Правовое регулирование полномочий — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Правовое регулирование полномочий

2022-10-05 33
Правовое регулирование полномочий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

За годы экономических и политических реформ в Российской Федерации на основе Конституции РФ создана правовая база, регулирующая систему новых экономических и социальных отношений. Развивая систему правосудия, государство стало уделять особое внимание созданию эффективного механизма исполнения судебных актов. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации на основании ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Без эффективной системы исполнения судебных актов невозможно обеспечить конституционные гарантии доступа к правосудию, гарантии защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций, в ней обеспечивается реальная защита нарушенного или оспоренного права.

Осуществление принудительного исполнения судебных актов возложено законом на судебных приставов-исполнителей. Они также обязаны обеспечивать принудительное исполнение актов органов, осуществляющих контрольные функции, и должностных лиц. Правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц является задачей, которая решается в ходе исполнительного производства.

Количество судебных актов, подлежащих принудительному исполнению, постоянно возрастает. В связи с осуществлением судебной реформы обеспечивается количество федеральных судов и участков мировых судей. Кроме того, ежегодно увеличивается рассмотрение судами гражданских дел. Все это требует повышенного внимания к сфере исполнения судебных актов. Отсутствие эффективности такого исполнения влечет возникновение проблем не только в правовой сфере, но и в социальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, игнорированию своих обязательств, установленных законом, развитию коррупции, поощрению противоправного и асоциального типа поведения.

Между тем анализ прокурорской статистики, материалов проверок, судебной практики свидетельствует о том, что состояние законности в сфере исполнения судебных решений остается на низком уровне. Судебными приставами-исполнителями допускается значительное число нарушений действующего законодательства, прав, свобод и законных интересов участников исполнительного производства.

В этих условиях особую значимость приобретает прокурорский надзор. Последовательная и целенаправленная надзорная деятельность прокурора призвана обеспечить неукоснительное соблюдение требований закона всеми участниками.

Однако изучение материалов прокурорских проверок свидетельствует о том, что проверки зачастую проводятся поверхностно, справки содержат сведения о нарушениях законодательства общего характера, в частности:

о соблюдении в службе должного учета исполнительных документов: исполнительных листов, судебных приказов, судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

о соблюдении трехдневного срока вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, нет ли фактов необоснованного отказа в возбуждении исполнительного производства;

о соблюдении двухмесячного срока совершения исполнительных действий.

Нередко вопросы соответствия законам принимаемых судебными приставами-исполнителями решений, правомерности мер принудительного исполнения остаются без внимания прокуроров. Не всегда проводится проверка исполнительного производства в части законности наложения ареста на имущество, в том числе на денежные средства и ценные бумаги, законности и обоснованности изъятия имущества, времени и места его хранения.

Неправомерные действия судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на имущество должника ущемляют интересы не только взыскателя, но и самого должника. Между тем принимаемые прокурорами меры реагирования по результатам проверок преимущественно направлены на защиту интересов взыскателя.

Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь прокурорам в осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями при проведении проверок исполнения законов об обращении взыскания на имущество должника.

 

На имущество должника

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов судебными приставами.

Пунктом 4 ст. 19 Закона о судебных приставах установлено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Такую меру принудительного исполнения, как обращение взыскания на имущество должника, применяют судебные приставы-исполнители (ст. 4 Закона о судебных приставах).

Цель прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями состоит в обеспечении законности в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями принудительного исполнения судебных актов, актов других государственных органов, должностных лиц, обладающих контрольными функциями и административной юрисдикцией.

Задачами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями являются выявление нарушений законов в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, пресечение и устранение вскрытых правонарушений, принятие мер к недопущению нарушений законодательства.

В число задач надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями входит также выявление и пресечение нарушений порядка обращения взыскания на имущество должников. К обязанностям прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями относится выявление недостатков и пробелов в законодательстве об исполнительном производстве и судебных приставах, негативно влияющих на исполнение судебных актов и актов юрисдикционных органов.

При организации работы на данном направлении прокурорского надзора следует исходить из требований Генерального прокурора Российской Федерации, установленных в приказе от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12.09.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Упомянутым приказом Генерального прокурора Российской Федерации органам прокуратуры поручено конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора – соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

В указании № 155/7 Генерального прокурора Российской Федерации отражено, что качество прокурорской проверки в немалой степени зависит от ее правильной организации. Содержание подготовки к проверке в подразделении (отделе) службы судебных приставов-исполнителей (далее – ОСП) включает задачи, стоящие перед прокурором. При проверке исполнения судебными приставами-исполнителями законов, регулирующих вопросы обращения взыскания на имущество должника, перед прокурором стоят следующие задачи:

соблюдение общего порядка обращения взыскания на имущество должника (ст. 69 Закона об исполнительном производстве);

соблюдение порядка наложения ареста на имущество должника, его изъятия, передачи под охрану или на хранение;

обеспечение законности при обращении взыскания на денежные средства, в том числе арест денежных средств, находящихся на счетах в банке и иной кредитной организации, изъятие наличных денежных средств у должника;

обеспечение законности при обращении взыскания на ценные бумаги, в том числе при наложении ареста на ценные бумаги, изъятие документарных ценных бумаг;

обеспечение законности оценки имущества должника, соблюдение прав должника и взыскателя в процессе определения стоимости имущества;

соблюдение порядка реализации имущества должника, проведения торгов, перечисление вырученных денежных средств взыскателю либо передача ему нереализованного имущества, возврат должнику либо возврат нереализованного имущества должника.

Приведенный перечень задач носит общий характер и не является исчерпывающим. Данный перечень может быть изменен в зависимости от целей проверки, содержания жалоб и заявлений граждан и организаций, поступающих в органы прокуратуры на нарушения законов судебными приставами-исполнителями.

При подготовке к проверке прокурор должен детально изучить законодательные и иные нормативные акты, определяющие компетенцию, права и обязанности, а также ответственность судебных приставов-исполнителей.

Исходным началом в определении объема работы является полнота и качество поступающих в прокуратуру сведений о состоянии законности в сфере исполнительного производства, результаты проводимых ранее прокурорских проверок и принятых мер прокурорского реагирования.

Изучение материалов прокурорских проверок показывает, что не все прокуроры могут осуществлять проверку по всем направлениям  деятельности службы судебных приставов. Как правило, проводятся выборочные проверки по актуальным (приоритетным в данный момент) вопросам. (Например, по вопросам взыскания заработной платы, штрафов, алиментных платежей и др.). К приоритетным направлениям следует отнести и проверку исполнения судебными приставами-исполнителями законодательства, регулирующего вопросы обращения взыскания на имущество должника.

Закон о прокуратуре (ст. 6) предоставляет прокурорам право получать информацию (статистические данные, справки, документы т.п.) из различных источников. Источники информации о состоянии законности в деятельности судебных приставов-исполнителей и в сфере исполнительного производства для прокуроров весьма многообразны. К ним можно отнести: 

материалы ранее проведенных прокурорских проверок, а также материалы проверок, проведенных ФССП России, ее территориальными органами в субъектах Российской Федерации;

статистические данные органов прокуратуры Российской Федерации по форме ОН «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14.12.2012 № 454 (до 2011 г. – отчета по форме «П»);

статистические данные ФССП России по формам, утвержденном приказом Минюста России от 01.02.2010 № 27 «Об утверждении форм статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов», в том числе формы:

№ 1-1 «Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России»;

№ 1-2 «Результаты деятельности территориальных органов ФССП России по принудительному взысканию по налогам и сборам и таможенным платежам»;

№ 1-3 «Сведения о взыскании территориальными органами ФССП России денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации»;

№ 2-1 «Сведения об арестованном, переданном на реализацию и реализованном имуществе»;

№ 2-2 «Сведения о результатах деятельности территориальных органов ФССП России по розыску должников и их имущества»;

№ 4-1 «Сведения об административной практике территориальных органов ФССП России»;

№ 5-1 «Сведения о проверках территориальных органов ФССП России»;

№ 6-1 «Сведения об обращениях, поступивших в Федеральную службу судебных приставов»;

№ 6-2 «Сведения по жалобам на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданным в порядке подчиненности»;

статистические данные о работе судов общей юрисдикции и арбитражных судов в Российской Федерации в части, относящейся к сфере исполнительного производства, а также обжалования постановлений, решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей;

обращения (жалобы, заявления) физических и юридических лиц, государственных органов и их должностных лиц в органы прокуратуры, подразделение ФССП России;

сообщение средств массовой информации и др.

Всю поступающую в прокуратуру из различных источников информацию о правонарушениях надлежит регулярно (ежемесячно, ежеквартально) тщательно анализировать и обобщать. Полученная прокурором информация подлежит систематизации и правовой оценке с учетом следующих критериев: а) характера правонарушений; б) распространенности правонарушений на отдельных объектах; в) общественной опасности совершенных правонарушений; г) обстоятельств, способствовавших нарушениям законодательства.

Накопленная таким образом информация, поступающая из разных источников, позволяет получить наиболее полную и объективную картину состояния законности в данной сфере правоотношений; избежать формального подхода к ее оценке; своевременно сделать выводы о характере и распространенности конкретных нарушений закона в сфере исполнительного производства, об их распространенности, динамике, тенденциях роста или снижения; рационально и предметно планировать надзорные мероприятия текущего и перспективного характера.

При проведении проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями прокурор вправе в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения службы судебных приставов-исполнителей;

требовать от судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц предоставления соответствующих книг учета, исполнительных производств, статистических и иных сведений;

вызывать судебных приставов-исполнителей, старших судебных приставов-исполнителей для объяснений по поводу нарушений законов.

В указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 отмечается, что в ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов прокурорам следует особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

При проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей в подразделениях ФССП России необходимо изучать неоконченные исполнительные производства, при этом следует исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

Прокурорам, непосредственно участвующим в проверке исполнения законов в подразделении службы судебных приставов, перед началом целесообразно тщательно изучить приказ ФССП России от 11.07.2012 № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства». Данным приказом утверждены процессуальные формы документов: постановление о наложении ареста на имущество должника, акт об изъятии арестованного имущества, акт о передаче на хранение арестованного имущества, постановление о передаче арестованного имущества на торги, постановление о передаче имущества на реализацию и т.д. В примерных формах процессуальных документов отражено содержание каждого процессуального документа судебного пристава-исполнителя, сопровождающее исполнительное действие.

Обобщение результатов прокурорских проверок позволяет выделить ряд типичных нарушений, допускаемых судебными приставами-исполнителями.

Типичными нарушениями законов, регулирующих вопросы наложения взыскания на имущество должника, являются:

нарушение порядка ведения книг учета арестованного имущества (информация по аресту и реализации имущества должников вносится не в полном объеме, допускается исправление записей с использованием корректирующей жидкости и т.п.);

несвоевременная проверка книг учета арестованного имущества (ежемесячно начальниками отделов – старшими судебными приставами и ежеквартально начальником отдела организации работы по оценке и реализации имущества должников и руководителем управления);

арест имущества должника без вынесения постановления о наложении ареста;

изъятие имущества (опись имущества) без составления акта и участия понятых;

передача арестованного имущества на хранение без оформления (описи имущества) и участия понятых;

отсутствие в постановлении о назначении ответственного хранителя либо в других постановлениях судебного пристава-исполнителя определения режима хранения имущества и его сроках;

несвоевременное удовлетворение заявления взыскателя о наложении ареста на имущество должника;

наложение ареста на имущество должника, на которое не может быть обращено взыскание;

наложение ареста на имущество, явно не принадлежащее должнику;

окончательная оценка арестованного имущества с нарушением установленного порядка (без привлечения оценщика);

утрата, в том числе хищение, арестованного имущества;

утрата потребительских свойств имущества вследствие несвоевременной передачи на реализацию;

нарушение сроков передачи арестованного имущества на реализацию;

нарушение сроков реализации имущества должника;

нарушение порядка снижения цены имущества должника и передачи на реализацию после этого снижения;

нарушение установленного законом механизма передачи нереализованного имущества взыскателю и в соответствующих случаях должнику.

Использование информации о типичных нарушениях законов в деятельности судебных приставов-исполнителей позволит оперативно установить перечень документов, подлежащих истребованию при проверке, а также определить возможное направление проверки.  

Судебных приставов

 

На имущество должника

 

Судебными приставами-исполнителями не в полном объеме применяются меры по обращению взыскания на имущество должников, оценке и учету, арестованного имущества, повсеместное распространение получили факты бездействия судебных приставов-исполнителей по передаче на реализацию арестованного имущества.

В целях повышения эффективности проводимых проверок прокурорам необходимо использовать сплошной и системный методы в их организации, которые заключаются в изучении всего объема арестованного судебными приставами-исполнителями имущества с периодичностью не менее чем каждые 6 месяцев. Такая методика представляется наиболее плодотворной. Тем самым обеспечивается непрерывность и наступательный характер прокурорских проверок, а также возможность пресекать попытки должностных лиц сфальсифицировать результаты отдельных стадий процедуры.

Обращение взыскания на имущество должника является одной из наиболее распространенных мер принудительного исполнения. Форма реализации данной меры состоит в описи, аресте и дальнейшей принудительной реализации имущества должника. Одной из основных стадий обращения взыскания на имущество должника является наложение ареста, предусмотренного ст. 80 Закона об исполнительном производстве. Арест имущества должника состоит в следующих действиях судебного пристава-исполнителя: акта о наложении ареста на имущество должника; объявления запрета распоряжаться имуществом; ограничения права пользоваться имуществом; изъятия имущества и передачи его на хранение.

Опись имущества предполагает отражение видимого, наблюдаемого объекта либо объектов (предметов), поэтому описанию подлежит только то, что непосредственно наблюдается судебным приставом-исполнителем.

Прокурору, производящему проверку, целесообразно акт о наложении имущества должника сравнить с содержанием постановления о наложении ареста на имущество должника. Такое действие позволит определить обоснованность произведенного ареста в части размера и объема, необходимого для исполнения требований исполнительного документа с учетом взыскания исполнительного сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

При проверке законности ареста (описи) имущества должника, передачи его под охрану или на хранение выяснению подлежат следующие вопросы: производился ли арест с участием понятых; количество предметов, размер и объем имущества (соответствуют ли они размеру задолженности); не истек ли срок ограничения права пользования имуществом; изъято ли имущество и место его хранения.

В соответствии с приказом ФССП России от 11.07.2012 № 318 (в ред. от 27.11.2012) «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства» в постановлении о наложении ареста на имущество должника должны содержаться обязательные реквизиты, в том числе информация о направлении должнику и взыскателю указанного постановления с разъяснением порядка обжалования вышестоящему должностному лицу или в суд в десятидневный срок.

Прокурор обязан проверить, указано ли судебным приставом-исполнителем в акте о передаче арестованного имущества на реализацию место и дата акта. Указание на данные судебного пристава-исполнителя, а также номер исполнительного производства, данные понятых, реквизиты данных понятых, указание на имущество, которое подлежит реализации. В данном акте необходимо указать наименование предметов и их индивидуальные признаки, какой специализированной организацией принято имущество, какое имущество и документы переданы приставу.

В постановлении о назначении ответственного хранителя необходимо указать дату и номер постановления, ф.и.о. судебного пристава-исполнителя, номер исполнительного производства и материалы, ф.и.о. должника и взыскателя, предмет исполнения.

В акте о наложении ареста (описи имущества) судебный пристав-исполнитель должен указать характеристики имущества, данные об ответственном хранителе, о месте нахождения имущества, о режиме хранения имущества. В постановлении отражается информация об изменении места хранения арестованного имущества. Любая передача его другим лицам без письменного разрешения судебного пристава-исполнителя запрещается. Делается предупреждение об уголовной ответственности по ст. 312 УК РФ, разъяснение о порядке обжалования постановления. 

В постановлении о передаче имущества на реализацию судебный пристав-исполнитель отражает дату вынесения постановления, номер, ф.и.о. судебного пристава-исполнителя, наименование и структурное подразделение, описание имущества, отчет специалиста-оценщика, предупреждение руководителя органа, что нарушение им законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, влечет за собой административную ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.

Прокурору необходимо учитывать, что в зависимости от вида имущества различается и порядок обращения на него взыскания. При наложении взыскания на недвижимое имущество следует знать, что оно подлежит обязательной регистрации, следовательно, сведения о нем должны по общему правилу содержаться в территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. При получении сведений о наличии у должника недвижимого имущества судебный пристав-исполнитель, в первую очередь, выносит постановление о наложении ареста на данное имущество и направляет его в указанную службу. Затем в силу ст. 86 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель передает недвижимое имущество под охрану. Продать недвижимое имущество судебный пристав-исполнитель может только в форме аукциона. В данном случае он снова должен вынести соответствующее постановление.

При этом необходимо принимать во внимание положения ст. 446 ГПК РФ, в соответствии с которой судебный пристав-исполнитель не может обратить взыскание на жилое помещение, которое для должника и членов его семьи является единственным пригодным для проживания. 

Если судебный пристав-исполнитель не получил сведений о наличии у должника недвижимого имущества, в том числе жилого, из территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, то прокурор обязан  проверить выполнение судебным приставом-исполнителем всего комплекса розыскных действий, предусмотренных разд. II Положения об организации розыска в рамках исполнительного производства, утвержденного приказом ФССП России от 26.07.2013 № 249.    

Прокурор должен знать, что судебный пристав-исполнитель не может сам реализовать недвижимое имущество, если не осуществлена его государственная регистрация. В данном случае прокурор вправе потребовать исполнения положений ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данной статьей судебному приставу-исполнителю предоставлено право требования государственной регистрации недвижимого имущества.

В то же время судебный пристав-исполнитель вправе обращаться в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для государственной регистрации недвижимого имущества только в строго определенных случаях: требование государственной регистрации содержится в судебном акте; судебный акт содержит указание на то, что имущество или имущественное право принадлежит взыскателю; взыскатель по предложению судебного пристава-исполнителя оставил за собой нереализованное имущество или имущественное право должника.

Перед обращением в регистрирующий орган судебный пристав-исполнитель обязан вынести соответствующее постановление.

Закон об исполнительном производстве не предоставляет возможность судебному приставу-исполнителю осуществить государственную регистрацию права собственности должника при отсутствии согласия или заявления другой стороны по сделке. Государственная регистрация в данном случае должна осуществляться только на основании решения суда, вынесенного в порядке п. 3 ст. 165 ГК РФ. В данном случае обращаться в суд необходимо взыскателю, а прокурору необходимо проверить, разъяснил ли судебный пристав-исполнитель взыскателю право на подобные действия.

Имеются значительные особенности обращения взыскания судебным приставом-исполнителем на заложенное имущество. Природа залога состоит в исключении из общего имущества должника определенной его части, соответствующей стоимости долга. Из этой части имущества и предоставляется преимущественное удовлетворение требований кредитора.

Поиск и арест заложенного имущества осуществляются по общим правилам исполнительного производства. Прокурор обязан проверить, отразил ли судебный пристав-исполнитель при наложении ареста в постановлении и в акте то, что имущество находится в залоге.

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заложенное имущество на основании решения суда, судебного приказа либо исполнительной надписи нотариуса. Начальная продажная цена заложенного имущества определяется решением суда. В случае, если осуществляется реализация заложенного движимого имущества во внесудебном порядке, то обязательным является привлечение оценщика.

Взыскание на заложенное имущество осуществляется по обращению самого взыскателя непосредственно в службу судебных приставов-исполнителей либо на основании предъявления исполнительной надписи нотариуса, если между сторонами был заключен соответствующий договор. В данном случае при отсутствии обращения взыскателя о реализации предмета залога в ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель осуществляет изъятие предмета залога у залогодателя и передает его взыскателю (залогодержателю) для последующей реализации.

Кроме того, при обращении взыскания на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса прокурор обязан проверить наличие в ней обязательных реквизитов, предусмотренных ст. 92 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, т.е. фамилию и инициалы, должность нотариуса, совершающего исполнительную надпись; наименование и адрес взыскателя; наименование и адрес должника; обозначение срока, за который производится взыскание; обозначение суммы, подлежащей взысканию, или предметов, подлежащих истребованию, в том числе пени, процентов, если таковые причитаются; обозначение суммы государственной пошлины или тарифа, уплаченных взыскателем или подлежащих взысканию с должника; дату (год, месяц, число) совершения исполнительной надписи; номер, под которым исполнительная надпись зарегистрирована в реестре; подпись нотариуса, совершившего исполнительную надпись; печать нотариуса.

При проверке прокурором законности обращения взыскания на основании исполнительной надписи нотариуса необходимо учитывать срок для ее предъявления. В соответствии со ст. 94 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлено, что исполнительная надпись, если взыскателем или должником является гражданин, может быть предъявлена к принудительному исполнению в течение трех лет со дня ее совершения, а если и взыскателем, и должником являются предприятия, учреждения, организации – в течение одного года, если законодательством Российской Федерации не установлены иные сроки.

Порядок проверки обращения взыскания на автотранспортные средства.

Прокурору при проверке законности обращения взыскания на автотранспортные средства необходимо учитывать, что обязанность по государственной регистрации автотранспортных средств установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», но данный акт не связывает момент возникновения или прекращения права собственности с его регистрацией в органах ГИБДД.

В ходе проверки выяснению подлежат вопросы проведения регистрации ареста на имущество должников, в первую очередь объектов недвижимости и транспорта. Для этого следует получить копии свидетельств о регистрации обременений в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (при отсутствии их в исполнительных производствах), а также запросить данные из базы Госавтоинспекции, в органах Госгортехнадзора (в отношении тяжелых промышленных и сельскохозяйственных машин).

Кроме того, при наличии соответствующих оснований прокурор вправе ставить перед судебным приставом-исполнителем вопрос о розыске автотранспортного средства. Он должен осуществляться в соответствии с разд. III «Действия судебного пристава-исполнителя, осуществляющего розыск, по установлению местонахождения должника, его имущества или ребенка» Положения об организации розыска в рамках исполнительного производства.

При наложении ареста на транспортное средство прокурор должен проверить, чтобы судебный пристав-исполнитель не только вынес постановление об аресте транспортного средства, но и составил акт описи.

Прокурор проверяет решение судебным приставом-исполнителем вопроса о передаче имущества на ответственное хранение, в том числе вынесение последним постановления об аресте и акта описи, вынесение постановления о передаче транспортного средства на ответственное хранение, в том числе оставление его у должника без права пользования.  

В ходе проверки внимательному изучению должны подвергаться вопросы соблюдения порядка оценки имущества, прежде всего случаи занижения стоимости арестованного имущества. Путем изучения журналов и книг движения арестованного имущества необходимо выбирать и просматривать наличие или отсутствие актов ареста и изъятия имущества должников, проверять даты их внесения, наличие подписей понятных, указанную примерную сумму стоимости арестованных или изъятых предметов (ценностей). Следует иметь в виду, что до вынесения постановления об оценке имущества стоимость является примерной. Такое постановление выносится после получения заключения оценщика (как правило, организации, привлекаемой на основании законов о госзаказе и контрактной системе) или по итогам самостоятельной оценки, произведенной судебным приставом-исполнителем в отношении имущества, цена которого не превышает 30 тыс. руб.

В указанных случаях подлежат выяснению наличие у организации-оценщика свидетельства саморегулируемой организации, лицензии (при необходимости), заключенного договора или государственного контракта (заключается управлением ФССП России по субъекту Российской Федерации), а также не занижена ли стоимость имущества, оцениваемого судебным приставом-исполнителем самостоятельно. Рыночная цена арестованного предмета может быть рассчитана на основе данных, размещенных различными рекламными организациями в сети Интернет по аналогичным товарам, а также полученных по запросам в торговые организации, органы статистики, торгово-промышленные объединения, палаты.  

 

На ценные бумаги

 

Гражданский кодекс Российской Федерации под ценной бумагой понимает документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

В соответствии с ч. 3 ст. 69, п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на ценные бумаги осуществляется в первую очередь как и в отношении денежных средств.

При проверке прокурором законности действий судебного пристава-исполнителя необходимо учитывать установленные Законом об исполнительном производстве исключения, к которым относятся: ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда, акции дочерних акционерных обществ, вносимые государством в уставный капитал холдинговой либо иной компанией, если они созданы посредством приватизации имущества государства. Данные ценные бумаги рассматриваются как часть имущества, от которого зависит производство юридического лица.

При проверке законности наложения судебным приставом-исполнителем ареста на ценные бумаги следует учитывать, что разница в обращении взыскания на бездокументарные и документарные бумаги заключается в том, что в при наложении ареста на бездокументарные ценные бумаги судебный пристав-исполнитель обязан вынести только постановление, а при аресте документарных ценных бумаг помимо вынесения постановления он также обязан составить акт описи.

В случае, если исполнительные действия судебным приставом-исполнителем осуществляются в отношении ценных бумаг, которые обращаются на фондовом рынке, то после их оценки они реализуются в специальном порядке, установленном законом. В частности, ценные бумаги в виде паев инвестиционного фонда реализуются инвестиционным фонд


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.