Особенности речевого дыхания у детей с ОНР — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности речевого дыхания у детей с ОНР

2022-02-10 23
Особенности речевого дыхания у детей с ОНР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Особенности речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи:

- очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

-неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, “заглатывает” конец слова или фразы.

-неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – ( вдох) – дем гулять).

-торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.

-неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

-слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

 

Методика работы с речевым дыханием

Методика работы по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушением речи включает в себя 5 основных этапов проводимых в определенной последовательности, продолжительность которых в целом не ограничивается 1-2 учебными периодами. Число одновременно занимающихся в учебной группе детей не должно превышать 5 – 6 человек:

I этап - Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике, имеет цель развить у ребенка собственное ощущение движения органов дыхания (диафрагмы и передней стенки живота), что должно способствовать развитию у него в дальнейшем грудобрюшного дыхания. Этап включает в себя 4 упражнения последовательно выполняемых в начале в положении лежа, затем сидя и стоя, которые в течении дня должны повторятся не менее 2 – 3 раз.

II этап - Развитие грудобрюшного типа дыхания, имеет цель развить сократительную активность диафрагмальной мышцы, координацию между дыханием и движениями туловища и конечностей. На данном этапе могут быть использованы элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Этап состоит из 3-х комплексов упражнений, в которых последовательно усложняются различные двигательные задачи. Именно на этом этапе, основное внимание логопеда должно быть обращено обучению детей приемам специальной дыхательной гимнастики основанной на методике дозированных «быстрых вдохов» через нос в ходе возрастающей физической активности.

III этап - Развитие фонационного выдоха. Направлен прежде всего на развитие фонационного выдоха. Он включает в себя обширный комплекс упражнений на озвучание голоса в процессе выдоха с использованиям приемов пропевания «гласных» звуков.

IV этап - Развитие речевого дыхания. Является базовым, и в соответствии с названием имеет цель развития речевого дыхания. Этап включает в себя 5 комплексов различных упражнений начинающихся с пропевания слогов и заканчивающихся произнесением нараспев фраз.

V этап - Развитие речевого дыхания в процессе произнесения текста. Цель этапа - тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста. Изменение текстов и постепенный переход детей на самостоятельное высказывание способствует закреплению навыка правильного речевого дыхания.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что изучив имеющуюся литературу по данному вопросу, были разработаны комплексы упражнений и игр по развитию речевого дыхания и формированию направленной воздушной струи для детей с ОНР.

Наряду с традиционными упражнениями в своей работе использованы нетрадиционные формы и технологии, которые не заменяют обычные, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Активно применены интерактивные технологии и ИКТ, что позволяет сделать процесс формирования воздушной струи интересной, а главное продуктивной, не только для детей, но и воспитателей и родителей.

 

Технология опыта

Цель работы: составить комплекс упражнений и игр по развитию речевого дыхания и формированию сильной воздушной струи для детей старшей и подготовительной групп детей с общим недоразвитием речи.

Задачи:  

- изучить литературу по  развития речевого дыхания с детей с общим недоразвитием речи;

      -создать картотеку игр и упражнений;

     - систематизировать игры и упражнения по лексическим темам;

     -адаптировать некоторые игры к детям с общим недоразвитием речи;

      - апробировать их.  

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) работа по развитию речевого дыхания требует соблюдения таких принципов:

1. Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы.

2. Принцип реальности – предполагает, прежде всего учет реальных возможностей ребенка и ситуации. А это значит, что коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.

3. Принцип деятельностного подхода предполагает опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту- это прежде всего форма игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка его психического и физического развития.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

6. Принцип постепенного усложнения предлагаемых заданий.

 

Правила проведения работы по формированию речевого дыхания:

1.Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком.
2. Заниматься только в проветренном помещении, до еды, 3 раза в день по 5 – 8 минут.
3. В начале обучения осваивается одно упражнение, в каждый следующий день добавляется еще по одному.
4. Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
5. Не делать слишком большой вдох.
6. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.
7. Ребенок должен ощущать движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.
8. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
9. Переход от данного этапа работы к другому осуществляется в то случае, если ребенок правильно, точно выполняет все упражнения данного этапа.
10. Каждый ротовой выдох контролируется движением ваты, положенной на ладонь, или листом бумаги, поднесенным ко рту ребенка так, чтобы выдыхаемая воздушная струя не рассеивалась, а строго попадала на него, или запотеванием зеркала в момент выдоха. С целью повышения эмоционального фона занятия ватку окрашивают в яркий цвет.

Взаимодействие специалистов ДОУ по проблеме развития речевого дыхания

В работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания  включаются следующие специалисты дошкольного образовательного учреждения: учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Используются виды этой работы:

1) дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

2) дыхательные игры и упражнения, как фрагмент фронтального -логопедического занятия - 5 минут.

3) на индивидуальных занятиях – 5 минут.

4) дыхательные игры на прогулках

 5) звуко-двигательные игры, дыхательные игры как фрагмент занятия по физкультуре  - 5 минут.

6) звуко-речевые игры как фрагмент непосредственной образовательной деятельности - 5 мин.

7) голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

8) психологические тренинги на занятиях у педагога-психолога.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.