Характеристика вида спорта и его отличительные особенности. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Характеристика вида спорта и его отличительные особенности.

2022-02-10 20
Характеристика вида спорта и его отличительные особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

Обозначения и сокращения  …………………………………………………………………………3

1.Пояснительная записка …………………………………………………………………………… 4

2.Нормативная часть ………………………………………………………………………………… 8

2.1. Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика ….8

2.2. Соотношение объёмов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта спортивная аэробика ………………………………………9

2.3. Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта спортивная аэробика …………………………………………………………………………………………………………….9

2.4. Режим тренировочной работы…………………………………………………………………….9

2.5. Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку……………………………………………………………………………………………….10

2.6. Предельные тренировочные нагрузки ……………………………………………………………11

2.7. Минимальный и предельный объём соревновательной деятельности …………………………11

2.8. Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию………………………….12

2.9. Требования к количественному и качественному составу групп на этапах спортивной

подготовки ………………………………………………………………………………………………13

2.10. Объём индивидуальной спортивной подготовки ………………………………………………13

2.11. Структура годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов)……………………………………………………………………………………………...14

3.Методическая часть ……………………………………………………………………………….. 18

3.1. Рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и спортивных соревнований…………………...18            

3.2. Рекомендуемые объёмы тренировочных и соревновательных нагрузок……………………….22

3.3. Рекомендации по планированию спортивных результатов ……………………………………. 24

3.4. Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического

и биохимического контроля…………………………………………………………………………… 25

3.5. Программный материал для практических занятий по каждому этапу спортивной подготовки с

разбивкой на периоды подготовки …………………………………………………………………… 26

3.6. Рекомендации по организации психологической подготовки………………………………… 44

3.7. Планы применения восстановительных средств………………………………………………….46

3.8. Планы антидопинговых мероприятий …………………………………………………………….48

3.9. Планы инструкторской и судейской практики …………………………………………………...48

4.Система контроля и зачетные требования …………………………………………………….  50

4.1. Конкретизация критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку на каждом этапе спортивной подготовки, с учётом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта спортивная аэробика………………………………….…………..50

4.2. Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых даёт основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку на следующий этап спортивной подготовки………………………….………………………………… 52

4.3. Виды и сроки контроля ОФП, СФП, технико- тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам спортивной подготовки….. 53

4.4. Комплексы контрольных упражнений для оценки ОФП, СФП, технической и тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования…………………… 55

5. Перечень информационного обеспечения………………..……………………………………. 60

5.1 Список литературных источников ……………………………………………………………….. 60

5.2 Перечень аудиовизуальных средств ……………………………………………………………... 60

5.3 Перечень интернет- ресурсов …………………………………………………………………….. 61

6. План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий……………………………61

 

 

- 3 -

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

    В настоящей Программе используются следующие обозначения и сокращения:

 

НП- начальная подготовка

 

ТГ – тренировочная группа

 

ССМ – совершенствование спортивного мастерства

 

ВСМ – высшее спортивное мастерство

 

ОФП – общая физическая подготовка

 

СФП – специальная физическая подготовка

 

ФССП – Федеральный стандарт спортивной подготовки

 

 

- 4 -

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Требования к технике безопасности.

В зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка по виду спорта спортивная аэробика осуществляется на основе соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих подготовку, которые определены в инструкции по технике безопасности.

Травмы при занятиях спортивной аэробикой могут возникать при различном сочетании внешних и внутренних факторов. Основные факторы, влияющие на возникновение и характер травм, необходимо систематизировать для выработки принципиальных мер безопасности, направленных на их устранение.

Внешние факторы спортивного травматизма:

- неправильная общая организация тренировочного процесса;

-методические ошибки тренера при проведении занятий;

-нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время  

 проведения тренировочного процесса;

-неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования и экипировки  

 спортсмена;

-неблагоприятные санитарно-гигиенические условия, неподготовленность  

 мест при проведении тренировочного занятия.

К неправильной организации тренировочных занятий относится:

-проведение тренировочных занятий с числом спортсменов, превышающим  

 установленные нормы;

- проведение тренировочных занятий без тренера;

-неправильная организация направления движения спортсменов в процессе

 выполнения тренировочных упражнений.

При планировании и проведении тренировочных занятий тренер обязан учитывать организационные условия проведения занятий и в случае необходимости незамедлительно вносить в них коррекцию.

Внутренние факторы спортивного травматизма:

-наличие врождённых и хронических заболеваний;

-состояние утомления и переутомления;

-изменения функционального состояния организма спортсмена, вызванное

 перерывом в занятиях в связи с каким-либо заболеванием или

 другими причинами.

При проведении тренировочных занятий предусматриваются основные организационно-профилактические меры обеспечения безопасности и

снижение травматизма, обязательные к выполнению.

Тренировочные занятия разрешается проводить:

-при наличии у занимающегося медицинского допуска к тренировочному

 процессу по спортивной аэробике;

-при соответствии спортивной экипировки у спортсмена, предусмотренной

- 21 –

 

 правилами соревнований, санитарно-гигиеническими нормами, методике

 тренировки;

-при соответствии мест проведения тренировочного процесса санитарным

 нормам;

-при условии готовности инвентаря и оборудования к тренировочному

 процессу;

-все тренировочные занятия должны проводиться только под руководством

 тренера и согласно утверждённому расписанию.

Тренировочный процесс может быть начат только после выполнения всех требований настоящих правил и принятия мер, обеспечивающих профилактику спортивного травматизма и безопасности проведения мероприятий.

 

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ:

-надеть спортивную форму;

-начинать тренировочное занятие только по разрешению тренера и  

    только с тренером;

-проверить надёжность оборудования и спортивной экипировки;

-строго соблюдать дисциплину.

 

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ:

-не выполнять упражнений без заданий тренера;

-во время тренировки по сигналу тренера все должны прекратить

    упражнения;

-выполнять упражнения разрешается только по указанию тренера;

-нельзя: толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам и ногам,

    наносить грубые удары.

 

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ:

-при плохом самочувствии, при появлении болей прекратить занятия и  

   сообщить об этом тренеру;

-при получении спортсменом травмы немедленно оказать первую

   медицинскую помощь пострадавшему, сообщить администрации и  

   родителям, при необходимости отправить пострадавшего в лечебное

   учреждение;

-в случае непредвиденных форс-мажорных обстоятельств, угрожающих

   безопасности спортсменам, тренер отменяет занятия, срочно эвакуирует

   спортсменов из опасной зоны.

 

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ:

-убрать в отведённое место инвентарь;

-вывести спортсменов из зала (тренер выходит последним);

-принять душ или тщательно вымыть руки и лицо с мылом;

-обязательно переодеться в чистую, сухую одежду.

- 22

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

 

Теоретические знания позволяют спортсменам спортивной аэробики правильно оценивать социальную значимость спорта, понимать объективные закономерности спортивной тренировки, осознанно относиться к занятиям, соблюдать гигиенический режим, проявлять творчество на тренировках и соревнованиях.

- 28 -

В области теории и методики физической культуры и спорта занимающие должны знать:

• историю развития избранного вида спорта;

• место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

• основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;

• основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранного вида спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения разрядов и званий, антидопинговые правила);

• необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

• гигиенические знания, умения и навыки;

• режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

• требования к оборудованию, инвентарю, спортивной экипировке;

• требования к технике безопасности при занятиях спортивной аэробики.

 

   История развития и современное состояние спортивной аэробики.

Истоки зарождения спортивной аэробики. История развития на международной арене и в России.  Успехи спортсменов на международной арене. Вступление Федерации спортивной аэробики России в Международную федерацию спортивной аэробики. Анализ выступления спортсменов на соревнованиях. Задачи, тенденции и перспективы развития вида спорта «спортивная аэробика».

   Строение и функции организма человека.

Краткие сведения об опорно-мышечном аппарате, строении и функциях внутренних органов, органов дыхания и кровообращения, органов пищеварения и нервной системы. Влияние физических упражнений на развитие и состояние различных органов и систем организма. Значение систематичности тренировочных упражнений для укрепления здоровья, развитие двигательных качеств и способностей для достижения высоких спортивных результатов.

    Общая и специальная физическая подготовка.

Понятие об общей и специальной физической подготовке. Методика развития двигательных качеств: гибкости, быстроты, ловкости, прыгучести, силы, выносливости и равновесия. Правила построения и проведения комплексов по общей и специальной физической подготовке.

    Основы техники и методика обучения в спортивной аэробике.

Принципы, этапы и методы обучения. Ошибки, их предупреждение и исправление. Классификация и терминология элементов спортивной аэробики. Понятия о технике элементов. Техническая подготовка и факторы, её определяющие. Хореографическая подготовка и факторы, её определяющие. Общая характеристика спортивной тренировки. Средства тренировки спортсмена (физические упражнения, мыслительные

                                                        - 29 –

 

упражнения, средства восстановления работоспособности). Технические средства и тренажёры в подготовке спортсмена. Использование наглядных средств (кинофильмы, видеозаписи) в обучении и совершенствовании спортивной техники. Периодизация спортивной тренировки.

     Методика проведения тренировочных занятий.

Общая характеристика задач учебно-тренировочных занятий. Структура занятия. Назначение, содержание, построение и методика проведения подготовительной, основной и заключительной частей тренировки. Понятие об объеме и интенсивности тренировочных нагрузок. Факторы, обуславливающие эффект тренировки. Планирование тренировки.

     Основы музыкальной грамоты.

Понятие о содержании и характере музыки. Метр, такт, размер. Ритм и мелодия музыки. Темп, музыкальная динамика. Значение музыки в спортивной аэробике.

     Основы композиции и методика составления комбинации.

Этапы и методика составления комбинаций. Требования к ним, компоненты оценки. Способы создания новых элементов.

      Правила судейства, организация и проведение соревнований.

Значение спортивных соревнований. Виды соревнований. Разбор и изучение правил соревнований. Организация и проведение соревнований. Подготовка к соревнованиям. Судейская коллегия, права и обязанности. Учет и оформление результатов соревнований.

      Планирование, учет и контроль в тренировочном процессе.

Значение и роль планирования, учета и контроля в управлении тренировочным процессом. Виды планирования: перспективное, текущее, оперативное. Содержание и документы планирования. Виды учета и контроля: поэтапный, текущий и оперативный. Содержание и документы учета и контроля. Дневник спортсмена, его значение в общем процессе управления.

    

       Режим, питание и гигиена.

Понятие о режиме, его значение в жизнедеятельности человека. Питание, его значение в сохранении и укреплении здоровья. Понятие об обмене веществ, калорийности и усвоении пищи, энергозатраты при физических нагрузках. Понятие о гигиене труда, отдыха и занятий спортом. Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища, места учебы и занятий спортом. Особенности поддержания весового режима перед соревнованиями. Питание в период соревнований. Общий режим спортсмена. Режим труда, отдыха,

- 30 –

 

питания до и после тренировки, во время соревнований. Гигиена сна. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Вред курения и                                                        

спиртных напитков. Фармакология. Антидопинговая профилактика, еѐ содержание и вред. Вентиляция, температура воздуха, освещённость и влажность в спортивном зале. Уборка зала.

     Травмы, заболевания. Меры профилактики, первая помощь.

Понятие о здоровье и болезни. Наиболее общие причины заболеваний, меры профилактики. Закаливание, как одна из действенных мер профилактики заболеваний. Средства закаливания и методика их применения. Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках. Запрещённые действия в спортивной аэробике. Профилактика травматизма на занятиях по спортивной аэробике. Общее сведения о травмах и причинах травматизма в спортивной аэробике, их профилактика. Виды травм. Первая помощь при травмах. Остановка кровотечений, наложение мягких повязок. Помощь при ушибах, растяжениях и разрывах связок, мышц и сухожилий, вывихах, переломах. Последствие нерациональной тренировки спортсменов. Патологические состояния, встречающиеся в тренировке. Утомление: причины, признаки и первая помощь при утомлении, переутомлении, перенапряжении, перетренированности и др.

В процессе специальной теоретической подготовкиспортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта;

- нужно ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике 

и путями совершенствования в ней;

- полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы.

Спортсмен должен:

- знать задачи, стоящие перед ним;

- уметь разбираться в средствах и методах воспитания силы, быстроты,

выносливости, ловкости и гибкости, в формах тренировочных занятий и

планировании их, периодизации круглогодичной тренировки, ее

содержании, планировании перспективной многолетней тренировки;

- знать роль спортивных соревнований и их варианты;

- особенности непосредственной подготовки к ним и участия в них;

- вести учет тренировки и контроль за ней;

- анализировать спортивные и функциональные показатели;

- вести дневник тренировки. Теоретические занятия имеют определённую

целевую направленность:

- вырабатывать у обучающихся умение использовать полученные знания на  

практике в условиях тренировочных занятий и соревнований.

- 31-

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

Содержание практических занятий: ОФП, СФП, акробатическая подготовка, хореографическая подготовка, техническая подготовка, контрольно-переводные нормативы, инструкторская и судейская практика.

 

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

ОФП - это тренировочный процесс, направленный на воспитание основных физических качеств и развитие функциональных возможностей организма, создающих нормальные условия для совершенствования основных физических качеств человека.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий.

Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий период времени.

Выносливость - способность противостоять утомлению. Общая выносливость - способность к длительному выполнению (более 20 минут) физической нагрузки субмаксимальной мощности, не превышающий аэробно-анаэробный порог. Специальная выносливость - способность к длительному выполнению специальных упражнений без снижения эффективности деятельности.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, нервно-мышечной координации.

Координационные способности (ловкость) - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Тесты на координацию движений оцениваются сложностью задания, точностью и скоростью его выполнения.

Общая физическая подготовка осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения.

Основные задачи ОФП:

1. Приобрести всестороннее физическое развитие и повысить его уровень.

2. Достигнуть гармонического развития мышц в соответствии с избранным

видом спорта.

3. Приобрести и повысить общую выносливость.

4. Повысить быстроту выполнения разнообразных движений.

5. Улучшить подвижность в суставах.

6. Увеличить ловкость и координацию движений.

7. Приобрести умение выполнять движения без излишнего напряжения  

(овладеть расслаблением).

 

                  

- 32 -

Общая физическая подготовка (для всех групп)

  Строевые упражнения.Понятия «строй», «шеренга», «колонна», «ряд», «направляющий», «замыкающий», «интервал», «дистанция».

   Предварительная и исполнительная команды. Повороты направо, налево, кругом, пол-оборота. Расчёт.

   Построение в одну шеренгу и перестроение в две шеренги, построение в колонну по одному и перестроение в колонну по два.

   Движение строевым и походным шагом. Обозначение шага на месте и в движении. С движения вперёд обозначение шага на месте. Остановка.

   Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег.

   Повороты в движении (налево, направо). Перемена направления, захождение плечом.

   Границы площадки, углы, середина, центр. Движение в обход. Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой.

   Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Размыкание шагом (приставные, шаги галопа), прыжками.

        

Общеразвивающие упражнения.

Упражнения без предметов.

Для рук: поднимание и опускание рук вперёд, вверх, назад, в стороны; движения прямыми и согнутыми руками в различном темпе; круги руками в лицевой, боковой, горизонтальной плоскостях (одновременные, поочерёдные, последовательные); сгибание и выпрямление рук из различных положений, в разном темпе, с различными отягощениями, с преодолением сопротивления партнёра, сгибание и разгибание рук в различных упорах(в упоре на стенке, на гимнастической скамейке, в упоре лёжа; в упоре лёжа, но с отведением ноги(поочерёдно правой и левой) назад при сгибании рук; то же, но с опорой носками о гимнастическую скамейку или рейку гимнастической стены), и в висах (подтягивание в висе лёжа, в различных хватах, в висе).

Круги руками из различных исходных положений в лицевой и боковой плоскостях (одновременные, поочерёдные, последовательные) без отягощений и с отягощениями.

  Для шеи и туловища: наклоны, повороты, полукруговые движения головой и туловищем в основной стойке, в стойке ноги врозь, в стойке на коленях, сидя на полу (скамейке) с различными положениями рук и движениями руками с изменением темпа и амплитуды движений. Дополнительные (пружинящие) движения туловищем вперёд, в сторону.

Наклоны с поворотами: наклоны вперёд, назад, с поворотом туловища в различных стойках, сидя на полу, гимнастической скамейке.

Круговые движения туловищем: в стойке ноги врозь, в стойке на коленях ноги вместе, с набивными мячами (вес 1-3кг) и другими отягощениями.

- 33 -

Поднимание туловища из положения лёжа на животе(спине) на полу(скамейке) без отягощений и с отягощениями, ноги закреплены на гимнастической стенке или удерживаются партнёром. Поднимания туловища до прямого угла в седее и др. Удержание туловища в наклонах, в упорах, сидя с закреплёнными ногами.

  Для ног: сгибание и разгибание стоп и круговые движения стопой. Полуприседы и приседы в быстром и медленном темпе; то же на одной ноге с одновременным подниманием другой вперёд или в сторону (с опорой и без опоры).

  Выпады вперёд, назад, в стороны, в перёд наружу (и внутрь), назад-наружу (внутрь). Пружинящие полуприседания в выпаде в сочетании с поворотом кругом. Прыжки на двух ногах, одной ноге, с одной ноги на другую, прыжки из приседа, прыжки через гимнастическую скамейку (сериями слитно, толчком обеими ногами или одной).

  Махи ногами с опорой руками о гимнастическую стенку и без опоры руками.

Движения ногой в горизонтальной плоскости (из и.п. стойка на одной, другая вперёд – к низу) в сторону, назад, в сторону, вперёд (в различном темпе с увеличением амплитуды до 90 град. и более).

Поднимание ног в различных исходных положениях: стоя, сидя, лёжа, в висах, упорах; то же с отягощениями, преодолевая сопротивление амортизатора или партнера. Удержание ног в различных положениях (вперёд, в сторону и назад). Встряхивание расслабленными ногами.     

Различные сочетания движений ногами с движениями туловищем, руками (на месте и в движении).

Упражнения вдвоём: из различных исходных положений - сгибание и разгибание рук, наклоны и повороты туловища, перетягивания и др. (с сопротивлением, с помощью).

Упражнения с предметами.

С набивными мячами (вес 1-3 кг): поднимание и опускание мяча прямыми (согнутыми) руками вперёд, вверх, в стороны; то же одной рукой; броски мяча вверх обеими руками и ловля его на согнутые руки; броски мяча с низу, от груди, сбоку, из-за головы обеими руками и ловля его; то же одной рукой; приседание и вставание с мячом в руках на двух или на одной ноге; прыжки через мяч; движения руками по дуге и кругу в различных плоскостях направлениях, держа мяч двумя руками; наклоны, повороты, круговые движения туловищем из различных стоек, держа мяч перед собой, над головой, за головой.

  С гантелями (вес 0,5-1 кг): из различных исходных положений (руки вниз, вперёд, в стороны), сгибание и разгибание одной руки; то же двумя руками; круговые движения руками в разных направлениях; различные движения туловищем (наклоны, повороты), приседания, подскоки и др. в сочетании с различными движениями (гантели в обеих руках).

- 34 -

Упражнения на снарядах.         

   Гимнастическая скамейка: в упоре на скамейке – сгибание рук с поочерёдным подниманием ноги (правой, левой); сидя на скамейке – поднимание ног и наклоны туловища.

Прыжки по скамейке вправо, влево, ноги врозь, ноги вместе.

    Гимнастическая стенка:

стоя лицом (боком, спиной) к стенке – поочерёдные взмахи ногами;

стоя боком лицом к стенке, нога на 4-5рейке – наклоны до касания руками пола; в висе спиной к стенке на верхней рейке – поднимание согнутых и прямых ног, круговые движения ногами, подтягивание и др.;

стоя боком или лицом к стенке – приседание на одной или обеих ногах.

Из стойки на одной ноге, другая на рейке – наклоны вперёд, назад, в стороны с захватом за рейку или ногу с притягиванием туловища к ноге.

Из положения лёжа, зацепившись носками за стенку – наклоны, повороты.

Из упора стоя лицом к стенке прыжки ноги врозь, вместе, согнув ноги назад и др.

 

Упражнения из других видов спорта, способствующие повышению спортивного мастерства в спортивной аэробике.

     Немаловажное значение в занятиях спортивной аэробикой занимают навыки из других видов спорта. Некоторые из таких навыков способствуют повышению спортивного мастерства в спортивной аэробике. Приведем несколько примеров:

 1. Легкая атлетика:

- ходьба с изменением темпа;

- ходьба на скорость (до 200 м);

- чередование ходьбы и бега;

- семенящий бег;

- бег по умеренно пересеченной местности в чередовании с ходьбой (10-20 мин);

- кроссы от 500 до 1500 м;

- бег с изменением ско­рости;

- бег на короткие дистанции (30 - 60 -100 м) с низкого и высокого старта;

- прыжки в длину с места и с разбега;

- прыжки в высоту с места и с разбега.

2. Подвижные и спортивные игры:

- эстафеты с бегом и прыжками;

- эстафеты с преодолением препятствий;

- эстафеты с ведением и передачей мяча;

- игра в волейбол, баскетбол, бадминтон и др.

3. Художественная гимнастика:

- скакалка;

-махи на высоту 45°, 90° и выше;

- приседание на одной, другая согнута (прижата) к щиколотке;

- 35 -

- поднимание ноги вперед, в сторону, назад;

- вращательное движение тела вокруг вертикальной оси (или продольной) - поворот;

- сохранение устойчивости тела в статическом положении - равновесие;

- последовательное сгибание и разгибание в суставах - волна;

- последовательное сгибание и разгибание в суставах с начальным толчковым движением - взмах;

- сгибание тела - наклон;

- вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову) - перекаты; с переворачиванием через голову - кувырок;

- вращательное движение тела с полным переворачиванием - переворот;

4. Спортивная гимнастика:

- упражнения на брусьях: обороты, вращения, маховые движения, стойки на руках и т.п.;

- вольные упражнения: кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках, переворот боком, рондат, переворот вперёд, фляк и т.п.;

- упражнения на перекладине.

Благодаря использованию упражнений из других видов спорта у занимающихся происходит воспитание быстроты, координации движений, выносливости, силы, гибкости и других качеств необходимых им на занятиях спортивной аэробикой и в жизни.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

СФП - тренировочный процесс, направленный на развитие специальных физических качеств для данного вида спорта.

Задачи:

1.Развить специальные физические качества и повысить их уровень.

2.Увеличить массу определённых групп мышц, абсолютную и относительную силу и их эластичность.

3.Приобрести и повысить специальную силу (динамическую, статическую, взрывную).

4.Улучшить координацию, быстроту двигательных реакций, движений и действий.

5.Увеличить прыгучесть относительную и абсолютную.

6.Приобрести необходимую гибкость.

7.Приобрести специальную ловкость (взаимодействие в группе).

8.Овладеть свободным выполнением движений и действий без напряжения.

8.Моделирование соревновательной деятельности.

9.Подвести к соревнованиям в пике спортивной формы (подводящий цикл).

 

- 36 -

Специальная физическая подготовка (для всех групп).

Упражнения для развития амплитуды и гибкости.

 Наклоны вперёд, назад, в стороны (вправо, влево) с максимальным напряжением (из различных исходных положений – сидя, стоя, без опоры и с опорой). Наклоном назад мост на обеих ногах, на одной ноге. Шпагат, шпагат с различными наклонами вперёд, назад, в сторону и с различными движениями руками. Движения ногами (махи) в различных направлениях и с максимальной амплитудой; медленные движения ногами с фиксацией конечного положения в течение нескольких секунд. Упражнения вдвоём (с сопротивлением).

  Сед с глубоким наклоном, голова опущена (держать 20-40 с.). Поднимание ноги, используя резиновый амортизатор.

 Упражнения для увеличения подвижности в суставах для старших разрядов усложнять изменением исходных положений, применением захватов и самозахватов, отягощений, выполнением упражнений вдвоём, удержанием положений в растянутом состоянии, применением принудительного растягивания.

Упражнение на формирования осанки, совершенствование равновесия и ориентации в пространстве.

   Различные прыжки со скакалкой с постепенным увеличением продолжительности и скорости прыжков; прыжки со скакалкой с постепенным сокращением времени на заданное количество прыжков (20 прыжков за 10 с., за 8 с., и т.д.). Различные эстафеты и игры с бегом и прыжками, используя скакалки и другие предметы.

   Пружинный шаг (10-15 с.), пружинный бег (20-45 с.).

   Приседания с отягощением, с партнёром, поднимание на носки (в одном подходе не более 5 раз, 3-4 подхода, темп быстрый, отдых 1 мин.).

  Прыжки на месте и с продвижением на одной, двух ногах (высоту прыжка постепенно увеличивать), то же через препятствие (высоту препятствия постепенно увеличивать). Прыжки в высоту с места толчком двумя ногами и с разбега с доставанием предмета

(подвешенные кольца, мячи). Прыжки с предметами в руках.

  Прыжки из глубокого приседа. Прыжки толчком двумя на гимнастическую скамейку и со скамейки (лицом, боком к скамейке). Прыжки толчком двумя ногами, одной ногой, с одной ноги на другую через несколько скамеек.

  Прыжки в глубину с высоты 30-40 см. в темпе, отскок на жёсткую опору и на поролон (в одной серии 3-4 прыжка, 5-6 серий, отдых 1 мин.).

 

Упражнения на развитие координации движений.

    Выполнение небольших комбинаций (без музыки и под музыку), включающие базовые шаги и различные перемещения спортивной аэробики в сочетании с различными движениями руками. Выполнение отдельных

- 37 -

элементов в усложнённых условиях (без зрительной ориентировки, на уменьшенной площади опоры).

 ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техника - наиболее рациональное выполнение двигательного действия. Задачи технической подготовки:

1. Овладеть спортивной техникой избранного вида спорта.

2. Создать двигательное представление об изучаемой технике.

3. Овладеть правильным выполнением требуемых движений, элементов, связок и действий.

4. Приобрести навыки спортивной техники.

5. Совершенствовать спортивную технику за счёт более рационального и эффективного выполнения движений.

6. Овладеть расслаблением.

7. Увеличить частоту движений и их амплитуду.

8. Научить проявлять большую силу в выполнении движений и действий.

9. Использовать упругость мышц.

10. Научить выполнять двигательные действия, как в обычных, так и в более трудных условиях.

11. Овладеть техникой вспомогательных видов спорта.

12. Научить правильно, выполнять ОРУ и специальные упражнения.

Техническая подготовка включает в себя разучивание, закрепление и совершенствование элементов спортивной аэробики, базовых шагов, спортивной комбинации в целом. Работа над спортивной комбинацией включает в себя: а) работу по элементам; б) работа по четвертушкам упражнения; в) работа по частям; с) выполнение комбинации в целом, сдвоенные подходы и т.д.

1 этап: начальной подготовки.

Первый этап заключается в приобретении навыков движений гимнастической школы и аэробного стиля выполнения основных движений. Разучивание и закрепление техники выполнения базовых шагов спортивной аэробики: на месте, бег, захлёст, приставной, выпад, подъём колена, джампин джек, скрестный. Разучивание и закрепление техники выполнения элементов спортивной аэробики основных структурных групп сложностью до 0.2: А - отжимание, латеральное отжимание; В - упор углом, "крокодил", С - прыжок на 360°, хич кик; D -шпагат, 4 поочерёдных маха вперёд.

Занимающие разучивают и выполняют упражнения спортивной аэробики: индивидуальные, смешанные пары, трио, групповые, танцевальная гимнастика, гимнастическая платформа.

2 этап: тренировочный.

Основная задача этого этапа технической подготовки - это овладение целостными упражнениями как средством технической подготовки в

отдельных видах программы.

- 38 –

 

В зависимости от возраста и вида программы существуют требования к составлению соревновательной программы. Занимающиеся разучивают, выполняют и выступают с упражнениями спортивной аэробики: индивидуальные, смешанные пары, трио, групповые, танцевальная гимнастика, гимнастическая платформа и участвуют на соревнованиях различного уровня.

Разучивание спортивных комбинаций состоит в соединении уже освоенных элементов спортивной аэробики и связок из базовых шагов. Спортсмены получают основное представление о спортивной площадке, составляющих её компонентах, о значении перестроений и перемещений по площадке.

 

3 и 4 этапы: совершенствования спортивного мастерства и высшее спортивное мастерство.

     На этих этапах спортсмены совершенствуют до безупречности технику выполнения элементов, соединений, дорожек и композиций в целом.

Требования к составлению спортивной комбинации

Группа Младшие дети Дети Юноши Юниоры
Возраст 6-8 9-11 12-14 15-17
Время композиции 1.15±5сек 1.15±5сек 1.15±5сек 1.20±5сек
Количество элементов 6 6 8 10
Группы элементов минимум (А,В,С,В) по 1 по 1 по 1 по 1
Обязательные элементы 1.сгибание рук в упоре лежа 2.Упор углом ноги врозь 3. Прыжок с поворотом на 360º 4. Верт.шпагат 1.сгибание рук в упоре лежа 2.Упор углом ноги врозь 3. Прыжок с поворотом на 360º 4. Верт.шпагат 1. Геликоптер 2. Упор углом ноги врозь 3. Прыжок в группировке, поворот на 360º 4. Пов. на ноге на 360 в вертикальный

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.207 с.