Закономерности возникновения государства и права — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Закономерности возникновения государства и права

2022-10-05 28
Закономерности возникновения государства и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Государство возникает в силу ряда закономерностей. Их можно разделить на общие и специфические. В литературе обычно указываются общие социально-экономические факторы, однако при этом не учитываются этнические составляющие. С учетом последних общие закономерности можно представить следующим образом:

· достижение обществом определенного уровня социально-экономического развития (о нем речь шла ранее);

· крах родоплеменной организации власти и необходимость ее непрерывного осуществления для поддержания порядка и стабильности;

· отрыв организации власти от населения и превращения ее в силу противостоящую обществу;

· выделение слоя управленцев, занимающегося осуществлением власти специально;

· выход социально-экономической жизни за пределы рода-племени, процесс интеграции нескольких племен в народ;

· определенная плотность и численность населения. Исторические данные свидетельствуют о то, что ранние государства существовали при численности населения в несколько десятков тысяч человек;

· создание городов ("городская революция"). Возникновение государств невозможно без образования городов. Исключение из этого правила могут составить кочевые общества. Города фокусировали на себе главные социально-экономические и политические процессы на этапе формирования ранних государств. В городах проживало наиболее привилегированная часть общества. В них находились главные святыни народа, они являлись местом средоточия ремесленников и купцов, крепостями, защищающими население от врагов.

Государство отличается от родовой организации общества рядом признаков:

1. Государство представляет собой отделенную от общества публичную власть. При первобытно-общинном строе все взрослое население участвовало в ее осуществлении в государственно-организованном обществе населением управляет новая социальная структура – государственный аппарат. Последний уже не является инструментом в руки всего общества.

2. Государственный аппарат представляет собой организацию людей, оторванных от материального производства и занимающихся только управлением. Его составной частью является аппарат принуждения, способный заставить население помимо его воли подчиняться государственным велениям. Государственный аппарат по преимуществу отражает интересы определенного класса или прослойки общества.

3. Взимание налогов и сборов. Они являются средством содержания государственного аппарата. В первобытном обществе взимание налогов и сборов не применялось.

4. Разделение населения по территории. В первобытном обществе определяющим фактором являлось разделение населения по родам и племенам, в государственно-организованном обществе население разделяется по территории, на котором она проживает.

Государственный аппарат вырастал из управленческих структур вождества. Вождь протогосударства, его родственники, дружина, родоплеменная верхушка (аристократия) узурпировали общественные должности, захватили публичную власть и превратились во внешнюю по отношению к обществу организацию, управляющую им. Власть оторвалась от народа и была ему противопоставлена. Государственный аппарат, поначалу немногочисленный и слабо дифференцированный, содержался в основном за счет налогов, собираемых с населения.

Мировой опыт дает убедительные доказательства того, что ранние государства были небольшими по территории и численности населения. Практически они представляли государство-полис, т.е. город и окружающие его на небольшом удалении поселения, в основном сельского типа. Крупные государства, а тем более мировые империи древности, были уделом далекого будущего и стали результатом длительного развития.

Раннее государство имело двуединый характер. С одной стороны оно было классовым: защищало привилегии богатых, закрепляло отношения эксплуатации человека человеком, создавало благоприятную среду для существования и развития частной собственности, способствовало формированию класса рабовладельцев и рабов, если раннеклассовое общество эволюционизировало в рабовладельческое, или класса феодалов и феодальнозависимых крестьян, если раннеклассовое общество развивалось по пути феодализма, подавляло бедноту, недовольную правлением богатых.

С другой стороны, это государство являлось инструментом осуществления общественно-полезных функций: охраны мира и порядка, защиты от военных нападений, осуществления правосудия, регулирования производства и торговли, взимания налогов, создания общественных фондов, ведения внешней политики.

Происхождение государства на Земном Шаре характеризуется неравномерностью. Государство, как уже отмечалось, возникает на определенном этапе социально-экономического и этнического развития. Впервые благоприятные для этого условия возникли в древневосточном обществе, в жарком климате в бассейнах рек – Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Хуанхе. Именно здесь ранее других регионов создались необходимые предпосылки для появления ранних государств – Древний Египет (IV тысячелетние до н.э.), города-государства месопотамии (Киш, Ур, Урук, Лагаш – III тысячелетие до н.э.), государства Древней Индии (II тысячелетие до н.э.)

В более позднее время, уже в бронзовый и железный века, государственная организация распространялась на большей территории Земного Шара. Однако и сейчас имеются регионы, где не сложились объективные условия для появления государства.

Кроме общих социально-экономических и этнических закономерностей происхождения государства действуют также специфические закономерности, свойственные тому или иному региону. Они способствуют ускорению или замедлению процесса появления государства и в целом вносят много своеобразного в форму его возникновения. Так, происхождение государства у земледельческих народов отличается от аналогичного процесса у кочевого населения. В свою очередь, у земледельческих народов образование государства зависит от того, какова технология земледелия – используется ли ирригация или нет. На создание государства влияет такой фактор, как захват и порабощение чужих территорий. Насилие в этом случае играет роль катализатора, способствующего ускорению процесса. Перечень специфических закономерностей этим не исчерпывается.

Особенностью возникновения государства и права в Древней Руси являлось то, что эти социальные явления возникли как феодальные в результате разложения первобытно-общинного строя (IX в.).

Ранние государства образуются либо как монархии, либо как республики. Соответствующая форма государства зависела от распределения земельной собственности и соотношения сил главы протогосударства и родоплеменной аристократии. Если роль вождя превалировала, то возникала монархия; если позиции родо-племенной знати были преобладающими, то создавались республики.

В ранних государствах сохраняются многие элементы родоплеменного управления: сельская община, народные собрания, общинные суды.

 

Возникновение права

Человеческое общество всегда было и остается саморегулирующейся организацией. Выживание и воспроизводство людей при первобытнообщинном строе возможно только в условиях стабильности и предсказуемости отношений, стандартизации правил их поведения. Задачи регулятора в коллективе выполняли социальные нормы, соответствующие жизненным реалиям определенного времени и места и меняющиеся вместе с ними. Они обеспечивали мирное сосуществование и сотрудничество людей. Анархии в родовом обществе не существовало. Твердый порядок был результатом соблюдения правил общежития, на страже которых стояли все члены общины, и прежде всего старейшины, влиявшие на поступки людей своим непререкаемым авторитетом. К нарушителям применялись санкции, в том числе такие серьезные, как изгнание и смертная казнь. Никакого специального аппарата принуждения к исполнению социальных норм не имелось.

Правила человеческого общежития касались практически всех сторон социума: организации работ, технологии производства, норм распределения и потребления, семейно-брачных отношений, санитарии, разрешения конфликтов, взаимоотношений с другими родами и племенами и т.д.

Социальные нормы первобытного общества были самыми разнообразными по своему происхождению и форме. Видами правил общежития являлись обычаи, мораль, религия, мифы, о бряды. Главным способом регламентации общественной жизни были обычаи. Они представляли собой способы поведения, дающие наибольший эффект, поэтому передающиеся от поколения к поколению, приобретшие стабильность и являющиеся общепринятыми. Особенно важны были обычаи в производственной деятельности.

Со временем у древних людей зарождается оценка поведения с позиций добра и зла. Так возникла мораль, приобретшая значение одного из регуляторов жизни человечества. Человек был беззащитен перед силами природы, которые он стал одухотворять. Его взгляд на мир стал религиозным. Религия в ее разных формах тоже превратилась в регулятор поведения членов коллектива. Обычай, мораль, религия зачастую принимали обрядовую (ритуальную) форму, которая могла иметь самостоятельное значение. Нарушение обряда рассматривалось как серьезное отклонение от нормы поведения.

Обычаи, мораль и религиозные представления, помимо прочего, охранялись таким средством, как табу. Оно представляло собой категорический запрет и было сильным средством установления дисциплины. С развитием человечества начинают появляться мифы, т.е. истории о деяниях героев, которым следует подражать, по которым нужно равняться. Мифы в косвенной форме стали социальными нормами поведения.

Социальные нормы родового строя были пронизаны уравнительными началами, принципами солидарности и взаимопомощи. Они основывались на общей собственности на средства производства и на принадлежности власти всему коллективу. Поэтому социальные нормы выражали общие интересы и являлись общепризнанными.

Колоссальные социальные перемены, вызванные производящей экономикой и неолитической резолюцией, дали толчок существенной перестройке норм человеческого общежития. Возникли новые обычаи, покоящиеся на ином социально-экономическом фундаменте – частной собственности, экономическом и социальном неравенстве, эксплуатации человека человеком. Прежние правила поведения с их уравнительными началами в конце концов в длительной и непримиримой борьбе уступили свое место регулятора общественных отношений праву. Изменилось также соотношение между различными видами архаических социальных норм: понизилась роль обрядов и мифов, возросло значение обычаев и религиозных норм.

С появлением раннеклассового общества возникло право. Его генезис явился неотвратимым результатом объективного хода развития, поскольку новые обычаи многими не соблюдались, а состояние хаоса могло стать причиной гибели социума, допустившего анархию.

Первым источником права явилось обычное право, т.е. совокупность обычаев, которые государство санкционировало. Затем его источником становится законодательная деятельность. Со временем право стало оформляться в письменном виде. Возникшее право в науке называется "ранним", "архаическим", "древним", "примитивным" за свое техническое несовершенство.

Нормы права являются внешним регулятором поведения человека. За их соблюдением надзирает уже не все общество, а специальные должностные лица, т.е. государственный аппарат. Без него право не в состоянии выполнять свое социальное назначение. В этом состоит главное отличие правовых норм от социальных норм первобытного общества.

Право – необходимо условие и форма существования нового общества. Его ценность заключается в обеспечении существования общества с разными классами и социальными группами, имеющими различные, а иногда, и противоположные интересы. Право регулирует социальные отношения, способствует сохранению порядка и стабильности, а в случае нарушения общественных отношений – их восстановлению.

Социальная природа права имеет двойственный характер. Оно осуществляет общесоциальные функции: регламентирует деятельность по производству, распределению и обмену, по созданию общественных фондов, устанавливает налоги и повинности, регулирует брачно-семейные отношения, определяет организацию вооруженных сил и способов разрешения конфликтов и др.

С другой стороны, нельзя игнорировать классовый характер права. Оно начинает служить интересам отдельных социальных групп и классов, закрепляя отношения неравенства и эксплуатации и оформляя классовое принуждение.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.