Особенности детей с ЗПР 6-7(8) лет — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности детей с ЗПР 6-7(8) лет

2022-02-10 29
Особенности детей с ЗПР 6-7(8) лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети 6-7(8) лет с ЗПР отличаются так же рядом особенностей. У большинства детей, посещающих ДОУ, после 6 лет преобладает ситуативно-познавательная форма общения. У них нет грубых нарушений общей моторики, но недостатки мелкой моторики встречаются.

Знания и представления об окружающей действительности у них несколько ниже возрастной нормы, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся – неустойчивы. Произвольная регуляция поведения так же отсутствует.

Речь не сформирована до необходимого уровня, в частности недостаточно развита связная речь, отсутствуют некоторые элементы монологической речи.

С 6 лет у дошкольников существенно возрастает адекватность эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных проявлений у детей. На 6 году жизни, при условии воспитания в ДОУ, у части детей появляется способность к волевому усилию: при поддержке взрослого они способны проявить терпение и приложить усилие для преодоления трудностей и доведения дела до конца.

Ведущей особенностью детей является инфантилизм. К симптомам органического инфантилизма относятся отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы и пр. Часто дети отличаются наивным и непосредственным поведением. Долгое время них преобладают мотивы игровой деятельности, они долго играют в куклы и машинки. Среди детей они предпочитают более уверенных и уравновешенных, предоставляют им право принятия решений и даже в игре выбирают второстепенные роли.

Большинство детей 6-7(8) лет с ЗПР имеют низкую продуктивность познавательной деятельности (снижение работоспособности, замедленный темп деятельности, быстрая утомляемость и легкая отвлекаемость), низкий уровень саморегуляции и слабость словесной регуляции действий. У них снижена способность к систематическому усвоению знаний, умений, навыков. Но наряду с низкой продуктивностью деятельности, дети могут на относительно недолгое время сосредоточиться на выполнении каких либо заданий, достигнуть необходимый результат.

В 6-7(8) лет дети, при систематическом обучении, овладевают разными видами продуктивной деятельности: конструированием (по подражанию и образцу, по представлению), рисованием (предметным, декоративным и сюжетным), лепкой (по образцу и представлению). Созданные постройки, поделки и рисунки могут самостоятельно обыгрывать в одиночку или с участием сверстников, использовать продукты своей деятельности для украшения интерьера.

Признаки незрелости в интеллектуальной сфере проявляются в виде недостаточности сформированности отдельных корковых функций и в недоразвитии регуляции высших форм произвольной деятельности. Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при дальнейшем обучении в школе. Познавательные интересы у них выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, их желание в дальнейшем идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, тетрадей и т. п.).

Итак, по особенностям психо-физического развития дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников, что в свою очередь накладывает свой отпечаток на организацию и содержание воспитательно-образовательной и коррекционно-педагогической работы с данной категорией детей.

Планируемые результаты освоения Программы

Дети от 4 до 5 лет

· Умеют интерес к познанию окружающего.

· Знают свое имя и фамилию, возраст.

· Определяют первичные тендерные представления: мальчики, девочки

· Знают имена членов своей семьи. Имеют представления о родственных взаимоотношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.). Проявляют интерес к профессиям близких людей

· Имеют знания о своем детском саде, ориентируются в нем. Осознают себя как члены коллектива в группе ДОУ.

· Имеют представления о малой родине (родном городе, улице).

· Имеют знания о родной стране.

· Владеют понятием о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу родину.

· Знают правила поведения в природе, элементарные способы взаимодействия с животными и растениями, правила поведения на улице, правила поведения в транспорте, правила безопасной жизнедеятельности.

· Умеют выделять части растений и их назначение.

· Различают домашних и диких животных по существенному признаку

· Знают о среде обитания некоторых животных и о месте произрастания некоторых растений.

· Умеют определять сезонные изменения в неживой природе, жизни растений и животных, в деятельности людей.

· Знают об обьектах окружающего мира. Рассказывают о предметах, необходимых для разных видов деятельности (игре, труде, рисовании и пр.)

· Умеют сравнивать знакомые объекты природы и предметы, выделять признаки отличия и единичные признаки сходства.

· Знают об основных цветах спектра, некоторых оттенках.

· Умеют  называть характерные особенности предметов (цвет, величину, форму).

· Умеют считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»

· Умеют сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), составления пар, определять каких предметов больше, меньше, равное количество.

· Умеют сравнивать два предмета по величине (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче, одинаковые, равные) на основе примеривания.

· Умеют различать геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб.  

· Умеют определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, впереди - сзади; далеко - близко).

· Знают о частях суток, связывая их с режимными моментами.

· Владеют обследовательскими действиями (метод практического примеривания и зрительного соотнесения)

· Выполняют поисково-исследовательские задания на уровне наглядно-образного мышления, использование эталонов с целью определения свойств предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина).

· Используют сенсорные эталоны для оценки свойств предметов.

· Умеют определять последовательность событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям.

· Умеют практически делить целое на части, соизмерять величины

· Умеют сравнивать и группировать предметы по выделенным признакам и объяснять принцип группировки.

Дети от 5 до 6 лет

· Знают свои имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестер, бабушки и дедушки.

· Владеют понятием «семья», знают родственные связи.

· Знают о труде родителей, о занятиях братьев и сестер

· Имеют представления о правилах поведения на природе, элементарные способы взаимодействия с животными и растениями, правила поведения на улице, правила поведения в транспорте, правила безопасной жизнедеятельности.

· Имеют знания о предметах домашнего обихода. Имеют знания о бытовой технике

· Имеют представления о транспортных средствах (автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет).

· Умеют относить наименования 3-4 предметов к обобщающим словам: мебель, посуда, игрушки, на­стольные игры, одежда, обувь, головные уборы. Владеют понятиями: мебель, посуда, одежда, обувь, головные уборы).

· Бережно относятся к вещам

· Умеют рассказать о своем доме

· Умеют рассказать о внешнем виде посещаемого детского сада и дома, в котором живет ребенок.

· Имеют представление о труде взрослых детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, учителя -дефектолога, врача, медсестры.

· Имеют представления о магазинах, аптеке, почте, детском саду, школе, поликлинике, стадионе.

· Имеют представление об особенностях работы почтальона, водителя общественного пассажирского транспорта, продавца.

· Имеют представления о транспортных средствах (автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет).

· Умеют наблюдать за сезонными изменениями в природе, правильно называть состояние погоды.

· Узнают и правильно называют времена года по отличительным признакам в природе и на картинках.

· Имеют представления, что у растения есть корни, листья, цветы, ствол, плоды, семена.

· Знают 3-4 вида травянистых цветущих растения.

· Знают 2-3 вида деревьев

· Знают 1—2 вида кустарников.

· Знают 2—3 вида грибов (мухомор - ядовитый гриб).

· Знают 1—2 комнатных растения.

· Знают 3-5 видов овощей, фруктов и ягод.

· Знают обобщающие понятия: деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы.

· Знают 3-4 вида птиц, которые посещают участок детского сада.

· Знают 3—4 вида насекомых (муха, пчела, бабочка, стрекоза), особенности их строения.

· Знают 5-6 видов домашних и диких животных, особенности их строения, проживания

Умеют относить наименования 3-4 предметов к обобщающим словам: деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, дикие и домашние животные, насекомые, птицы.

· Могут определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий (на картинках и в реальной действительности)

· Знают цвета предметов: красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, белый, черный.

· Умеют сопоставлять и сравнивать предметы по размеру, цвету, форме.

· Умеют видеть форму в конкретных предметах окружающей об­становки (предметы круглыми, треугольными, квадратными, овальными).

· Умеют определять размер предметов (большой — маленький, большой — больше — самый большой, маленький — меньше — самый маленький, самый большой — самый маленький, больше, чем — меньше, чем) при сравнении нескольких предметов (от 3 до 5) разной длины, высоты, ширины.

· Считают различные предметы в пределах 10, отвечают на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?».

· Считают в прямом и обратном порядке, от заданного числа, до др.числа.

· Умеют сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений, определять где предметов больше, меньше, одинаково.

· Умеют иллюстрировать состав чисел 2—5 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

· Знают цифры 1-5,0.

· Знают состав чисел 2—5.

· Владеют понятиями: вчера, сегодня, завтра, раньше, позже.

· Знают части суток, их последовательность.

· Знают геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и геометрические тела (брус, куб, цилиндр, конус).

· Знают правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека. Умеют определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении.

· Умеют воспроизводить пространственные отношения между предметами.

· Ориентируются на странице альбома и листе бумаги. Владеют элементарными графическими навыками.

· Владеют понятием «часть» и целое». Умеют различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части.

· Умеют составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения), по полной аналогии, по неполной аналогии, по трем признакам. 

· Умеют концентрировать внимание, словесную память, зрительное восприятие.

Дети от 6 до 7(8) лет

· Знают и называют свое полное имя, фамилию, возраст, день рождение, домашний адрес.

· Знают состав своей семьи, имя и отчество взрослых членов, о труде родителей на производстве и дома. 

· Знает об истории своей семьи.

· Знают название детского сада, его значение, назначение помещений детского сада. 

· Знают о труд взрослых в детском саду (педагог, воспитатель, помощник воспитателя, заведующая, врач, медсестра, повар и др.).

· Соблюдают правила поведения в детском саду (вежливое обращение к старшим, сверстникам).

·        Имеют представления о правилах поведения на природе, элементарные способы взаимодействия с животными и растениями, правила поведения на улице, правила поведения в транспорте, правила безопасной жизнедеятельности

·        Могут свободно ориентироваться в пределах ближайшей к детскому саду местности. Умеют находить дорогу из дома в детский сад. 

· Владеет знаниями о предметах ближайшего окружения.

· Знают 4-6 наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; к спортивным принадлежностям, спортивной одежде; пассажирскому транспорту.

· Умеют группировать предметы и их изображения, относящиеся к родовым понятиям, обобщающим словам: мебель, игрушки, посуда, бытовая техника, транспорт (наземный, подземный, железнодорожный, воздушный, птицы, рыбы

· Умеют называть группы обобщающими словами. Исключать четвертый, пятый лишний предмет.

· Умеют определять причины наблюдаемых явлений и событий, делать выводы, суждения, умозаключения.

· Знают название родного города, главную площадь и улица родного города, общественные места

· Знают о строительстве в городе, озеленении

· Знают столицу России – Москва, главную площадь и улицы нашей столицы.

· Знают о Российской армии, ВОВ, о государственных праздниках.

· Знают общественные здания, находящиеся в городе (магазин, почта, аптека, школа, библиотека, кинотеатр), их назначение, людей, работающих там.

· Владеют понятиями «транспорт»: наземный городской (автобус, троллейбус, трамвай, машины), подземный (метро), железнодорожный (электропоезд), воздушный (самолет, вертолет), водный (пароход, катер, лодка).

· Владеют знаниями о профессиях людей, занятых на строительстве зданий, обслуживающих транспорт.

· Владеют знаниями о машинах, облегчающие труд людей (трактор, подъемный кран, экскаватор и др.).

· Знают и правильно называют времена года, их последовательность, отличительные признаки.

· Владеют представлениями о труде людей в разное время года.

· Знают 3-4 вида деревьев данной местности, 1-2 вида кустарников, 2-3 видов садовых цветущих растений.

· Знают и правильно называют распространенные растения сада и огорода на рисунках, в природе и по описанию.

· Активно участвуют в работах на участке (уборка сухих листьев и веток осенью и весной и др.).

· Умеют составлять рассказ о внешних отличительных признаках при сравнении 2 растений.

· Владеют обобщающими понятиями: цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды. Умеют соотносить предметы с обобщающими понятиями.

· Знают 6-8 видов птиц, их отличительные признаки. Владеют понятиями «зимующие» и «перелетите» птицы.

· Знают 5-6 видов домашних животных и детенышей, их особенности. Знают правила обращения с домашними животными.

· Знают 5-6 видов домашних птиц и птенцов, их особенности.

· Знают 5-6 видов животных, распространенных в данной местности (звери, насекомые, рыбы).

· Владеют обобщающими понятиями: домашние и дикие животные, птицы, насекомые, звери, рыбы.

· Владеют понятием о деятельности взрослых и детей по охране животных

· Знают 2-3комнатных растения в групповой комнате, способы ухода за растениями.

· Умеют группировать предметы и их изображения, относящиеся к родовым понятиям, обобщающим словам: деревья, кустарники, цветковые садовые растения, растения сада, огорода, овощи, фрукты, ягоды, птицы, рыбы

· Умеют определять причины наблюдаемых явлений и событий, делать выводы, суждения, умозаключения.

· Умеют обьединять предметы в группы по цвету, форме, величине, материалу, по назначению.

· Умеют создавать однородные группы предметов по одному признаку по двум-трем признакам (цвету, форме, величине) по полной и неполной аналогии.

· Владеют счетной деятельностью в пределах 10.

· Знают состав чисел в пределах 10.

· Умеют читать и записывать числа до 10.

· Владеют составом чисел в пределах 10 из единиц и 2-х меньших.

· Умеют присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10.

· Умеют решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания.

· Распознают геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.

Знают и пользуются знаками и обозначениями: +, —, =, см., 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

· Различают правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека.

· Определяют правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны на таблицах, рисунках, столе, листе бумаги.

· Умеют выделять части в предмете, указывая цвет, форму, величину каждой части, расположение одной части по отношению к другой; узнавать и называть целый предмет по отдельной части.

· Умеют проводить соотносительный анализ признаков у сравниваемых предметов

· Умеют с помощью слуха, зрения и осязания определять свойства предметов и материал, из которого они сделаны.

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.