Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2022-10-05 | 27 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Говоря о содержательной стороне правотворчества необходимо отметить, что одним из важнейших способов достижения его задач, повышения результативности является соблюдение определенных принципов.
Принципы правотворчества – это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность.
Следование правотворческим принципам позволяет наиболее полно воплотить волю и интересы народа, политику государства в тех или иных формах права. К числу основных можно отнести следующие принципы правотворчества: демократизм, законность, научность и профессионализм, гласность, системность.
Демократизм правотворчества означает непосредственное волеизъявление граждан в нормативно-правовых актах, принятых в процессе референдума и выражение в иных нормативных правовых актах интересов граждан. Население, участвуя в общенациональных, региональных и местных референдумах, непосредственно принимает решение о судьбе тех или иных законопроектов. Такое широкое участие населения в правотворчестве обеспечивает максимальный учет общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения. Общеизвестным является тот факт, что, действующая Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума.
Помимо этого демократизм правотворчества предполагает активное участие граждан в деятельности по созданию законов. Граждане участвуют в процессе правотворчества при общественном обсуждении законопроектов по наиболее важным и сложным вопросам жизни государства и общества. Население через печать, общественные организации, путем обращения к депутатам законодательных органов проявляет инициативу, вносит предложения, направленные на создание новых, изменение или отмену действующих нормативно-правовых актов.
|
Законность правотворчества предполагает, что все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должны основываться на законах и, прежде всего на Конституции. Обсуждаемый проект правового акта в обязательном порядке подвергается проверке, правовой экспертизе на предмет его соответствия конституционным нормам, уже действующим законам и общепризнанным международно-правовым стандартам. В Конституции Российской Федерации сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Соблюдение международных стандартов в области гарантии и защиты прав и свобод человека и гражданина являются неотъемлемым элементом правотворческого процесса в Российской Федерации.
Реализация полномочий субъектов правотворчества должна осуществляться строго в рамках их компетенции, определенной действующим законодательством. Важно отметить, что необходимо соблюдение установленной законодательством процедуры правотворческого процесса на всем его протяжении.
Научность и профессионализм правотворчества заключается, прежде всего, в том, что подготовка законопроекта должна осуществляться на основе научного познания объективных закономерностей развития общества с привлечением ученых, специализирующихся в разных областях знаний, а так же в умении применять и использовать методы и достижения современной правовой науки в области правотворчества. Наука должна оказывать необходимое содействие и влияние в определении наиболее эффективных форм и методов воздействия на урегулирование общественных отношений, моделировании альтернативных проектов нормативно-правовых актов, проведении различных научных экспериментов, обнаружении пробелов в праве и поиске наиболее результативных путей и методов их устранения. Научность правотворчества означает также необходимость планирования законодательной работы.
|
Профессионализм правотворчества предполагает осуществление депутатами различных уровней своей деятельности на профессиональной, постоянной основе.
Гласность правотворчества предполагает открытость правотворческого процесса для широких масс населения, доступность к информации о нем. Результаты правотворчества – нормативно-правовые акты, их содержание должно быть доведено до граждан государства. Причем это требование касается не только законов, но и подзаконных актов - требуется обязательное официальное опубликование ведомственных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющих государственную тайну). Граждане должны иметь возможность ознакомиться с требованиями, которые предъявляет к ним государство, и знать свои права, содержащиеся в правовых актах государства, принятых в процессе правотворческой деятельности.
Системность правотворчества означает определенный порядок и последовательность принятия правовых актов, в зависимости от степени важности тех или иных регулируемых отношений. Этот принцип предполагает также учет в процессе правотворчества внутренней логики права, и учет параметров, на основе которых формируются и функционируют отрасли права как важнейшие элементы системы права.
Участники правотворческого процесса должны четко определить стратегию планирования нормотворческого процесса с целью сосредоточения усилий на приоритетных направлениях в различных областях деятельности государства и общества, сосредоточиться на главном, первостепенном. Все это помогает избегать дублирования и противоречивости в процессе правотворческой деятельности, несогласованности в действиях различных субъектов правотворчества.
|
Сама процедура принятия нормативно-правовых актов отличается рядом особенностей. Наиболее детально регламентируется порядок обсуждения и принятия законов. Законотворческий процесс проходит в четыре стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и обнародование закона.
Первая стадия: законодательная инициатива – это право компетентных органов и должностных лиц вносить обоснованные предложения и законопроекты в представительный орган власти по вопросу издания, изменения или отмены закона либо иного нормативно-правового акта. Поступление такого законопроекта или предложения влечет за собой обязательное рассмотрение его парламентом.
Законопроекты и предложения готовятся субъектами законотворческой инициативы при помощи юристов, управленцев, экономистов, политологов и других специалистов.
Различие между законопроектом и предложением заключается в том, что законопроект представляет собой надлежащим образом оформленный текст возможного будущего закона, содержащий статьи, главы и т.п., а предложение означает идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самой Государственной Думе, если она согласится с предложением.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения.
Вторая стадия: обсуждение законопроекта – это деятельность уполномоченных на то государственных органов по рассмотрению, дополнению, изменению или исключению ненужных положений из предложенного законопроекта. Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. Рассмотрение законопроекта осуществляется в двух или трех чтения, с целью более детального, всестороннего и внимательного рассмотрения предложенного закона.
Третья стадия: принятие закона – голосование по закону и его утверждение. На данной стадии происходит голосование по предложенному законопроекту. Текущий закон принимается простым большинством голосов членов парламента, для федерального закона предусмотрена более сложная процедура голосования - федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон направляется Президенту на подписание. Президент вправе отклонить или подписать предложенный закон.
|
Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Четвертая стадия: обнародование закона – означает опубликование закона в специализированных печатных средствах массовой информации. В России такими изданиями являются: «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации». В Конституции сказано, что законы подлежат официальному опубликованию, и что неопубликованные законы не применяются. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов регулируется специальным законом - «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Юридическая техника
При выработке правовых норм, издании нормативно-правовых актов и их систематизации используется целый ряд правил и приемов, направленных на совершенствование системы действующего законодательства, всей правовой системы государства.
Юридическая техника – это совокупность правил, приемов и средств, относящихся к подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов.
По своей сути юридическая техника – это своеобразные деловые обыкновения, сложившиеся и устоявшиеся в ходе правотворческой деятельности.
Юридическая техника охватывает вопросы построения правовых актов, определения юридических понятий и формулировок. Помимо этого с точки зрения юридической техники требуется оценка акта с позиции доступности его содержания, наличия в нем пробелов, неточностей, внутренних противоречий и коллизий с уже действующими актами. Кроме этого есть требования, предъявляемые к внешнему оформлению нормативно-правового акта, к содержанию и структуре акта (преамбула, разделы, главы, статьи, пункты и подпункты). Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дату подписания акта и его номер; наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт. Текст акта должен соответствовать правилам русского языка. Внимание уделяется способу изложения норм права в нормативно-правовом акте. Юридическая техника охватывает также процедурные вопросы правотворческой деятельности и проблемы систематизации законодательства.
|
Важное значение для юридической техники имеют используемые в законодательных актах юридические термины и юридические конструкции.
Юридическая терминология характеризуется законодательным закреплением смыслового значения того или иного понятия в нормативно-правовом акте.
Юридические термины – это словесное выражение используемого в юридическом акте правового понятия. Термины, используемые для выражения воли законодателя, должны соответствовать ряду требований. Здесь необходима ясность, однозначность и точность используемых терминов. Требуется единство терминологии употребляемой в различных правовых актах. Важным представляется общепринятость и общепризнанность терминов, содержащихся в правовых актах.
Помимо терминов к средствам юридической техники причисляют и юридические конструкции. Примерами юридических конструкций являются следующие: состав преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона); гражданско-правовой договор (субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности) и др.
Юридические конструкции – это особое построение нормативного правового материала, состоящее из определенного сочетания прав, обязанностей, запретов, наказаний и характеризующееся специфическим единством образующих его элементов. С помощью юридических конструкций упрощается и стабилизируется процесс понимания и правового регулирования отдельного вида юридических связей и отношений.
К средствам юридической техники относят и такие понятия как правовые презумпции, юридические фикции, аксиомы права и правовую символику.
Правовая презумпция – это предположение, сделанное на основе имеющегося правового опыта, об относительной вероятности существования какого-либо факта (примерами правовых презумпций могут служить: презумпция знания гражданами законов, презумпция невиновности в уголовном праве и прочие).
Юридическая фикция – это несуществующее состояние, событие или положение законодательно признанное существующим и ставшее вследствие этого обязательным (например, в уголовном праве судимость лица признается несуществующей, в случае, если она погашена либо снята в установленном законом порядке).
Аксиома права – это очевидное положение в праве не требующее доказательства (примером правовой аксиомы является положение о правовом равенстве людей).
Правовая символика предполагает использование в процессе правового регулирования символов, то есть условных образов, используемых для выражения определенного юридического содержания (например, обязанность вставания присутствующих на судебном заседании при появлении в помещении состава суда, как символ уважения к суду).
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!