Теоретико-концептуальные аспекты прокурорского надзора как основной функции прокуратуры при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Теоретико-концептуальные аспекты прокурорского надзора как основной функции прокуратуры при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции

2021-06-30 30
Теоретико-концептуальные аспекты прокурорского надзора как основной функции прокуратуры при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обычно в научной литературе прокурорский надзор определяется как деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени государства и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов. Исходя из этого, прокурорский надзор это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, осуществляемый только органами прокуратуры, что определено нормами ст. 125 Конституции Республики Беларусь. Важным направлением работы является надзор за соответствием закону судебных решений. Предметом надзора за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении являются соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, а также соответствие законодательству правовых актов и решений (действий) органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению. Обобщенно, прокурорский надзор можно представить как обеспечение верховенства закона, формирования обстановки, необходимой для единообразного и точного применения законов, активного противодействия любым попыткам исказить смысл закона, дать ему истолкование, выгодное тому или иному субъекту правоприменения. Для осуществления прокурорского надзора и достижения его результатов предусмотрены меры прокурорского реагирования. Законом определены виды актов органов прокуратуры, основная их часть имеет правоприменительный характер. К актам прокурорского надзора следует относить протесты, представления, постановления, предписания, официальные предупреждения.

Прокурорский надзор, его предмет и пределы, полномочия прокурора, формы и средства устранения нарушений закона имеют ряд специфических признаков, отличающих его от методов контроля за законностью со стороны иных государственных органов. «Прокурорский надзор имеет самые широкие границы, которыми не обладает ни один государственный орган. Он распространяется на все министерства, государственные комитеты, службы и иные органы исполнительной власти, органы местного управления, а также на деятельность их должностных лиц». Прокуратура осуществляет надзор за всеми законами, а также издаваемыми на их основе правовыми актами. Не распространяется прокурорский надзор на органы судебной власти и отдельных граждан. При осуществлении надзора прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность организаций, учреждений и должностных лиц (исключение составляет надзор прокурора за расследованием преступлений). Исходя из сказанного, под прокурорским надзором понимают осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченного должностного лица - прокурора по обеспечению соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения законов, действующих на территории Республики Беларусь, министерствами, государственными комитетами, службами и иными органами исполнительной власти, органами местного управления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами коммерческих и некоммерческих организаций, а равно соответствия законам правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к ответственности.

Разграничение надзорной деятельности прокуратуры на отрасли определяется спецификой органов государственной власти и организаций, поднадзорных прокуратуре, а так же основными направлениями и задачами деятельности прокуратуры. «Отрасль прокурорского надзора - это направление прокурорского надзора, которое обусловлено спецификой правового положения поднадзорных органов, организаций и должностных лиц и характеризуется определенными полномочиями прокуроров, методами и формами прокурорской деятельности». Может показаться парадоксальным, что органы прокуратуры, реализующие свои полномочия независимо от каких-либо иных органов, ставятся в то же время в определенную зависимость от них. Но подчинение это чисто организационное, связанное с характером деятельности поднадзорных субъектов. Само же содержание прокурорского надзора не меняет своей сущности. Формирование направлений деятельности прокуратуры происходит применительно к деятельности государственных органов, которые в правовом государстве несут обязанность строжайшего соблюдения законов. Осуществляя от имени государства руководство обществом, они активно влияют на строгое и точное исполнение законов учреждениями, предприятиями, организациями, гражданами. И это возможно только в случае принятия ими решений, соответствующих требованиям норм права. Любой незаконный акт способен вызвать множество нарушений законности со стороны указанных субъектов.

Можно констатировать, что осуществление прокурорского надзора является основной функцией прокуратуры, однако эта деятельность Прокуратуры Республики Беларусь определена как одна из задач прокурорского надзора. Так в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о Прокуратуре задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении. Вместе с тем, действующее законодательство ни как не определяет функции прокуратуры, что как нам представляется, является необходимым условием эффективного правового регулирования деятельности прокуратуры, так как точная правовая терминология и ее единообразное понимание необходимы. Особенно это важно при издании правовых актов в сфере прокурорской деятельности и в научном обороте, хотя и на практике смешение определений может привести к неправильному толкованию и применению закона. Конституция Республики Беларусь и Закон о Прокуратуре перечня функций прокуратуры не содержат. Вместе с тем, анализ законодательства свидетельствует, что надзор за соблюдением законности является главным видом деятельности органов прокуратуры и определяет ее основные задачи, связанные с обеспечением законности, защиты законных прав граждан и публичных интересов во всех сферах правоприменения. Таким образом, функция прокуратуры - это определяемая потребностями государства специфическая правовая деятельность, основу которой составляет надзор за соблюдением законов. Данная деятельность осуществляется в определенной системе, т. е. в конкретном государстве, на конкретном историческом, экономическом, политическом этапе его развития совместно с другими государственными органами - законодательными, исполнительными, судебными, контрольными и иными. Вопрос определения функций прокуратуры имеет важное значение для определения понятия прокурорского надзора при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции, так как через содержание функций раскрывается содержание деятельности.

Прокурорский надзор по логике законодателя, следует рассматривать не как узкую сферу деятельности прокуратуры, а как общее определение всей деятельности прокуратуры, направленное на обеспечение законности во всех сферах правоприменения. Следует отметить, что деятельность прокурора в суде обладает определенными особенностями, так Фойницкий И.Я. указывал на то, что по содержанию деятельность прокурора в суде распадается на законоохранительную и обвинительную. В этом он видел не только интересы обвинения, но главным образом интересы правосудия и законности. Исходя из задач прокуратуры, определяющих осуществление ее полномочий в общей системе ее функциональной деятельности в надзорной сфере и осуществлении уголовного преследования, базовые функции являются логически первичными для деятельности прокуратуры и включают: функция надзора за соблюдением Конституции и законов (с корректировкой пределов и предмета надзора); функция уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства; функция поддержания государственного обвинения в судебном разбирательстве и участия прокурора в суде. Такой подход представляется правильным, соответствующим характеру тех полномочий, которыми прокурор наделен в настоящее время. Как уже упоминалось выше, прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной деятельности - прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени государства надзора за соблюдением законности только централизованной единой системой органов прокуратуры, обладающей исключительной компетенцией в данной сфере.

Осуществление прокурорского надзора в суде имеет свои специфические особенности, что связано с наделением суда исключительным правом осуществления правосудия обусловлено тем, что только в судебном разбирательстве в полном объеме действуют все принципы уголовного процесса. Здесь закон создает наиболее благоприятные условия для установления истины, в полной мере обеспечиваются права сторон, действует развернутая система процессуальных гарантий. Вместе с тем, суду деятельность суда должна подлежать контролю со стороны независимого органа, обеспечивающего точное и единообразное применение законодательства. Следует согласиться с утверждением, что «такой контроль в наиболее последовательной, действенной и самое главное отвечающей интересам правосудия форме может обеспечить прокурорский надзор». Без прокурорского надзора, в ходе судебного разбирательства, защита прав граждан не может быть полноценной. При осуществлении прокурорского надзора следует учитывать не только защиту законных интересов граждан, но и публичных интересов. Данный момент нельзя игнорировать, прежде всего, потому, что принцип публичности относится к числу важнейших принципов уголовного судопроизводства. Публичный интерес в общем виде - это охраняемый законом интерес, за которым стоит общество, государство. Его защита отнюдь не означает дискриминацию интересов личности. Хотя данные понятия различны по своему содержанию, социальному наполнению, тем не менее, не в их противопоставлении, а в гармоничном сочетании заложена стабильность в обществе. Публичный интерес в уголовном судопроизводстве выражает охраняемый законом интерес в создании обстановки неотвратимости уголовного наказания за совершение преступлений, в обеспечении такой судебной практики, при которой ни один невиновный не был бы незаконно осужден и ни один виновный не избежал бы приговора суда. В механизме защиты публичного интереса в уголовном судопроизводстве и особенно на его судебных стадиях в силу специфики решаемых задач и средств их решения прокурорский надзор представляется, безусловно, необходимым звеном. Таким образом, на данной основе обеспечивается соблюдения принципа законности и защиту прав всех субъектов правоотношений.

Бесспорно, в правовом государстве должна быть сильная, реальная, независимая судебная власть. Прокурор в суде - это представитель централизованного надзорного органа. Он поддерживает государственное обвинение для того, чтобы виновный не избежал уголовной ответственности, понес должное наказание. В отличие от защитника он обязан реагировать на любые нарушения закона при рассмотрении дела. Таким образом, содержание надзорной деятельности прокуратуры в суде включает не только собственно надзорные действия, связанные с ходатайствами, отводами, протестами против действий других участников процесса и актами прокурорского реагирования для обеспечения законности судебных решений, но и осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения, что также необходимо рассматривать как надзорную деятельность. Такой подход к содержанию прокурорского надзора при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции базируется на общем определении прокурорского надзора как деятельности, обеспечивающей законность и защиту законных прав и публичных интересов. Высказываемая в литературе точка зрения, что участие прокуроров в рассмотрении дел судами и опротестование ими судебных решений не рассматривается законодателем как осуществление надзора, представляется нам необоснованной, так уголовное преследование заключается не только в обеспечении государственного обвинения и формировании правовой основы для применения уголовной ответственности, но и обеспечивает восстановление нарушенных субъективных прав, защиту публичных интересов и реализацию принципа справедливости и неотвратимости уголовного наказания, как основы правосудия, предусмотренные нормами ст. 3 Уголовного Кодекса Республики Беларусь 1999 г. (принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.) (Далее УК), что является важным средством формирования правопослушного поведения, то есть самого широкого обеспечения верховенства права и закона в общественных отношениях. Кроме этого, прокурор вправе отказаться от обвинения или изменить его, в соответствии с ч. 7 ст. 293 УПК государственный обвинитель может изменить обвинение, а также отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве, что так же необходимо рассматривать как форму прокурорского надзора.

Все это позволяет нам определить понятие прокурорского надзора при производстве по уголовным делам в суде первой инстанции как деятельность прокурора, осуществляемую с целью обеспечения законности судебных решений, в целях защиты законных прав граждан и публичных интересов, в форме осуществления надзорных действий, выраженных в процессуальных действиях в ходе судебного разбирательства и актов прокурорского реагирования на незаконное решение суда и в форме осуществления государственного обвинения. Надзор за соответствием закону судебных решений заключается в проверке законности и обоснованности решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений, прокурор имеет право (а в случаях, предусмотренных законом) обязан: участвовать в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой инстанции, в случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные протесты по решениям, приговорам и другим актам суда, направлять в суд представления о пересмотре решений и других актов по гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

При осуществлении прокурорского надзора прокурор обладает широкими полномочиями, так в соответствии с нормами ч. 6 ст. 43 УПК прокурор вправе заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнения по поводу действий других участников уголовного процесса, а также по вопросам, разрешаемым судом; представлять суду доказательства; давать органу предварительного следствия обязательные для него поручения по обеспечению представления суду доказательств; применять меры процессуального принуждения для обеспечения представления суду доказательств; участвовать в судебном исследовании доказательств уголовного дела; изменять, дополнять и предъявлять новое обвинение; отказаться от обвинения; протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия и записей об обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть отмечены; пользоваться другими полномочиями, предусмотренными УПК. Таким образом, прокурор в судебном заседании обязан реагировать на нарушения законности, и для этого он наделён правом: заявлять отводы и ходатайства; высказывать мнение по поводу действий участников уголовного процесса и протестовать против действий другой стороны; возражать против необоснованных или представляющихся ему неправильными по другим основаниям действий председательствующего; требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия. Прокурор в подготовительной части судебного заседания участвует в решении судом вопросов об отводах участников судебного заседания, необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности рассмотрения уголовного дела без присутствия кого-либо из участвующих в деле лиц. В подготовительной части судебного заседания прокурор дает заключение по возникающим вопросам, заявляемым участниками процесса ходатайствам, сам заявляет различного рода ходатайства, высказывает свои соображения о возможности слушания дела в отсутствие кого-либо из лиц, вызванных в судебное заседание. Заключение прокурора является одним из процессуальных действий, логически связанных со всей его предшествующей и последующей деятельностью. Заключение дается в устной форме, основное его содержание заносится в протокол судебного заседания.

Согласно ст. 115 Конституции Республики Беларусь правосудие осуществляется на основе состязательности, равенства сторон в процессе. Это следует учитывать при определении полномочий прокурора для осуществления надзорной деятельности. Эти принципы взаимно обуславливают друг друга, так как признание права на состязание - это и признание сторонами судебного процесса права использовать равные средства и возможности для осуществления своих функций. Ограничение одной из сторон в каком-либо праве должно быть компенсировано предоставлением ей дополнительных возможностей по отстаиванию своих позиций, т. к. привилегированное положение одной из сторон подрывает устои состязательности и лишает суд возможности объективно разобраться в деле. По мнению Ивановского А.В., в действительности «принцип состязательности в судебном разбирательстве заключён прежде всего в том, что обязанность доказывания предъявленного лицу обвинения возлагается только на сторону обвинения». Поэтому в новом законе последовательно проводится идея освобождения суда от выполнения несвойственных ему действий обвинительного характера, что порождало на практике сомнения в беспристрастности суда и приводило к обвинительному уклону при разбирательстве дела. «Суд освобождается от следующих функций: права возбуждать уголовные дела по новому обвинению и в отношении нового лица, которое должно принадлежать органам уголовного преследования; обязанности первого допроса подсудимого и других участников судебного разбирательства, которая должна принадлежать сторонам; обязанности продолжить процесс при отказе прокурора от обвинения; обязанности направлять дела на дополнительное расследование при неполноте предварительного следствия». Для реального обеспечения состязательности необходимо обязательное участие в каждом судебном процессе двух сторон - обвинения и защиты. Тогда суд может сосредоточиться только на руководстве судебным процессом, определении допустимости представляемых сторонами доказательств и принятии решения, которое должно быть окончательным: в виде обвинительного или оправдательного приговора.

Таким образом, деятельность прокуратуры является обязательным условием развития правового государства, основанного на принципах верховенства права и закона. Именно такое государство должно является ориентиром государственного строительства в Республики Беларусь, так как только в таких условиях возможно эффективное выполнение государством своих правоохранительных функций, которые в своей основе должны сводиться к обеспечению защиты законных прав и свобод граждан, так как именно человек является высшей ценностью государства. Прокуратура, как независимый орган государственной власти, невходящий не в одну из ветвей власти, является органом, призванным обеспечивать законность деятельности государства и иных субъектов правоотношений в разных сфера общественной жизни и именно по этому обеспечение законности как основы верховенства права и закона является приоритетной целью прокуратуры, реализуемой в задачах и направлениях ее деятельности. В этом смысле прокурорский надзорявляется важнейшим методом обеспечения законности. Осуществление прокурорского надзора при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции следует рассматривать на основе концептуальной связи собственно надзорных действий прокурора, выражающихся в процессуальных действиях (ходатайства, отводы, протесты на действия других участников судебного процесса) и актах прокурорского реагирования (протесты) и государственного обвинения, которое наряду с собственно надзорными действиями направлено на обеспечение законности судебных решений, защиту законных интересов граждан и публичных интересов.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.