Понятие и виды функций права. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Понятие и виды функций права.

2022-10-05 28
Понятие и виды функций права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функциональная характеристика права – обязательный элемент в системе теоретического представления о праве в целом. Она призвана показать сущность права его назначение и признаки с динамической стороны, т.е. со стороны активного воздействия права на общественные отношения. В этом и заключается повышенная важность изучения права в функциональном аспекте, поскольку именно в целях осуществления направленного воздействия на общественные отношения оно и существует. Поэтому знание форм, методов, средств и логики влияния права на общество имеют не только сугубо научное, но и практическое значение.

Функциональная характеристика права – это его общая черта, отражающая типичное, устойчивое и закономерное в динамике права в целом, а не каких-либо составляющих его элементов. В силу чего её нельзя подменять функциональным анализом отдельных правовых институтов, например, анализом функций правоотношений, функций юридической ответственности и т.п., в которых, конечно же, специфическим образом преломляются функции права.

Понятие “функция права” – сложное и наукоёмкое. Оно раскрывается и конкретизируется в важнейших своих признаках.

Признаки функций права:

1. Факт существования функций права, в конечном счёте, обусловлен теми же социально-классовыми причинами, которые вызвали к жизни и само права. Однако надо подчеркнуть, что исторический “выбор” человеческой цивилизацией именно правовой формы общения между людьми был предопределен способностью права эффективно воздействовать на общественные отношения. В этом смысле не будет преувеличением утверждение о том, что право существует потому, что оно функционирует и наоборот – если право функционирует, то оно живет.

2. Функции права – это форма исполнения правом своего исторического предназначения – регулировать и охранять наиболее важные общественные отношения. Именно поэтому в функциях права прямо и непосредственно выражено его специальное и, вместе с тем, историческое назначение. В этой связи надо особо подчеркнуть что, назначение это не абстрактное, а запрограммированное на осуществление регулятивного и охранительного воздействия на общественные отношения.

3. В функциях права выражается его сущность и основные черты. Это объясняется тем, что в процессе своего функционирования притязания господствующего класса или всего демократического общества, законодательно закрепленные в нормах права и, благодаря чему, ставшие нормативными, формально-определёнными и общеобязательными, непосредственно реализуются в жизни.

4. Функции права – это всегда проявление закономерного и постоянного в фактически неисчерпаемом многообразии воздействия права на общественные отношения. Благодаря этому обстоятельству, законодатель получает возможность определять оптимальные приделы регулятивного и охранительного вмешательства в общественную жизнь. А общество, по этой же причине, получает возможность быстрой адаптации к разумным и обоснованным требования нормативно-правовым предписаниям. И то и другое выступают необходимыми и важнейшими предпосылками гармоничного развития общества.

Изложенное понимание существа и признаков функций права позволяет рассматривать их как социально и исторически обусловленные основные направления воздействия прав на общественные отношения в целях их оптимального регулирования и охраны.

В юридической науке не без оснований отмечается, что в процессе фактического воздействия права на общественные отношения, практически невозможно отграничить одну функцию от другой, что в реальной действительности они переплетены и тесно взаимосвязаны. Однако отграничить одну функцию права от другой и таким образом выявить их общую систему всё-таки можно, но только в рамках теоретического сознания и с использованием такого научного метода познания, каким является метод классификации общественных явлений.

Классификация, как научный метод познания предмета теории права и государства, основан на принципе выявления однородной группы политико-правовых явлений и их последующего разделения на все более малочисленные классы вплоть до единичного явления. Данное подразделение осуществляется на основе тщательно обоснованного критерия.

Всё многообразие воздействия права на общественные отношения можно классифицировать по двум основаниям – критериям: по объекту воздействия права; и в зависимости от особенностей набора специально-юридических методов и средств этого воздействия. Первый критерий иногда называют внешним основанием классификации функций права, поскольку он находится вне права. По этому основанию выделяются общесоциальные функции права. Систему общесоциальных функций образуют экономическая, политическая и воспитательная функции права. Очевидно, что ряд общесоциальных функций можно продолжить путём обоснованного выделения в структуре общества и других его сфер, также выступающих объектом воздействия права. Второй – получил название внутреннего основания, так как классификация функций права осуществляется с помощью критерия, располагающегося внутри права. В этом случае обособляются специально-юридические функции, система которых состоит из двух – регулятивной и охранительной функций права.

Общесоциальные функции права. Общей чертой общесоциальных функций права является то, что все они выступают достаточно-обособленными, необходимыми и жизненно-важными направлениями воздействия права на основные сферы жизнедеятельности людей, в котором выражаются его сущность и социальное назначение. При характеристике общесоциальных функций права главные акценты расставляются над вопросами о том, на что воздействует право и почему.

Основной смысл общесоциальных функций права состоит в правовой регламентации экономических, политических и иных отношений. Цель правовой регламентации заключается в формировании нормативно-правовой основы нормального взаимодействия людей в этих отношениях. Наряду с этим, правовая регламентация включает в себя и установление запретов, снабжённых санкциями. В общесоциальных функциях роль правовых запретов состоит в том, чтобы просигнализировать субъектам права о нежелательных, вредных а потому и наказуемых вариантах поведения. Таким образом, можно сделать вывод, что в рамках каждой своей общесоциальной функции право выступает в роли нормативного и общеобязательного алгоритма осуществления и защиты общественных отношений в основных сферах жизнедеятельности людей. Вопрос же о том, как оно осуществляет эту роль – это вопрос о специально-юридических функциях права, которые сформировались в связи и по поводу осуществления его общесоциальных функций и в которых они живут и проявляют себя.

Специально-юридические функции права. Специально-юридические функции права – это основные направления воздействия юридических методов и средств на общественных отношения в целях их эффективного урегулирования и охраны, в которых выражаются сущность права и его назначение. Уже из этого определения видно, что специально-юридические функции выражают, олицетворяют собой динамику правового механизма воздействия на общественные отношения. Это свидетельствует о значительном совпадении понятий “механизм правового воздействия” и “специально-юридические функции права”. Однако между ними надо видеть и отличие. Оно состоит в том, что если механизм правового воздействия это единая, целостная и общеправовая система, включающая в себя все (исчерпывающе все!) юридические методы и средства влияния права на общественные отношения, то специально-юридические функции права это всегда и в обязательном порядке ориентированное правовое воздействие, в котором объем и характер юридических методов и средств задаются его направленностью.

С этих позиций рассмотрим специально-юридические функции права.

Регулятивная функция права. Как следует из названия, основная цель этой функции заключается именно в правовом регулировании общественных отношений. Этим определяется набор юридических методов и средств, с помощью которых право и достигает осуществление поставленной цели. В качестве методов регулятивного воздействия выступают правовое дозволение и взаимосвязанный с ним позитивное правовое обязывание. Правовые дозволения управомачивают субъектов общественных отношений действовать по своему усмотрению в рамках предоставленных им правомочий. А позитивные правовые обязывания – совершать положительные (поэтому их и называют позитивными) юридически значимые действия, направленные на удовлетворение интересов управомоченной стороны. В качестве примеров, демонстрирующих “работу” методов правового дозволения и позитивного обязывания, можно сослаться на отношения купли-продажи, отношения договора о перевозках и др. в которых, с одной стороны – продавец и, скажем, таксист, обязаны совершить положительные, т.е. позитивные действия, направленные на удовлетворения интересов управомоченной стороны – покупателя и пассажира. В числе юридических средств, используемых в процессе регулятивной функции права, наиболее важное значение имеют: регулятивные нормы права, которые выступают нормативной основой регулятивной функции в целом; юридические факты, с наступлением которых возникают, изменяются и прекращаются регулятивные правоотношения; сами регулятивные правоотношения, как юридические связи меду управомоченными и обязанными субъектами; субъективные права и юридические обязанности лиц, вовлечённых в регулятивные правоотношения. Юридическими результатами регулятивной функции права являются: правовое оформление динамики общественных отношений (примеры чего приведены выше) и правовое закрепление соответствующих институтов. В последнем случае примерами могут служить, конституционное закрепление института гражданства, организации государственной власти и т.п.

Охранительная функция права. Охранительная функция права направлена на защиту сложившихся общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. Её цель – не допустить противоправного вмешательства в сферу регулятивного действия права. Поэтому основным методом, каким осуществляется охранительная функция является правовой запрет. Правовой запрет это юридическая недопустимость фактически возможного варианта поведения людей. Действенность правового запрета обеспечивается санкцией – указанием на форму и меру наказания за его нарушение. Основное содержание охранительной функции права представлено: охранительными нормами права; юридическими обязанностями субъектов права не совершать запрещенные варианты поведения; закреплёнными в охранительных нормах права составами правонарушений, которые выступают основаниями возникновения юридической ответственности; правовыми санкциями.

Регулятивная и охранительная функции права взаимодополняют друг друга в процессе общего воздействия права на общественных отношения.

Осуществление функций права обеспечивается соответствующими социально-правовыми и психологическими средствами. В своей совокупности эти средства образуют общий механизм функционирования права. Однако в зависимости от того, на что и как направлено воздействие права выделяют информационный, ориентационный и регулятивный механизмы осуществления функций права. Эти механизмы называются формами реализации функций права.

Суть информационной формы осуществления функций права заключается в том, что с помощью правовых предписаний субъекты, к которым они адресуются, информируются о запрещенном, возможном или обязательном вариантах поведения в тех или иных юридически значимых ситуациях.

Главная особенность ориентационной формы действия функций права состоит в том, что она направлена на формирование у своих адресатах (объектов воздействия) желательные, с точки зрения права, правовые установки – навыки и привычки законопослушного поведения.

Регулятивная форма – это особая форма осуществления функций права. В этой форме право воздействует на поведение людей путем определения их общего правового статуса и установлением мер государственно-правового принуждения за виновное и противоправное поведение.

 

 

 

Г л а в а 8

ФОРМЫ ПРАВА

Понятие формы права

Вопросы формы права, равно как его источников, являются одними из принципиально важных в общей теории права и государства, имеют непосредственно практическое значение. Содержание права может принимать самые разные формы. Это зависит от политических, культурных и иных особенностей развития общества, исторических традиций, приверженности той или иной правовой системе и т. д. Верно подобранная форма увеличивает эффективность воздействия права на регулируемые отношения, в то время как неудачно найденная может свести к нулю все усилия законодателя.

Понятие «форма права» обычно используется в двух основных значениях. Прежде всего форма права показывает каковы его внешние проявления, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни. С другой стороны, форма права характеризует внутреннюю организацию, структуру права. В данном случае речь идет о системе права – делении его на отрасли, подотрасли и правовые институты, что отдельно рассматривается в другом разделе курса.

Внешняя форма существует как способ (прием, средство) выражения и закрепления нормативно-правовых предписаний. Она придает государственной воле общедоступный, гарантированный характер. Через нее юридические положения официально доводятся до воли тех лиц, кто ими может пользоваться или должен их исполнять и соблюдать. Посредством внешней формы право приобретает юридическую силу. Официальное значение.

Понятие «форма права» неразрывно связано с понятием «источник права». Они в юридической науке часто даже отождествляются. Между тем, содержание источника права, в строгом его понимании, несколько шире, объемней, нежели форма права. Здесь нужны некоторые пояснения.

Сама по себе категория «источник права» известна давно. В обыденном понимании она означает исторические памятники законодательства, которые характеризуют прошлые правовые системы в различных странах. К примеру, можно назвать древнеиндийский источник права – Законы Ману, источник права Древнего Востока – Законник Хаммурапи. Другими словами, источники позволяют изучать право прошлых лет. Но не только. Из официальных действующих источников мы получаем знания о современном праве.

Различают источник права в материальном и идеальном смыслах, а также в юридическом.

Материальный источник права – это совокупность социально-экономических условий жизни общества, общественные отношения, которые объективно требуют их закрепления и защиты правом. Источником права в идеальном смысле выступает правосознание человека. Сюда относятся идеи, представления, взгляды людей о действующем и желаемом праве, под воздействием которых право создается, изменяется, функционирует.

Источником права в юридическом смысле называется легитимный (узаконенный) способ выражения и закрепления нормативных предписаний в юридической форме. Именно здесь категории «форма» и «источник» права однозначны. Соответственно в таком плане об источниках права говорится и в настоящем разделе.

Формы (источники) права характеризуются рядом признаков: 1. Они являются «хранителями» юридических норм, из которых мы узнаем и берем нормы для использования в процессе правового регулирования общественных отношений. 2. Они содержат точные и определенные понятия, при помощи которых выражается содержание норм. 3. Они носят официальный публичный характер и исходят от компетентных государственных органов, которые выражают волю государства.

Таким образом, под формами (источниками) права следует понимать исходящие от государства (или признаваемые им) официальные способы выражения и закрепления норм права, придания им доступного и общеобязательного характера.

 

§ 2. Виды форм (источников) права

Формы (источники) права по видам разнообразны. Среди них выделяются: правовой обычай, юридический прецедент, религиозная или правовая доктрина, нормативный договор, нормативный акт. В реальной жизни одни формы встречаются чаще, другие – реже. При этом они должны рассматриваться с учетом конкретных условий существования и развития того или иного типа права, соответствующей правовой системы.

Наиболее старой, первичной формой (источником) права является правовой обычай ., регулировавший отношения в период становления государства. Этот вид источников свойственен древнему миру. Он был распространен и в эпоху средневековья. Обычные нормы встречаются, к примеру, в Русской правде, Салической правде, Законах Драконта, французских Кутюмах.

Под обычаем в широком аспекте понимают правила поведения общего характера, исторически складывающиеся в силу данных фактических отношений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения.

Обычаи бывают неправовые и правовые. Неправовые обычаи – это те, которые действовали в догосударственную эпоху, либо регулируют неправовую сферу в государственно-организованном обществе (например, этикет). Что же касается правовых обычаев, то они становится таковыми посредством санкционирования, т.е. юридического признания и защиты государством. Юридическая сила придается государством наиболее применяемым, общеизвестным, общепризнанным, стабильным обычаям. В результате они обретают качества источника права.

Государственное санкционирование осуществляется следующими способами: а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылке к обычаю); б) путем использования обычая в качестве основы судебного решения.

Правовой обычай характерен сегодня для традиционных (обычных) правовых систем ряда стран Африки, Азии, Океании. Он часто применяется в рамках небольших социальных групп, бывает тесно связан с религиозными нормами (например, в Индии входит в структуру индусского права).

Советское право долгое время отрицало значимость правового обычая. Считалось, что он привносит в действующее законодательство пережитки прошлого.

Ныне в отечественной юриспруденции взгляд на правовой обычай иной. Не отрицается, что он способен играть достаточно важную роль. Помимо выполнения непосредственно регулятивной функции, он, в частности, удерживает в законодательстве позитивный исторический опыт общества. Современное российское законодательство использует правовой обычай главным образом в гражданском праве (например, обычаи делового оборота). Правовой обычай встречается в ст. 130, 131, 132 Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г.

Юридический прецедент – это решение государственного органа по конкретному делу, которому придается общеобязательное юридическое значение и которое принимается в качестве образца (правила) при последующем рассмотрении аналогичных дел. Решение может быть как письменным, так и устным, но должно обладать государственной поддержкой. Наиболее распространены судебные прецеденты и реже – административные.

Как форма (источник) права судебный прецедент возник еще в рабовладельческом Риме, а затем получил большое распространение в эпоху феодализма. Сегодня это основной источник англо-саксонского права, где он имеет силу законодательного акта (Великобритания, Новая Зеландия, США, Канада, Австралия и др.). Его элементы имеют место и в российской правовой системе. Прежде всего это связано с деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, которые дают официальные разъяснения нижестоящим судебным органам по конкретным юридическим делам.

Отличаются особенностью решения Конституционного Суда Российской Федерации по конституционным спорам. Они имеют юридическую силу не только для конкретных дел, в отношении которых вынесены. Они формируют своеобразные прецеденты, имеющие нормативно-регулирующее значение, обязывающее всех субъектов права. Тем самым решения становятся источниками права.

Наряду с названными формами права история знает примеры признания силы источников права за положениями юридической науки (так называемоеправо юристов). Подчас консультации выдающихся юристов в Древнем Риме по конкретным судебным делам имели обязательный для судов характер. В начале V века закон признавал правовое качество за разъяснениями пяти крупнейших римских юристов и тех лиц, кто цитировал их сочинения. Нормативный характер признавался за так называемыми «книгами авторитетов» в английской и американской системах права. Сейчас в английских судах при вынесении судебных решений хотя и встречаются ссылки на научные труды отдельных юристов, но источниками права они уже не признаются. Эти ссылки являются дополнительной аргументацией, элементом формирования воли судьи, частью мотивации приговора или решения суда.

В мусульманском праве значение юридических источников имеют работы ряда крупных мусульманских законоведов (преимущественно VII – IХ века). До сих пор многие положения таких религиозных книг и трактатов как Коран, Сунна, Иджма (религиозная доктрина) выступают формой права отдельных мусульманских государств.

В России юридическая наука играет большую роль для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона, но официальным источником права не признается. Роль правовой доктрины ограничивается созданием понятий и конструкций, которыми пользуется правотворческий орган. Юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права.

В качестве источника права может рассматриваться нормативный договор. Им выступает документально оформленное соглашение двух или более субъектов, содержащее общеобязательные, юридические нормы (например, федеративный договор). В нормативном договоре отражается волеизъявление сторон по поводу их соответствующих прав и обязанностей, устанавливается их перечень и механизм осуществления, закрепляется согласие выполнять принятые обязательства (его положения не навязываются извне какой-либо третьей стороне).

Нормативный договор обладает следующими свойствами: а) содержит нормы общего характера; б) заключается добровольно; в) основан на общности интересов сторон и их равенстве; г) выражает согласие участников по всем основным аспектам договора; д) предусматривает взаимную ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязанностей; е) имеет правовое обеспечение.

Названный источник имеет распространения в различных отраслях права (конституционном, гражданском, экологическом и др.). В области трудового права значительную роль играет коллективный договор между администрацией предприятия и комитетом профсоюза, представляющим коллектив работников предприятия (Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» 1992 г.).

Нормативный договор следует отличать от сделок, т. е. договоров, имеющих индивидуальный характер (договоры купли-продажи, мены и т.д.), которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности субъектов конкретных правоотношений.

Встречающиеся в различных отраслях права термины «контракт», «соглашение», «договоренность» могут рассматриваться как синонимы понятия «договор».

Особое место рассматриваемый источник занимает в области международного права. Международный договор – соглашение между двумя или несколькими государствами (или иными субъектами международного права) относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в политических, экономических или иных отношениях. Международный договор – основной источник международного права. Он является родовым понятием, охватывающим все международные соглашения, которые могут иметь самые различные наименования: договор, соглашение, пакт, конвенция, декларация, протокол и т. п.

Независимо от наименования все нормативные договоры имеют соответствующую юридическую силу. Согласно российской Конституции (ч. 4 ст. 15), международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы выступая тем самым по сути формой внутригосударственного права.

Наиболее распространенной формой выражения современного права служат нормативно-правовые акты. Они присущи России, равно как другим странам с романо-германской правовой системой. Этой форме права посвящен следующий параграф.

 

Нормативно-правовой акт

В самом широком понимании нормативно-правовой акт есть акт правотворчества, содержащий юридические нормы.

Он обладает рядом признаков: а) является результатом правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций; б) содержит в себе общеобязательные правила поведения (нормы), являющиеся выражением государственной воли; в) принимается в особом процедурном порядке; г) имеет строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и др.); д) направлен на регулирование наиболее типичных, массовых отношений; е) рассчитан на постоянное, либо длительное действие.

Нормативно-правовыми актами устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права (закон, постановление, инструкция и др.).

Нормативно-правовые акты классифицируют по ряду оснований: по юридической силе (законы и подзаконные акты); по сфере действия (акты общего, местного и локального действия); по субъектам их издания или принятия (акты органов законодательной, исполнительной власти, местных органов самоуправления и др.); по сроку действия (постоянные, временные и чрезвычайные).

Деления нормативно-правовых актов по данной схеме позволяет установить их значимость, место и определить роль в правовой системе.

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом представительной (законодательной) власти, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

В России федеральные законы принимаются Федеральным Собранием (Государственной Думой с одобрением Советом Федерации) или непосредственно народом (в порядке референдума), т. е. субъектами, являющими носителями государственного суверенитета. Закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и другие существенные стороны жизни общества.

Высокая юридическая сила закона как источника права означает, что все остальные подзаконные акты должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить. В случае противоречия действует федеральный закон. Никто не вправе отменить или изменять закон, кроме того органа, который его издал.

Законы подразделяются на конституционные и обычные.

К конституционным в Российской Федерации относят прежде всего основной закон – ее Конституцию, обладающую наивысшей юридической силой. Сюда же относятся конституции ее субъектов. Особое место занимают федеральные конституционные законы, регулирующие наиболее важные и принципиальные вопросы общественного и государственного устройства. Конституционные законы издаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией (чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы и др.

Обычные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества.

Особое место занимают кодифицированные законы – внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественных отношений. В Российской Федерации примерами могут служить Уголовный кодекс, Гражданский кодек и т. д.

Существуют чрезвычайные законы. Они принимаются для регулирования общественных отношений при тех или иных исключительных обстоятельствах, вызванных политическими, природными, экономическими, социальными и иными причинами. Для иллюстрации можно назвать, например, Федеральный закон «О чрезвычайном положении».

Среди законов следует выделять федеральные и законы субъектов Российской федерации. Первые принимаются федеральным парламентом и распространяются на всю территорию Российской Федерации. Вторые(республиканские законы, законы областей, краев) принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками и другими субъектами Российской Федерации. Их действие распространяется только на территорию тех или иных регионов.

Особое место занимают отраслевые законы –  гражданский, брачно-семейный, уголовный, земельный, уголовно-процессуальный и т. д.

Межотраслевые законы содержат нормы нескольких отраслей права. Можно, например, назвать законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права.

Подзаконные нормативно-правовые акты. – это принятые на основании и во исполнение закона компетентными органами правотворчества юридические акты, которые содержат нормы права. Наиболее важными подзаконными нормативно-правовыми актами в Российской Федерации являются указы Президента; нормативные постановления и распоряжения Правительства. Названные две группы нормативных актов имеют общий характер: они обычно распространяются на всю территорию Россию.

Подзаконные нормативно-правовые акты региональных государственных и местных муниципальных органов являются ограниченно действующими, т.е. в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах определенной территории – республики, края, области, города, района.

Ведомственные нормативно-правовые акты издаются конкретными министерствами, комитетами, департаментами (инструкции, уставы, примерные положения и др.). Они имеют как правило внутриведомственное значение, распространяются на лиц, находящихся в системе управленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данной государственной структуры. Сюда же относятся нормативно-правовые акты МВД России. Они касаются обеспечения законности сотрудниками органов внутренних дел, деятельности различных служб по раскрытию и расследованию преступлений и др.

Иногда акты некоторых ведомств могут иметь межведомственное, общее значение – внешнее юридическое действие (например, обращенные к гражданам нормативные акты министерства финансов, министерства путей сообщения, налоговой службы).

Особая разновидность ведомственных актов – локальные нормативные акты (положения, правила внутреннего распорядка и другие) действующие в пределах данного предприятия, учреждения, организации.

 

 

Г л а в а 9


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.