также важности принятия специальных мер для достижения этой цели.

Между тем следует заметить, что законодательно закрепление равноправия женщин серьезным образом не улучшило их положения в реальной жизни.

Конституция Республики Беларусь содержит положения о равноправии мужчины и женщины в семейных отношениях. Статья 32 Конституции говорит о том, что женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.

Для подавляющего большинства женщин самым болезненным вопросом в этой области является реализация их права на труд.

Серьезной проблемой для женщин является безработица. Большинство безработных в республике - женщины. Женщин первыми увольняют, последними нанимают на работу, сроки безработицы для них являются более продолжительными, чем для мужчин.

Таким образом, приходится признать, что и в сфере экономической деятельности фактическое равноправие женщин с мужчинами отсутствует.

Еще одной сферой, требующей защиты прав женщин, является их положение в семье. Мало того, что на женщин в семье ложится большая часть домашней работы, они наиболее часто подвергаются в семье унижениям, оскорблениям и даже становятся жертвами преступлений. Как свидетельствуют статистические данные правоохранительных органов, большинство случаев причинения вреда жизни и здоровью женщин происходит именно в сфере семейных отношений. Насилие над женщиной является одним из проявлений исторически сложившихся отношений между мужчинами женщинами в обществе и семье, которые привели к доминированию мужчин и дискриминации женщин во всех сферах жизни.

Наивно рассчитывать на то, что процесс гуманизации общества и утверждения равноправия женщин в политике, в экономике, в семье будет идти сам по себе. Ускорить необходимые преобразования могут и должны сами женщины. В данной ситуации универсальной рекомендацией может быть предложение о создании ими различного рода общественных организаций для продвижения и защиты своих интересов, проведение широкомасштабной просветительской кампании в средствах массовой информации, стимулирование активности женщин. Только привлечение к этой работе как можно большего количества людей позволит общими усилиями создать гуманное демократическое общество, в котором мужчина и женщина будут иметь действительно равные права и возможности.

Права беженцев

Правовой статус беженцев на территории Республики Беларусь определяется Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь»

Республика Беларусь активно сотрудничает с другими государствами, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, иными международными организациями в целях разрешения проблем беженцев. Органом государственного управления, обеспечивающим реализацию политики в отношении беженцев, является Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь и его территориальные органы.

В Республике Беларусь статус беженца предоставляется иностранному гражданину, находящемуся на территории Республики Беларусь в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве гражданской принадлежности по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, который не может или не желает в силу таких опасений пользоваться защитой этого государства, или лицу без гражданства, находящемуся на территории Республики Беларусь вследствие указанных опасений, которое не может или не желает вернуться в государство прежнего обычного места жительства в силу таких опасений.

Согласно Закону, иностранец, которому предоставлен статус беженца, имеет право на:

- получение информации о своих правах и обязанностях;

- получение удостоверения беженца;

- получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь на срок не более одного года для получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

- самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь или постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, если при вселении иностранца, которому предоставлен статус беженца, и членов его семьи размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего;

- проживание в месте временного поселения в случае отсутствия возможности самостоятельного поселения на срок до оформления разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, но не более одного года;

- получение денежной помощи в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь;

- содействие Департамента в получении сведений о близких родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства;

-добровольное возвращение в государство гражданской принадлежности либо прежнего обычного места жительства;

- выезд на постоянное место жительства в другое государство;

- воссоединение семьи;

- судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь;

- пользование иными правами наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Несовершеннолетний иностранец, которому предоставлен статус беженца, кроме прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет также право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

Иностранец, которому предоставлен статус беженца, обязан:

- соблюдать Конституцию Республики Беларусь, настоящий Закон, иные акты законодательства Республики Беларусь и уважать национальные традиции белорусского народа;

- стать на учет в подразделении по гражданству и миграции по месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней после ознакомления с решением о предоставлении статуса беженца;

- сообщить в течение семи дней в подразделение по гражданству и миграции сведения об изменении фамилии, собственного имени, отчества, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства другого государства;

- сообщить в подразделение по гражданству и миграции о намерении выехать на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь;

- стать на учет в подразделении по гражданству и миграции при перемене места жительства или временного проживания в Республике Беларусь в течение трех рабочих дней со дня регистрации по новому месту жительства или временного проживания в Республике Беларусь;

- исполнять иные обязанности наравне с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранец лишается статуса беженца, если он:

- сообщил заведомо ложные сведения либо предъявил поддельные документы, послужившие основанием для признания его беженцем;

- создает угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Республики Беларусь.

Решение об утрате иностранцем статуса беженца или о лишении иностранца статуса беженца принимается республиканским органом государственного управления по миграции.

Иностранец, утративший статус беженца или лишенный статуса беженца, обязан покинуть территорию Республики Беларусь совместно с членами его семьи по истечении месячного срока со дня получения уведомления об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца.

 

Права инвалидов

 

Согласно Закона Республики Беларусь «О правах инвалидов и их социальной интеграции»

Инвалиды в Республике Беларусь обладают всей полнотой гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и международных договорах Республики Беларусь, включая право на:

ü недискриминацию и защиту от дискриминации по признаку инвалидности;

ü самостоятельный образ жизни и вовлеченность в общественную деятельность;

ü реабилитацию;

ü образование;

ü выбор рода деятельности и трудоустройство;

ü участие в политической и общественной жизни;

ü доступность среды жизнедеятельности;

ü индивидуальную мобильность;

ü получение услуг квалифицированного перевода жестового языка;

ü медицинскую помощь, оказываемую в соответствии с законодательством о здравоохранении;

ü предоставление жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

ü достаточный жизненный уровень и социальную поддержку;

ü участие в культурной жизни, проведение досуга и отдыха, занятие физической культурой и спортом;

ü защиту и безопасность в случае чрезвычайных ситуаций.

Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение человеческого достоинства независимо от состояния здоровья.

Дети-инвалиды пользуются всеми правами и свободами наравне с другими детьми. Во всех действиях, предпринимаемых в отношении детей-инвалидов, должны обеспечиваться наилучшие интересы ребенка.

В целях обеспечения интеграции инвалидов в жизнедеятельность общества при разработке технических нормативных правовых актов учитываются потребности инвалидов и необходимость создания среды жизнедеятельности с учетом универсального дизайна и разумного приспособления.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.