Обращения взыскания на имущество должника — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Обращения взыскания на имущество должника

2022-10-05 68
Обращения взыскания на имущество должника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

При выявлении нарушений законов судебными приставами-исполнителями применяется весь спектр мер прокурорского реагирования, установленный Законом о прокуратуре.

В соответствии с пунктом 1.9 Указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 при выявлении нарушений прокуроры вправе вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов Российской Федерации с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности. В компетенцию главного судебного пристава субъекта Российской Федерации входит применение дисциплинарного взыскания к государственным служащим и работникам территориального органа. Лица, возглавляющие районные, межрайонные и специализированные отделы (старшие судебные приставы), не имеют полномочий для привлечения своих работников к дисциплинарной ответственности. Поэтому представление об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами отделов, может быть внесено только главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, что и отражено в этом пункте указания Генерального прокурора Российской Федерации.  

Порядок проведения проверки по внесенному прокурором представлению главными судебными приставами изложен в приказе ФССП России от 27.05.2011 № 249 «О рассмотрении актов прокурорского реагирования в Федеральной службе судебных приставов». В соответствии с п. 2.1 – 2.3 приказа главные судебные приставы субъектов Российской Федерации обязаны проводить проверки по фактам, изложенным в представлениях прокуроров, по результатам которых рассматривать вопрос о назначении служебной проверки в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, кроме того, они по собственной инициативе обязаны пригласить представителя прокуратуры для рассмотрения результатов проведенной проверки.   

Дисциплинарная ответственность виновных должностных лиц установлена ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Внесение представления в адрес главного судебного пристава субъекта Российской Федерации целесообразно и при накоплении фактов нарушений законодательства со стороны должностных лиц подразделения службы судебных приставов, в том числе связанных с принятием незаконных постановлений, которые уже отменены по протестам прокурора, когда ставится вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в связи с постоянно допускаемыми нарушениями, и целью внесения представления является привлечение должностного лица за систематически допускаемые нарушения к дисциплинарной ответственности. 

В случае если нарушение закона судебным приставом-исполнителем допущено в результате бездействия, в том числе нарушения сроков совершения исполнительных действий, то также надлежит вносить представление об устранении нарушений закона.

Протест прокурора приносится на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей (п. 1.10 указания Генерального прокурора Российской Федерации № 155/7). Согласно ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлением.

Таким образом, если устранение факта нарушения связано с принятием судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления, отмена которого повлечет за собой устранение допущенного нарушения, то прокурору необходимо приносить протест. Такая мера прокурорского реагирования, как протест, имеет целью отмену (изменение) соответствующего постановления.

Наиболее характерными постановленими судебного пристава-исполнителя, которые выносятся им при обращении взыскания на имущество должника, на которые прокурор может принести протест, являются: постановление о вскрытии жилого помещения, постановление о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества, постановление о конфискации бездокументарных ценных бумаг, постановление о конфискации денежных средств, постановление о назначении ответственного хранителя, постановление о наложении ареста на долю в уставном капитале, постановление о наложении ареста на имущество должника, постановление о наложении ареста на ценные бумаги, постановление о наложении ареста на ценные бумаги, полученные в результате конвертации и обмена, постановление о передаче арестованного имущества на торги, постановление о передаче арестованной дебиторской задолженности на торги, постановление о передаче в собственность государства имущества на реализацию (переработку или уничтожение), постановление о передаче имущества на реализацию, постановление о передаче на реализацию арестованных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, постановление о передаче нереализованного имущества должника взыскателю, постановление о передаче арестованных ценных бумаг новому депозитарию, постановление о проведении государственной регистрации права собственности на имущество (иного имущественного права) должника, постановление о расчете задолженности по алиментам, постановление о розыске имущества должника; постановление об отказе об объявлении в розыск имущества должника; постановление о наложении ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации, постановление о розыске счетов и наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах должника, постановление о принятии результатов оценки и т.д.  

Кроме того, при выборе такой меры прокурорского реагирования, как  протест, прокурору необходимо иметь в виду, что он приносится не главному судебному приставу субъекта Российской Федерации, в отличие от представления, а старшему судебному приставу соответствующего подразделения, так как в силу п. 2 ст. 10 Закона о судебных приставах старший судебный пристав, возглавляющий структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов, имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.  

Правоприменительная практика районных (межрайонных) прокуратур за 2013 г. свидетельствует, что прокурорами (их заместителями) протесты приносятся в основном на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания.  

Таким образом, старший судебный пристав, не имея полномочий для привлечения соответствующего работника к дисциплинарной ответственности (данным правом обладает главный судебный пристав субъекта Российской Федерации), обладает организационно-распорядительными полномочиями в отношении своих подчиненных, в том числе правом отмены их постановлений.

В том случае, если самим старшим судебным приставом принято незаконное постановление либо он утвердил соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя, то протест на подобное постановление целесообразно приносить главному судебному приставу территориального органа Федеральной службы судебных приставов прокурором субъекта Российской Федерации либо его заместителем по представлению районного прокурора.

При рассмотрении такой меры прокурорского реагирования, как протест, необходимо учитывать наличие у должностных лиц ФССП России полномочий на возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, допускаемых при обращении взыскания на имущество.

К составам дел об административных правонарушениях, по которым должностные лица ФССП России вправе как возбуждать, так и рассматривать дела об административных правонарушениях, непосредственно связанные с обращением взыскания на имущество, относятся:

нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, представлении недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщении об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства (ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ);

нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).

К числу нарушений, по которым судебные приставы имеют полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, относится неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику (ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ).

В соответствии с п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов.

Таким образом, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя оспариваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а не посредством подачи искового заявления. Статьей 256 ГПК РФ установлен трехмесячный срок для обращения в суд по указанной категории дел.

В соответствии с п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 установлено, что помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд установлены и специальные сроки.

В частности, если в ч. 2 ст. 441 ГПК РФ установлено, что заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

В соответствии со ст. 122 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие ) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе.Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). Срок для оспаривания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является излишне сокращенным.  

Таким образом, прокурору необходимо учитывать, что если имеются достаточные основания полагать, что внесенное представление или принесенный протест будут отклонены, нужно сразу обращаться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, чтобы не пропустить процессуальный срок.   

Кроме того, прокурор при подаче заявления может поставить вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока в соответствии со ст. 109 ГПК РФ. При обжаловании действий судебного пристава-исполнителя прокурору необходимо учитывать вопрос разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Необходимо учитывать сложившуюся арбитражную практику. В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем является организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции (п. 20).

Нужно принимать во внимание информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 № 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов», в соответствии с которым, если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции.

Однако необходимо иметь в виду, что в случае, если оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя вынесено до присоединения к сводному исполнительному производству исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа суда общей юрисдикции, дело подведомственно арбитражному суду. Такая позиция выражена Двадцатым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 22.08.2011 по делу № А09-3721/2011 и в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.04.2012 по делу № А19-15252/2011.

 

Список правовых актов

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред.03.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации».

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая).

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462).

Закон Российской Федерации от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге».

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.1998 № 569 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами».

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 № 311 (в ред. от 11.10.2012) «О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства».

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.12.2012 № 454 «Об утверждении и введение в действие статистического отчета «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» по форме ОН и Инструкции по его применению».

Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».

Приказ Минюста России от 12.03.2009 № 69 «Об утверждении форм статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов».

Приказ ФССП России от 24.12.2007 № 646 «Об утверждении Положения об Аукционной комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федеральной службы судебных приставов».

Приказ ФССП России № 347, Росимущества № 149 от 25.07.2008 «Об утверждении порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество».

Приказ ФССП России от 27.02.2008 № 101 «Об организации работы по исполнению исполнительных документов по корпоративным спорам».

Приказ ФССП России от 20.09.2010 № 427 «Об утверждении Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных
органах».

Приказ ФССП России от 10.12.2010 № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов».

Приказ ФССП России от 29.05.2012 № 256 «Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов».

Приказ ФССП России от 11.07.2012 № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства».

Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества (утв. ФССП России 24.07.2013 № 01-9).

 

 


Оглавление

 

Введение……………………………………………………….. 4
1. Правовое регулирование полномочий судебных приставов-исполнителей по обращению взыскания на имущество должника………………………………………………………. 6
2. Организация прокурорской проверки исполнения судебными приставами-исполнителями законов, регулирующих вопросы обращения взыскания на имущество должника…... 11
3. Проведение прокурорской проверки исполнения судебными приставами-исполнителями законов, регулирующих вопросы обращения взыскания на имущество должника, в подразделении (отделе) судебных приставов………………. 18
3.1. Прокурорская проверка исполнения судебными приставами-исполнителями законов, регулирующих порядок обращения взыскания на имущество должника……………. 18
3.2. Прокурорская проверка исполнения судебными приставами-исполнителями законов, регулирующих вопросы обращения взыскания на денежные средства и дебиторскую задолженность………………………………………….. 25
3.3. Прокурорская проверка исполнения судебными приставами-исполнителями законов, регулирующих вопросы обращения взыскания на ценные бумаги……………………. 32
3.4. Прокурорская проверка исполнения судебными приставами-исполнителями законов, регулирующих вопросы реализации имущества должника……………………………. 38
4. Меры прокурорского реагирования на нарушения законов, регулирующих вопросы обращения взыскания на имущество должника…………………………………………. 41
Список правовых актов……………………………………….. 48

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.