Форма государственного режима — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Форма государственного режима

2022-10-05 26
Форма государственного режима 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма государственного (политико-правового) режима – это совокупность методов осуществления государственной власти. Различают демократические и недемократические режимы.

Демократический режим характеризуется предоставлением широких политических прав и свобод большинству населения страны. Как правило, демократический режим характеризуется наличием многопартийной системы, легальной оппозицией существующей власти. Население страны имеет возможность влиять на государственную власть посредством демократических выборов, через разнообразные общественные организации, систему независимых средств массовой информации и т. д.

Недемократический режим характеризуется однопартийной системой, государственной моноидеологией. Оппозиционные организации нередко действуют «в подполье», деятельность общественных организаций обставляется различными формальными правилами, которые затрудняют их существование, а иногда и прямо запрещаются государственной властью.

Как демократический, так и недемократический режимы имеют множество разновидностей. Различают режим формальной и реальной демократии, режимы рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической, революционно-демократической, народной демократии и т.д.

К недемократическим режимам относятся теократический (власть священников), олигархический (власть элиты), авторитарный (режим личной власти лидера), тоталитарный (когда государство полностью подчиняет себе общество, отождествляется с ним), охлократический (власть толпы) и др.

Чем объясняется многообразие форм государства?

Приверженцы монистических направлений науки о государстве склонны сводить все историческое развитие государственности к какой-либо одной причине, которая, по их мнению, является главной и определяющей. Так, например, марксисты видят причину разнообразия форм государства в классовой структуре общества и классовой борьбе. По их мнению, форма государства, в конечном счете, определяется расстановкой классовых сил, реальным соотношением классов в обществе. Отсюда – негативное отношение к монархической форме правления, которая рассматривается как своеобразная сделка между победившей в ходе буржуазных революций классом капиталистов и побежденными, но не утратившими своего могущества феодалами. Конечно, классовая борьба в обществе, безусловно, отражается в государственности, в том числе, проявляется и в формах государства. Однако объяснять специфику формы того или иного государства только какой-либо одной причиной нет достаточных оснований. На форму государства влияют самые разнообразные факторы: географическое положение государства, традиции и культура общества, личные качества лидеров государства, национальная и классовая структура, специфика осуществляемых государством функций и т.д.

Каковы же особенности формы российского государства?

В ст.1 Конституции Российской Федерации Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В отличие от «классической» президентской формы правления, в которой президент одновременно является главой исполнительной власти, российский президент формально не является главой правительства. Вместе с тем анализ главы 4 Конституции показывает, что Президент России, формально не входя ни в одну из ветвей государственной власти, обладает большими полномочиями как в сфере законодательной, так и в сфере исполнительной и судебной власти.

Президент обладает правом роспуска Государственной Думы, назначает выборы Государственной Думы, назначает референдум, имеет право вносить законопроекты на рассмотрение российского парламента, подписывает и обнародует федеральные законы и т.д.

Президент России является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации, назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Президент имеет право председательствовать на заседании Правительства, принимает решение об отставке Правительства, обладает и другими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Большие полномочия Президент имеет и в сфере судебной власти. Он представляет кандидатуры для назначения на должность членов Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначает других федеральных судей, обладает правом помилования. Можно утверждать, что Российская Федерация является президентской республикой с некоторыми специфическими особенностями.

Государственное устройство России представляет собой национально-территориальную, симметричную федерацию, состоящую из 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения). Статус субъектов федерации определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик и соответствующими уставами. Все субъекты российской федерации – равноправны. Российская Федерация основывается на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации, равноправии и самоопределении народов России.

Демократический государственный режим в России находится в стадии становления. Еще не пройден тот опасный рубеж, после которого возвращение к тоталитарному режиму невозможно. Власть в России «неуютно» чувствует себя в обществе различными политическими взглядами, в условиях множественности идеологий, плюрализма мнений и т.д. Следует учитывать и распространенные среди определенной части населения призывы о необходимости «сильной, железной руки», «диктаторских полномочий» и проч. Подобная ностальгия по коммунистическому прошлому вызвана и неудачными реформами, проходящими в российском обществе.

 

 

Г л а в а 6

 

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие механизма государства (государственного аппарата).

Характерным признаком любого государства является наличие системы специальных органов и должностных лиц, которые обладают властными полномочиями и на профессиональной основе осуществляют функции государственного управления. Такая система и обозначается понятием механизма государства.

Наряду с механизмом государства в литературе также используется понятие «государственный аппарат». В теории государства и права они употребляются в качестве синонимов, что же касается отраслевых юридических наук, прежде всего административного права, то здесь под государственным аппаратом часто понимают только систему органов исполнительной власти.

Механизм государства характеризуется следующими чертами. Во-первых, он является организационно-правовым воплощением публичной власти общества. Можно сказать, что это организованная властная сила общества. Именно при помощи указанного механизма государство выполняет свои многообразные функции, осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть, решает задачи внутренней и внешней политики. Властность является ведущей, сущностной чертой механизма государства и позволяет отграничить его от иных органов управления, действующих в обществе.

В некоторых случаях государство может наделять отдельными властными полномочиями и негосударственные организации, поручая им осуществление определенных государственных функций. Подобная практика имела место, например, в Советском государстве. Конституция РФ также предусматривает возможность делегирования государственных полномочий негосударственным органам. Так, в ст. 132 п. 2 закреплено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Однако отмечается, что реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В целом, указанная практика имеет исключительный характер и распространяется на такие сферы общественных отношений, которые не затрагивают коренных государственных интересов.

Во-вторых, по своему социальному назначению механизм государства выступает в качестве аппарата управления делами всего общества.

Институционализация власти, ее выделение в относительно независимые центры управления, явление исторически необходимое и полезное в условиях существования государственно-организованного общества. Любое общество заинтересовано в сильном и эффективном механизме управления, который был бы способен отстаивать внутри страны и на международной арене его интересы, а также гарантировать права и свободы каждому гражданину. Однако, важно помнить, что по отношению к обществу государственный аппарат выполняет служебную роль, его основное предназначение состоит в том, чтобы осуществлять функции управления в различных сферах общественной жизни, обеспечивать социальный порядок и стабильность.

В-третьих, механизм государства действует на постоянной, профессиональной основе. И хотя его отдельные звенья (различные министерства, ведомства, комитеты и т. д.) в процессе развития общества могут изменяться и ликвидироваться, в целом, он остается неотъемлемым атрибутом всякого государства.

Профессионализация власти объясняется объективными потребностями общества в квалифицированном управлении в масштабах всего государства процессами производства и распределения продуктов, строительства, обороны, охраны правопорядка и т. д., она выражается прежде всего в том, что появляется особая категория лиц, основная функция которых - управления различными сферами общественной жизни. В историческом аспекте, появление профессионалов-управленцев является одним из проявлений общей тенденции разделения общественного труда.

Лица, занятые в государственном аппарате, получают за свой труд заработную плату из государственного бюджета и им, как правило, запрещается совмещать свою государственную службу с другими видами оплачиваемой деятельности. В качестве исключения российское законодательство разрешает заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Подобные запреты призваны оградить механизм государства от коррупции, предотвратить возможность использования властных полномочий не по назначению.

В-четвертых, механизм государства - это определенная системно-структурная целостность органов и должностных лиц, которые находятся в отношениях субординации (соподчинения) и координации (согласования) и сообща, каждый в своей области, решают общегосударственные задачи. Для него характерна строгая иерархия должностей, распределение властных полномочий, предметно-функциональная специализация, подразделение на аппарат центрального и местного уровней в соответствии с административно-территориальным устройством государства и т. д. Организация и деятельность указанного механизма подчинена некоторым общим принципам.

Особенности структуры механизма конкретного государства обусловлены многими факторами, но прежде всего характером и содержанием решаемых им задач и функций. В общих чертах, неразрывная взаимосвязь между функциями и структурой механизма государства выражается в том, что, с одной стороны, осуществление какой-либо функции (например, обеспечения правопорядка) необходимо предполагает соответствующую организационную структуру (например, прокуратура, милиция и т. п.), с другой, нарушение структуры неизбежно влечет за собой деформацию, искажение той или иной функции. Но определяющее значение в указанном соотношении принадлежит функциям. Практически это означает, что новые органы государства должны создаваться лишь в том случае, если перед обществом встают новые задачи и есть объективная потребность в их осуществлении.

Современные государства выполняют множество функций в различных сферах общественной жизни (экономической, социальной, духовной), чем и объясняется наличие громоздкого и сложно организованного механизма государства.

В-пятых, механизм государства для осуществления возложенных на него задач обеспечивается необходимыми материально-техническими, финансовыми, организационными и иными ресурсами, которые в совокупности образуют своеобразные «материальные придатки» указанного механизма. Сюда относятся различного рода здания, сооружения, оборудование, денежные средства и т. д. Деятельность механизма государства обеспечивается также соответствующими государственными учреждениями, предприятиями и организациями (научными, образовательными и т. д.). Последние в структуру государственного механизма не входят, поскольку реализуют не управленческие, а главным образом социально-экономические, культурные и иные функции. Что же касается должностных лиц отмеченных учреждений и организаций, то они осуществляют прежде всего функции государственного управления в подведомственной им сфере, наделены необходимыми властными полномочиями и входят в механизм государства.  

Механизм Российского государства решает возложенные на него задачи в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления (которые не входят в систему органов государственной власти), общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами.

В-шестых, для современных демократических обществ характерна строгая законодательная регламентация функций, структуры, компетенции, порядка формирования и принципов деятельности государственного механизма. В деятельности механизма современного государства преобладают правовые формы осуществления его функций. И это позволяет характеризовать его в качестве особой легальной, то есть законной, правовой организации политической власти.

Так, в частности, Конституция РФ (ст. 11 п.п. 1, 2) устанавливает, что в Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ, а в субъектах РФ государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В главах 4 - 7 Конституции РФ закрепляются: политико-правовой статус указанных органов власти, их полномочия, структура, порядок формирования и т. д. В дальнейшем указанные положения конкретизируются в других федеральных конституционных и текущих законах. Запрещается создание и деятельность незаконных органов, а также захват или присвоение властных полномочий.

Таким образом, механизм государства - это организованная на основе определенных принципов, внутренне единая система органов и должностных лиц, которые обладают властными полномочиями и на постоянной, профессиональной основе осуществляют функции государственного управления обществом.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.